Конспекты уроков по истории «Переход к новой экономической политике»
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Чумак Наталья Ивановна

Представляю вашему вниманию учебное занятие  2. «Переход к новой экономической политике» 9 класс 

 

Цели и задачи урока:

Образовательная цель: усвоение причин, сущности и итогов НЭПа.

Задачи:

•    доказать, что политика «военного коммунизма» зашла в тупик;

•    охарактеризовать основные мероприятия НЭПа; проанализировать противоречия НЭПа.

Развивающая цель: развитие умений анализировать социально-экономическую ситуацию в стране после гражданской войны.

Задачи:

•    развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.

•    развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;

•    сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма” и нэпа;

•    формулировать выводы по итогам нэпа;

•    формирование навыков работы с текстом учебника, документами;

•    развитие навыков грамотной устной речи;

•    развивать навыки групповой работы.

Воспитательная цель:

•    воспитывать интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности, уважение к правам человека.

•    воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.

5.   Тип учебного занятия: изучение нового материала

6.   Средства  обучения:

 Оборудование и литература:

·                    схемы, таблицы, документы на карточках, рабочая тетрадь

·                    Учебник: История России, 9 класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.: “Просвещение”, 2006

·                    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (видеофрагмент)

·                    Е.Н. Сорокина: Поурочные планы по учебнику 9 класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, часть I. Волгоград.

·                    О.В. Арасланова, А.В. Поздеев: Поурочные разработки по Истории России XX- начало XXI века.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебное занятие по истории

9 класс

       Выполнила: учитель истории - Чумак Наталья Ивановна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Южно-степная средняя общеобразовательная школа

Адрес: Челябинская область

Карталинский район

                                           п. Южно-Степной

2013

Структура плана учебного занятия по истории

1.        9 класс 

2.        Программа основного общего образования по истории, обществознанию 5-9 классов, сайт Минобрнауки России.-http/www/ mongou.r

Рабочая программа по истории  9 класс (линии учебника издательство «Просвещение», Данилов А.А., Косулина Л. Г. «История России ХХ век» учебник для 9 кл. общеобразовательного учреждения: М.:Просвещение, 2006)

  1. Тема: Россия в 1917–1921 г.г.

 Учебное занятие  2. «Переход к новой экономической политике»

  1. Цели и задачи урока:

Образовательная цель: усвоение причин, сущности и итогов НЭПа.

Задачи:

•        доказать, что политика «военного коммунизма» зашла в тупик;

•        охарактеризовать основные мероприятия НЭПа; проанализировать противоречия НЭПа.

Развивающая цель: развитие умений анализировать социально-экономическую ситуацию в стране после гражданской войны.

Задачи:

•        развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.

•        развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;

•        сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма” и нэпа;

•        формулировать выводы по итогам нэпа;

•        формирование навыков работы с текстом учебника, документами;

•        развитие навыков грамотной устной речи;

•        развивать навыки групповой работы.

Воспитательная цель:

•        воспитывать интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности, уважение к правам человека.

•        воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.

5.        Тип учебного занятия: изучение нового материала

6.        Средства  обучения:

 Оборудование и литература:

  • схемы, таблицы, документы на карточках, рабочая тетрадь
  • Учебник: История России, 9 класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.: “Просвещение”, 2006
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (видеофрагмент)
  • Е.Н. Сорокина: Поурочные планы по учебнику 9 класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, часть I. Волгоград.
  • О.В. Арасланова, А.В. Поздеев: Поурочные разработки по Истории России XX- начало XXI века.

Понятия: «НЭП», «продналог», «концессия», «хозрасчет».

Дата: 1921 – 1929 г.г.

7.Методические приемы: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами и документами).

Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, групповая работа по решению познавательных заданий, работа с текстами учебниками и документов, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, заполнение опорного конспекта, общее обсуждение проблемных заданий, составление синквейна, обсуждение видеофрагмента.

Структура плана учебного занятия по истории

  1. 9 класс
  2. Программа основного общего образования по истории, обществознанию 5-9 классов, сайт Минобрнауки России.-http/www/ mongou.r

Рабочая программа по истории  9 класс (линии учебника издательство «Просвещение», Данилов А.А., Косулина Л. Г. «История России ХХ век» учебник для 9кл. общеобразовательного учреждения: М.:Просвещение, 2006)

  1. Тема: Россия в 1917–1921 г.г.

 Учебное занятие  2. «Переход к новой экономической политике»

  1. Педагогическая идея учебного занятия:

«НЭП – всерьез и надолго, но… не навсегда».

В.И. Ленин

5. Цели и задачи урока: 

Образовательная цель: усвоение причин, сущности и итогов НЭПа.

Задачи:

•        доказать, что политика «военного коммунизма» зашла в тупик;

•        охарактеризовать основные мероприятия НЭПа; проанализировать противоречия НЭПа.

Развивающая цель: развитие умений анализировать социально-экономическую ситуацию в стране после гражданской войны.

Задачи:

•        развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.

•        развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;

•        сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма” и нэпа;

•        формулировать выводы по итогам нэпа;

•        формирование навыков работы с текстом учебника, документами;

•        развитие навыков грамотной устной речи;

•        развивать навыки групповой работы.

Воспитательная цель:

  • воспитывать интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности, уважение к правам человека.
  • воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.

6.Планируемые результаты учебного занятия: Уметь: работать с тестом, текстом учебника, документами, схемами и таблицами; составлять опорный конспект, синквейн; делать сравнительный анализ, вывод, решать проблемы; выступать в рамках проблемной дискуссии.

7.Тип учебного занятия: изучение нового материала

8.Средства  обучения:

 Оборудование и литература: 1. схемы, таблицы, документы на карточках, рабочая тетрадь.

2. Учебник: История России, 9 класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.: “Просвещение”, 2006

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (видеофрагмент)
  2. Е.Н. Сорокина: Поурочные планы по учебнику 9 класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, часть I. Волгоград.
  3. О.В. Арасланова, А.В. Поздеев: Поурочные разработки по Истории России XX- начало XXI века.

Понятия: «НЭП», «продналог», «концессия», «нэпман», «хозрасчет».

Дата: 1921 – 1929 г.г.

ПЛАН УРОКА

  1. Причины и необходимость перехода к НЭП.
  2. Основные мероприятия НЭПа.
  3. Итоги и значение НЭПа.
  4. Противоречия НЭПа.

9.Этапы учебного занятия:

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент:

  • Подготовка учащихся к работе.
  • Создание нормальной внешней обстановки для работы.

3.  Всесторонняя проверка знаний, умений и навыков:

      Урок начинается с выполнения отдельными учащимися задания 2 (с. 81), 4 (с. 82) в рабочей тетради (вып. 1), а также провести проверочное тестирование  учащихся.         

         1.         Кто возглавлял крестьянское движение на Украине в годы Гражданской войны?

а) С. М. Буденный; б) Н. И. Махно; в) С. В. Петлюра.

         2.         Кто такой А. С. Антонов?

а) Член ЦК Партии социалистов-революционеров;

б) участник покушения на графа Мирбаха;

в) бывший начальник милиции, возглавивший крестьянское восстание.

         3.         Кто был избран председателем Кронштадтского временного революционного комитета?

а) Генерал А. Н. Козловский;

б) старший писарь С. Петриченко;

в) лидер эсеров В. М. Чернов.

         4.         Кто возглавил войска, подавившие выступление моряков Кронштадта?

а) С. М. Буденный; б) М. Н. Тухачевский; в) И. П. Уборевич.

4.  Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала 

Вступительная беседа.

1.Как называлась политика Советского государства в период  гражданской войны?

2.Как звучит тема нашего урока?

3.Сформулируйте самостоятельно цели урока.

  I этап – Что я знаю?

 II этап – Что я хочу узнать?

III этап – Что узнал? 

  1.  Усвоение новых знаний. 

Проблема – “военный коммунизм” или “демократический социализм”?

  1. Причины и необходимость перехода к НЭП.

Задача. Доказать, что политика «военного коммунизма» зашла в тупик.

 Проанализируйте данные схемы.

I этап – Что я знаю?

Потери: 20 млн. человек

Промышленность:

-отброшена на десятилетия назад:

-по добычи угля – к концу XIX века;

-валовая продукция сельского хозяйства – уменьшилась в 2 раза

-4 года I мировой войны;

-революции;

-гражданская война;

-интервенция;

-политика «военного коммунизма»;

-«малая гражданская война»

Детская беспризорность – 7 млн.ч.

РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ:

Вопрос. Какие выводы можно сделать, опираясь на  эти документы?

1.Писатель Михаил Осоргин отмечал, что людоедство тогда было обыденным явлением. Ели преимущественно родных, в порядке умирания, кормя детей постарше, но не жалея грудных младенцев, жизни еще не знавших, хотя в них проку было мало. Ели по отдельности, не за общим столом, и разговоров об этом не было…

2.Из письма наркома по иностранным делам Г.В. Чичерина:

«С 1 августа наши сотрудники не получают ничего. Из остатков прежних складов мы даем более чем скудный обед. Живут тем, что продают старые вещи… Все торгуют. Начальники отделов на улице продают штаны. Иностранные посланники проходят и видят их. У меня в канцелярии секретарша падает в голодные обмороки».

ВЫВОД?

Обучающиеся делают вывод: в стране кризис, голод. Окончание гражданской войны поставило на повестку дня вопрос о восстановлении народного хозяйства.

Итак, в стране кризис.

Задание. Предложите пути выхода из него (схема на доске)

Варианты развития страны

Тактический маневр, при котором, с одной стороны, командные высоты сохраняются за большевиками, а с другой - делается временная уступка небольшевистским силам

 

Продолжение военного коммунизма, т.е. террор, насилие, репрессии

Полное удовлетворение требований мятежников

II этап – Что я хочу узнать?

2. Основные мероприятия НЭПа. (&18; 1 пункт)

Задача для учащихся: выяснить, чем отличался НЭП от политики «военного коммунизма»?

 Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает

 «Путеводитель по теме» для решения одного из вопросов темы.

Сравнительная таблица (Приложение)

Вопросы для сравнения

Политика «военного коммунизма»

НЭП

1.мероприятия в с/хозяйстве

продразвёрстка

2.мероприятия в области промышленности

Национализация всей промышленности

3.товарно-денежные отношения

Устранение ТДО

4.трудовые отношения

Всеобщая трудовая повинность

Путеводитель по теме для группы № 1

Задание – выяснить сущность и основные мероприятия нэпа.

Вопрос

Задание

Источник

. Сущность новой экономической политики.

Записать в тетрадь определение нэпа.

Выделить ключевые слова в определении.

На основании текста учебника сформулировать основные мероприятия нэпа, и записать их в таблицу “Основные мероприятия “военного коммунизма” и нэпа”.

Проверить правильность выполнения задания.

“Нэп – система экономических мероприятий, сменившая политику “военного коммунизма” и являющаяся ее противоположностью”.

Учебник: История России, 9 класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.: “Просвещение», пункт 2

См. сравнительную таблицу “Основные мероприятия “военного коммунизма” и нэпа” (приложение)

3.Итоги и значение НЭПа.

Путеводитель по теме для группы № 2.

Задание - Выбор пути развития для страны и обоснование его прогрессивного характера.

Вопрос

Задание

Источники

1. Каковы итоги новой экономической политики?

Заполнить таблицу “Итоги нэпа”

положительные итоги

отрицательные итоги

История России 9 класс, стр.130-132.

Документ №11. стр. 196-197

2. Какая политика “военный коммунизм” или нэп более прогрессивная?

Сравните нэп с политикой “военного коммунизма”, выделите характерные черты той и другой политики;

сделайте вывод о том, какая из них более прогрессивная для развития страны.

Итоги НЭПа (Опорный конспект)

положительные

отрицательные

- увеличились объемы с/х;

- восстановлены дореволюционные посевные площади к 1923 г.;

- достигнут довоенный уровень в животноводстве к 1927г.;

- рост середняцких хозяйств (60%);

- достигнут довоенный уровень в промышленности к 1928г.;

- улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих (реальная зарплата рабочих составляла 93,7% довоенного уровня).

- нехватка промышленных товаров;

- увеличение цен – тормозился рост жизненного уровня населения;

- безработица;

- обострение жилищного вопроса;

- аграрное перенаселение.

4.Противоречия НЭПа.

Путеводитель по теме для группы № 3.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. «Социально-экономические противоречия НЭПа» учебник &18 стр.137-139

 Задание. Выяснить, каковы социально-экономические противоречия НЭПа по вопросам:

  • Как изменились социальная структура и образ жизни людей?
  • Охарактеризуйте социальную структуру общества: «нэпманы», предприниматели, пролетариат, крестьяне.
  • Какие с/х проблемы проявились в Советской России?

ФИЗМИНУТКА

   После выполнения задания учащиеся выступают с подготовленными ответами. По ходу выступлений учащиеся составляют опорный конспект по основным вопросам темы. Проверка заполненных учащимися таблиц.

ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА «НЭП в Москве»

Вопрос: Главное занятие (основной вид деятельности) людей в период НЭПа? Ответ: Все торгуют.    

6. Проверка понимания учащимися нового материала.

III этап – Что узнал?           

Задание. Учащимся попробовать составить синквейн

по тексту учебника с. 136 (последний абзац до конца пункта) Синквейн (один из вариантов)

  1. Политика (НЭП)
  2. Вынужденная, мирная
  3. Отступить, сосредоточить, победить
  4. «НЭП – это всерьез и надолго, но… не навсегда»
  5. переход

7. Закрепление нового материала.

 ТЕСТ

1.Событием, ускорившим введение НЭПа был:

а. корниловский мятеж

б. кронштадский мятеж

в. X съезд РКП (б)

г. денежная реформа советского правительства

2. Выберите отличия продналога от продразверстки:

а. был вдвое меньше

б. объявлялся заранее и не мог быть изменен

в. распространялся только на зажиточное крестьянство

г. выплачивался деньгами

3. Для НЭПа было характерно:

а. полная национализация производства

б. карточная система распределения

в. бесплатные коммунальные услуги

г. признание мелкой и средней частной собственности

4. Благодаря НЭПу удалось:

а. восстановить разрушенную экономику

б. решить проблему безработицы

в. повысить жизненный уровень населения

г. начать быструю индустриализацию

8. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

1.Д/з &18, работа с новыми терминами с. 142 (записать в словарь)

2.Выполнить задания из рабочей тетради: вып.1 параграф 20,

лист 9,стр.93

9.Подведение итогов урока.

  • Возвращение к проблеме – “военный коммунизм” или “демократический социализм”?

Характерные черты

“военный коммунизм”

новая экономическая политика

бестоварное производство

государственная собственность

принуждение к труду

командно-административная экономика

рыночные отношения

многообразие собственности

экономическая свобода

рыночная экономика

  • Возвращение к эпиграфу:

 «НЭП – это всерьез и надолго, но… не навсегда»

В.И. Ленин

  Вопросы учащимся:

  • Почему всерьез?
  • Почему надолго?
  • Почему не навсегда?

  В выводе урока можно подчеркнуть связь с современностью. Реформы современной России еще раз подтверждают преимущества объективной рыночной экономики и негативные последствия для экономического развития нашей страны командно-административной экономики.

Выставление отметок в журнал и дневники учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории по теме: "Новая экономическая политика»

Конспект урока по истории по теме НЭП,готовый материал при изучении этой темы....

План-конспект урока по истории России 10 класс Внешняя политика россии во вт. пол.18 века

План урока. 1.Основные внешнеполитические задачи. 2. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. 3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. 4. Раздел Польши. 5. Французская революция и Е...

Урок в 9 классе. "Переход к новой экономической политике" (презентация)

Презентация  к уроку "Переход к новой экономической политике"...

Переход к новой экономической политике

Переход к новой экономической политике...

Презентация к уроку истории 10 класс "Новая экономическая политика"

С опорой на данную презентацию можно провести урок в 10 классе по теме "Новая экономическая политика". Рассматривается причины перехода к НЭПу, сущность, противоречия этой экономической поли...

Конспект урока по истории на тему "Социально-экономическое развитие России в XVII веке"

Конспект урока по истории на тему "Социально-экономическое развитие России в XVII веке"Цель урока: Сформировать у учащихся  представления об изменениях в экономическом развитии России в...