Первые шаги в физику
план-конспект урока по физике (7 класс)

Яровая Елена Юрьевна

обобщение и повторение пройденного материала, формирование практических навыков вычисления ρ, ν, m, s(пути), v(скорости), t(времени), развитие навыков логического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_no1_fizika.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с физикой.

ЦЕЛЬ:

Образовательная: обобщение и повторение пройденного материала, формирование практических навыков вычисления ρ, ν, m, s(пути), v(скорости), t(времени), развитие навыков логического мышления.

Воспитательная: формирование познавательного интереса к физике.

Развивающая: развитие политехнических знаний и умений, элементов творчества, умения пользоваться языком физики и применять знания в новой обстановке.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный этап.                              
  2. Актуализация знаний.
  3. Обобщение и систематизация знаний.
  4. Итог урока; домашнее задание.

1.Сегодня мы вплотную подошли к тому моменту, когда необходимо вспомнить всё, что мы изучали на предыдущих уроках. Цель сегодняшнего урока – обобщить, систематизировать и закрепить ваши знания и выработанные умения.

На  отдельных листочках, выданных до урока, будете писать правильные ответы на мои вопросы,  и выполнять задания.

2.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

 Как наша прожила б планета,

 Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей?

                      (А.Мицкевич)

В этих коротких стихотворных строчках, словно в капле воды, отражается вся суть той науки, которую вы начали изучать в этом учебном году. А называется эта наука – ФИЗИКА.

? Какие явления природы изучает физика?

А сейчас я буду показывать опыты, а вы будете называть наблюдаемые явления

Опыты:

  • бросаю мяч под углом к горизонту;
  • нагреваю над спиртовкой лезвие, а потом охлаждаю его водой;
  • притяжение к магниту металлических предметов;
  • пускаю мыльные пузыри (этот опыт можно сопроводить цитатой из М.Твена: «Мыльный пузырь, витая в воздухе…зажигается всеми оттенками цветов, присущими окружающим предметам. Мыльный пузырь, пожалуй, самое изысканное чудо природы»);
  • растворение марганцовки в стакане с водой;
  • движение юлы.

?Что происходит, когда мы включаем настольную лампу?

УЧЕНИКИ: Щелкнула кнопка – звуковое явление. В комнате стало светло – световое явление…

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Под воздействием нашего пальца произошло механическое перемещение контакта, замкнулась электрическая цепь, по проводам пошёл электрический ток, под действием  тока нагрелась спираль лампы и стала испускать видимое и инфракрасное излучения, а матовый колпак, окружающий лампу, рассеял его по комнате…А ещё мы слышали звук…Давайте сейчас, отвечая на мои вопросы, выстроим логическую цепочку:

1. Как мы назовём все игрушки и все предметы, которые нас окружают, пользуясь физической терминологией? (физические тела).

2. Из чего состоят физические тела? (из веществ).

3. Что можно сказать о строении вещества? (вещества состоят из молекул).

4. Делимы ли молекулы?

Итак:

ФИЗИЧЕСКИЕ ТЕЛА -  ВЕЩЕСТВА – МОЛЕКУЛЫ – АТОМЫ

Оказывается, эта связь была известна ещё древнегреческому учёному Демокриту, который в 460г. до н. э. писал: «Атомы бесчисленны по величине и множеству, носятся же они во вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается всё сложное: огонь, вода, воздух, земля». Из этих частиц состоит и камень, одиноко лежащий на обочине дороги, и маленький цветок, радующий нас своей естественной красотой, и пушистые облака, неторопливо плывущие по голубому небу. Значит атомы – это изготовители.

  1. Из каких веществ изготовлены игрушки, которые вы принесли?
  2. Какие физические явления происходили при изготовлении этих игрушек?

УЧЕНИКИ: При изготовлении цветной резины – диффузия, при окраске – притяжение молекул краски и металла.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Какие свойства физических тел использовались при этом?

УЧЕНИКИ: Твёрдость, упругость, пластичность, способность газов занимать весь предоставленный объём, текучесть жидкостей.

3.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Мы познакомились с первыми физическими величинами – скоростью, путём, временем.(Три ученика выходят к доске – работа по карточкам). Какими буквами обозначаются физические величины скорость, путь, время? В каких единицах они измеряются? Какие единицы измерения являются основными в СИ? Составьте на доске  формулы, позволяющие определить v, s, t.

Задание классу:

  • Кто быстрее донесёт известие – голубь или всадник, - если скорость голубя 54км/час, а скорость лошади 12м/сек?
  • Автомобиль двигался со скоростью 60км/час. Какой путь он прошёл за 20мин?

Наука не располагает точными данными о скорости движения насекомых, птиц, животных. Дерзайте. Есть ещё белые пятна в науке.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;                                                        

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей!

О чём здесь идёт речь? Приведите примеры, показывающие, что механическое движение относительно. Р.Пайерлс: «Среди всех наук для меня особую прелесть всегда представляла физика». Д.И.Менделеев: «Наука начинается там, где начинают измерять».  Назовите измерительные приборы, с которыми вы познакомились.

УЧЕНИКИ: Мензурка, метроном, часы, весы, термометр, линейка.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Настало время отдохнуть. Кто-то изображает измерительный прибор, а вы попытайтесь угадать, что именно изображается.

На последних уроках мы познакомились с новой физической величиной – плотностью. Зная плотность можно определить массу тела. Приглашаю трёх учеников к доске. Выберите карточки со следующими данными. (какими буквами обозначаются масса, плотность, объём? В каких единицах они измеряются, главные единицы, дольные и кратные единицы, формулы позволяющие определить ρ, m, ν.)

В жизни людям постоянно приходится определять массу тел, сравнивать их между собой.

Задание классу:

  • Массу самой лёгкой птички – колибри – определили на весах с помощью гирек 1г, 500мг и 200мг. Чему равна масса колибри в граммах и килограммах?
  • Учёные-ядерщики «столкнули» молекулу водорода с молекулой кислорода и оказалось, что скорость молекулы водорода изменилась на 32м/сек, а скорость молекулы кислорода - на 2м/сек. Масса какой молекулы больше и во сколько раз?
  • В банку объёмом 3 литра положили 2кг огурцов и залили рассолом объёмом 0,9 литра. Определите плотность огурцов?

Пригодилась ли физика родителям в их профессиях?

4.

На мир можно смотреть с разных сторон. Науки дают нам возможность взглянуть на него сквозь «волшебные очки» и увидеть всё в незнакомых красках. Конечно, на одном уроке всё узнать невозможно. Но если урок разбудил ваши мысли, у вас возникли вопросы: почему летает самолёт? почему не тонет корабль? как появляется изображение на экране телевизора? Почему звенит звонок? – изучайте физику!

Дорога мудрости длинна,

Не малый нужен срок,

Пока от головы она

Дойдёт до рук и ног.

Ваши ответы показали, что первая четверть не прошла для вас даром. Начало хорошее. Я надеюсь, что физика станет любимым предметом. Первые шаги сделаны. Желаю успехов!

ЗАДАНИЕ №1.

  1. Кто быстрее донесёт известие – голубь или всадник, - если скорость голубя 54км/час, а скорость лошади 12м/сек?
  2.  Автомобиль двигался со скоростью 60км/час. Какой путь он прошёл за 20мин?

ЗАДАНИЕ №1.

  1. Кто быстрее донесёт известие – голубь или всадник, - если скорость голубя 54км/час, а скорость лошади 12м/сек?
  2.  Автомобиль двигался со скоростью 60км/час. Какой путь он прошёл за 20мин?

ЗАДАНИЕ №2.

  1. Массу самой лёгкой птички – колибри – определили на весах с помощью гирек 1г, 500мг и 200мг. Чему равна масса колибри в граммах и килограммах?

  1. Учёные-ядерщики «столкнули» молекулу водорода с молекулой кислорода и оказалось, что скорость молекулы водорода изменилась на 32м/сек, а скорость молекулы кислорода - на 2м/сек. Масса какой молекулы больше и во сколько раз?

  1. В банку объёмом 3 литра положили 2кг огурцов и залили рассолом объёмом 0,9 литра. Определите плотность огурцов?

ЗАДАНИЕ №1.

  1. Кто быстрее донесёт известие – голубь или всадник, - если скорость голубя 50км/час, а скорость лошади 30км/час?
  2. Велосипедист за 2 часа проехал путь 8км. Вычисли скорость велосипедиста.

ЗАДАНИЕ №2.

  1. Масса человека 60кг, а лодки 100кг. На сколько масса лодки больше массы человека?
  2. Определяя массу тела, ученик уравновесил его на весах, поставив на их правую чашку следующие гири: 3г, 200мг, 100мг. Чему равна масса взвешиваемого тела?

Самоанализ урока в 7-м классе по теме : «Знакомство с физикой».

Тема связана и опирается на предыдущие темы «Первоначальные сведения о строении вещества», «Взаимодействие тел».

Тип урока – повторительно-обобщающий.

На уроке были учтены программные требования, предусматривающие знания о строении вещества, различии в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей, газов; о механическом движении; о явлении сохранения скорости; демонстрацию опытов, показывающих различие в физических явлениях. При подготовке к уроку я учитывала особенности возраста учащихся, которые очень любопытны, хотят всё попробовать, сделать самостоятельно. Мне хотелось сделать урок по возможности эмоциональным. На уроке были учтены реальные возможности класса. На уроке решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи, была обеспечена их комплексность и взаимосвязь.

Образовательные были сформулированы после выяснения совместно с учащимися темы урока.

Воспитательные задачи: в познании учащимися своих способностей, в стремлении развивать их, добиться успеха через задания, предлагаемых преподавателем. В результате вырастает самооценка от успешной работы, растёт уверенность в себе, а также показать высокую роль, значение предмета в жизни, в работе родителей.

Развивающие: в процессе выполнения самостоятельных работ на уроке развивать логическое мышление, творческие способности учащихся, умение сравнивать, анализировать.

Цель урока: повторить и обобщить знания, полученные в первой четверти; формировать познавательный интерес к новому предмету, навыки самостоятельной и коллективной работы.

Внутренняя структура урока была рациональной для решения поставленных задач. Осуществлялся дифференцированный подход к учащимся. Выбранные методы обучения сочетались с идеей достижения поставленной цели. Контроль знаний, умений, навыков осуществлялись с помощью теоретической разминки, описанием наблюдаемых явлений, организованными ответами учащихся у доски с дополнением их другими учащимися; самостоятельной работы. На уроке применялись игровые моменты. Рациональный переход от одного вида деятельности к другому обеспечил высокую работоспособность учеников в течение всего урока. Я стремилась создавать морально-психологические условия своим доброжелательным отношением к учащимся, подбадривала их, старалась в нужный момент похвалить. Эти параметры позволили и рационально использовать время урока, предупредить перегрузку и утомляемость учащихся.

Все задачи урока реализованы полностью.

Скорость.

Какой буквой обозначается данная физическая величина?

В каких единицах она измеряется?

Какая единица измерения является основной в СИ?

Напиши на доске формулу, позволяющую определить скорость.

Путь.

Какой буквой обозначается данная физическая величина?

В каких единицах она измеряется?

Какая единица измерения является основной в СИ?

Напиши на доске формулу, позволяющую определить путь.

Время.

Какой буквой обозначается данная физическая величина?

В каких единицах она измеряется?

Какая единица измерения является основной в СИ?

Напиши на доске формулу, позволяющую определить время.

Масса.

Какой буквой обозначается данная физическая величина?

В каких единицах она измеряется?

Какая единица измерения является основной в СИ?

Напиши на доске формулу, позволяющую определить массу.

Плотность.

Какой буквой обозначается данная физическая величина?

В каких единицах она измеряется?

Какая единица измерения является основной в СИ?

Напиши на доске формулу, позволяющую определить плотность.

Объём.

Какой буквой обозначается данная физическая величина?

В каких единицах она измеряется?

Какая единица измерения является основной в СИ?

Напиши на доске формулу, позволяющую определить объём.

ЗАДАНИЕ №2.

  1. Определите массу тела.

                                ОБОРУДОВАНИЕ: ВЕСЫ, НАБОР ГИРЬ, ТЕЛО.

  1. Массу самой лёгкой птички – колибри – определили на весах с помощью гирек 1г, 500мг и 200мг. Чему равна масса колибри в граммах и килограммах?

  1. Учёные-ядерщики «столкнули» молекулу водорода с молекулой кислорода и оказалось, что скорость молекулы водорода изменилась на 32м/сек, а скорость молекулы кислорода - на 2м/сек. Масса какой молекулы больше и во сколько раз?

ЗАДАНИЕ №2.

1.Определите массу тела.

ОБОРУДОВАНИЕ: ЛИНЕЙКА, ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД, ТАБЛИЦА ПЛОТНОСТЕЙ.

2.Массу самой лёгкой птички – колибри – определили на весах с помощью гирек 1г, 500мг и 200мг. Чему равна масса колибри в граммах и килограммах?

3.Учёные-ядерщики «столкнули» молекулу водорода с молекулой кислорода и оказалось, что скорость молекулы водорода изменилась на 32м/сек, а скорость молекулы кислорода - на 2м/сек. Масса какой молекулы больше и во сколько раз?

ЗАДАНИЕ №2.

1.Определите массу тела.

ОБОРУДОВАНИЕ: ТЕЛО НЕПРАВИЛЬНОЙ ФОРМЫ, ТАБЛИЦА ПЛОТНОСТЕЙ, МЕНЗУРКА С ВОДОЙ.

2.Массу самой лёгкой птички – колибри – определили на весах с помощью гирек 1г, 500мг и 200мг. Чему равна масса колибри в граммах и килограммах?

3.Учёные-ядерщики «столкнули» молекулу водорода с молекулой кислорода и оказалось, что скорость молекулы водорода изменилась на 32м/сек, а скорость молекулы кислорода - на 2м/сек. Масса какой молекулы больше и во сколько раз?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши первые шаги в компьютерном мире

Программа позволяет детям овладеть умением использовать компьютерную технику....

Разговор с родителями.Первые шаги в мир творчества.

Наверное,  многие  мамы  хотели  бы  видеть своего  малыша, добрым и неравнодушным человеком, способным сопереживать и  ра...

Самостоятельные работы по геометрии.Первые шаги

Самостоятельные работы по геометрии 1 полугодие 7 класс...

Первые шаги в профессию

Разработка классного часа на профориентационную тематику...

МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг

Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе....

Первые шаги по дороге в мир физики.

Игра   «Первые шаги по дороге в мир физики»Методическая разработка представляет собой игровой урок обобщения знаний для семиклассников по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»....

Внеурочное занятие по английскому языку для 1-2 класса (первый год обучения) "Первые шаги"

Задачи: -     познакомить детей с работой кружка, темами занятий; познакомить детей с достопримечательностями Лондона: парком Регента, Биг Беном, рекой Темзой, Лондонским мостом; з...