Рабочая программа по физике 11 класс
учебно-методический материал по физике (11 класс)

Салчак Алдынай Эресовна

Рабочая программа по физике 11 класс 2 чача в неделю, базовый уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_2_chasa.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа по физике 11 класс   на основе программы Г.Я. Мякишева на  2020-2021 уч.год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по физике составлена на основе программы ГЯ Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: физика 10 - 11 классы  / Н.Н. Тулькибаева,  АЭ Пушкарев. – М:.  Просвещение. 2017).

Программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 68 часов.

Материал комплекта полностью соответствует примерной программе по физике среднего (полного) общего образования (базовый  уровень), обязательному минимуму содержания, рекомендованному Министерством образования РФ.

Изучение физики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.

Изучение курса физики в 10-11 классах структурировано на основе физических теорий  следующим образом: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика и элементы астрофизики.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Физика и методы научного познания

Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов*. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика

Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.

Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.

Молекулярная физика

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.

Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.

Электродинамика

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.

Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона;

для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.

Квантовая физика и элементы астрофизики

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора Лазеры. Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

Наблюдение и описание небесных тел.

Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Учебно – методический комплект

1. Мякишев ГЕ,  Буховцев ББ,  Сотский НН. Физика. 11 класс, - М.: Просвещение, 2017 год.

2. Тулькибаева НН,  Пушкарев АЭ. ЕГЭ. Физика. Тестовые задания. 10-11 класс, - М.: Просвещение, 2004.

3. Рымкевич АП. Сборник задач по физике. 10- 11 класс. –  М.: Дрова, 2014

4. Степанова ГН. Сборник задач по физике. 10- 11 класс. – М.: Просвещение, 2003.

5. КИМ – 2020-2021 г., КИМ – 2021

6.Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 368 с.

7.Углубленное изучение физики в 10-11 классах: Кн. Для учителя / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлова. – М.: Просвещение, 2002. – 127 с.

8.Библиотека мультимедиа.

         Календарно-тематическое планирование  11класс.

Тема урока

Домашнее

задание

дата

примечание

план

факт

1

Взаимодействие токов

§ 1, задачи из РАП,
р.821

2

Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции.

2. Р.№822

3

Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера Лабораторная работа №1.

«Наблюдение действия магнитного поля на ток»

§3.

Упр.1(2)

§4*,5*  

4

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца

§6. Упр.1(3) §7*

5

Обобщающий урок по теме «Магнитное поле»

Упр.1(4)

Электромагнитная индукция ( 8 часов)

6/1

Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток

§8,9

Р.№ 903

7/2

Направление индукционного тока. Правило Ленца

§10,

упр2(2)

8/3 

Закон электромагнитной индукции Лабораторная работа №3. «Изучение явления электромагнитной индукции» 

§11,

упр2(3)

9/4 

ЭДС индукции в движущихся проводниках

§12*,13, упр2(4)

 10/5

Самоиндукция. Индуктивность

§14*,15,

упр.2, (5,6)

11/6 

Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле

§16,17,

упр.2, (7) Р.№928

 12/7

Контрольная работа №1 по теме: «Магнитное поле и Электромагнитная индукция»

Повторить§1-17

КИМ-2021*

Раздел 2. Колебания и волны.  19часов

 Тема 3. Механические колебания 4 часа

13/1 

Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Математический маятник. Динамика колебательного движения

§18,19,20,21

вопросы к §§ Р. 423, 428

 14/2

Гармонические колебания. Фаза колебаний

§22,23,

Р.№ упр3(2,3)

15/3 

Превращение энергии при гармонических колебаниях Вынужденные колебания. Резонанс.

§24,25,

Упр.3, (4)

16/4

Лабораторная работа №4. «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» Воздействие резонанса и борьба с ним

Повт. §§20-25, §26,

Упр.3, (5)

Тема 4. Электромагнитные колебания   5 часов

17/1

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях

§27,28,

29*

Р.№932, упр 4(1)

18/2

Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний 

§30,

упр.4, (2,3)

19/3

Переменный электрический ток 

§31,Р.№

952

20/4

Сопротивление в цепи переменного тока 

§32,33*,

34,* упр. 4, (4)

21/5

Резонанс в электрической цепи. 

§35,36*,упр. 4, (5)

Тема 5. Производство, передача и использование электрической энергии 3 часа

22/1

Генерирование электрической энергии. Трансформаторы 

§37,38,

39*,

упр5 (2,3)

23/2

Передача электроэнергии Решение задач на тему:

«Электромагнитные колебания 

§40,41* упр5 (5)

24/3

Контрольная работа №3 по теме: «Механические   и электромагнитные колебания»

Тема 6. Механические волны  2 часа

25/1

Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны

§42-44,

Р.№435,436

26/2 

Уравнение бегущей волны.  Распространение волн в упругих средах

§45,46,

47*,

упр6(2) 448

Тема 7. Электромагнитные волны   4 часа12

27/1 

Что такое электромагнитная волна?

§48,49*,

Р.№984,985

28/2 

Изобретение радио А.С.По Принципы радиосвязи. повым. Свойства электромагнитных волн.

§50*,51,

52,53*,54,55-57*

Р.№987,989

 29/3

Решение задач на тему: «Механические и электромагнитные волны». 

§42-58,

упр7(1,3)

 30/4

Контрольная работа №4 по теме: «Механические и электромагнитные колебания и волны»

§42-58,

Р.№443,1003

Раздел 3. Оптика.  18 часов

 Тема 8. Световые волны  12 часов

31/1 

Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.

§59*,60,

Р.№1011,1015

32/2 

Закон преломления света. Полное отражение 

§61,62,

упр8(5,6)

33/3 

Лабораторная работа №4.

«Измерение показателя преломления стекла»

§61-62,

Р.№1043,1044

 34/4

Линзы. Построение изображения в линзе..

§63,64

Упр.9, (3-5)

35/5

Формула тонкой собирающей линзы.

§65 .№1043,

1044

36/6 

Лабораторная работа №5 «Определение оптической линзы и фокусного расстояния линзы»

§65 Упр.9, (6,7)

37/7 

Дисперсия света. Интерференция механических волн.

§66,67,

Р.№1048,1051

38/8

Интерференция света.

§68,69* упр10(1),

39/9 

Дифракция механических волн. Дифракционная решётка.

§70,71*,72, упр10(2),

40/10

Поперечность световых волн. Поляризация света. Электромагнитная теория света.

§73*,74,

Р. 1064

41/11 

Лабораторная работа №6.

«Измерение длины световой волны»

Р.№1068,1069

 42\12

Контрольная работа №5 по теме:

«Геометрическая и волновая оптика»

Повт.

§59-74,

         Тема 9. Элементы теории относительности 2часа

43/1 

Постулаты теории относительности Относительность одновременности. Основные следствия, вытекающие из постулатов теории относительности

§75*,76, §77,78,

вопр. к §§

упр11(1)

 

44/2 

Элементы релятивистской динамики

§79,

упр.11(2,3)

Тема 10. Излучения и спектры 4 часа

45/1

Виды излучений. Источники света.

§80?81*,

82*,83

вопр. к §§

46/2 

Спектральный анализ «Лабораторная работа №7.

«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» 

82*,83 вопр. к §§

47/3

Шкала электромагнитных волн.  Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи.  сем

§84,85,86,

вопр. к §§

48/4

Обобщающий урок по теме  «Элементы теории относительности и излучения и спектры» Зачет №3 по теме «Волны»

Повторить §80-86, индивид.зад

 Раздел 3. Квантовая физика  15часов

Тема 11. Световые кванты 4 часа

49/1 

Фотоэффект. Теория фотоэффекта

§87,88,

упр 12(1)

50/2 

Фотоны 

§89, 90*

упр.12, (2)

51/3 

Повторительно-обобщающий урок по  теме  «Световые кванты»

§91*,92*,

упр.12, (3,4) повт

§75-92,

 52/4

Контрольная работа №6 по темам:

«Излучения и спектры».

«Световые кванты»

Тема 12. Атомная физика  2 часа.

53/1 

Строение атома. Опыты Резерфорда

§93

вопр. к §

54/2 

Квантовые постулаты Бора.

§94,95*, 96*

Р.№1144,1152

Тема 13. Физика атомного ядра  8 часов

55/1 

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц .  Открытие радиоактивности

§97,98,Р.№1157,1161

56/2 

Альфа-, бета- и гамма-излучения.  Радиоактивные превращения. Изотопы.

§99,100,

102 №1158,

упр14(1)

57/3 

Закон радиоактивного распада. Период полураспада

§101, Р.№1169, упр14(3)

58/4 

Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Ядерные силы

§103, 104 Р.№1174,1165

59/5 

Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции

§105, 106 Р.№1176, 1179

 60/6

Деление ядер урана Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор

§107, 108,109 Р.№1180,1184

61/7 

Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений

§110,111, 112*,113 упр14(6)

62/8

Контрольная работа №7 по темам:

«Атомная физика».

«Физика атомного ядра»

§96-113,

упр. 14, (5)

Тема 14. Элементарные частицы  1 час

63/1 

Три этапа в развитии физики элементарных частиц.

§114,115*

Р.№1206

Тема 15. Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества  1 час

 64/1

Итоговое занятие по курсу физики

11-го класса.

Единая физическая картина мира

§127*

Тема 16. Солнечная система. Звезды.( 4  час)

65/1

Движение небесных тел. Законы движения планет.

§116, 117,118,119

66/2

Солнце и звезды

§120-123

67/3

Строение Вселенной

§124-126

68/4

Обобщающий урок по теме: Солнечная система. Звезды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...