« Особенности подготовки к олимпиадам по физике, информатике»
олимпиадные задания по физике

Епрынцева Елена Владимировна

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады. Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_olimpiade.docx63.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальноое Бюджетное Общеобразовательное учреждение

Мучкапская  средняя общеобразовательная школа

« Особенности подготовки к олимпиадам

 по физике, информатике»

2020г.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады. Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.

Но в  настоящее время стало обязательным участие каждого образовательного учреждения в  школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников, принятого в декабре 2009 года,  основными целями  и задачами Олимпиады являются:

  • выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-  исследовательской деятельности;
  • создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
  • пропаганда научных знаний;
  • привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми;
  • отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников — первый и самый массовый её этап. Он состоит из одного теоретического тура, экспериментальных задач на школьном этапе нет. В школах физику начинают проходить в 7 классе, поэтому школьный этап проводится для 7–11 классов, а по информатике с 5-11. Организация и проведение олимпиады по физике, математике информатике  и другим предметам среди учащихся преследует такие цели:

  • выявление умных, сообразительных учеников;
  • развитие нестандартного мышления;
  • повышенный интерес к изучению предмета;
  • создание условий для поддержки и поощрения одаренных детей;
  • популяризацию предмета среди школьников.

Среди школьников распространено заблуждение, что необязательно готовиться, чтобы участвовать в олимпиадах. Как показывает опыт, это утверждение не всегда  справедливо   даже  для начальных этапов соревнований. Например, в школьном этапе всероссийской олимпиады действительно можно успешно выступить и без дополнительной подготовки, зная только основные законы физики, и основы информатики. Но далеко не всегда необходимые на олимпиаде знания совпадают со школьной программой. А иногда задание на известную тему из школьной программы кажется сложным из-за необычной формулировки, за которой скрывается знакомый материал. Задачи, которые предлагают участникам олимпиад, несколько отличаются от школьных заданий и  основной чертой, характерной олимпиадного задания, является его нестандартность. Для решения большинства заданий требуется знать, как правильно готовится к предметным олимпиадам. Нужно знание материала, изучение которого не всегда предусмотрено школьными программами по физике, информатике, математике.

Однако решение физических задач олимпиады требует умения строить модели, основанные на полном понимании существующих физических законов, умении применять самостоятельно их в различных ситуациях, а также в знании математики (без последнего невозможно получить решение большинства физических задач). Олимпиада сильно отличается от экзамена ОГЭ и  ЕГЭ. Недостаточно понять формат и выполнить задачи по шаблону. Нужно  уметь мыслить нестандартно.


Система подготовки участников олимпиад:

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Подготовка школьников к олимпиадам.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся  работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть  систематической. Практика работы с одаренными учащимися показывает, что очень эффективен трехэтапный метод: вначале учитель впереди, ученик – за ним. Это означает, что ученик в точности выполняет все указания учителя. Следующий этап: учитель и ученик – рядом. Это означает, что варианты работы, предложенные учителем, дополняются, изменяются или корректируются самим учеником в зависимости от его творческих возможностей. Конечным этапом работы с учеником в идеале является метод, когда учитель следует за учеником, помогая в выборе интересующей ученика информации и направляя его занятия. 

Поэтому:

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников используя:

  • наблюдения в ходе уроков;
  • организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:

  • реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
  • уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

3.Планируем работу по подготовке к олимпиаде:

  • при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
  • оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
  • предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
  • основной формой работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.

4.Расширяем кругозор:

  • читаем книги, журналы, работаем в Интернете, общаемся дистанционно.

5. Работаем руками: развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, приборами. И, конечно  не останавливаемся.

Подходы  и методики  подготовки учащихся к олимпиадам могут быть  различным. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и  готовить их к олимпиаде, 

необходимо произвести отбор, если ребенок талантлив, то он талантлив во многих 

 предметных  областях.

Методические принципы при подготовке школьника  к Олимпиаде.

  Совсем нелегко давать  конкретные рекомендации по подготовке к   олимпиадам. Есть   несколько подходов при решении данной проблемы:

  • Максимальная самостоятельность 

 предоставление возможности  самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые  добываются  собственными усилиями, в процессе выполнения задания. Успешная   подготовка   –  это   более  подробное дополнительное изучение  тем    школьного   курса.   При   этом   не   следует   решать сложные задачи. За сложностью решения может потеряться суть явления. Сложные задачи можно подключить на заключительном этапе подготовки. Успешная подготовка – это решение как можно большего числа олимпиадных задач.

Данный принцип, предоставляя возможность  самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны  учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение  итогов при решении задач.

  • Принцип активности знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в  активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями,  полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно  происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. 

  • Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по  заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа  опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается  результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане  реализация этого принципа придает уверенность учащемуся,  раскрепощает  его и дает возможность успешно реализоваться.

  • Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки,  находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и  ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно  повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для  учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений,  развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

  • Индивидуальный подход.

Индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого   учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от   незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим   навыкам   выбора  способа их решения 6. 

  • Психологический принцип.

Надо  воспитать в участниках  олимпиады чувство здорового стремления к победе.  Это важно для взрослой жизни!  Нужно увидеть задатки в ребёнке и  вырастить эти качества.  Однако важно подчеркнуть, что победителями все не  бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же  ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит  только от тебя. Все победить не могут. 

   Методические   приемы,     которые     используются   при подготовке к олимпиаде:    

  • Погружение:   индивидуальная   работа   ученика   при   поиске возможного решения поставленной задачи
  • Обмен опытом: работа в двойках, обмен и критика возникших идей. 
  • Мозговой штурм: обсуждение решений четверкой. 
  • Подсказка:   беглое   знакомство   с   авторским   решением,   с последующим самостоятельным решением. 
  • Консультации:   консультация   у   старших   и   более   опытных товарищей.  Консультация преподавателя.
  • Участие в разных олимпиадах: выбрав главной целью одну олимпиаду, не стоит отказываться от других. Участие в них в таком случае станет не потерей времени, а дополнительной тренировкой. Умение работать с разными типами заданий и опыт поведения на туре, концентрация, планирование времени — это те элементы подготовки, которые даже регулярные занятия не могут полноценно компенсировать.

Некоторые особенности подготовки к олимпиаде по информатике.

Информатика во многом отличается от других предметов, имеющихся в школьной программе. И это касается, в том числе, подготовки к олимпиадам и другим подобным конкурсам.

Основное отличие: в этом предмете практически нет твердых  постулатов теории, на которые всегда мог бы опереться учащийся. Эта дисциплина постоянно развивается и меняется, что влияет и на ее преподавание, и на конкурсы. Ещё одна особенность – на олимпиаде по информатике важны  и теоретические познания,  и практические навыки. Поэтому подобные конкурсы обычно выигрываются теми школьниками, которые уже занимаются программированием вне учебной программы. Наконец, последняя особенность предмета: школьная программа по нему обычно устаревает на момент выхода. А на олимпиадах по информатике многие вопросы относятся к тому, как работает программирование на текущий момент. Поэтому в процессе подготовки особое значение играет самообразование.

Основные методики подготовки к олимпиаде по информатике.

Для победы в предметной олимпиаде по информатике важна правильная подготовка. Имеется ряд методик, которые могут увеличить шансы на успешное прохождение олимпиады не только школьного уровня:

  • Изучение школьной программы.
  • Самообразование и работа на компьютере.
  • Изучение дополнительных материалов в интернете.
  • Выплнение заданий по информатике из уже прошедших олимпиад.
  • Рекомендации опытных олимпиадников и преподавателей.

Залогом победы является постоянная работа и развитие. Если школьник уже разбирается в предмете, ему будет проще наверстать недостающие знания, и выиграть конкурс.

Изучение школьной программы

На текущий момент это – наименее действенный метод подготовки. Но отказываться от него нельзя. В школе закладывают необходимую базу, которая пригодится при изучении прочего материала.

Самообразование

Самообразование является главным источником знаний для многих из тех, кто изучает программирование.  И для тех, кто хочет выбрать профессию программиста, подобное самообразование должно войти в привычку.На олимпиадах(конкурсах) часто встречаются дополнительные вопросы, не относящиеся к школьной программе. Но дать правильный ответ в этих заданиях сможет только тот ученик, который систематически занимается самообразованием по информатике.

Изучение дополнительной литературы

 Не стоит рассчитывать на одни только бумажные источники информации. Для ответов на большую часть базовых вопросов их хватит. Но следует помнить – информация в книгах обычно уже считается устаревшей. Особенно это касается тех материалов, которые уже переведены на русский язык. Но тем ученикам, которые желают победить в олимпиадах по информатике более высркого уровня, очень пригодится знание английского языка. Даже базовый уровень владения этим языком сильно увеличит шансы на победу в олимпиаде. Поэтому всем школьникам, желающим в будущем заниматься программированием, рекомендуется изучать английский. И обязательно стоит ознакомиться с теми заданиями, которые были представлены на уже прошедших олимпиадах по информатике.

 Итак, для эффективной подготовки школьников к олимпиадам по программированию необходимы четыре условия:

  • достаточный уровень логического мышления;
  • трудолюбие и целеустремленность школьника;
  • достаточное время для подготовки к олимпиаде;
  • квалифицированное руководство подготовкой.

Основная  задача учителя – вовремя увидеть способного ученика и убедить заниматься программированием. Основным стимулом к участию в олимпиадах для школьника является мотивация. Возможность показать знания и эрудицию по решаемой проблеме.

Для работы с одаренными учащимися по информатике в школе должны систематически работать кружки и факультативы, работа которых будет направлена на подготовку учащихся к олимпиадам, а также проводиться индивидуальная работа с учащимися интересующимися программированием. В сельской малокомплектной школе можно создавать разновозрастные факультативы.

Список интернет-ресурсов для подготовки к олимпиаде по физике:

https://journal.school-olymp.ru/posobiya-dlya-podgotovki-k-olimpiadam-po-fizike ( ресурсы по подготовке к олимпиадам по физике)

http://www.rosolymp.ru/ (Портал Всероссийских олимпиад школьников)  

https://olimpiada.ru/  (Олимпиады для школьников)

http://physolymp.ru/ (Сайт олимпиад по физике)

http://mosphys.olimpiada.ru/   (Московская олимпиада по физике)

Список интернет-ресурсов для подготовки к олимпиаде по информатике:

http://anngeorg.ru/olimp/tasks  ( задачи с решениями по информатике)

http://anngeorg.ru/olimp/materials ( материалы для подготовки к олимпиадам по информатике)

http://www.intuit.ru/courses.html (сайт Интернет-университета информационных технологий);

http://ips.ifmo.ru/ (сайт Российской Интернет-школы информатики и программирования);

http://vzshit.net.ru/ (сайт Всесибирской заочной школы информационных технологий).

http://old.info.rosolymp.ru (сайт с самой большой в России коллекцией задач международных и всероссийских олимпиад по информатике с методическими рекомендациями по их решению);

http://www.olympiads.ru/ (сайт по олимпиадной информатике).

Примерные индивидуальные образовательные маршруты

для подготовки к школьному этапу к школьному этапу всероссийской олимпиады школьников

Для обучающегося  9 класса по физике.

Период работы:  сентябрь- октябрь

Цель работы: войти в число призёров школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.

Задачи: Актуализация  знания по темам, включенных в задания олимпиады. Повторение формул курса физики по изученным темам. Совершенствование навыков решения олимпиадных задач. Ориентирование на выбор профессии с применением физических знаний.

Учебное содержание

Что нужно знать?

Что нужно уметь?

Источники информации

Советы учителя

теория

практика

Повторение формул за курс физики 7 класса

Наименование величин, единицы их обозначения, формулу для вычисления величины.

Записать формулу для вычисления, перевести, если необходимо единицы, правильно оформить и записать   решение задачи. Уметь выделить постоянные величины.

Формулы курса 7класса,повторить по учебнику темы: «Взаимодействие тел» «Давление».

Решение олимпиадных задач  из сборника В.А.Шевцов

(стр.281)

Составить таблицу основных формул 7 класса

Повторение формул за курс физики 7 класса

Наименование величин, единицы их обозначения, формулу для вычисления величины.

Записать формулу для вычисления, перевести, если необходимо единицы, правильно оформить и записать   решение задачи. Уметь выделить постоянные величины.

Формулы курса 7класса, повторить по учебнику темы: «Работа. Мощность. Энергия».

Решение олимпиадных задач(сборник В.А.Шевцов

стр.282)

Обратить внимание на объяснение качественных задач.

Повторение формул за курс физики 8 класса

Наименование величин, единицы их обозначения, формулу для вычисления величины.

Записать формулу для вычисления, перевести, если необходимо единицы, правильно оформить и записать   решение задачи.  Уметь выделить постоянные величины.

Повторение тем по учебнику 7 класса: «Тепловые двигатели», « Электрические явления.

Решение олимпиадных задач ( сборник С.Е.Полянский

стр.305)

Составить таблицу основных формул 8 класса, проанализировать ошибки с прошлого задания.

Решение  задач по темам

«Электрические явления» «Электромагнитные явления», « Световые явления»

Наименование величин, единицы их обозначения, формулу для вычисления величины. Правила для определения направления тока. Ход лучей в линзах.

Уметь построить схему, определить по закону Ома величины, соединение проводников

Уметь построить  изображение в линзах, зеркале.

Повторение тем по учебнику 8класса:

« Электрические явления, «Электромагнитные явления»,

 « Световые явления»

Решение олимпиадных задач ( сборник С.Е.Полянский

стр.306)

Обратить внимание на построение схем, правила вычисления величин при последовательном и параллельном соединении.

Разбор задач на равномерное и равноускоренное движение.

Отличительные черты видов движения. Формулы для расчёта различного вида движений

Определять вид движения, строить и читать графики, находить величины по графику.

§4,5,6,7,8

(А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник, физика 9класс)

Упр.1(1,5), упр3(1),упр5(2,3),упр8

 Внимательно рассматривать графики, обращать внимание на координатные оси, единицы измерения.

Решение олимпиадных задач по пройденному материалу

Правила оформления задач, перевода величин.

Определить формулу для решения задачи ,перевести единицы, определить наличие  постоянных величин.

Таблицы формул 7-9класс, таблица приставок к велинам.

Решение задач по карточкам

Использовать таблицы формул, повторить постоянные величины.

Постконкурсная поддержка, дата

Тема

Мероприятие и участники

Задания, способы, виды, средства деятельности

Ожидаемый результат

Формы контроля, помощь учителя

Анализ допущенных ошибок в заданиях школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.

Дополнительные занятия (учитель- ученик)

Анализ задач школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.

Умение самостоятельно анализировать задачи.

Устный анализ

Анкетирование учащегося

Урок, внеурочное занятие

Анкета на выявление интереса к предмету и участия в Олимпиадах по предмету

Положительная динамика по отношению к предмету

Проверка  и анализ анкеты

  Решение задач повышенной  трудности.

Дополнительные, самостоятельные занятия

Решение задач, из  сборника Олимпиадных задач М.В.Моисеева

Более глубокое осмысленное  изучение предмета

Ознакомление с сайтами для подготовки к олимпиадам

Дополнительные, самостоятельные
, внеурочные занятия

1.подготовка олимпиадника по физике http://fizportal.ru/olimp-podgotovka

2.Московская олимпиада школьников пофизике http://olympiads.mccme.ru/mfo/

3.Материалы журнала "КВАНТ" http://kvant.mccme.ru

Викиучебник по физике

  Самостоятельная работа по   Викиучебник по физике

Занятия по решению олимпиадных задач муниципального этапа  олимпиады по физике.

Решение задач на дополнительных занятиях и самостоятельно.

Решение олимпиадных задач. Устная аргументация ответа. Комментарии учителя по решению задач.

Умеет найти не стандартное,

оригинальное решение задачи

Индивидуальный образовательный маршрут по  ФИЗИКЕ

обучающегося (йся)  7класса  

 по подготовке к школьному этапу всероссийской олимпиады школьников

План реализации: сентябрь- октябрь

Цель работы: войти в число призёров школьного этапа  всероссийской олимпиады школьников.

Задачи: Формирование навыков самостоятельной работы, развитие творческих способностей, применение полученных знаний в нестандартных ситуациях. Выявить ребят, проявляющих интерес к предмету, формирование устойчивого интереса к изучению   предмета, научиться приобретать знания путем поиска и самостоятельного мышления. Накапливать опыт решения олимпиадных задач по физике.

Учебное содержание

Что нужно знать?

Что нужно уметь?

Источники информации

Советы учителя

теория

практика

Понятие о предмете физики. Физические величины.

Явления природы; физические термины; отличие вещества от тела; источники физических знаний; физические величины.

Приводить примеры физических тел и веществ; отличать наблюдения от опытов; определять цену деления с учётом погрешности; отличать единицы измерения величин

§1-3

Л.р.

 « Определение цены деления»

Заведи книжку- памятку для записей формул и величин.

Понятие диффузии. Три состояния вещества. Объём.

Из чего состоит вещество; свойства вещества; определение диффузии с и опыты подтверждении; формулу, единицы измерения объёма

Описывать состояние вещества; приводить примеры состояний веществ; записывать формулу объёма; решать качественные задачи

§7,8,9,11

Задачи из сборника Лукашика В.И.

№42,46,55,72,74

При решении качественной задачи  определи к какой теме она относится, вспомни определения по теме,явления

Понятие механического движения

определение равномерного, неравномерного движения; формулу скорости; единицы её измерения

решать задачи на нахождение пути, времени, скорости движения; опредлять по графику скорость тела, строить график скорости

§14, 15, 16

упр.4,5

запомни правила оформления задачи; перевод единиц в СИ: сделай при необходимости чертёж

Знакомство с занимательными задачами по физике

Как  выполнять задания по решению занимательных задач по физике

выявить физическое явление; формулу; величину

 просмотр задач с решениями на сайте: http://elkin52.narod.ru/fizika/fizika6.htm

 решение олимпиадных задач: http://fizolimpiada.ru/olimpiada-fizike-7klass-1.html

Используй справочники, научно популярную литературу, сеть Интернет

Решение задач школьной физической олимпиады

Физические термины, изученные формулы, единицы физических величин

Использовать дополнительную литературу; правильно определить тему задания; оформить задачу

Записи памятки составленной учеником

Решение задач

В.А.Шевцов « Физика 7класс»,методичка, с.281-282

Используй справочники, научно популярную литературу, сеть Интернет

Постконкурсная поддержка  дата

Тема

Мероприятие и участники

Задания, способы, виды, средства деятельности

Ожидаемый результат

Формы контроля

Анкетирование учащегося

Самостоятельная деятельность

Анкета на выявление интереса к предмету и участия в Олимпиадах по предмету

Положительная динамика по отношению к предмету

Проверка  и анализ анкеты

Знакомство с задачами на смекалку

внеурочная деятельность, урок

решение задач на смекалку- http://www.afportal.ru/puzzle

научатся определять тип задачи

Знакомство с сайтом Классная физика для любознательных- http://class-fizika.narod.ru/sad.htm

урок, самостоятельная деятельность

выбор интересных страниц сайта, поиск полезной информации

проявляет интерес к предмету

Выполнение задач школьного тура олимпиады

дополнительные занятия

Тест с выбором ответа, запись ответов  практической части

Участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады

Индивидуальный образовательный маршрут по Информатике

обучающегося (йся)  6 класса  

 по подготовке к школьному этапу всероссийской олимпиады школьников

Период работы:  сентябрь- октябрь  

Цель работы: войти в число призёров школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.

Задачи: Актуализация  знания по темам, включенных в задания олимпиады. Повторение основных тем курса информатики. Совершенствование навыков решения олимпиадных и  логических задач. Совершенствование навыков работы с компьютерными программами.

Учебное содержание

Что нужно знать?

Что нужно уметь?

Источники информации

Советы учителя

теория

практика

 Кодирование информации

Метод координат, правила кодирования

Кодировать и декодировать информацию, решать задачи с помощью метода координат

§7(Босова,5кл.)

Стр.53,

упр .3-12

Внимательно читать задания делай заметки для памятки

Решение логических задач

Правила составления таблиц

Уметь составлять таблицу по представленной информации, решать логические задачи с помощью таблиц.

§9(Босова,5кл.)

Логические  задачи из сборника Босова Л.Л.

«Занимательные задачи по Информатике»

Внимательно читать условие задачи, составлять таблицу для решения.

Рисунок, Схема, диаграмма

Для чего нужны наглядные формы представления информации.

Пояснять схемы, строить диаграммы.

§10(Босова,5кл.)

Построение диаграмм по известным данным

Внимательно читать текст, условие задачи

Система счисления

Способы перевода десятичных чисел в двоичный код.

Переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную

§1.3(Босова,6кл.)

Задания на карточках

Использовать для перевода чисел таблицу

Решение олимпиадных задач

Выявить тему задачи, способ решения

Найти правильный подход к решению задачи, применить логику, воображение.

Памятка, составленная учеником совместно с преподавателем

Задания школьной Олимпиады прошлых лет.

Использовать памятку для работы над задачами

Анализ решения олимпиадных задач

Выявить тему задачи, способ решения. Найти ошибки

Объяснить подход к решению задачи, доказать правильность выбранного пути решения

 Задания на карточках

Устно анализировать каждое решение

Итоговый контроль

Задания школьного тура олимпиады 2015года

Внимательно просмотреть все записи, использовать памятку

Постконкурсная поддержка.

Дата

Тема

Мероприятие и участники

Задания, способы, виды, средства деятельности

Ожидаемый результат

Формы контроля, помощь учителя

Анализ допущенных ошибок в заданиях школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.

Дополнительные занятия(учитель ученик)

Анализ задач  школьного  этапа всероссийской олимпиады школьников.

Умение самостоятельно анализировать задачи.

Беседа. Анкетирование

учащегося.

Дополнительные, внеурочные  занятия.

Анкета на выявление интереса к предмету и участия в Олимпиадах по предмету

Положительная динамика по отношению к предмету

Проверка  и анализ анкеты

Решение логических задач

Урочная, внеурочная деятельность

 Решение логических  задач из сборника Босова Л.Л.

«Занимательные задачи по Информатике»

Уметь составлять таблицу по представленной информации, решать логические задачи с помощью таблиц.

Выполнение заданий школьного и муниципального тура олимпиад

Дополнительные, внеурочные  занятия.

Решение олимпиадных задач. Устная аргументация ответа. Устные комментарии учителя по  теме и выбору решения задач.

Готовность к участию в муниципальном этапе олимпиады

Итоговый  контроль

Самостоятельная работа

Тест повышенной трудности

100% безошибочное выполнение заданий

Индивидуальный образовательный маршрут по Информатике

обучающегося (йся)  7 класса  

 по подготовке к школьному этапу всероссийской олимпиады школьников

Период работы:  сентябрь- октябрь

Цель работы: войти в число призёров школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.

Задачи: Актуализация  знания по темам, включенных в задания олимпиады. Повторение основных тем курса информатики. Совершенствование навыков решения олимпиадных и  логических задач. Совершенствование навыков работы с компьютерными программами.

Учебное содержание

Что нужно знать?

Что нужно уметь?

Источники информации

Советы учителя

Самооценка

теория

практика

«3»

«4»

«5»

 Кодирование информации

Решение логических задач

Метод координат, правила кодирования

Правила составления таблиц

Кодировать и декодировать информацию, решать задачи с помощью метода координат

Уметь составлять таблицу по представленной информации,решать логические задачи с помощью таблиц.

§7(Босова,5кл.)

§9(Босова,5кл.)

Стр.53,

упр .3-12

Логические  задачи из сборника Босова Л.Л.

«Занимательные задачи по Информатике»

Внимательно читать задания делай заметки для памятки

Внимательно читать условие задачи, составлять таблицу для решения.

Рисунок,

Схема, диаграмма

Для чего нужны наглядные формы представления информации.

Пояснять схемы, строить диаграммы.

§10(Босова,5кл.)

Построение диаграмм по известным данным

Внимательно читать текст, условие задачи

Система счисления

Способы перевода десятичных чисел в двоичный код.

Переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную

§1.3(Босова,6кл.)

Задания на карточках

Использовать для перевода чисел таблицу

Олимпиадные задачи школьного тура

Выявить тему задачи, способ её решения

Найти правильный подход к решению задачи, применить логику, воображение.

Памятка, составленная учеником совместно с учителем

Задания школьной Олимпиады прошлых лет.

Использовать памятку для работы над задачами

Анализ решения олимпиадных задач

Выявить тему задачи, способ решения. Найти ошибки

Объяснить подход к решению задачи, доказать правильность выбранного пути решения

 Задания на карточках

Устно анализировать каждое решение

Постконкурсная поддержка.

Тема

Мероприятие и участники

Задания, способы, виды, средства деятельности

Ожидаемый результат

Формы контроля, помощь учителя

Анализ допущенных ошибок в заданиях школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.

Дополнительные занятия(учитель ученик)

Анализ задач  школьного  этапа всероссийской олимпиады школьников.

Умение самостоятельно анализировать задачи.

Беседа. Анкетирование

учащегося.

Дополнительные, внеурочные  занятия.

Анкета на выявление интереса к предмету и участия в Олимпиадах по предмету

Положительная динамика по отношению к предмету

Проверка  и анализ анкеты

Решение логических задач

Урочная, внеурочная деятельность

 Решение логических  задач из сборника Босова Л.Л.

«Занимательные задачи по Информатике»

Уметь составлять таблицу по представленной информации, решать логические задачи с помощью таблиц.

Выполнение заданий школьного тура олимпиады

Дополнительные, внеурочные  занятия.

Решение олимпиадных задач. Устная аргументация ответа. Устные комментарии учителя по  теме и выбору решения задач.

Готовность к участию в муниципальном этапе олимпиады

Выполнение заданий муниципального тура олимпиады

Дополнительные занятия

Олимпиадные задания

Участие в муниципальном этапе олимпиад

Индивидуальный образовательный маршрут по  ИНФОРМАТИКЕ

обучающегося (йся)  9 класса  

 по подготовке к школьному этапу всероссийской олимпиады школьников

План реализации: сентябрь- октябрь

Цель работы: войти в число призёров  школьного этапа  всероссийской олимпиады школьников

Задачи: Актуализация знаний по информатике. Систематизировать опыт решения олимпиадных задач по Информатике. Прививать навыки программирования. Развивать логическое мышление.

Дата

Тема

ЗУН

Задания, способы, виды, средства деятельности на занятии с учителем

Домашнее задание для самостоятельной работы

Формы контроля

Решение заданий школьного этапа всероссийской  олимпиады школьников

 Уметь определить тему раздела к которому относится задача, выбрать способ решения задачи Развитие логического мышления.

Решение олимпиадных задач. Устная аргументация ответа. Комментарии учителя по решению задач.

Решение олимпиадных заданий школьного этапа за прошлый учебный год.

Консультация, проверка выполнения задания.

Решение заданий всероссийской олимпиады школьников

Уметь определить тему раздела к которому относится задача. Уметь правильно определить тип задания, ход его выполнения. Развитие логического мышления

Решение олимпиадных задач. Устная аргументация ответа. Комментарии учителя по решению задач.

Решение заданий всероссийской олимпиады школьников с образовательного портала:

Собеседование с учителем. проверка решения задач.

Обзор литературы по программированию

Уметь выбрать из изученной литературы главное.

Самообразование, работа с учебной и дополнительной литературой.

Работа с литературой  Окулов С.М.« Основы программирования», « Программирование в алгоритмах», составить краткий конспект

Проверка конспекта по изученной литературе

 Просмотр видеоурока Гуровиц Владимира Михайловича по программированию  «Стиль программирования и сложность алгоритмов. Логические операции и их свойства"

 Обратить внимание  на правильный  стиль программирования, начальные сведения о сложности алгоритмов и эффективности программ.  Изучить информацию  о логических операциях и их свойствах

 Назвать основные  моменты фильма на которые следует обратить внимание.

Просмотр фильма по ссылке http://inf777.narod.ru/

Консультация,

совместное  обсуждение видеоролика

 Решение логических задач по Информатике.

 Уметь решать нестандартные логические задачи. Развитие логического мышления.

Познакомить с решением задач на сайте:

www.nazva.net

Решение задач из задачника – практикума по информатике(А.Г.Гейн

 Н.А.Юнерман)

Консультация,

Проверка решения задач.

 Разбор олимпиадных задач на сайте « Информатика в школе»

Уметь решать олимпиадные задачи по программированию.

Работа по разбору олимпиадных задач  на портале http://inf777.narod.ru/, решение подобных задач, данных учителем.

Решение заданий всероссийской олимпиады школьников

Уметь определить тему раздела к которому относится задача, выбрать способ решения задачи Развитие логического мышления.

Решение олимпиадных задач. Устная аргументация ответа. Грамотное оформление решения.

Решение заданий всероссийской олимпиады школьников

консультация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические особенности подготовки обучающихся к экзамену по выбору в форме ГИА. Физика.

Данный материал является результатом работы по подготовке учащихся общеобразовательных классов к экзамену в форме ГИА и был опубликован в общественно-политическом  журнале "Школа. Гимназия. Лицей...

Обобщение опытом на тему: "Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике"

Сегодня формой аттестации ученика является единый государственный экза­мен. Экзамен по информатике в форме ЕГЭ проводится  с 2008 года. Его назначение — оценить обще­образовательную...

Методическая разработка: "Особенности подготовки к ОГЭ по физике в рамках ФГОС"

Рассматриваются основные компоненты подготовки к ОГЭ по физике с учетом введения ФГОС...

Особенности подготовки выпускников к ЕГЭ по физике.

Особенности подготовки выпускников к ЕГЭ по физике....