Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)
план-конспект урока по географии (9 класс)

Лунякова Татьяна Сергеевна

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_ekonomika_rossii.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)

Класс: 9 класс

 Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания об особенностях хозяйства России, его отраслевом составе.

Задачи уроков:

- закрепить  знания о географии основных отраслей промышленности России.

- объяснить размещения основных отраслей хозяйства России. 

- развитие познавательного интереса к наукам естественного цикла,

- формирование товарищеской взаимопомощи, дружбы, дисциплинированности, углубление опорных знаний и умений, полученных на уроке, развитие творческих способностей учащихся.

Планируемые результаты:

1) Личностные:

- формирование научного мировоззрения за счёт: раскрытия мировоззренческих идей курса; раскрытия межпредметных связей, установления причинно- следственных связей;

- умение слушать друг друга, работать в парах и группах, критически оценивать свою работу.

2) Метапредметные:

- формирование умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, выдвигать гипотезы, планировать путь проверки, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться ресурсами интерактивной доски.

3) Предметные:

- Давать определение терминов, понятий по тематике урока;

Тип урока:  Урок обобщения и систематизации знаний

Правила игры.

В игре участвуют 2 команды по 5 человек.

Игра проходит в несколько раундов.

1 раунд - «Разминка». Каждой команде задается по 7 вопросов – за каждый правильный ответ 1 балл.

2 раунд - «Заморочки из бочки». Учащиеся достают бочонки с номерами. Ведущий зачитывает вопрос. Команде на обдумывание 1 минута, за правильный ответ 2 балла.

3 раунд – «Ты – мне, я – тебе». Команды задают вопросы, приготовленные заранее, друг другу.

4 раунд -  «Черный ящик».

5 раунд – «Гонка за лидером». Команды за 1 минуту отвечают на большее количество вопросов.

Выигрывает команда, набравшая набольшее количество баллов.

Оборудование: экономическая карта России, физическая карта России,бочонки  лото, «черный ящик», коллекция каменного угля.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Сообщение темы и целей урока

Мы закончили изучение еще одной главы учебника, посвящённой особенностям хозяйства России, его отраслевому составу. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Сформулируйте цели урока.

Учитель напоминает правила игры, в которой участвуют не отдельные ученики, а все учащиеся, объединённые в 2 команды. Результаты будут фиксироваться на доске.

3. Ход игры

1. Раунд. Разминка.Но для начала проведем небольшую разминку и немного вспомним.

Вопросы 1 команде

  1. По запасам нефти Россия занимает … место.
  2. Нефть добывается … способом и … способом.
  3. Транспортировка большей части нефти ведётся по … .
  4. Грузооборот – это … .
  5. По грузообороту 1-е место занимает … транспорт,
  6. а 2-е … транспорт.
  7. Самый дешёвый вид транспорта по грузообороту …, а самый дорогой … .

Вопросы 2 команде

  1. Газ – самый … вид топлива.
  2. По запасам природного газа Россия занимает … место в мире.
  3. Самый дешёвый способ добычи угля … .
  4. Основные районы добычи угля в России сосредоточенны в … .
  5. Основные угольные бассейны: …, … и … .
  6. Авиационный транспорт перевозит … .
  7. Одна из основных проблем авиационного транспорта России - …

2 раунд - «Заморочки из бочки». 

  1. Состав ТЭК:т…, э…, у…, н…, г… .
  2. Способы добычи угля: … и … .
  3. ГЭС выгодно строить на реках с большим … и … воды. Крупные ГЭС: … и …
  4. Отрасли металлургического комплекса производят … .
  5. Металлургическийомплекс состоит из … и … металлургии
  6. Химия переработки полимеров ориентируется на …, т.к. перевозка сырья …, чем изделий из него.
  7. Лесная промышленность состоит из взаимосвязанных производств: …, …, …
  8. Основное звено АПК – с/х (сельское хозяйство), которое состоит из …, и … .
  9. К техническим культурам относится …, …, … .
  10. Автомобильный транспорт – один из самых дорогих. Причины дороговизны в … .
  11. Что такое услуга?
  12. Что такое инфраструктурный комплекс? Назовите состав комплекса.


3 раунд – «Ты – мне, я – тебе»Команды задают вопросы, приготовленные заранее, друг другу.


4 раунд -  «Черный ящик».

По добыче этого вида топлива Россия находится на 2 месте после США. (Уголь)

5 раунд – «Где же ты, где?» Необходимо выполнить тест и показать правильный ответ на карте.

  1. Наиболее крупные автомобильные заводы России  находятся:

 А. в Центральной России;    Б. в Центральной России и Поволжье;

 В. в Центральной России, Поволжье и Западной Сибири.

  1. Главными районами по производству минеральных удобрений  в России являются:

  А. Урал;                           Б. Урал и Восточная Сибирь;  

В. Урал, Восточная Сибирь и Центральная Россия.

  1. Черноморскими портами России являются:

А. Одесса и Новороссийск;  Б. Новороссийск и Туапсе;  В. Туапсе и Одесса.

  1. Центрами тракторостроения являются:

А. Рязань;                        Б. Челябинск;                    В. Екатеринбург;

Г. Волгоград;                  Д. Владимир;                     Е. Ростов-на-Дону.

  1. Главной газодобывающей базой РФ является:

А. Западно-Сибирская;     Б. Оренбургская;      В. европейского Севера.

  1. Главной нефтяной базой России является:

 А. Баренцево-Печорская;    Б. Волго-Уральская;      В. Западно-Сибирская.

6 раунд – «Гонка за лидером». 

  1. В структуре топливно-энергетического баланса России преобладает нефть.
  2. На размещение основных отраслей растениеводства главное влияние оказывает потребительский фактор.
  3. В России основная часть электроэнергии производится на ГЭС
  4. Россия занимает первое место в мире по запасам нефти.
  5. Большая часть АЭС расположена в Европейской части России.
  6. На размещение предприятий тяжелого машиностроения большое влияние оказывает фактор трудовых ресурсов.
  7. Крупные месторождения железной руды в России расположены в Белгородской области и Карелии.
  8. Россия занимает первое место в мире по добыче газа.
  9. В черной металлургии преобладают комбинаты с последовательной обработкой сырья.
  10. В цветной металлургии преобладают комбинаты с комплексной переработкой сырья.
  11. Добыча серы и солей входит в состав химической промышленности.
  12. Крупные запасы горнохимического сырья расположены на Кольском полуострове.
  13. продукты питания, которые производит Россия.
  14. Лёгкая промышленность производит

  1. Рефлексия

5 . Домашнее задание: подготовить доклад на тему «Ведущие отрасли родного края» (по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Подгруппа азота (Урок – игра « Звёздный час в химии».)

          Закрепить знания учащихся о строении и свойствах азота и фосфора как простых веществ, так и их соединений, о промышленных  способах производства аммиака,...

Родительское собрание в форме игры "Счастливый случай".

Сценарий родительского собрания в старшей группе.Цель: сформировать у родителей интерес к воспитанию как к науке и помочь им овладеть азами дошкольной психологии....

Урок-зачет с опорой на национально - региональную историю в форме игры "Счастливый случай" по теме "Новая экономическая политика и её свёртывание"

Цели урока:1 обобщить и закрепить знания учащихся о советской стране в годы НЭПа, индустриализации и коллективизации2 развивать аналитическое мышление учащихся, их устную монологическую речь, память, ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА В ФОРМЕ ИГРЫ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» 5 класс

данный конспект уроком будет хорошим подспорьем для повторения пройденного материала...

Разработка классного часа для 6 класса в форме игры «Счастливый случай» Тема «Человек и его манеры»

Разработка классного часа для 6 класса в форме игры «Счастливый случай»Тема «Человек и его манеры»...

Дидактическая игра "Знатоки планиметрии" в форме игры Счастливый случай.

Игра была проведена в рамках недели математики в школе....