Урок-зачет с опорой на национально - региональную историю в форме игры "Счастливый случай" по теме "Новая экономическая политика и её свёртывание"
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Кутлузаманова Сария Закиевна

Цели урока:

1 обобщить и закрепить знания учащихся о советской стране в годы НЭПа, индустриализации и коллективизации

2 развивать аналитическое мышление учащихся, их устную монологическую речь, память, активизировать детей, применяя игровые приемы

3. воспитывать желание работать в группе с товарищами, доброжелательность, отзывчивость.

Учащимся дается опережающее задание, затем на уроке они делают сообщения о коллективизации в нашем крае.

В ходе интеллектуальной игры закрепляются знания детей о НЭПе и командной экономике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_ur_nep_schastlivyy_sluchay.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Яраткуловская средняя общеобразовательная школа

Урок - зачёт с опорой на

национально-региональную историю

в форме игры

«Счастливый случай»

по теме                                               «Новая экономическая политика и её свёртывание»

                                                                                                    Из опыта преподавания истории

                                                                                      в 9, 11 классах

                                                                                     Учитель: Кутлузаманова С.З.

Яраткулова 2010

Урок в форме игры «Счастливый случай»

Тема «Новая экономическая политика и её свёртывание»

Зачёт для 9, 11 классов

Цели урока:

  1. обобщить и закрепить знания учащихся о советской стране в годы НЭПа, индустриализации, коллективизации;
  2. развивать аналитическое мышление учащихся, их устную монологическую речь, память, активизировать детей, применяя игровые приёмы;
  3. воспитывать желание работать в группе с товарищами, доброжелательность, отзывчивость.

Оборудование:

Мешочек с фишками четырёх цветов, 2 ромашки (26 лепестков), 28 магнитиков, призы команде (ручки),

Пригласить гостя – «Тёмная лошадка»

План урока

  1. Организационная часть.
  2. Сообщения учащихся о коллективизации в нашем крае.
  3. Игра «Счастливый случай»:

А)  разминка

Б)   лото «Счастливый случай»;

В)  «Тёмная лошадка»

Г)   командная эстафета «Кто быстрее и правильно соберёт ромашку?»

Д)   конкурс капитанов «Один на один»

Е)   «Дальше, дальше…»

Ж)  конкурс «Чей вопрос лучше?»

  1. Итоги.

Ход урока

  1. Организационная часть.

Учитель:

  • Сегодня мы проводим зачётный урок по темам «Новая экономическая политика» и «Свёртывание новой экономической политики». Проведём урок в виде игры «Счастливый случай».

- Класс разделим на 2 равные команды. Выберите капитанов команд.

  1. Сообщения учащихся о коллективизации в нашем крае.

Учитель:

  • Сначала послушаем сообщения о том, как создавались колхозы у нас в родном краю. Вы слушаете и делаете записи в тетрадях.
  1. Кутлусурина  Луиза: - «Я познакомлю вас с воспоминаниями моего деда Гилязова Галяла Гилязовича: « Мои воспоминания о днях и годах коллективизации в моей родной деревне Биккулова Аргаяшского района. Это… не то по- настоящему воспоминания, скорее кое-какие отзвуки, оставшиеся в детской памяти.
  • Я в 1930 году был семилетним мальчиком – несмышлёнышем. Отца давно не было, его не помню. Растили меня мать – безграмотная женщина и старший брат шестнадцати лет, тоже неграмотный. Об общественных и государственных делах ничего не знал: дети в дела и разговоры старших не вмешивались, наоборот, нас отстраняли.
  • Помню, что в 1928 – 1929 г.г. крестьяне нашей улицы организовали какие-то кооперативы по совместной обработке земли ( товарищество по обработке земли ) – ТОЗ по совместному приобретению сельхозмашин, инвентаря, по сбыту сельхозпродукции. В 1929 г. образовался колхоз  «Ылысын» ( « Сокол» ) из нескольких семей. Первым председателем  был Манапов Нусурат Сунагатович ( погиб в Великой Отечественной войне ). Моя семья вступила в колхоз в 1930 г. Когда в колхоз вступило большинство крестьянских хозяйств, его переименовали, и стал он называться колхозом имени Пугачёва. После вступления в колхоз от нашего семейного хозяйства были изъяты лошадь, плуг, бороны, амбар, вся упряжь. Первый раз обобществляли и коров, но их потом вернули хозяевам. Коллективизация проходила наряду с раскулачиванием богатых крестьян. Кстати, таких в нашей деревне было немного: мулла Галимов, двое его сыновей и Гадельшин Галиулла ( не совсем богатый-то был ). Было очень трудно: посевы сократились, урожаи снизились, скота стало меньше – начались голодные 1933 – 1934 г.г., годы засухи и неурожая. Ничего крестьяне-колхозники за свой труд не получали: ни зерна, ни денег. Уходить на заработки было невозможно, т.к. селянам паспорта не давали, справок, подтверждающих личность и места жительства тоже не выписывали. Так жилось кое-как аж до 1938 – 1939 г.г. В колхозы стали поступать трактора «Фодзон» и «Катрипеллер». Мы их встречали с восторгом и удивлением и маленькие, и взрослые. Потом образовались МТС ( машинно-тракторные станции ). Наша МТС была создана в Кулуево. Появились первые автомобили-полуторки. Так деревня начала своё техническое вооружение и снабжение. Появились агрономы, счетоводы. Начали открываться магазины потребкооперации ( 1936 г. ). Закрыта была мечеть, за неё сильно боролись, в основном женщины. Открывались школы в своих зданиях ( 1931 г. ), клубы».

  1. – Зинурова Эльвина расскажет о жизни и жителях колхозов с 1928 по 1960 г.г.:
  • « Советская власть дала крестьянам землю. Но их хозяйства оставались мелкими, единоличными. Каждая семья имела до 10 десятин земли. Люди, которые хотели хорошо жить, работали, не покладая рук – это крестьяне-середняки. Были люди, которые не хотели работать, ленились – это крестьяне-бедняки. Также в деревнях были ещё богачи – кулаки, которые имели большие запасы хлеба, много скота. На кулаков работали крестьяне-бедняки.
  • На наших землях, на Урале, было очень мало кулаков. В основном крестьянские хозяйства только-только  начали развиваться. Руководители нашей страны посчитали, что мелкие хозяйства не в состоянии прокормить страну, поэтому было решено их объединить в колхозы. С 1928 года появляются первые колхозы. К этому времени крестьяне только-только познали вкус частной собственности, начали хорошо жить. Они не хотели вступать в колхозы, т. к. с таким трудом нажитое хозяйство нужно было нести в общий колхозный двор. Их обвинили в кулачестве, выселяли из родных деревень в Сибирь, имущество их передавалось колхозу. Поэтому в колхозах были заинтересованы только крестьяне-бедняки, которым нечего было терять…
  • В 1930 г. у нас в каждой деревне был колхоз. Например, колхоз «Каганович» в д. Уразбаева, колхоз имени Молотова в д. Саитова и т.д. Первым председателем колхоза Молотова был Баязитов Хайретдин. О нём саитовцы говорили: «Он был истинным хозяином». Началась война, его забрали, как и других. Он погиб, но остались дети. Сын его Баязитов Данил Хайретдинович долгие годы был учителем в Яраткуловской школе.  Затем деревни Уразбаева, Крутолапова, Куянбаева объединили в один колхоз. Деревни Яраткулова и Саитова объединили в колхоз «Урал».    ( объединение колхозов произошло уже после войны в 1955-е годы ). В колхозе д. Ялтырова первым председателем был Хамзин Яхья, ныне житель д. Кулуево.
  • Дни колхозников.

С раннего утра все от мала до велика шли в поле. В деревне оставались одни немощные старики да малыши. Колхозники шли на работу с песней, с песней работали и с песней возвращались с работы. Они думали, что лучше этой жизни нет. А на самом деле они работали от зари до зари не только ради себя, но и чтобы страна была сыта.

Колхозы – крепостное право. Положительную роль колхозов я вижу только в годы войны. колхоз кормил армию, т.е. именно колхозники поддерживали страну в эти годы военного лихолетья.

Начиная с 1956 г. колхозники начали получать заработную плату деньгами. С 1960-х г.г. почти все колхозы были преобразованы в совхозы. Всегда колхозники жили хуже по сравнению с горожанами.

  1. «Молодёжь и коллективизация» – см статью в журнале «Преподавание истории в школе» № 5 за 1994 г. в., стр. 27 – 29.

  1. Игра «Счастливый случай»

А) Разминка.

Учитель:

  • Я буду командам по очереди задавать вопросы, вы отвечаете и получаете за верный ответ по одному баллу.

Вопросы 1 команде

Вопросы 2 команде

1. Высшая школьная отметка в России ( «5» )

1. Учебный час, посвящённый отдельному предмету?  ( урок )

2. Где изобрели бумагу? ( в Китае )

2. Где изобрели шахматы? ( в Индии )

3. Какой псевдоним В. И. Ульянова? ( Ленин )

3. Какой псевдоним И. В. Джугашвили? ( Сталин)

4. В каком году произошла Октябрьская социалистическая революция? ( 1917 г. )

4. В каком году началась гражданская война? (1918 г.)

5. Как называлось государство, в котором вы родились? ( СССР )

5. Как называется государство, в котором вы сейчас живёте? ( Россия )

6. Что такое политика «военного коммунизма»?  (всеобщая трудовая повинность, вместо зарплаты дают продовольственную карточку, продразвёрстка и т.д.)

6. Что такое «Новая экономическая политика»?          (рыночная экономика)

Учитель:

- Подведём итоги разминки: 1 команда … баллов, 2 команда … баллов.

Б) Лото «Счастливый случай»:

Учитель:

  • Сейчас из мешочка будете вытягивать фишки. Разный цвет фишек означает, что  вопросы будут из разных областей знаний по теме. Обсуждение вопроса – 20 секунд.
  • Зелёный цвет фишек – вопросы по НЭПу  ( 8 фишек)
  • Красный цвет фишек – вопросы по индустриализации  ( 8 фишек)
  • Синий цвет фишек – вопросы по коллективизации  ( 8 фишек)
  • Жёлтый цвет фишки –  ( 1 фишка) счастливый случай, что означает приз команде (ручки, блокноты и т.д.)

НЭП

Индустриализация

Коллективизация

1.С чего начался НЭП? ( замена продразвёрстки продналогом)

1. Что такое индустриализация?  (создание промышленности)

1. Что такое коллективизация?       (объединение крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства – колхозы)

2. Что было по размеру больше: продразвёрстка или продналог?     ( продразвёрстка)

2. Где власть брала средства для развития промышленности?           (отнимали хлеб у крестьян, продавали церковные богатства, реликвии и т.д.)

2. Каково было сельское хозяйство и крестьянство до коллективизации?  ( 25 млн. крестьянских хозяйств, 5 % - кулаки, 20 - 30 % - бедняки,   70 % - середняки)

3. С введением продналога у крестьянина появились…? (излишки хлеба)

3. Когда началась первая пятилетка? ( в 1928 г.)

3. Кого считали кулаком? (кто имел лишнюю лошадь, на месяц-другой нанимал работника, имел маслобойку, мельницу, технику и т.д.)

4. К чему вели излишки хлеба?      (к свободе торговли)

4. Тачки, лопаты, топоры – это…     ( орудия труда строителей )

4. Кто такие 25-тысячники?            ( передовые рабочие  приехали в деревни, чтоб помочь в организации колхозов)

5. Для чего была проведена денежная реформа в СССР в 1922 – 1924 г.г.?    ( твёрдая валюта)

5. Кто такой Лихачёв И. А.? ( в 30 лет стал директором   Московского автозавода и в течение 25 лет руководил им )

5. Почему в 1932 г. колхозники паспорта не получили? (паспорт давал свободу передвижения)

6. Чему равнялся золотой рубль?   (5 долларов, 14,5 центов США)

6. Что такое «штурмовщина»? Чем она вредна? ( «5-летку  - в 4 года», в погоне за количеством нет качества)

6. С опорой на какие слои деревни проводилась коллективизация? (бедноты)

7. Сколько работников разрешалось нанимать?  (при моторе – до 10 чел., без мотора – до 20 человек)

7. Как изменилась Москва в годы первых пятилеток? Какие серьёзные ошибки были допущены? (появились метро, троллейбусы, улицы заасфальтированы; разрушено 500 церквей)

7. Почему среди осуждённых по «Закону об охране социалистической собственности – «Закону о пяти колосках» было много женщин? (дети дома голодные)

8. Кому не нужен был НЭП? (партийному государственному аппарату, «низам» – неквалифицированным рабочим, т.к. безработица)

8. Что такое казарменная «модель социализма»? (господство государственной собственности, человек – «винтик», эксплуатация человека государством. Мощный слой бюрократии)

8. Упоминание какого слова в 1932 – 1933 г.г. расценивалось как уголовное преступление, которое каралось 3 – 5 годами тюрьмы? ( голод)

Учитель:

-Подведём итоги: 1 команда - … баллов, 2 команда - … баллов.

В) «Тёмная лошадка»         (дочь Гилязова Галяла Гилязовича – Кутлусурина Фания Галяловна)

  • Сегодня к нам я пригласила гостью. Вам надо отгадать:  чья она дочь? Он родился в д. Биккулова.  После войны жил и работал в д. Яраткулова, где живут и его дети, и его внуки. Одна из внучек его учится в вашем классе. Он был очень интересной личностью. Участник Великой Отечественной войны,  до пенсии работал учителем истории в нашей школе, основатель нашего школьного музея. Кто это?.. Правильно. Слово передаю нашей гостье. (2-3 вопроса)

Г) Командная эстафета «Быстрее и правильно собрать ромашку».

Учитель:

-Задание:  на лепестках ромашки написаны признаки НЭПа и командной экономики. Лепестки лежат вразброс на столе. Вы по очереди выходите, находите лепесток с нужным вам признаком по вашей теме и прикрепляете к своей ромашке.

  • Капитаны, ко мне! Жеребьёвка! Итак, 1 команда собирает ромашку по теме «НЭП», 2 – по теме «Командная экономика»

НЭП (новая экономическая политика)

Командная экономика

1. продналог

1. продразвёрстка

2. кооперация

2. сплошная насильственная коллективизация

3. свобода торговли

3. централизованное снабжение

4. оптовая торговля

4. плановое снабжение отраслей

5. финансовая система

5. обесценивание рубля

6. кредитная система

6. государственные дотации

7. налоговая система (99 налогов)

7. налоговая система разрушена (ост. 2 налога)

8. трестирование промышленности

8. вместо трестов созданы отраслевые наркоматы

9. хозяйственный расчёт

9. хоз. расчёт забыли

10.самоокупаемость, рентабельность, прибыльность

10. прибыль у предприятий отбирали

11. территориально-отраслевой принцип управления

11. отмена отраслевого принципа управления

12. децентрализация управления

12. централизация управления

13. экономические методы управления экономикой

13. административно-командные методы управления

Д) «Один на один» – конкурс капитанов

  • За одну минуту написать как можно больше фамилий исторических личностей, которые упоминаются в период от Октября  до 30-х г.г. XX века.

( капитаны сидят за партой друг против друга)

  • Команды тоже вспоминают, чтоб прийти на помощь своим капитанам.
  • Победитель получает 5 баллов, другой – 3 балла.
  • Подведём итоги.

Е) «Дальше, дальше…»

-Я буду задавать по 12 вопросов командам. Вам постараться за одну минуту ответить на большее количество вопросов.

Вопросы 1 команде:

  1. Как называется война, где воюют граждане одного государства? (Гражданская)
  2. Когда образовался Советский Союз? (30 декабря 1922 г.)
  3. Как называется политика, когда крестьяне были обязаны сдать государству все излишки зерна, оставляя только на еду и семена? ( продразвёрстка)
  4. Что такое ЗИЛ? (завод имени Ленина)
  5. Какие республики вошли в Закавказскую республику? (Армения, Азербайджан, Грузия)
  6. Что такое ГОЭЛРО? ( план электрификации страны)
  7. Что такое федерация? ( союз равноправных республик)
  8. Верховный собственник земли в средние века? ( феодал)
  9. Что такое ГУЛАГ?  (Главное Управление ЛАГерями )
  10. Город, построенный у Магнитной горы? ( Магнитогорск)
  11. Что такое МТС? ( машинно-тракторная станция)
  12. Кто такой Стаханов Алексей Григорьевич? ( ударник пятилетки, добыл 102 т угля за 6 часов (вместо 7 ч.) –17 норм )

Вопросы 2 команде:

  1. Как называется война, когда защищаешь свою родину от захватчиков? (Отечественная)
  2. Когда начался НЭП? ( 1921 год)
  3. Как называется политика, когда крестьяне все излишки зерна после сдачи налога государству, оставляли себе и распоряжались ими по своему усмотрению? ( продналог)
  4. Как расшифровывается аббревиатура ГАЗ? ( Горьковский Автомобильный Завод)
  5. Какие республики в 1922 г. вошли в состав СССР? ( РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР)
  6. Кто такие 25-тысячники? ( рабочие, помогали селу в организации колхозов)
  7. Что такое автономия? ( право самостоятельного осуществления государственной власти или управления)
  8. Верховный собственник земли в СССР с 1917 г.? ( государство)
  9. Что такое кулацкий террор? (выселение кулаков в Сибирь)
  10. Какой город основан на Амуре в 1932 г.? ( Комсомольск-на-Амуре)
  11. Что такое НКВД? ( нарком внутренних дел)
  12. Почему 1929 г. называли годом «великого перелома»? ( год индустриализации и коллективизации)

Дополнительные вопросы:

  1. Как называли новую буржуазию? (нэпманской)
  2. Какая ГЭС была  в 1932 г. крупнейшей в Европе? ( Днепрогэс)
  3. Почему у нас электрическую лампочку стали называть «лампочкой Ильича»? (он – инициатор электрификации страны)
  • Подведём итоги.

Ж) Конкурс «Чей вопрос лучше?»

  • Придумать за одну минуту вопрос и задать противнику.
  1. Итоги

Зачётный лист

Ф. имя уч-ся

Сообще ние

Размин-ка

Лото

Гость

Ромаш-ка

1 на 1

Дальше, дальше

Конкурс

Итого:

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории Новая экономическая политика

Материал содержит конспект и презентацию урока истории в 9 классе по теме "Новая экономическая политика". Урок построен по схеме урока-исследования с применением прием технологии критического мышления...

План-конспект урока истории в 9 классе по теме :" Новая экономическая политика"

Тема урока: "Новая экономическая политика". Тип урока: изучение нового материала. Форма: лабораторное занятие с эементами дискуссии, с использованием ЭОР...

Использование национально-регионального компонента на уроках истории.

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001595 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001579 P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование краеведческого материала на уроках истории и общество...

Конспекты уроков по истории «Переход к новой экономической политике»

Представляю вашему вниманию учебное занятие  2. «Переход к новой экономической политике» 9 класс  Цели и задачи урока:Образовательная цель: усвоение причин, сущности и итогов НЭПа....

Методическая разработка урока по истории России 9 класс. Тема «Экономическая политика красных и белых».

Цели урока: охарактеризовать сущность и результаты политики «во­енного коммунизма» в промышленности и сельском хозяйстве, а также экономическую политику белых; продолжить определение причин победы кра...

Самоанализ урока по теме "Семейная экономика как политика доходов в сфере государственной национально-экономической политики России по достижению финансового благосостояния граждан"

Методический материал представлен в презентации самоанализа урока по обществознанию  в 8 классе по теме "Инфляция и семейная экономика". Тема урока хорошо вписывается в модуль  кур...