Урок физики в 10 классе по теме "ОСНОВНОЕ УРАВНЕНИЕ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ"
учебно-методическое пособие по физике (10 класс)

Хвостова Елена Владимировна

Урок физики в 10 классе по теме "ОСНОВНОЕ УРАВНЕНИЕ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10f.osn_.urav_.mkt_.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

     ТЕМА «ОСНОВНОЕ УРАВНЕНИЕ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ  »

Цели:  Обучающие:  познакомить с понятием идеального газа, вывести  основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.

                   Ход урока

I.   Повторение  пройденного.  Беседа с учащимися с использованием презентации

Каковы  основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества? (слайд 2)

Докажите, что  все вещества состоят  из молекул, между которыми  есть промежутки? (слайд 3)

В чем суть броуновского движения? Доказательством каких положений является броуновское движение? (слайд 4)

Что такое диффузия? Доказательством каких положений является броуновское движение? (слайд 5)

Зависит ли скорость диффузии от температуры? (слайд 6)

О чем говорят опыты, показанные на слайде № 7

Каковы размеры молекул? (слайд 8)

Опишите словами модель взаимодействия между молекулами или атомами твердого тела. (слайд 9)

В каком агрегатном состоянии находится вещество, показанное на слайдах   № 10,11,12? Укажите особенности  расположения  и движения молекул   в различных агрегатных состояниях.

II. Изучение нового материала

Итак,  мы знаем, что частицы в газах, в отличие от жидкостей и твердых тел, располагаются друг относительно друга на расстояниях, существенно превышающих их собственные размеры. В этом случае взаимодействие между молекулами пренебрежимо мало и кинетическая энергия молекул много больше энергии межмолекулярного взаимодействия. Для выяснения наиболее общих свойств, присущих всем газам, используют упрощенную модель газа - идеальный газ.

Идеальный газ – это газ,   у которого взаимодействие  между молекулами пренебрежимо мало (слайд13)  (записываем в тетрадь)

Основные отличия идеального газа от реального газа:

1. Частицы идеального газа - сферические тела очень малых размеров, практически материальные точки.
2. Между частицами отсутствуют силы межмолекулярного взаимодействия.
3. Соударения частиц являются  абсолютно упругими.

   Реальные разреженные газы действительно ведут себя подобно идеальному газу. Воспользуемся моделью идеального газа для объяснения происхождения давления газа.

Вспомним опыт из 7 класса (слайд14)

Почему при откачивании воздуха из-под колокола воздушный шарик раздувается?

(Это значит, что газ внутри шарика оказывает давление,  и когда внешнее давление  при откачивании  уменьшается, шар благодаря внутреннему  давлению воздуха начинает раздуваться?

Что же такое давление газа? (слайд15)

 (Давление газа - это результат ударов молекул газа о стенки сосуда)  

Сегодня мы с вами попытаемся ответить, от чего зависит давление газа? (Слайд 16)

Даю возможность учащимся сделать предположения, от чего может зависеть  давление газа.

 Выведем основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов (слайд 17)

    Пусть в некотором объеме есть молекулы, масса каждой   mo ,   их число равно  N, и движутся они со  скоростью  v (очевидно, что скорости у всех молекул различны, однако среднее значение модуля скорости  v   вполне определенное)  

Учитель делает рисунок на доске, учащиеся в тетрадях                        

При каждом ударе молекулы действуют на стенку сосуда с некоторой силой. Складываясь друг с другом, силы ударов отдельных частиц образуют некоторую силу давления, постоянно действующую на стенку, а значит и давление.

От чего же зависит давление газа?

В результате получаем: давление газа прямо пропорционально концентрации частиц, массе частицы и квадрату скорости частицы

                     P = 2/3· n·Ек,     где  Ек = mo·v2 /2

Давление идеального газа пропорционально произведению концентрации молекул и средней кинетической энергии поступательного движения молекул

III. Закрепление изученного материала. Выполнение тестов учащимися.

Цель заданий: определить степень усвоения  нового   материала  

1. Давление газа на стенку сосуда обусловлено

А. притяжением молекул друг к другу

Б. столкновениями молекул со стенками сосудов

В. столкновением молекул газа между собой

Г. проникновением молекул сквозь стенки сосуда

2. Как изменилось давление идеального газа, если в данном объеме скорость каждой молекулы газа увеличилась в 2 раза, а концентрация молекул осталась без изменения?

А. увеличилось в 2 раза

Б. увеличилось в 4 раза

В. уменьшилось в 2 раза

Г. уменьшилось в 4 раза

3. При повышении температуры идеального газа в запаянном сосуде его давление увеличивается.  Это объясняется тем, что с ростом температуры...

А.увеличиваются размеры молекул газа

Б. увеличивается энергия движения молекул газа

В. увеличивается потенциальная энергия молекул газа

Г. увеличивается хаотичность движения молекул газа

4. Как изменится концентрация молекул газа при уменьшении объема сосуда в 2 раза?

А.увеличится в 2 раза

Б. уменьшится в 2 раза

В. не изменится

Г. уменьшится  в 4 раза

5.  При уменьшении температуры средняя кинетическая  энергия молекул

А. увеличится

Б. уменьшится

В. не изменится

Г.  иногда увеличится, иногда уменьшится

6.  Какое утверждение неправильно?

При неизменных условиях

А. давление газа постоянно

Б. скорости всех молекул одинаковы

В. внутренняя энергия газа постоянна

Г.  температура газа постоянна

7.  В сосуде водород. Как изменится давление газа, если водород заменить кислородом так, что количество молекул  и температура останутся неизменными?

А.увеличится в 4 раза   Б. уменьшится в 16 раз

В. не изменится     Г. увеличится  в   16 раз

IV. Проверка выполненных тестов

Правильные ответы:     1 - Б,  2 – Б,  3 – Б,  4 – А,  5 – Б,  6 – Б ,  7 - Г

V. Решение задачи

 В ампуле  содержится  водород (Н2). Определите давление  газа, если его  концентрация равна  2· 1022 м -3  , а средняя квадратичная  скорость движения молекул водорода  500 м/с.

VI. Задание на дом.

§ 61,  § 63,

VII.  Подведение  итогов  урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории

План-конспект урока в 10 классе по учебнику Г.Я. Мякишева...

Презентация к уроку физики 7 класс "Физика и техника"

Презентация содержит 30 слайдов. В помощь учителю при подготовке к уроку по физике в 7 классе. В презентации подобран огромный дополнительный материал...

Интегрированный урок (физика + информатика) . "Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и газовые законы"

В процессе разработки данного урока «Решение задач на уравнение Менделеева- Клапейрона и газовые законы»,я использовала  следующие виды информационных технологий: анимационные, презентационные и ...

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа

Опорный конспект для подкотовки к итоговой аттестации по теме "Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа"...

Информационная карта по физике. 10 класс. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории.

Информационная карта по физике для 10 класса вечерней школы по теме: "Идеальный газ.Основное уравнение молекулярно-кинетической теории"....

Урок физики : «Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно- кинетической теории газа.»

План-конспект урока физики «Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно- кинетической теории газа.»...

Интегрированный урок физики и информатики на тему «Уравнение состояния идеального газа. Газовые процессы»

Урок рассчитан для 10 класса, как для очного, так и для дистанционного обучения.Для организации и проведения уроков в процессе экспериментальной работы выявлено основание: изучение теоретических основ...