Урок физики в 7 классе "Механическое движение" (использована технология системного усвоения знаний по физике)
план-конспект урока по физике (7 класс)

Брянцева Светлана Александровна

Материал содержит подробное описание урока с использованием технологии системного усвоения знаний по физике (авторы технологии: Косихина О.С., Крутский А.Н.) и презентацию к теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока387.29 КБ
Файл презентация к уроку288.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока  по физике в 7  классе

по теме «Механическое движение»

Регламент работы – 45 минут.

Методические цели урока: 

Обучающая: Обобщить понятие «механическое движение»;  систематизировать знания по теме; провести тренировку практических и  экспериментальных навыков через организацию дидактической игры.

Развивающая: развивать устойчивый интерес к предмету физики;  физическую речь; умение обосновывать, доказывать, делать выводы; самостоятельно систематизировать учебный материал и готовиться к проверке знаний.

Воспитательная: воспитывать активность, умение работать самостоятельно и в группе; понимание жизненной важности изучаемой темы.

Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, ПК; бланки структурной схемы по теме (на каждого учащегося);  презентация «Понятия и определения по теме «Механическое движение»; карточки-таблички по переводу единиц измерения (s, v, t); таблица «S, v, t»; карточки с задачами на нахождение пути, скорости, времени движения; карточки с экспериментальными заданиями на расчет механического движения; надписи для «фундамента знаний» по теме;  формулы на листах формата А4, круги с физическими величинами пути, скорости, времени движения и их единицами измерения; прибор для изучения механического движения; детский заводной автомобиль;  секундомеры;  надписи на листах формата А4: «Механическое движение», «Механика»;  «Определение положения тела»; задача на нахождение средней скорости движения; магниты, бланки для жюри, названия команд, скотч.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения урока: урок-игра.

Класс делится на 2 команды («Геометрическая оптика» и  «Волновые свойства света»).

Инновационные приемы и методы работы на уроке.

На уроке использована технология системного усвоения знаний по физике

(авторы: Косихина О.С., Крутский А.Н.).

№ п/п

Наименование метода

Входящий в данный метод прием

Этапы урока и моменты урока, где методы и приемы реализованы

1.

Метод упражнений

Сообщение условия задачи. Приемы записи условия. Прием планирования выполнения упражнения.

Решение текстовых задач в тетрадях и на доске. Решение задач с пропусками на перевод единиц.

2.

Логические

Обобщение, систематизация, конкретизация

Заполнение структурной схемы. Формирование понятийного аппарата. Объяснение физических явлений и действий.

3.

Метод самоуправления учебными действиями

Самостоятельная работа с приборами, объектами.

Экспериментальное определение требуемой физической величины.

4.

Наглядный метод

Демонстрация иллюстраций, физических явлений, видеопоказ и др.

На каждом этапе урока.

5.

Метод контроля

Устный контроль дальнейшего образования  

Объяснение явлений или действий, качественных задач. Перевод физических величин.

Элементы технологии системного усвоения знаний, используемые на уроке

№ п/п

Элементы технологии

Действия обучающихся

1.

Доминирующие элементы знания (ДЭЗ)

-дают четкие определения понятий, явлений, физических величин;

-объясняют физические явления, действия.

2.

Правила системного  усвоения физических  величин

-дают название физической величины;

-указывают единицы измерения в системе СИ;

-осуществляют перевод физической величины из одних единиц в другие;

-озвучивают формулы;

-решают задачи с применением формул;

-выполняют экспериментальное задание на нахождение указанной величины.

3.

Структурные схемы

-заполняют схему, которая систематизирует весь изученный материал по теме «Механическое движение».

оформление центральной части доски

                            основная

                 изучает                  задача           

              Оформление  задачи

на нахождение

средней скорости

 движения

(на уроке)

оформление левой боковой доски

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Активизация личностной вовлеченности учащихся.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости нашей игры! Я приветствую всех на открытом уроке, темой которого является… А вот тему то, как раз, и надо определить самим ребятам…

Подсказки:

- То, что здесь (на доске) написано, совершается всеми телами, процессами, мыслями…

- Это присуще людям, животным, машинам, это доступно пароходам, это совершают самолеты…

- Это то, что позволяет оказаться сначала в одном месте, а потом в другом, без него не было бы жизни!

Итак, тема урока… «Механическое движение».

Учитель: на доске еще два неоткрытых прямоугольника.

  1. Какой раздел физики изучает механическое движение?
  2. Какова основная задача механики?

Учитель открывает прямоугольники. Предлагает просмотреть видеофрагмент «Движение, движение…» (кассета из школьной библиотеки)

2 . Организация игры с классом.

Учитель: Ребята! Это первая обобщающая игра по 1-й теме. Поэтому  вы будете сегодня учиться правильно систематизировать знания, грамотно повторять тему и готовиться к контрольной работе. А чтобы здание знаний стояло крепко, что необходимо?

ФУНДАМЕНТ ЗНАНИЙ!

Итак! 3 команды……………(название команд) борются за звание лучшего застройщика!

Этапы игры:

  1. Учитель открывает первый слой фундамента.  Задание: «Дать четкое определение понятия, явления, физической величины».Команды по очереди дают определения, две другие – придумывают примеры. Учитель проводит этот этап с помощью презентации «Понятия, определения».

Тело отсчета, материальная точка, система координат, траектория движения,  скорость тале, неравномерное движение, векторные величины, движение по инерции, инерция, механика.

 

и т.д.

  1. Определить по тренажеру положение точки в системе координат (по 3 для каждой команды).  Учитель проводит этот этап с помощью тренажера «Определение координат точки» (интерактивный диск в кабинете физики, 7 класс).

Учитель: Итак, 1-й слой фундамента залит. Кто оказался лучшим? (слово жюри).

  1.  Учитель открывает 2-й слой фундамента. Дать название величины, указать единицы измерения в системе СИ. Команды по очереди открывают круги на правой  боковой части доски. Получают карточки с заданием о переводе величины из одних единиц измерения в другие.

Путь, S

Время, t

Скорость, V

10  км=……м

20 мин=…с

720 км/ч=………м/с

5 мм=….м

2 ч=…….с

120 м/мин=……м/с

0,2 см=……м

-----

---

Учащиеся работают в регламенте, ответы отдают жюри на проверку.

Учитель: открывает на слайде таблицу с правильными ответами и выборочно от каждой команды ответ обосновывается.

  1. Показать знание формул, отгадать загадку, решить задачу.

По очереди каждая команда открывает  прямоугольники на правой боковой доске, предварительно показав знание формулы. После формулы команда отгадывает загадку о  виде транспорта и получает задачу на расчет одной из величин (путь, скорость, время). Загадки об автомобиле, ракете, мотоцикле. Решение задачи сдают жюри.

Загадка 1:

Чтобы он тебя повез, ему не нужен овес,

Накорми его бензином, на копыта дай резину,

ИПМ тогда, поднявши пыль, побежит… (автомобиль)

Задача.  Какой путь проедет автомобиль, двигаясь со скоростью 30 м/с за 2 ч? (216000 м)

Загадка 2:

Крыльев нет, но эта птица пролетит и прилунится.

Чудо-птица, алый хвост, пролетела в стаю звезд.

Хороша, как чудо света!

Что ж летит? Ответь!... (ракета)

Задача.  Ракета движется со скоростью 7 км/с. За какое время она пролетит путь в 280000 м? (40 с)

Загадка 3:

Несется и стреляет, ворчит скороговоркой,

Трамваю не угнаться за этой тараторкой.

В четыре такта его цикл, это быстрый… (мотоцикл)

Задача. С какой скоростью двигался мотоцикл, если он промчался 100 км за 60 минут? (100 км/ч)

Задачи должны быть грамотно оформлены на бланках.

        Совместное решение задачи, предварительно закрепленной на доске по нахождению средней скорости движения.

Загадка 4:

Кто далеко живет, тот пешком вряд ли пойдет.

Наш приятель  тут как тут, всех домчит он в пять минут.

Эй! Садись! Не зевай! Отправляется… (трамвай)

Задача.  Трамвай прошел первые 200 м со скоростью 5 м/с, а следующие 600 м со скоростью 10 м /с. Определить его среднюю скорость движения на всем пути. (8 м/с).

Учитель: итак, второй слой фундамента залит. Кто оказался лучшим? (слово жюри)

Учитель: все! Сплошные «что», да «если»,

«Почему», «Откуда», «как»,

А на них ответы есть ли?

Вас проверим мы – вот так!

  1. Учитель открывает 3-й слой фундамента.

Учитель: Сейчас вы будете наблюдать  явления или действия, затем недолго обсуждать причину этих явлений и объяснять всем нам. Главное условие – при объяснении использовать термины, понятия нашей темы «Механическое движение».

№ п/п

Явление, действие

Смысловой вопрос

1

Тормозят грузовой и легковой автомобили (презентация, диск, физика-7 класс)

У какого автомобиля и почему тормозной путь больше?

2

Идет дождь. Вы спасаетесь под зонтом. Решили зайти в помещение. (учитель имитирует дождь, учащийся находится под зонтом)

Как быстро освободить зонт от дождевых капель? Почему именно так? (продемонстрировать)

3

Вы решили насадить метлу (лопату) на черенок (учитель держит в руках метлу и черенок)

Как и почему это лучше сделать? (продемонстрировать)

Учащиеся выступают, представляя свои ответы. Устное оценивание.

Учитель: Итак, 3-й слой  фундамента залит. Кто оказался лучшим? (слово жюри)

Учитель: М.В. Ломоносов говорил: «Мысленные рассуждения произведены бывают  из надежных и много раз повторенных опытов».

  1. Учитель открывает 4-й слой фундамента.

Каждая команда получает экспериментальное задание, выполняет его и затем  делает отчет о его выполнении по указанной схеме. Жюри определяет точность, быстроту выполнения эксперимента, грамотно объяснение результатов.

№ п/п

Задание

1

Найти среднюю скорость движения заводного игрушечного автомобиля на указанном пути.

2

Найти среднюю скорость движения одного из членов команды на указанном пути.

3

Найти среднюю скорость движения каретки с грузами по линейке (из набора по механическому движению).

Во время отчета команд учитель открывает правую боковую доску со схемой отчета, по которой команды работают.

СХЕМА ОТЧЕТА

Учитель: Итак, 4-й слой фундамента   сформирован. Кто оказался лучшим?  (слово жюри)

  1. Учитель открывает 5-й слой фундамента.

Необходимо систематизировать материал по теме в структурных схемах. После заполнения учитель проводит Блиц опрос по проделанной работе.

  1. Подведение итогов игры и открытого урока.

Учитель обращает внимание на выстроенный «фундамент знаний». Кто оказался лучшим застройщиком? Жюри объявляет результаты игры. Проводится награждение участников  и победителей призами. Учитель объявляет оценки и комментирует их.

Домашнее задание.  Придумать интересные задачи и вопросы по теме «Механическое движение». Сочинить сказку о механическом движении (можно стихотворение). Эстетичность оформления будет оценена.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тело отсчета

Слайд 2

Материальная точка

Слайд 3

Система отсчета

Слайд 4

Траектория движения

Слайд 5

путь

Слайд 6

Скорость тела

Слайд 7

физика

Слайд 8

инерция

Слайд 9

Движение по инерции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний

Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...

Применение технологии полного усвоения знаний на уроках географии

В основе технологии полного усвоения знаний лежат идеи, выдвинутые в 60-е годы 20 века, американских психологов Дж. Кэрролла и Б.С. Блума.    В основе идеи лежит принцип ди...

Использование технологии полного усвоения знаний на уроках русского языка

В презентации представлен мой опыт работы по теме "Использование технологии полного усвоения знаний на уроках русского языка в основной школе"...

Создание ситуации успеха на уроке математики как один из элементов "технологии полного усвоения знаний".

" Знание только тогда знание, когда оно преобретено усилиями своей мысли , а не памятью"....

Урок "Изопроцессы в газах" в 10 классе (на уроке используется технология системного усвоения знаний)

Материал содержит конспект урока, презентацию к уроку, дополнительные материалы для учителя и учеников в рамках технологии системного усвоения знаний по физике (авторы технологии: Косихина О.С., ...