Лесное хозяйство России
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Прозорова Надежда Николаевна

Изучается лесной комплекс России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lesnoe_khozyaystvo.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО РОССИИ». Урок географии в 9 классе по теме

Учитель географии- Прозорова Надежда Николаевна,

                                      МБОУ СОШ р.п. Тамала Пензенской области

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с особенностями лесного хозяйства России; определить значение леса в природе и жизнедеятельности человека; развивать умения работать со статистическим, картографическим, литературным материалом; способствовать формированию убеждений бережного отношения к лесным богатствам  и  рациональному использованию природных ресурсов.

ЗАДАЧИ:  в ходе ролевой игры по группам изучить значение леса в природе и жизнедеятельности человека;  определить характер использования и типы лесов;  закрепить умения работать с картами атласа и контурной картой России;  формировать навыки устойчивого усвоения материала, работая в группе по определению пород деревьев на территории страны.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта «Растительность России», интерактивный комплекс, мультимедийный проектор, компьютер, коллекция образцов  древесины, фрагмент видеофильма «Лес», атласы,  раздаточный материал, гербарий, плакат.

ТИП УРОКА:  урок изучения нового материала в форме ролевой игры

1.ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА. Учащиеся рассаживаются по 4-м группам. Учитель представляется детям?  

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. 

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный.

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Ты испокон веков  сдружился  с человеком

Берёт  он для себя от щедрости твоей

Грибы и ягоды  по солнечным просекам,

И пищу, и жильё, и мачты кораблей!

Р. Рождественский

1

1.) Сегодня на уроке мы поведем разговор о лесе и лесном хозяйстве. Выясним, в чем заключается значение леса, каково его промышленное использование и как нужно его охранять.  Лучше всех об этом знают специалисты лесного хозяйства- лесоводы. Я предлагаю вам сегодня выступить  их роли.       Прикрепите, пожалуйста, эмблемы данной профессии. Все, что уже вам известно и то, что узнаете нового  на уроке вы занесете в ЛИСТЫ ДЛЯ ЗАМЕТОК ЛЕСОВОДА.

2) Лесоводы должны обладать разными качествами. Сейчас мы проверим ваши аналитические способности. Вашему вниманию предлагается текст о  значении леса в природе. Давайте выполним  задание № 1 - Кроссворд.

П

Л

О

Д

О

Р

О

Д

И

Е

М

Е

С

Т

О

О

Б

И

Т

А

Н

И

Е

Ф

О

Т

О

С

И

Н

Т

Е

З

Лес – важная составная часть природы, один из главных элементов ландшафта. Леса являются удивительной естественной лабораторией, в которой происходит сложный процесс фотосинтеза. Поэтому леса не случайно названы «легкими планеты». Одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трем человекам. Зеленые растения поглощают из атмосферы углекислый газ, препятствуя его накоплению в воздушной оболочке планеты. От видового состава леса зависит плодородие почвы. Для многих диких животных лес является местом обитания. Деревья препятствуют размыванию берегов рек, горных склонов, развеванию песков, влияют на уровень грунтовых вод, оказывая важное природоохранное значение.  Леса снижают отрицательное воздействие засух и суховеев, сдерживают движение подвижных песков. Смягчают климат и защищают  почвы от водной и ветровой эрозии, селей, оползней.

Слова: 3- плодородие- главное свойство почв , 2- местообитание- «дом» для животных , 1- фотосинтез- процесс превращения углекислого газа в кислород.

3)  А в жизни человека какова роль лесов?               В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить — голодному не быть». « Лес — богаче царя». Действительно, лес приносит великую пользу человеку, а изделия из древесины можно получить различными способами: механическим и химическим. Сейчас  узнаем, насколько быстро вы это определите. Задание № 2 - Схема «Использование древесины при ее переработке». Восстановление  схемы на доске обычной/ интерактивной.  

ПИЛОМАТЕРИАЛЫ

ИГРУШКИ

ИСКУСТВЕННЫЙ ШЕЛК

ДОСКИ

ЛЫЖИ

УКСУСНАЯ КИСЛОТА

КАРАНДАШИ

ШПАЛЫ

ДУБИЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ФАНЕРА

МЕБЕЛЬ

ЛЕКАРСТВА

ДВП-волокно

СПИЧКИ

ЦЕЛЛЮЛОЗА

ЛИНЕЙКИ

СКИПИДАР

КАНИФОЛЬ

ДСП- стружка

БУМАГА

КОРМОВЫЕ ДРОЖЖИ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ

ИНСТРУМЕНТЫ

ЭТИЛОВЫЙ

СПИРТ

КАМФАРА

Вывод о большом значении леса и в природе, и в жизни человека, о бережном  отношении к лесным богатствам.

4). Лес- основа развития лесной промышленности. Площадь лесов- 45% территории. По запасам  древесины  в кубических метрах Россия занимает  1 место в мире. Продолжаем работу и обратимся к таблице к Заданию № 3.    В целях рационального использования, леса подразделяют на 3 группы. Какие?

  • Какие леса относятся к природоохранным?
  • Какое значение имеют защитные леса?
  • Где больше всего произрастают эксплуатационные леса? 

1.Природоохранные-22%.

2. Защитные -8%

3. Эксплуатационные -70%.

Водоохранное  и почвозащитное значение.

Защитное  и ограниченное эксплуатационное значение.

Промышленное

Курорты, лесопарки,  лесоплодовые участки, заповедные леса, защитные полосы вдоль рек, дорог, степные колки, горные  леса, памятники природы.

Центральные, южные и западные районы страны

Районы  Европейского Севера, Урала, Сибири, Д. Востока.

Не эксплуатируются. Рубки в целях омолаживания, осветления.

Эксплуатируются в размере годового прироста.

Имеют промышленную рубку.

Ребята, давайте распределим цифры- процентное соотношение каждого типа леса.

Как вы думаете, какие породы деревьев наиболее распространены в России?

                               Диаграмма «Основные древесные породы в составе лесов России»

6) При использовании леса нужно помнить 2 основных правила: лес можно рубить не везде и для сохранения лесов придерживаться определенной последовательности. Восстановим ее с помощью учебника на стр. 239 и выполним Задание № 4.

Посадка --- выращивание---- рубка----посадка

Лесоводы должны знать, в каком возрасте можно взрослое дерево использовать для рубки. Через сколько лет после посадки это можно сделать?  / от 50 до 100- 120 лет!!!  Российский лес имеет очень высокое качество. 90% лесов здоровы и экологически чисты и наша задача в будущем этот лес сохранить.

 

7) Обеспеченность же лесом не везде одинакова по территории России. Сейчас проверим ваше умение работать с картой.  Вы видите зоны разной лесообеспеченности страны в Задание № 5. Ваша задача: работая в контурной карте, заштриховать типы лесов с помощью условных знаков.

8) Физкульминутка. Звуки леса. 

Закройте глаза, расслабьтесь, мысленно перенеситесь в лес, вслушайтесь в шелест зеленой листвы над головой  и в легкое щебетанье птиц, вдохните воздух полной грудью и ощутите его прохладу…

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

9). Все знания и качества, которые вы сейчас показали, помогут вам в экспедиции по разным районам нашей страны. Сейчас, ребята, вы работаете в группах. У каждой группы свой маршрут.   Для работы получаете конверты- кейсы с большим материалом как верного, так и неверного содержания.  Ваша задача- определить породу дерева, тип леса, особенности использования и главному лесоводу  составить краткий отчет по плану.

                          Содержание КЕЙСА:

  1. координаты
  2. гербарий
  3. фото леса
  4. образцы древесины
  5. стихи/ описание
  6. гербы городов
  7. фото промысловых животных  
  8. деревянные изделия
  9. карта растительности в атласе.
  10. план отчета.

План отчета работы в группе.

  1. Определение координат  на карте России.
  2. Тип леса.
  3. Искомая порода дерева.
  4. Пример из гербария.
  5. Фотография леса.
  6. Литературное описание.
  7. Герб города (если есть).
  8. Фотографии промысловых животных.
  9. Изделия из данного дерева.
  10.  Предложения по охране леса

Дуб -  

550 с.ш.   450 в.д. – широколиственный лес

Ель –

590 с.ш.   700 в.д.    темнохвойный лес

Лиственница-

630 с.ш.   1050 в.д.    светлохвойный лес

 Амурский бархат-

430 с.ш.  1350 в.д.  смешанный лес

- Давайте послушаем главных лесоводов групп с их отчетом.

11) Рефлексия            

Ребята, мне урок очень понравился. Вы- молодцы, а отметки вы получите за работу в листах «На заметку лесоводу».

Какое впечатление оставил наш урок?  Условные знаки деревьев---- хвойное - полезно + лиственное-  интересно.  Спасибо.

12)  Домашнее задание:   п. 53,  я призываю вас к охране леса и предлагаю создать творческий проект, направленный на охрану  леса в виде плаката, сочинений, лозунгов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лесное хозяйство. Охота

Отраслевой состав животноводства и распространение...

Программа элективного курса «ЛЕС И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО» для 7- 8 классов

Школьное лесничество является дополнением к базисному плану - одна из форм внеклассной работы. Главной целью элективного курса является:-сформировать у учащихся правильное отношение к рациональн...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 35.01.01 «Мастер по лесному хозяйству»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...

Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 35.01.01 «Мастер по лесному хозяйству»

Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...

Лесное хозяйство. Охота. (презентация)

Презентация к уроку  по географии в 8 классе "Лесное хозяйство. Охота."...

Мультимедийная презентация " Лес и лесное хозяйство"

Презентация по географии для 8 класса ....

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...