Конспект урока по истории на тему "Социально-экономическое развитие России в XVII веке"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Терентьев Александр Сергеевич

Конспект урока по истории на тему "Социально-экономическое развитие России в XVII веке"

Цель урока: Сформировать у учащихся  представления об изменениях в экономическом развитии России в XVII веке

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx38.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Социально-экономическое развитие России в XVII веке

Цель урока: Сформировать у учащихся  представления об изменениях в экономическом развитии России в XVII веке

Задачи:

Личностные результаты:

  • Первичная социальная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества
  • Изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии со своими возрастными возможностями)
  • Следование этическим нормам и правилам ведения диалога
  • Навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении

Метапредметные результаты:

  • работать с дополнительной информацией, анализировать художественную, текстовую информацию, обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
  • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
  • использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
  • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения
  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

Предметные результаты:

  • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации: текст учебника, карта, документальный источник, художественная картина.
  • применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
  • определение и использование исторических понятий и терминов;
  • анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
  • сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
  • использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
  • сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
  • определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого.

Тип урока: урок сообщения новых знаний с использованием групповой формы работы

Ресурсы урока: учебник, тематическая  карта «Экономическое развитие России в XVII веке» (атлас), типологическая картина И.С.Куликова «Ярмарка», портрет

промышленника-предпринимателя Н.А.Демидова, краткая выдержка из биографии Н.А.Демидова, шаблон логической схемы «Изменения в основных повинностях крестьян в XVII веке», шаблон таблицы «Экспорт и импорт товаров в 17 веке»

Основные понятия и термины: бобыль, всероссийский рынок, мануфактура, промышленник-предприниматель

Основные даты: 1653 г. — принятие Торгового устава.

 1654 г. — денежная реформа.

1667 г. — Новоторговый устав

Внутрикурсовые связи: «Россия в конце XVI века»

Межпредметные связи: география «Природно-климатические зоны России»

Ход урока:

Методы и методические приемы

Содержание урока

Виды деятельности учащихся

Предполагаемые ответы

Организационный момент

Театрализация (два ученика)

Введение нового понятия

Знакомство учеников с планом урока, разъяснение пунктов плана

Проблемный вопрос

Самостоятельная работа по группам

Аналитическая беседа

Возвращение к проблемному вопросу урока

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Сегодня тема нашего урока истории будет весьма сложна, но интересна! А формулировку её, я думаю, вы назовёте мне сами!

Разговор дъяка челобитного приказа с государем

Дьяк: дьяк челобитного приказа прибыл царь батюшка и к высокому докладу готов

Государь: Ну, давай докладывай, как у нас дела обстоят, о чем мой народ челобитные подает, на что жалуются

Дьяк: что уж говорить батюшка, кругом разорение после времени лихого Вам известного. На юго-западе вся пашня лесом поросла, вместо деревень одни пустоши. Посевные площади аж в 30 раз сократились. Крестьяне бегут далекооо на север за

Волгу, или вообще к казакам на юг. Рабочих рук вообще нет.

Государь: Неужели крестьяне настолько отчаялись, чтобы бежать так далеко от своих деревень?

Дьяк: О чем говорить, государь! У крестьян нынче вообще ничего нет: ни орудий труда, ни скота, ни денег! Бобыли, одним словом!

Государь: да, плохие вести ты мне принес дьяк, ну что же, пришло время решать наши проблемы, будем поднимать хозяйство с колен после лихих времен.

Итак, ребята, вы только что прослушали театрализацию ваших одноклассников (спасибо, ребята, садитесь). А теперь  попытайтесь сформулировать тему нашего урока

Да, абсолютно верно, ребята. Запишите тему в своих тетрадях.  

Исходя из темы нашего урока, кто-нибудь может мне сформулировать нашу основную цель?

Отлично.

Все ли понятия в представлении ребят были вам понятны и знакомы?

Ребята, в ходе своего представления дали определение данного понятия. Сможет ли кто-нибудь вспомнить его?

Отлично, все верно, спасибо за ответ.

(если не отвечают стр.29)

Вот, мы с вами уже и познакомились с одним из новых терминов нашего урока. Но впереди ещё много важного материала и я предлагаю перейти к плану нашего урока:

1.Развитие с/х и землевладения (мы познакомимся с новыми явлениями в развитии с/х в 17 веке)

2.Развитие ремесла. Первые мануфактуры (рассмотрим на карте различные районы ремесленного производства, познакомимся с новым для России 17 века типом предприятия – мануфактурой)

3.Развитие торговли (узнаем как развивался внутренний и внешний рынки:  какие товары в России шли на экспорт, а какие наоборот импортировались, с какими странами торговала Россия).

4.Денежная реформа (познакомимся с причинами, сутью и последствиями денежной реформы)

Давайте сразу запишем и домашнее задание: Сравните уровень экономического развития стран Европы и Америки с уровнем развития России. Какие страны развивались быстрее? По каким причинам? При подготовке ответа используйте знания,  полученные на сегодняшнем уроке, а также на уроках по истории зарубежных стран.

Перед тем как мы начнём урок, я бы хотела предложить Вам вопрос, над которым стоит подумать по ходу изучения нового материала

Носило ли экономическое развитие России в 17 веке прогрессивный характер? (Я предлагаю в качестве ответа на этот вопрос три точки зрения):

1.Да, экономика носила исключительно прогрессивный характер, все её отрасли развивались одинаково успешно

2.Развитие экономики шла медленными темпами, новых явлений и процессов фактически не наблюдалось

3.Развитие экономики в 17 веке носило противоречивый характер, появилось много новых прогрессивных явлений, однако, не исчезли и особенности старой экономической модели

Обоснуйте свою точку зрения.

Итак, а теперь мы с вами приступаем к рассмотрению основных пунктов плана. Для этого в самом начале урока вы сели по группам, каждая из которых будет готовить задание в соответствии с определенным пунктом плана

  Группа №1 (Развитие с/х)

Вспомогательный раздаточный материал: атлас, шаблон логической схемы, учебник, карточка с вопросами (на актуализацию пройденного материала)

Задание:

Вопросы карточки: Какие два основных вида повинности нес крестьянин перед феодалом? Дайте определения этих повинностей.

Схема: составьте схему (логическую цепочку) изменений происходивших с барщиной и оброком в 17 веке, а также последствий этих изменений для экономики России (учебник, п.17, стр.31)

Пользуясь картой (уч.стр.30)  и текстом учебника сделайте вывод об особенностях развития с/х отраслей в 17 веке, покажите основные районы производства: хлеба, льна и конопли, пушного промысла, кочевого скотоводства на карте. Попытайтесь объяснить почему именно эти районы специализируются на производстве того или иного товара (используйте имеющиеся у вас знания по географии, особенности климата, природных зон России)

Группа №2 (Развитие ремесла, первые мануфактуры)

Вспомогательный раздаточный материал: карта (атлас стр.14), учебник (стр.31), портрет и краткая биография знаменитого промышленника Никиты Демидова. Задание: используя карту атласа  и материал параграфа учебника, назовите и покажите на карте основные центры: металлообработки, текстильного, канатного, кожевенного производства, а также центры добычи соли и солеварения.

Прочитайте материал учебника (стр.32), характеризующий понятие мануфактуры и составьте кластер данного понятия, представьте его классу

Посмотрите внимательно портрет Н.А.Демидова, попытайтесь, глядя на него назвать черты характера данной исторической личности, используя свои выводы по портрету и краткую биографию составьте небольшой рассказ об этом человеке. На основе биографии Н.Демидова дайте определение понятия «предприниматель-промышленник»

Группа №3 (Развитие торговли): карта (атлас стр.14), картина Ивана Семёновича   Куликова «Ярмарка», шаблон таблицы «Экспорт и импорт товаров в 17 веке», документ «Из челобитных русских купцов» (учебник стр.36)

Задание:

Используя картину И.С.Куликова «Ярмарка» постарайтесь дать определение этому понятию. «Ярмарки способствовали формированию «всероссийского рынка» - согласны ли вы с этим утверждением? Дайте определение понятия «Всероссийский рынок»

Используя карту атласа (стр.14) найдите основные ярмарки, действующие в 17 веке.

Используя материал учебника (стр.34) заполните таблицу «Экспорт и импорт товаров в 17 веке»

Прочитайте последний абзац документ (учебник, стр. 36) и ответьте на вопросы: купцы каких стран торговали в наших городах? Как вы думаете: составляли ли иностранные товары конкуренцию нашим – отечественным? Если вы считаете, что конкуренция была, то попытайтесь найти в материале учебника меры, которые принимало государство, чтобы защитить российский рынок (обратитесь к стр.34 учебника)

 

Мы с вами успешно рассмотрели развитие всех отраслей экономики страны.

Мы говорили о торговле, о конкуренции. А скажите: без чего вообще невозможны рыночные отношения?

Давайте вспомним, из какого материала чеканили монеты в 16 веке?  

Основными источниками появления серебряных монет были пошлины, введенные на иностранные товары.

Вспомните, какие меры относительно пошлин вводил Новоторговый устав?

Абсолютно верно, он увеличивал пошлины.

Как вы думаете, выгодно ли было иностранным купцам ввозить товары на таких условиях?

 

Количество серебряных монет соответственно уменьшалось. И государь в 1654 году принял решение провести денежную реформу: ввести медные монеты, приравняв их к серебряным.

Как вы думаете, было ли это решение верным – приравнять медь и серебро?

Медная монета падала в цене, купцы её менее охотно принимали, начался рост цен, народные волнения.

Соответственно, какой характер носила реформа? – негативный.

В результате таких негативных изменений Алексей Михайлович был вынужден вернуться к прежней денежной системе.

Мы разобрали изменения в основных сферах экономики страны, рассмотрели денежную систему.

Теперь вернемся к проблемному вопросу:

Носило ли экономическое развитие России в 17 веке прогрессивный характер? (Я предлагаю в качестве ответа на этот вопрос три точки зрения):

1.Да, экономика носила исключительно прогрессивный характер, все её отрасли развивались одинаково успешно

2.Развитие экономики шла медленными темпами, новых явлений и процессов фактически не наблюдалось

3.Развитие экономики в 17 веке носило противоречивый характер, появилось много новых прогрессивных явлений, однако, не исчезли и особенности старой экономической модели

Обоснуйте свою точку зрения.

Я абсолютно с вами согласна(-ен).

Экономическое развитие России в 17 веке  носило противоречивый характер. Давайте начертим соответствующую схему «Экономическое развитие России в 17 веке»

«+»

 - происходит экономическая специализация районов страны, как в с/х так и в промышленности

 - Появляются мануфактуры

 - Формируется внутренний всероссийский рынок (ярмарки)

 - Появляются первые династии промышленников

-

 - Продолжается закрепощение крестьян

 - Использование в мануфактурах неэффективного ручного труда

 - Рост конкуренции со стороны иностранных товаров

 

Таким образом, сегодня мы с вами рассмотрели особенности экономического развития России в 17 веке, сделали абсолютно справедливый вывод о его противоречивом характере.

Спасибо за работу, до свидания!

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Смотрят театрализацию

Формулируют тему

Формулируют цель урока

Отвечают

Знакомятся с планом урока, который видят на слайде презентации, параллельно слушают разъяснения учителя

Записывают д/з в дневники

Составление схемы

Работа с картой в сочетании с текстом учебника

Работа с картой в сочетании с текстом учебника

Работа с портретом Н.А.Демидова в сочетании с материалом справочной литературы

Составление интеллект-карты понятия «мануфактура» по материалу параграфа учебника

Анализ карты атласа, Рассмотрение и анализ картины И.С.Куликова «Ярмарка», формулировка определения понятия, составление таблицы «Экспорт и импорт товаров в 17 веке». Работа с фрагментом документа «Из челобитной русских купцов», ответы на вопросы по фрагменту

Отвечают на вопросы: вспоминают ранее изученный материал, рассуждают, делают выводы

Экономическое развитие России после Смутного времени/Экономическое развитие России в XVII веке

Цель урока: Сформировать  представления об изменениях в экономическом развитии России в XVII веке

Нет, новый термин бобыль

Бобыль – крестьянин, который не имеет ни орудий труда, ни скота, ни денег.

Два основных вида повинности: барщина и оброк. Барщина - даровой, принудительный труд зависимого крестьянина, работающего личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника. Оброк - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.

С/х 17 века характеризовалось наметившейся специализацией отдельных районов страны.

Специализация районов на производстве того или иного товара связана с климатическими особенностями зоны, благоприятными для производства товара

Лен: Наиболее длинные и прочные волокна образуются у долгунца в условиях нежаркого, достаточно влажного и с обильными росами лета. Раньше на Тверской земле бытовало выражение «Голубоглазый красавец лишь при седых старцах хорош!» Голубоглазый красавец – это лен в цвету, а седые старцы – болота с густыми туманами и низинные луга, леса и перелески, что окрест льняных полей)

Хлеб: достаточно теплый климат, степи, плохо переносит высокие температуры;

Пушной промысел: зоны тайги и тундры, неплодородные почвы для земледелия;

Кочевое скотоводство: зоны степей, большие свободные пространства.

Центры металлообработки: Тула, Тверь, Павлово, Казань, Елабуга, Олонец, Великий Устюг, Далматовский

Центры текстильного производства: Москва, Дмитров, Иваново, Ярославль, Можайск, Новгород

Канатное производство: Архангельск, Холмогоры, Нижний Новгород, Вологда

Кожевенное производство: Муром, Суздаль, Кострома.

Центры добычи соли: Кольский острог, Сумской острог, Соль-Галицкий, Торжок, Старая Русса

Н.А.Демидов: волевой, целеустремленный, смелый и трудолюбивый.

Предприниматель-промышленник – лицо, владеющее промышленным предприятием на правах частной собственности

Основные ярмарки, действующие в 17 веке: Ирбитская ярмарка (ныне г.Ирбит – Свердловская область), Свенская ярмарка (г.Брянск), Макарьевская (Нижний Новгород).

Ярмарка – это периодически организуемый в определенном традиционном месте рынок, сезонная распродажа товаров одного или многих видов.

Всероссийский рынок – усиление хозяйственных связей и обмена между различными частями России, основанное на экономической специализации территорий.

В городах России торговали купцы из: Англии, Ирака, Индии, Голландии, Германии. Конкуренция существовала. Для её преодоления было принято два документа: 1653 год – Торговый устав (ликвидировал мелкие таможенные пошлины), 1667 год – Новоторговый устав.

Рыночные отношения невозможны без денежной системы.

Монеты чеканили из серебра

Новоторговый устав увеличивал пошлины с иностранных купцов на ввозимые товары

Иностранным купцам было невыгодно ввозить товары

Решение приравнивать медь и серебро было абсолютно неверным, так как медь дешевле серебра

Реформа носила явно негативный характер.

Приложение Таблица «Экспорт и импорт товаров в 17 веке»

Статьи экспорта

Статьи импорта

Кожи, сало, поташ,  пенька, смола

Сукна, хлопчатобумажные и шелковые ткани, цветные металлы, оружие, пряности, краски, бумагу, чай.

Приложение  Кластер  «Мануфактура»

Приложение  Схема «Изменения в основных повинностях крестьян в XVII веке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономическое развитие России в XVII веке (10 класс)

В презентации к уроку по истории России ( 10 класс) представлен материал по  экономическому развитию России в XVII веке, показаны новые явления в развитии сельского хозяйства, ремесла, появление ...

Экономическое развитие России в XVII веке

Презентация, посвящённая экономическому развитию России на примере с. Борисово и г. Можайска (нашей малой родины)...

Урок-сценарий «Политическое развитие России в XVII веке».

Цели урока: показать, что в политическом развитии России второй половины XVII века главной тенденцией является централизация управления страной, охарактеризовать властные структуры. Учащиеся разв...

Урок "Экономическое развитие России в XVII веке"

Урок разработан по технологии деятельностного метода....

Экономическое развитие России в XVII веке

презентация история 7 класс...

Экономическое развитие России в XVII веке

Конспект урока по истории России 7класс...