Рабочая программа по физике 11 класс
учебно-методический материал по физике (11 класс)
Рабочая программа по физике 11 класс 2 чача в неделю, базовый уровень
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по физике 11 класс на основе программы Г.Я. Мякишева на 2020-2021 уч.год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по физике составлена на основе программы ГЯ Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: физика 10 - 11 классы / Н.Н. Тулькибаева, АЭ Пушкарев. – М:. Просвещение. 2017).
Программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 68 часов.
Материал комплекта полностью соответствует примерной программе по физике среднего (полного) общего образования (базовый уровень), обязательному минимуму содержания, рекомендованному Министерством образования РФ.
Изучение физики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.
Изучение курса физики в 10-11 классах структурировано на основе физических теорий следующим образом: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика и элементы астрофизики.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Физика и методы научного познания
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов*. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика
Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
Молекулярная физика
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.
Электродинамика
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.
Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона;
для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.
Квантовая физика и элементы астрофизики
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора Лазеры. Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Наблюдение и описание небесных тел.
Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Учебно – методический комплект
1. Мякишев ГЕ, Буховцев ББ, Сотский НН. Физика. 11 класс, - М.: Просвещение, 2017 год.
2. Тулькибаева НН, Пушкарев АЭ. ЕГЭ. Физика. Тестовые задания. 10-11 класс, - М.: Просвещение, 2004.
3. Рымкевич АП. Сборник задач по физике. 10- 11 класс. – М.: Дрова, 2014
4. Степанова ГН. Сборник задач по физике. 10- 11 класс. – М.: Просвещение, 2003.
5. КИМ – 2020-2021 г., КИМ – 2021
6.Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 368 с.
7.Углубленное изучение физики в 10-11 классах: Кн. Для учителя / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлова. – М.: Просвещение, 2002. – 127 с.
8.Библиотека мультимедиа.
Календарно-тематическое планирование 11класс.
№ | Тема урока | Домашнее задание | дата | примечание | |||||
план | факт | ||||||||
1 | Взаимодействие токов | § 1, задачи из РАП, | |||||||
2 | Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. | 2. Р.№822 | |||||||
3 | Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера Лабораторная работа №1. «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | §3. Упр.1(2) §4*,5* | |||||||
4 | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца | §6. Упр.1(3) §7* | |||||||
5 | Обобщающий урок по теме «Магнитное поле» | Упр.1(4) | |||||||
Электромагнитная индукция ( 8 часов) | |||||||||
6/1 | Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток | §8,9 Р.№ 903 | |||||||
7/2 | Направление индукционного тока. Правило Ленца | §10, упр2(2) | |||||||
8/3 | Закон электромагнитной индукции Лабораторная работа №3. «Изучение явления электромагнитной индукции» | §11, упр2(3) | |||||||
9/4 | ЭДС индукции в движущихся проводниках | §12*,13, упр2(4) | |||||||
10/5 | Самоиндукция. Индуктивность | §14*,15, упр.2, (5,6) | |||||||
11/6 | Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле | §16,17, упр.2, (7) Р.№928 | |||||||
12/7 | Контрольная работа №1 по теме: «Магнитное поле и Электромагнитная индукция» | Повторить§1-17 КИМ-2021* | |||||||
Раздел 2. Колебания и волны. 19часов Тема 3. Механические колебания 4 часа | |||||||||
13/1 | Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Математический маятник. Динамика колебательного движения | §18,19,20,21 вопросы к §§ Р. 423, 428 | |||||||
14/2 | Гармонические колебания. Фаза колебаний | §22,23, Р.№ упр3(2,3) | |||||||
15/3 | Превращение энергии при гармонических колебаниях Вынужденные колебания. Резонанс. | §24,25, Упр.3, (4) | |||||||
16/4 | Лабораторная работа №4. «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» Воздействие резонанса и борьба с ним | Повт. §§20-25, §26, Упр.3, (5) | |||||||
Тема 4. Электромагнитные колебания 5 часов | |||||||||
17/1 | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях | §27,28, 29* Р.№932, упр 4(1) | |||||||
18/2 | Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний | §30, упр.4, (2,3) | |||||||
19/3 | Переменный электрический ток | §31,Р.№ 952 | |||||||
20/4 | Сопротивление в цепи переменного тока | §32,33*, 34,* упр. 4, (4) | |||||||
21/5 | Резонанс в электрической цепи. | §35,36*,упр. 4, (5) | |||||||
Тема 5. Производство, передача и использование электрической энергии 3 часа | |||||||||
22/1 | Генерирование электрической энергии. Трансформаторы | §37,38, 39*, упр5 (2,3) | |||||||
23/2 | Передача электроэнергии Решение задач на тему: «Электромагнитные колебания | §40,41* упр5 (5) | |||||||
24/3 | Контрольная работа №3 по теме: «Механические и электромагнитные колебания» | ||||||||
Тема 6. Механические волны 2 часа | |||||||||
25/1 | Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны | §42-44, Р.№435,436 | |||||||
26/2 | Уравнение бегущей волны. Распространение волн в упругих средах | §45,46, 47*, упр6(2) 448 | |||||||
Тема 7. Электромагнитные волны 4 часа12 | |||||||||
27/1 | Что такое электромагнитная волна? | §48,49*, Р.№984,985 | |||||||
28/2 | Изобретение радио А.С.По Принципы радиосвязи. повым. Свойства электромагнитных волн. | §50*,51, 52,53*,54,55-57* Р.№987,989 | |||||||
29/3 | Решение задач на тему: «Механические и электромагнитные волны». | §42-58, упр7(1,3) | |||||||
30/4 | Контрольная работа №4 по теме: «Механические и электромагнитные колебания и волны» | §42-58, Р.№443,1003 | |||||||
Раздел 3. Оптика. 18 часов Тема 8. Световые волны 12 часов | |||||||||
31/1 | Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. | §59*,60, Р.№1011,1015 | |||||||
32/2 | Закон преломления света. Полное отражение | §61,62, упр8(5,6) | |||||||
33/3 | Лабораторная работа №4. «Измерение показателя преломления стекла» | §61-62, Р.№1043,1044 | |||||||
34/4 | Линзы. Построение изображения в линзе.. | §63,64 Упр.9, (3-5) | |||||||
35/5 | Формула тонкой собирающей линзы. | §65 .№1043, 1044 | |||||||
36/6 | Лабораторная работа №5 «Определение оптической линзы и фокусного расстояния линзы» | §65 Упр.9, (6,7) | |||||||
37/7 | Дисперсия света. Интерференция механических волн. | §66,67, Р.№1048,1051 | |||||||
38/8 | Интерференция света. | §68,69* упр10(1), | |||||||
39/9 | Дифракция механических волн. Дифракционная решётка. | §70,71*,72, упр10(2), | |||||||
40/10 | Поперечность световых волн. Поляризация света. Электромагнитная теория света. | §73*,74, Р. 1064 | |||||||
41/11 | Лабораторная работа №6. «Измерение длины световой волны» | Р.№1068,1069 | |||||||
42\12 | Контрольная работа №5 по теме: «Геометрическая и волновая оптика» | Повт. §59-74, | |||||||
Тема 9. Элементы теории относительности 2часа | |||||||||
43/1 | Постулаты теории относительности Относительность одновременности. Основные следствия, вытекающие из постулатов теории относительности | §75*,76, §77,78, вопр. к §§ упр11(1)
| |||||||
44/2 | Элементы релятивистской динамики | §79, упр.11(2,3) | |||||||
Тема 10. Излучения и спектры 4 часа | |||||||||
45/1 | Виды излучений. Источники света. | §80?81*, 82*,83 вопр. к §§ | |||||||
46/2 | Спектральный анализ «Лабораторная работа №7. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | 82*,83 вопр. к §§ | |||||||
47/3 | Шкала электромагнитных волн. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи. сем | §84,85,86, вопр. к §§ | |||||||
48/4 | Обобщающий урок по теме «Элементы теории относительности и излучения и спектры» Зачет №3 по теме «Волны» | Повторить §80-86, индивид.зад | |||||||
Раздел 3. Квантовая физика 15часов Тема 11. Световые кванты 4 часа | |||||||||
49/1 | Фотоэффект. Теория фотоэффекта | §87,88, упр 12(1) | |||||||
50/2 | Фотоны | §89, 90* упр.12, (2) | |||||||
51/3 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Световые кванты» | §91*,92*, упр.12, (3,4) повт §75-92, | |||||||
52/4 | Контрольная работа №6 по темам: «Излучения и спектры». «Световые кванты» | ||||||||
Тема 12. Атомная физика 2 часа. | |||||||||
53/1 | Строение атома. Опыты Резерфорда | §93 вопр. к § | |||||||
54/2 | Квантовые постулаты Бора. | §94,95*, 96* Р.№1144,1152 | |||||||
Тема 13. Физика атомного ядра 8 часов | |||||||||
55/1 | Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц . Открытие радиоактивности | §97,98,Р.№1157,1161 | |||||||
56/2 | Альфа-, бета- и гамма-излучения. Радиоактивные превращения. Изотопы. | §99,100, 102 №1158, упр14(1) | |||||||
57/3 | Закон радиоактивного распада. Период полураспада | §101, Р.№1169, упр14(3) | |||||||
58/4 | Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Ядерные силы | §103, 104 Р.№1174,1165 | |||||||
59/5 | Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции | §105, 106 Р.№1176, 1179 | |||||||
60/6 | Деление ядер урана Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор | §107, 108,109 Р.№1180,1184 | |||||||
61/7 | Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений | §110,111, 112*,113 упр14(6) | |||||||
62/8 | Контрольная работа №7 по темам: «Атомная физика». «Физика атомного ядра» | §96-113, упр. 14, (5) | |||||||
Тема 14. Элементарные частицы 1 час | |||||||||
63/1 | Три этапа в развитии физики элементарных частиц. | §114,115* Р.№1206 | |||||||
Тема 15. Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества 1 час | |||||||||
64/1 | Итоговое занятие по курсу физики 11-го класса. Единая физическая картина мира | §127* | |||||||
Тема 16. Солнечная система. Звезды.( 4 час) | |||||||||
65/1 | Движение небесных тел. Законы движения планет. | §116, 117,118,119 | |||||||
66/2 | Солнце и звезды | §120-123 | |||||||
67/3 | Строение Вселенной | §124-126 | |||||||
68/4 | Обобщающий урок по теме: Солнечная система. Звезды | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...
