ДОКЛАД «Роль межпредметных связей в профессиональной подготовке будущих специалистов лесного хозяйства»
статья по физике

Кадзова Фатима Муратовна

ДОКЛАД по теме «Роль межпредметных  связей в профессиональной  подготовке  будущих  специалистов лесного хозяйства»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnaya_napravlennost_prepodavaniya_fiziki.docx67.36 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

ГАПОУ «СКАТК» СП «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ЛЕСНО ТЕХНИКУМ»


                                                                   Расмотренно на заседании  цикловой  комиссией

                                                            общеобразовательных и естественнонаучных

 дисциплин

                                                                             Протокол  №  4 от  « 5» декабря  2019  год

                                                                             Председатель  ________________ Елоева А.Т.

                                                                                                   

ДОКЛАД

Тема: «Роль межпредметных  связей в профессиональной  подготовке  будущих  специалистов лесного

хозяйства»

Подготовила: преподаватель общеобразовательного цикла

Кадзова Фатима Муратовна


2019 год


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

2.МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.        4

3. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ  УРОКИ – ОДИН  ИЗ СПОСОБОВАКТИВИЗАЦИИ  МЫСЛИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА  УРОКАХ  ФИЗИКИ.        7

4. РЕШЕНИЕ  ЗАДАЧ  КАК  ФОРМА  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯМЕЖПРЕДМЕТНЫХ  СВЯЗЕЙ.        8

5. РЕАЛИЗАЦИЯ  МЕЖПРЕДМЕТНЫХ  СВЯЗЕЙ  ВО  ВНЕКЛАССНОЙ  РАБОТЕ.        10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        11

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА        12

 






ВВЕДЕНИЕ

В России успех преобразований во многом связан с построением общества, в котором подрастающее поколение будет разносторонне развито, профессионально подготовлено. Достижение этой цели невозможно без использования современных педагогических технологий, позволяющих делать процесс приобретения знаний интересным, показывающих важность всех отраслей науки в современном мире. Установление межпредметных связей можно рассматривать как одну из форм интеграции знаний, приводящую их в систему, позволяющую совершенствовать учебный процесс, поэтому межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в техникуме.

Цельюмоегодоклада, является обмен опытом в использовании межпредметных связей физики со специальными дисциплинами изучаемыми студентами лесных техникумов.

2.МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

Под профессиональной компетентностью  понимается способность студентов применять полученные знания и умения на уроках физики в своей профессиональной деятельности. Установление межпредметных связей в курсе физики повышает эффективность практической направленности обучения. Например, при изучении газовых законов, учитывается, что учащиеся знают правила округления чисел, помнят действия со степенями, умеют строить графики. Эти знания и умения получены при прохождении курса математики. Вместе с тем некоторые знания о физических понятиях используются при изучении других предметов. Например, знания о магнитном поле Земли, плазме и ее свойствах учитываются в астрономии;

Различают два типа связей между предметами: временную (хронологическую) и понятийную (идейную). Первая предполагает согласование во времени прохождения программы различных предметов, вторая - одинаковую трактовку научных понятий на основе общих методических положений.

Таким образом, преподавателю физики приходится иметь дело с тремя видами межпредметных связей:

-  предшествующие межпредметные связи - это связи, когда при изучении материала курса физики опираются на полученные знания в школе по другим предметам, например: окружающий мир, биология, химия, математика. Так при изучении основ молекулярно-кинетической теории я использую знания по математике: действия со степенями, правила построения графиков, повторяю определения прямо пропорциональной и обратно пропорциональной зависимости, свойства пропорций; по химии: определение молярной и молекулярной массы вещества, физический смысл постоянной Авогадро;

- сопутствующие межпредметные связи - это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий одновременно изучается как в физике, так и по другим предметам, например, понятие о векторе даётся почти
одновременно в курсе математики и физики;

-  перспективные межпредметные связи используются, когда изучение материала по физике опережает его применение в других предметах, например, понятие о материи (поле) изучается на I курсе, а
используется межпредметные связи  при изучении спецпредметовнаII и III курсах, таких какэкология, лесоведение, почвоведение, охрана и защита лесов.

Я приведу весомые факты использования физических законов и явлений в профессиональной деятельности будущего специалиста, то получу самое главное – мотив обучения своему предмету. С этой точки зрения вижу необходимость своего опыта.

 1.Так при изучении горимости лесов, понятия конвекция, излучение, проводимость играют большое значение.так какв процессе горениявыделяется большое количество тепла. Это тепло передается окружающей среде и очередной порции горючих материалов путем конвекции, излучения и проводимости и происходит переход увеличение интенсивности горения.

2. Изменение состава атмосферного воздуха и его влияние на парниковый эффект: молекулы некоторых веществ обладают способностью пропускать коротковолновое излучение и поглощать длинноволновое (инфракрасное). Таким свойством обладают трехатомные молекулы водяного пара, углекислого газа и кремнезема, из которого производится стекло. Этот эффект получил название парникового, или тепличного. Весьма небольшое количество углекислого газа в атмосфере (0,03 %) задерживает до 18 % теплового излучения Земли, что удерживает среднюю температуру на нашей планете на довольно высоком уровне. Естественно, что повышение концентрации СО2 должно увеличить количество задерживаемого тепла и привести к повышению температуры.

 В таких случаях приходится нацеливать студентов на  более глубокое усвоение рассматриваемого вопроса, знание которого пригодится в будущем при изучении этих предметов и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Ведущая педагогическая  идея заключается не только в формировании знаний учащихся по физике с учетом их профессиональной направленности, но и развитие тех качеств личности, которые помогут молодому  специалисту в его карьерном росте (устроиться на работу).

В основе моего опыта работы лежат идеи дифференцированного обучения и активного установления межпредметных связей.

Для реализации своих целей я использую технологии проблемного, развивающего, личностно – ориентированного и индивидуально – рефлексивного обучения и воспитания.

3. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ  УРОКИ – ОДИН  ИЗ СПОСОБОВАКТИВИЗАЦИИ  МЫСЛИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА  УРОКАХ  ФИЗИКИ.

Следующий вопрос, который задает себе любой преподаватель в своей деятельности «Как реализовать эти связи? Какие выбрать формы и методы для их осуществления?» Работа по поиску и внедрению активных методов обучения, способов реализации межпредметных связей привела к особой форме проведения уроков –интегрированным урокам. Между предметами естественно – математического циклов особенно эффективна интеграция на уровне синтеза, обеспечивающая значительное повышение мотивации к изучению цикла дисциплин. Возможно проведение интегрированный уроков с такими дисциплинами как Почвоведение по теме «Водно-физические свойства почв».

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=df296d0bc7c1e3891b0c36dee0f925f6&n=33&h=215&w=323https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=72eba685c3bf6f75cf1190786eae5b42&n=33&h=215&w=303https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d231f57d63bef51108860aeaeaa73812&n=33&h=215&w=297

4. РЕШЕНИЕ  ЗАДАЧ  КАК  ФОРМА  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯМЕЖПРЕДМЕТНЫХ  СВЯЗЕЙ

Другой из наиболее распространенных форм осуществления межпредметных связей является решение задач. Умело подобранные и составленные задачи с производственным содержанием играют большую роль в получении студентами прочных знаний по предмету, поскольку ребята при этом глубже осознают практическую ценность физики в освоении избранной профессии, ибо формирование физических понятий у них происходит на основе конкретных примеров, взятых из жизни или производства. Задачи по физике с производственным содержанием я использую на всех этапах урока: при объяснении новой темы, при закреплении изучаемого материала, проверке и учёте знаний. Решение задач является одним из тех видов активнойдеятельности ребят, которая позволяет им осмыслить свои теоретические знания. Задачи с межпредметным содержанием можно разделить на три группы:

-  временная классификация задач, в основу которой положена зависимость изучения соответствующих разделов по предметам всех циклов обучения (соответствует хронологическому типу межпредметныхсвязей);

 - классификация по содержанию предусматривает выход на группу учащихся с учётом их специальности (соответствует понятийному типу связи между предметами);

-   классификация по способу решения (арифметический, аналитический, графический и теоретический).

Арифметический способ предусматривает решение задач без преобразования формул (задачи 1 уровня).

Например, для группы по специальности «Гостиничный сервис» по теме "Количество теплоты" может быть предложена задача: В пастеризаторе за час нагревается 2 т сливок от 20° до 80°. Какое количество теплоты расходует установка за час, если удельная теплоемкость сливок 3500Дж/кг*К?

Для групп по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство»,задача будет иметь другой вид: Для повышения твердости и прочности стальных изделий применяется их закалка – нагрев до некоторой температуры с последующим быстрым охлаждением. Какое количество теплоты требуется для нагревания стального молотка массой 500г от 17° до 817°С, если удельная теплоемкость стали 460Дж/кг*К?

Аналитический способ заключается в выводе определенных аналитических зависимостей (если из исходной формулы надо вывести рабочую формулу – задача 2го уровня, если надо вывести  рабочую формулу с использованием 2-3 исходных – задача 3го уровня). Задачи данного типа предлагаю использовать для студентов, плохо оперирующих аналитическими понятиями алгебры и геометрии. Поэтому тип задач, предусматривающий такой способ решения, является основным в моей деятельности по подбору и составлению задач.

Графический способ, предусматривающий составление графиков, схем и теоретический способ, применяемый при решении качественных задач, я использую реже, т.к. таких задач с профессиональной направленностью встречается меньше в методической литературе, их сложнее придумать.

Таким образом,  опыт работы позволяет сделать вывод, что решение задач, межпредметного характера, особенно на этапе актуализации прежних знаний, способствует активному вовлечению ребят в учебный процесс, осознанию цели занятия, осмысленному применению ранее усвоенных знаний; на этапе формирования новых понятий способствует мотивации познавательно – мыслительной деятельности студентов, возникновению внутренней потребности в новых знаниях для разрешения возникающей проблемной ситуации; на этапе формирования умений и навыков развивает умение самостоятельно использовать полученные знания, разрешать простейшие проблемные ситуации; на любом этапе урока позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

5. РЕАЛИЗАЦИЯ  МЕЖПРЕДМЕТНЫХ  СВЯЗЕЙ  ВО  ВНЕКЛАССНОЙ  РАБОТЕ.

Следующим эффективным путем реализации межпредметных связей, приводящим к развитию у ребят интереса к предмету, являются игры, которые все чаще и чаще используются на уроках физики и во внеклассной работе. Классифицируя физические игры в зависимости от игровой цели, можно выделить три типа игр: творческие игры, игры – соревнования и игры с раздаточным материалом. На уроке, в основном, использую игры – соревнования: кубик электрических цепей, эстафеты, шаги, кроссворды наоборот и т.д, их описание взято из методической литературы (2,3,4). Творческие игры в сочетании с играми – соревнованиями использую во внеклассной работе, это КВНы, конкурсы «Где логика». К организации игр с физическим содержанием предъявляется ряд требований:

- игра должна носить эмоциональный характер, вызывать удовольствие играющих, повышать их настроение;

- содержание предлагаемых вопросов должно быть доступным для понимания учащихся;

- игра должна в максимальной степени быть основана на свободном творчестве и самостоятельности учащихся;

- в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками.

                                             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение передового опыта и свой опыт работы позволяют сделать вывод, что целенаправленная и научно организованная взаимосвязь в преподавании общеобразовательных предметов и специальных дисциплин   способствует возрастанию интереса учащихся к предмету, развитию теоретических и профессиональных умений и навыков учащихся, активизации их мыслительной деятельности. Правильное и систематическое осуществление межпредметных связей – необходимое условие повышения качества подготовки молодых специалистов.

 


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Диканева «Воспитай творца» М, «Просвещение», 2007г.

2.Ланина «100 игр по физике» М, «Просвещение», 2006г.

3.Ланина «Не уроком единым» М,  «Просвещение», 2008г.

4.Кабардин.Браверман «Внеурочная работа по физике» М, «Просвещение», 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лесное хозяйство. Охота

Отраслевой состав животноводства и распространение...

Лесное хозяйство России

Изучается лесной комплекс России....

Программа элективного курса «ЛЕС И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО» для 7- 8 классов

Школьное лесничество является дополнением к базисному плану - одна из форм внеклассной работы. Главной целью элективного курса является:-сформировать у учащихся правильное отношение к рациональн...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 35.01.01 «Мастер по лесному хозяйству»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...

Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 35.01.01 «Мастер по лесному хозяйству»

Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...

Лесное хозяйство. Охота. (презентация)

Презентация к уроку  по географии в 8 классе "Лесное хозяйство. Охота."...

Мультимедийная презентация " Лес и лесное хозяйство"

Презентация по географии для 8 класса ....