Oбщеобразовательная общеразвивающая программа по физике отделения дополнительного образования «Магнит»
рабочая программа по физике (7 класс)

Кистанова Ольга Павловна

* Направленность программы – естественнонаучная;

* Актуальность программы – данной программы объясняется интеграцией общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС, возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях, умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную деятельность.

* Отличительные особенности программы/новизна – расширение политехнического кругозора учащихся, формирование интереса к изучению физики и выбору будущей профессии; повышение интереса обучающихся к научным исследованиям, путем организации их деятельности через выполнение творческих заданий и исследовательских работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_magnit.docx50.52 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Магнит»

* Направленность программы – естественнонаучная;

* Актуальность программы – данной программы объясняется интеграцией общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС, возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях, умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную деятельность.

* Отличительные особенности программы/новизна – расширение политехнического кругозора учащихся, формирование интереса к изучению физики и выбору будущей профессии; повышение интереса обучающихся к научным исследованиям, путем организации их деятельности через выполнение творческих заданий и исследовательских работ.

* Адресат программы – обучающиеся 16-18 лет

* Объем и срок реализации программы – 2 года.

* Цель – раскрыть и развить творческие способности подростков к научной деятельности, сформировать необходимые навыки для исследовательской работы, умение претворять свою авторскую идею. 

* Задачи программы –

  • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать знания и применять их, объяснять принципы работы технических устройств на основе законов физики;
  • развитие технической грамотности и навыков самостоятельной работы с техническими устройствами и приборами на основе современных представлений о технологиях и принципах функционирования;
  • расширение школьных знаний по отдельным темам курса физики, формирование современного представления о состоянии технического прогресса в России, в мире;
  • формирование познавательного интереса к технике, развитие творческих способностей учащихся, подготовка к осознанному выбору профессии и продолжению образования.

* Условия реализации программы –

  • Учебно-методическое: Данная образовательная программа предполагает разнообразные формы методического обеспечения. Широко применяемыми формами обучения с привлечением различного наглядного и информационного материала. Большая часть занятий представляет собой семинарские занятия - обсуждение темы обучающимися с постановкой проблемы и разработкой концепции её решения.
  • Материально-техническое: Кабинет, компьютеры с выходом в интернет, мультимедийный проектор, лабораторное оборудование физических кабинетов, библиотека.

* Планируемые результаты –

  • Личностные результаты:

использовать свой творческий потенциал; доказывать свою точку зрения; решать логические и нестандартные задачи различными способами, уметь их оформлять; анализировать, сопоставлять данные; выступать перед аудиторией с подготовленными сообщениями; представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; уметь работать в группе с выполнением различных социальных ролей,

  • Метапредметные результаты:

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • Предметные результаты:

Учащиеся будут знать: возникновения физической науки; основные этапы решения физических задач с использованием моделирования; историю различные способы и методы решения физических задач используя математическое моделирование.

Учащиеся будут уметь: пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

Учащиеся получат навыки: решения логических, олимпиадных задач; развития теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез; самостоятельной и творческой работы с дополнительной физической литературой.

При реализации программы используются следующие методы:

На теоретических занятиях:

словесные (лекции, беседы, включающие активное взаимодействие учащихся с педагогом); наблюдения; метод проблемного обучения; проектно-конструкторские; исследовательские.

На практических занятиях:

 словесные (объяснение, беседа, диалог, консультация, дискуссия, конференция); письменные работы (составление конспекта, тезисов, доклада, реферата, аннотации, рецензии и т.д.);  графические работы (составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей; составление структурно-логических схем); наблюдения; метод проблемного обучения; проектные методы (разработка проектов, построение гипотез, моделировании ситуаций и т.д.); исследовательские (лабораторные и экспериментальные занятия).

В программу обучения включены практические занятия с каталогами, справочной литературой в библиотеках, архивах, музее, работа с различными видами документов.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Программа рассчитана на 2 года обучения по2 часа в неделю (36 недель, 72 часов в год), для обучающихся 13-14 лет. Состав объединения постоянный, набор детей свободный.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Лаб. работы, эксперименты, исследования

Введение

4

2

2

Строение вещества

20

10

10

Механическое движение

6

3

3

Динамика

24

12

12

Архимедова сила

7

4

3

Простые механизмы

11

5

6

Итого:

72

36

36

2-й год обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Лаб. работы, эксперименты, исследования

Введение

8

4

4

Законы сохранения

9

4

5

Абсолютно твердое тело

12

6

6

Электричество

14

7

7

Оптика

16

8

8

Колебания и волны

13

7

6

Итого:

72

36

36

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й год обучения

  1. Введение (4ч)

Диагностика на одаренность. Понятие о научно-исследовательской деятельности учащихся. Термины и понятия, используемые в научно-исследовательской деятельности. Виды экспериментальных заданий. Роль и форма дневника исследователя.

  1. Строение вещества (20ч.)

Представления древних ученых о природе вещества. Таблицы и графики. Проведение эксперимента, подтверждающего молекулярное строение вещества. Семинар «об аккуратности проведения экспериментов».Наблюдение диффузии в газах и жидкостях. Семинар «об опасности/токсичности газов и  взрывоопасности газовых смесей». Роль диффузии в решении экологической проблемы по очистке атмосферы. Диффузия в металлах.

Понятие степени очистки химических реактивов. История открытия броуновского движения; объяснение явления; компьютерная модель. Наблюдение межмолекулярного взаимодействия. Понятие среднеквадратичной скорости и других величинах.

Смачиваемость и несмачиваемость: проявление в быту, технике, в окружающем мире; роль смачивания в процессе пайки. Агрегатные состояния вещества; наблюдение свойств газа, жидкости и твердых тел; тройные точки; постоянство температуры при изменении агрегатного состояния.

  1. Механическое движение. (6ч)

        Виды механического движения; наблюдение равномерного и неравномерного движения (прямолинейного); несколько слов о теории относительности. Относительность движения, траектории, перемещения; несколько слов о релятивисткой механике. Кривые второго порядка. Определение скорости ветра.

  1. Динамика (24ч)

Инерция и инертность; сравнение с равнозамедленным движением. Взвешивание тел; о том, как меняется ситуация на других планетах. Определение плотности твердых тел и жидкостей; средняя плотность; ее роль в плавании; из чего состоит человек; поговорить про мертвое море и плавание в нем. Взаимодействия в природе; о проблемах современной физики. Теория струн. Сила тяжести и вес. В чем разница веса и массы. Составление сравнительных таблиц для физических величин. Деформация и упругость; о результатах пластической деформации. Вес тела и невесомость; невесомость в жидкости; нулевая плавучесть. Трение - польза или вред; о замкнутые системы; диссипативные силы.

Океан, на дне которого мы живем; атмосфера земли; о составе атмосферы; благородные газы, их получение. Опыт Отто фон Герике; влияние погрешностей; условия проведения. Подводные мастера; «паук-изобретатель» водолазного колокола; немного о поверхностном натяжении.

  1. Архимедова сила (7ч)

Архимед и его сила; исследование архимедовой силы; границы применимости закона Архимеда; опыты с нулевой плавучестью. Граница раздела жидкостей; опыт с игрушечным аквалангистом; первый воздушный шар; применение закона Архимеда к воздухоплаванию; несколько слов о гелиевых шарах и курьезных историях в воздухоплавании. Задания на лето.

  1. Простые механизмы (9ч)

        Простые механизмы Архимеда; простые механизмы и человек. Непростые задачи олимпиад на блоки, разбор и методы; простые механизмы в природе; проверка «золотого» правила механики; применение к простым механизмам. Измерение энергии (кинетической и потенциальной); о выборе нулевого уровня. Вечный двигатель I рода; невозможность его создания; разница в понятиях вечного двигателя и вечного движения; законы сохранения в механике; превращение энергии. Несколько слов о циклоиде. Энергия движения спутника; как вывести тело на орбиту; о GPS-трекерах; устройство глобальной навигационной системы. Импульс и импульс силы; о проблемах современного автомобилестроения.

2-й год обучения

  1. Введение (8ч)

Основные этапы выполнения различных типов творческих работ. Консультации по летним работам. Творческие отчеты по летним самостоятельным работам.

  1. Законы сохранения (9ч)

Закон сохранения импульса; виды соударений; упругое и неупругое соударение.

Применение законов сохранения импульса и энергии; о физическом и коническом маятниках.

  1. Абсолютно твердое тело (12ч)

        Вращательное движение, движение тела по окружности; сопоставление величин; таблица соответствия; понятие абсолютно твердого тела. Скатывание с горки; условия применимости понятий; момент импульса и его сохранение; моменты других физических величии; момент инерции велосипедного колеса; способ его уменьшения.

Условия равновесия и его виды; гироскопы; о современных гироскопах на чипах.

Экспериментальный поиск циклоиды; траектории скатывания; об использовании электронных таблиц в эксперименте. Влияние сил трения на процесс движения; немного об установившемся движении.

  1. Электричество (14ч)

Электричество; заряд и закон кулона; аналоги с гравитационным взаимодействием; взаимодействие движущихся зарядов; сила Лоренца. Электрон в магнитном поле; применение мультиметра на практике. Контактная отвертка. О принципе работы термопары. Биметаллические пластины и их применение. Учимся пользоваться осциллографом. О принципах работы ЭЛТ. Типы современных мониторов. Учимся паять. Припой и его виды. Как пользоваться канифолью. Приобретение основных навыков работы паяльником. Пайка простейших схем с моторами и излучателями. Классы электродвигателей и излучателей по мощности. Моделирование электрических схем при помощи компьютерных программ. О современном производстве печатных плат и микросхем.

  1. Оптика (16ч)

        Оптика. Законы геометрической оптики. Немного о дробях и правилах работы с ними. Моделирование телескопа. Немного из истории создания телескопа. Отладка и оптимизация телескопа. Что такое юстировка и как ее проводят. Моделирование микроскопа. Немного из истории создания микроскопа. Отладка и оптимизация микроскопа. 3 принципа юстировки оптической системы. Глаз как оптический прибор. О заболеваниях в области зрения. Их классификация. Опыты с полным внутренним отражением. О таблицах углов для различных сред. Угол Брюстера. Демонстрация на опыте. Немного из истории физики. Брюстер и его открытие. Поляризация света. Турмалин и его свойства. О древней навигации викингов. Физическая оптика. Лазеры. Классы лазеров. Их свойства. О пользе и вреде. В медицине.

  1. Колебания и волны (11ч)

        Колебания и волны. Показ на примере звуковой волны. Эффект Доплера. О тригонометрических функциях, описывающих колебательные процессы. Разложение функций в ряд, приближенное вычисление. Колебания в механике. Математический маятник. Малые колебания. Немного о тригонометрии. Функции угла. Электрические колебания. Переменный ток и его преобразование. Потери на тепло. Поговорить о гудении щитов и высоковольтных линий. Колебания в оптике. Понятие электромагнитной волны. Корпускулярно-волновой дуализм. Видимый и невидимый свет. Работа с инфракрасными датчиками. О разложении света с помощью призмы. О характеристиках света. Взаимодействие света с самим собой, явления интерференции и дифракции. О методах записи информации, степень сжатия и от чего она зависит.

Оценка результатов обучения

Оценка результатов работы должна проводиться по каждому разделу программы, форма оценки должны быть разными в зависимости от темы.

Для первого года обучения наиболее приемлемой формой оценки является игра с применением вопросов и ответов, причём правильность ответов оценивает не только педагог, но и сами обучающиеся. Хорошо откликаются дети и на командные соревнования.

Для второго года обучения формами оценки может быть участие:

  • в физических турнирах и боях;
  • в семинарах;
  • в конференциях;
  • в выставках;
  • в открытых занятиях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Список литературы, использованной для создания программы
  1. Касаткина И. Л., Ларцева Н. А., Шкиль Т. В., Репетитор по физике. В 2-х томах. Ростов-на-Дону. «Феникс», 1995г., 863 стр.
  2. Я.И.Перельман, Занимательная физика. В 2-х томах. Центрполиграф, 2013г.
  3. Буров В.А. и др., Фронтальные лабораторные занятия по физике в средней школе, М.Просвещение, 1970.
  4. И.М.Низамов, Задачи по физике с техническим содержанием. Просвещение. 1980, 86 стр.

  1. Литература для педагога
  1. Енохович А.С. Справочник по физике. М., Просвещение, 2001.
  2. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. М., Просвещение, 1974.
  3. Ланина И.Я. Не уроком единым, М., Просвещение, 1991.
  4. Марголис. А.А., Парфентьева Н.Е., Соколов И.И. Практикум по физическому эксперименту, М, Просвещение, 1968.
  5. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Методика факультативных занятий по физике. М, Просвещение, 1988.
  6. Малафеев Р.И. Творческие задания по физике VI-VII. М., Просвещение, 1971.
  7. Макотрова Г.В. Экспертная оценка учебно-исследовательской культуры школьников. ж.: «Исследовательская работа школьников» №1 2008г.
  8. Рачлис X. Физика в ванне. М., Наука, 1986.

  1. Литература для обучающихся
  1. Блудов М.И. Беседы по физике I, II ч. М., Просвещение, 1973.
  2. Булат В.Л. Оптические явления в природе. М., Просвещение, 1974.
  3. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М., Просвещение, 1977.
  4. Гурштейн А.А. Извечные тайны неба. М., Просвещение, 1984.
  5. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни её творцов. М., Просвещение, 1986.
  6. Енохович А.С. Справочник по физике. М., Просвещение, 2001.
  7. Ефимовский Е. След колесницы. Ленинград, Детская литература, 1988.
  8. Кикоин И.К. Опыты в домашней лаборатории. М, Наука, 1981.
  9. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. М., просвещение, 1986.
  10. Кочин Н. Кулибин. Горький, Волго-Вятское издательство, 1985.
  11. Малафеев Р.И. Творческие задания по физике VI-VII. М., Просвещение, 1971.
  12. Мороз О. Прекрасна ли истина. М., Знание, 1989.
  13. Перельман Я.И. Занимательная физика кн.1, 2. М., Наука, 1976.
  14. Рачлис X. Физика в ванне. М., Наука, 1986.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Образовательной программы ОДОД

«МАГНИТ»

1 год обучения

п /п

Раздел программы.

Тема  

Особенности

занятий

Часы

Примечание

1. Введение (4ч)

1.

Методическая работа. Корректировка программы.

Планы на год. Выдача списков литературы.

1

Составление списков, контингент, наладка аппаратуры

2.

Вводное занятие. Ознакомление с правилами техники безопасности. Диагностика на одаренность.

Отметки в журнале об инструктаже ОТ

1

Заполнение списка прошедших инструктаж по технике безопасности.

3.

Научно-исследовательская деятельность. Основные принципы.

Работа в конспектах. Записи в рабочих тетрадях

1

Понятие о научно-исследовательской деятельности обучающихся.

4.

Правила ведения рабочей исследовательской тетради.

Работа в конспектах. Записи в рабочих тетрадях.

1

Основы оформления и заполнения исследовательской тетради и журнала.

2. Строение вещества (20ч)

5.

Представления древних ученых о природе вещества

Беседа. Записи в конспекте.

1

Ведение тетрадей, таблицы и графики

6.

Проведение экспериментов с микроскопом. Строение органических клеток.

Записи и зарисовки в исследовательских журналах

1

Навыки работы и использования микроскопа в целях исследования микростроения веществ.

7.

М.В.Ломоносов

«Вся жизнь - открытия»

Сообщение учащихся. Обсуждение.

1

Выступление обучающихся с докладами по истории физики

8.

Современные микроскопы. Их особенности.

Семинар

1

Анализ работы современных увеличивающих просвечивающих и сканирующих устройств.

9.

Правила работы с оптическим просвечивающим микроскопом.

Эксперимент по группам.

1

Правила подготовки препаратов и настройки резкости. Угол наилучшего видения объекта.

10.

Проведение эксперимента,

подтверждающего молекулярное строение вещества

Фронтальный эксперимент

1

Акцент на аккуратности проведения экспериментов

11.

Наблюдение диффузии в газах и жидкостях (опыты)

Работа в конспектах. Записи в рабочих тетрадях.

1

Обсудить вопрос опасности/токсичности газов и  взрывоопасности газовых смесей

12.

Диффузия газов в замкнутом объеме. Скорость распространения запахов.

Фронтальный эксперимент

1

Обсуждение вопроса о распространении запахов в кабинете. Сравнение со скоростью движений молекул/атомов газов.

13.

Роль диффузии в решении экологической проблемы по очистке атмосферы.

Сообщения учащихся.

1

Предложить домашний эксперимент с ароматизатором.

14.

Моделирование парника. Испарение в замкнутом объеме.

Фронтальный эксперимент.

1

Возможные пути решения проблемы запотевания.

15.

Диффузия в металлах. Теория  и практика

Беседа. Записи в конспекте.

1

Поговорить о степени очистки химических реактивов

16.

Опыт с диффузией в металлических пластинках.

Эксперименты по группам.

1

О влиянии качества поверхности на силу трения. Плюсы и минусы.

17.

История открытия броуновского движения. Объяснение явления.

Беседа. Сообщения учащихся

1

Показать компьютерную модель

18.

Хаотическое движение молекул в растворе. Наблюдение явления.

Фронтальный эксперимент.

1

Компьютерная модель хаотического движения.

19.

Наблюдение межмолекулярного взаимодействия

Семинар. Записи в конспектах.

1

О среднеквадратичной скорости и других величинах

20.

Межмолекулярное взаимодействие между жидкостями и твердыми телами.

Фронтальный эксперимент

1

Химические связи. Типы и их свойства. Металлическая связь.

21.

Смачиваемость и несмачиваемость. Проявление в быту, технике, в окружающем мире.

Семинар. Работа с конспектом.

1

Показать роль смачивания в процессе пайки.

22.

Смачиваемость жидкостями. Составление таблицы смачивающих веществ.

Фронтальный эксперимент.

Наблюдение явлений.

1

Поговорить о смачиваемости твердых тел другими твердыми телами.

23.

Агрегатные состояния вещества. Наблюдение свойств газа, жидкости и твердых тел.

Фронтальный эксперимент.

1

Тройные точки. Постоянство температуры при изменении агрегатного состояния.

24.

Опыты по переводу вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Фронтальный эксперимент

1

Поговорить о таких агрегатных состояниях, как аморфное состояние, плазма.

3. Механическое движение (6ч)

25.

Виды механического движения, наблюдение равномерного и неравномерного движения (прямолинейного)

Семинар. Работа в конспектах.

1

Несколько слов о теории относительности

26.

Прямолинейное движение под действием силы тяжести.

Фронтальный эксперимент

1

Движение под уклон, измерение средней скорости и ускорения.

27.

Относительность движения, траектории, перемещения.

Семинар. Работа в конспектах.

1

Рассказать о релятивисткой механике. Кривые второго порядка.

28.

Изображение траекторий движения тела в различных системах отсчета.

Фронтальный эксперимент

1

Прямая, окружность, эллипс, циклоида. Связь между ними.

29.

Как быстро мы движемся? Определение скорости ветра.

Эксперимент по группам.

1

Задание на дом – изготовление вертушки из лазерного диска.

30.

Создание модели самодвижущейся тележки.

Фронтальный эксперимент

1

Немного о редукторах и принципе действия коробки переключения передач в автомобиле.

4. Динамика (24ч)

31.

Инерция и инертность

Наблюдение явления

1

Сравнить с равнозамедленным движением

32.

Опыты с массивной тележкой и системой блоков.

Фронтальный эксперимент

1

Упор на наличие трения. Определение возможных погрешностей в опыте.

33.

Взвешивание тел

Изготовление самодельных весов

1

Как меняется ситуация на других планетах

34.

Изготовление динамометра.

Фронтальный эксперимент

1

Ввести понятие жесткости и пределов действия закона Гука.

35.

Определение плотности твердых тел и жидкостей.  

Фронтальный эксперимент.

1

Поговорить о средней плотности. Ее роль в плавании.

36.

Гидравлические весы как способ измерения плотности жидкости.

Эксперимент по группам

1

Изготовление гидравлических весов.

37.

Человек состоит из воды? Проверим это.

Семинар. Записи в конспектах.

1

Поговорить про мертвое море и плавание в нем

38.

Опыты с измерением параметров тела. Вес, масса, высота. Определение погрешностей измерений.

Эксперимент по группам

1

Упор на различии понятий вес и масса. Правила определения погрешностей и запись результатов.

39.

Взаимодействия в природе

Беседа. Записи в конспекте.

1

О проблемах современной физики.

Теория струн.

40.

Эксперименты, подтверждающие выполнение 3 закона Ньютона.

Фронтальный эксперимент

1

Несколько слов о законах Ньютона и их роли в природе.

41.

Сила тяжести и вес. В чем разница веса и массы.

Определение силы тяжести и веса человека по его массе.

1

Составление сравнительных таблиц для физических величин.

42.

Измерение массы различными способами. Изготовление самодельных весов.

Фронтальный эксперимент

1

Обучающиеся изготавливают одну из предложенных модификаций весов.

43.

Деформация и упругость

Наблюдение явления невесомости

1

Показать результат пластической деформации

44.

Исследование жесткости пружины и резинового жгута. Проверка закона Гука.

Фронтальный эксперимент

1

Сделать упор на границах применимости закона Гука на практике.

45.

Сколько весит тело, когда оно падает? Невесомость

Наблюдение явления невесомости

1

Показать невесомость в жидкости. Нулевая плавучесть.

46.

Измерение силы тяжести при движении с ускорением. Движение автомобиля по мосту.

Фронтальный эксперимент

1

Привести примеры перегрузки. Движение в лифте с ускорением.

47.

Это замечательное трение. Польза или вред.

Определение силы трения теоретически и экспериментально

1

О замкнутых системах в физике. Диссипативные силы.

48.

Эксперименты с измерением силы трения. Подготовка поверхности.

Фронтальный эксперимент

1

Влияние качества поверхности на величину силы трения. Немного о межмолекулярном взамодействии.

49.

Океан, на дне которого мы живем.

(Атмосфера земли)

Сообщения учащихся.

1

О составе атмосферы. Благородные газы, их получение

50.

Создание модели ветряной мельницы.

Фронтальный эксперимент

1

Изготовление самодельных ветрогенераторов.

51.

Опыт Отто фон Герике

Демонстрация опыта Герике преподавателем

1

Влияние погрешностей. Условия проведения

52.

Моделирование опыта Отто фон Герике.

Фронтальный эксперимент

1

Построение учащимися самодельных установок для демонстрации явления.

53.

Подводные мастера. «Паук-изобретатель» водолазного колокола

Сообщения обучающихся. Выступления.

1

Немного о поверхностном натяжении.

54.

Выявление зависимости давления воздуха под колоколом от глубины погружения.

Фронтальный эксперимент

1

О том, как высчитать величину силы давления атмосферы на данной высоте над уровнем моря.

5. Архимедова сила (7ч)

55.

Архимед и его сила.

Сообщения обучающихся. Беседа

1

Об истории физики

56.

Наблюдение архимедовой силы в аквариуме. Архимедова сила, действующая на воздушный шарик.

Фронтальный эксперимент

1

Изготовление модели воздушного шара из бумаги и свечки.

57.

Исследование архимедовой силы в зависимости от параметров тела.

Эксперимент по группам.

1

Сделать упор на границе применимости закона Архимеда

58.

Определение архимедовой силы, действующей на тела разной формы.

Фронтальный эксперимент

1

Формирование тела наилучшей плавучести.

59.

Опыты с нулевой плавучестью. Граница раздела жидкостей.

Выступление обучающихся

1

Опыт с игрушечным аквалангистом

60.

Плавание тела на границе раздела двух жидкостей. Условия плавания.

Фронтальный эксперимент

1

Опыт с игрушечным аквалангистом

61.

Первый воздушный шар. Применение закона Архимеда к воздухоплаванию.

Эксперимент по группам.

1

Несколько слов о гелиевых шарах и курьезных историях в воздухоплавании

6. Простые механизмы  (9ч)

62.

Простые механизмы Архимеда. Простые механизмы и человек. Испытание своих мускул.

Работа с аудиторией. Обсуждение.

1

Непростые задачи олимпиад на блоки. Разбор и методы.

63.

Простые механизмы в природе

Сообщения обучающихся. Доклады.

1

Доклады, полемика

64.

Проверка «золотого» правила механики

Фронтальный эксперимент

1

Применение к простым механизмам

65.

Измеряем энергию (кинетическую и потенциальную)

Фронтальный эксперимент

1

Акцент на выборе нулевого уровня

66.

Вечный двигатель I рода. Невозможность его создания

Работа с аудиторией. Записи в конспектах.

1

Акцент на отличии понятий вечного двигателя и вечного движения

67.

Законы сохранения в механике. Превращение энергии.

Фронтальный эксперимент.

1

Поговорить о циклоиде.

68.

Энергия движения спутника. Как вывести тело на орбиту?

Видеопрезентация. Показ слайдов.

1

О GPS-трекерах. Устройство глобальной навигац. системы

69.

Импульс и импульс силы. «Сможем ли мы сдвинуть корабль?»

Работа с аудиторией. Записи в конспектах.

1

О проблемах современного автомобилестроения

70.

Простые механизмы Архимеда. Простые механизмы и человек. Испытание своих мускул.

Работа с аудиторией. Обсуждение.

1

Непростые задачи олимпиад на блоки. Разбор и методы.

2 год обучения

п /п

Тема   занятий

Особенности

занятий

Часы

Примечание

  1. Введение (8ч)

1.

Методическая работа. Корректировка программы.

Составление списков. Контингент

1

Планы на год. Наладка аппаратуры и приборов.

2.

Вводное занятие. Ознакомление с правилами техники безопасности.

Заполнение журналов.

1

Отметки в журнале об инструктаже по технике безопасности.

3.

Диагностика на одаренность. Создание разноуровневых исследовательских групп.

Диагностическая работа.

1

Выявление исследовательского потенциала у обучающихся.

4.

Основные принципы научно-исследовательской деятельности. Правила работы в конспектах и рабочих тетрадях. Ведение журналов исследователя.

Семинар. Работа в конспектах и журналах.

1

Основные правила, повторение и закрепление навыков, полученных на 1 году обучения. Нюансы заполнения журналов.

5.

Правила округления физических величин.

Семинар. Работа в рабочих тетрадях.

1

Правила округления физических величин. Разбор основных ошибок и сложных случаев. Тренировка округления результатов эксперимента.

6.

Правила округления физических величин. Решение задач на округление.

Семинар. Работа в рабочих тетрадях.

1

Тренировка округления результатов эксперимента.

7.

Правила округления физических величин. Основные трудности и проблемы постановки эксперимента.

Семинар. Работа в рабочих тетрадях.

1

Тренировка округления результатов эксперимента.

8.

Качество эксперимента как основной фактор, влияющий на точность и достоверность результатов.

Семинар. Работа в конспектах

1

Тренировка округления результатов эксперимента.

  1. Законы сохранения (9ч)

9.

Закон сохранения импульса

Фронтальный эксперимент

1

Рассмотреть виды соударений. Упругое и неупругое.

10.

Решение задач на закон сохранения импульса.

Семинар. Работа в рабочей тетради.

1

Основные трудности при составлении уравнений.

11.

Решение задач на закон сохранения импульса.

Семинар. Работа в рабочей тетради.

1

Разбор важных случаев на основе явлений в природе.

12.

Решение задач на закон сохранения импульса.

Семинар. Работа в рабочей тетради.

1

Разбор олимпиадных задач на сохранение импульса.

13.

Решение задач на закон сохранения импульса.

Семинар. Работа в рабочей тетради.

1

Разбор олимпиадных задач на сохранение импульса.

14.

Решение задач на закон сохранения импульса.

Семинар. Работа в рабочей тетради.

1

Закон сохранения импульса в природе и повседневной жизни.

15.

Решение задач на закон сохранения импульса.

Семинар. Работа в рабочей тетради.

1

Оговорить понятие замкнутых и незамкнутых систем.

16.

Применение законов сохранения импульса и энергии

Фронтальный эксперимент.

1

Поговорить о физическом и коническом маятниках

17.

Решение задач на закон сохранения момента импульса. Отличие от закона сохранения импульса.

Семинар. Работа в рабочих тетрадях.

1

Разбор сложных задач и задач повышенной трудности.

  1. Абсолютно твердое тело (12ч)

18.

Вращательное движение, движение тела по окружности

Фронтальный эксперимент.

1

Сопоставление величин. Таблица соответствия

19.

Эксперимент с движением шарика по криволинейной траектории.

Семинар. Работа в конспектах.

1

Понятие нормального ускорения. Движение твердого тела и степени свободы.

20.

Понятие абсолютно твердого тела. Скатывание с горки.

Работа с аудиторией. Записи в конспектах.

1

Условия применимости понятий

21.

Эксперимент со скатыванием цилиндра (колеса) с горки.

Эксперимент по группам.

1

Понятие центра инерции и момента инерции. Аналогии с массой в динамике.

22.

Момент импульса и его сохранение. Моменты других физических величин

Работа с конспектом. Решение задач.

1

Момент инерции велосипедного колеса. Способ его уменьшения.

23.

Постановка эксперимента с гимнастом на вращающемся колесе.

Эксперимент по группам.

1

Момент инерции велосипедного колеса. Способ его уменьшения.

24.

Условия равновесия и его виды.

Эксперимент по группам.

1

Поговорить о гироскопах. Рассказать о современных гироскопах на чипах

25.

Экспериментальное создание видов равновесия тел.

Эксперимент по группам.

1

Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие.

26.

Экспериментальный поиск циклоиды. Траектории скатывания.

Показ слайдов. Презентация.

1

Об использовании электронных таблиц в эксперименте.

27.

Траектории скатывания. Поиск экспериментальной циклоиды.

Эксперимент по группам.

1

Об использовании электронных таблиц в эксперименте.

28.

Влияние сил трения на процесс движения.

Фронтальный эксперимент.

1

Немного об установившемся движении.

29.

Влияние сил трения на процесс движения.

Эксперимент по группам.

1

Движение без трения в открытом космосе.

  1. Электричество (14ч)

30.

Электричество. Заряд и закон Кулона.

Фронтальный эксперимент.

1

Аналогия с гравитационным взаимодействием.

31.

Электричество. Заряд и закон Кулона.

Эксперимент по группам.

1

Решение задач на расчет сил взаимодействия систем зарядов.

32.

Взаимодействие движущихся зарядов

Фронтальный эксперимент.

1

О силе Лоренца. Электрон в магнитном поле.

33.

Взаимодействие движущихся зарядов

Эксперимент по группам.

1

О силе Лоренца. Электрон в магнитном поле.

34.

Применение мультиметра на практике. Контактная отвертка.

Работа по группам.

1

О принципе работы термопары. Биметаллические пластины и их применение.

35.

Применение мультиметра на практике. Измерение параметров электрических схем.

Эксперимент по группам.

1

Основные правила пользования мультиметром.

36.

Учимся пользоваться осциллографом.

Работа по группам.

1

О принципах работы ЭЛТ. Типы современных мониторов.

37.

Учимся пользоваться осциллографом.

Эксперимент по группам.

1

Определение по осциллографу типов колебаний.

38.

Учимся паять. Припой и его виды. Как пользоваться канифолью.

Индивидуальная работа.

1

Приобретение основных навыков работы паяльником.

39.

Учимся паять. Припой и его виды. Как пользоваться канифолью.

Эксперимент по группам.

1

Приобретение основных навыков работы паяльником.

40.

Пайка простейших схем с моторами и излучателями.

Индивидуальная работа.

1

Классы электродвигателей и излучателей по мощности.

41.

Пайка простейших схем с моторами и излучателями.

Эксперимент по группам.

1

Развитие навыков и культуры пайки схем.

42.

Моделирование электрических схем при помощи компьютерных программ.

Работа с конспектами.

1

О современном производстве печатных плат и микросхем.

43.

Моделирование электрических схем при помощи компьютерных программ.

Эксперимент по группам.

1

Работа на компьютерах. Задание параметров, влияющих на поведение системы.

  1. Оптика (16ч)

44.

Оптика. Законы геометрической оптики.

Беседа. Работа с конспектами.

1

Немного о дробях и правилах работы с ними.

45.

Использование законов геометрической оптики в технике. Расчет оптических систем.

Эксперимент по группам.

1

Способы расчета оптических систем с помощью формулы тонкой линзы.

46.

Моделирование телескопа

Работа по группам.

1

Немного из истории создания телескопа

47.

Моделирование телескопа

Эксперимент по группам.

1

Попытки использовать самодельный телескоп для наблюдения объектов.

48.

Отладка и оптимизация телескопа.

Работа по группам.

1

Что такое юстировка и как ее проводят

49.

Телескопические системы с минимальными искажениями. Наилучшее разрешение и его расчет.

Эксперимент по группам.

1

Понятие о разрешении оптического прибора.

50.

Моделирование микроскопа.

Работа по группам.

1

Немного из истории создания микроскопа

51.

Микроскоп и телескоп. Современные проблемы и задачи.

Семинар. Работа в конспекте.

1

Немного из истории создания микроскопа

52.

Отладка и оптимизация микроскопа.

Работа по группам.

1

3 принципа юстировки оптической системы.

53.

Изготовление микроскопа из системы оптических линз

Работа по группам. Исследование.

1

Немного о механизмах движения линз.

54.

Глаз как оптический прибор.

Беседа. Работа с конспектами.

1

О заболеваниях в области зрения. Их классификация

55.

Изготовление модели глаза из набора оптических линз

Эксперимент по группам.

1

Поговорить об искажениях, абберациях.

56.

Опыты с полным внутренним отражением

Фронтальный эксперимент.

1

О таблицах углов для различных сред.

57.

Угол Брюстера. Демонстрация на опыте.

Фронтальный эксперимент. Обсуждение.

1

Немного из истории физики. Брюстер и его открытие.

58.

Поляризация света. Турмалин и его свойства.

Фронтальный эксперимент. Обсуждение.

1

О древней навигации викингов.

59.

Физическая оптика. Лазеры.

Беседа. Фронтальный эксперимент. Обсуждение.

1

Классы лазеров. Их свойства. О пользе и вреде. В медицине.

  1. Колебания и волны (11ч)

60.

Колебания и волны

Беседа. Работа с конспектами.

1

Показать на примере звуковой волны. Эффект Доплера.

61.

Волны на поверхности воды. Исследование.

Эксперимент по группам.

1

Зависимость амплитуды, частоты от возбуждающего фактора.

62.

О тригонометрических функциях, описывающих колебательные процессы

Беседа. Работа с конспектами.

1

Разложение функций в ряд, приближенное вычисление.

63.

Понятия синуса, косинуса и тангенса как геометрических функций угла.

Эксперимент по группам.

1

Немного о теореме Пифагора и ее связи с углами в треугольнике.

64.

Колебания в механике. Математический маятник. Малые колебания.

Работа по группам. Обсуждение.

1

Немного о тригонометрии. Функции угла

65.

Маятник Фуко. Создание модели. Отличие от реальных маятников.

Эксперимент по группам.

1

Задания на дом. Сообщения по желанию.

66.

Электрические колебания. Переменный ток и его преобразование.

Работа по группам. Обсуждение.

1

Потери на тепло. Поговорить о гудении щитов и высоковольтных линий.

67.

Принципы работы источников постоянного напряжения и блоков питания. Трансформаторы.

Эксперимент по группам.

1

Зависимость количества переданной ЭМЭ от наличия сердечника в трансформаторе.

68.

Видимый и невидимый свет. Работа с инфракрасными датчиками.

Фронтальный эксперимент. Работа по группам.

1

О разложении света с помощью призмы. О характеристиках света.

69.

Работа с инфракрасными датчиками. Приемники света. Световые панели.

Эксперимент по группам.

1

Преобразование световой энергии в электрическую.

70.

Подведение итогов работы факультатива за учебный год.

Выставление зачетов лицейскому направлению.

1

71.

РЕЗЕРВ

1

72.

РЕЗЕРВ

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомедации по проектированию форм контроля реализации образовательных программ в отделении дополнительного образования детей

Настоящие методические рекомендации были составлены для оказания помощи педагогам дополнительного образования, которые могут быть использованы при оценки качества реализуемых образовательных программ....

Рабочие программы отделения дополнительного образования детей.

Рабочие программы отделения дополнительного образования детей....

Рабочие программы отделения дополнительного образования детей

Рабочие программы отделения дополнительного образования детей...

Рабочие программы отделения дополнительного образования детей.

Программы военно-патриотического направления (Спасатель, Кадет).Программы физкультурно-спортивного направления (ОФП, Футбол, Школа безопасности)....

Программа работы методиста отделения дополнительного образования детей

Методическое сопровождение различных сфер деятельности педагогов дополнительного образования для эффективного использования перспективных форм работы с детьми и повышения профессиональной компетентнос...

Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающих участие в городском смотре-фестивале отделений допол

Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающи...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...