Экономическое развитие России в XVII веке
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Хамматуллина Лилия Ильдаровна

Конспект урока по истории России 7класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskoe_razvitie_rossii_v_xvii_veke.docx44.63 КБ

Предварительный просмотр:

Экономическое развитие России в XVII веке

Цели урока:        

1. Подвести учащихся к пониманию итогов и последствий польско-шведской интервенции и Смуты.

2. Познакомить с новыми чертами, появившимися в сфере экономического развития.

3. Развивать навыки заполнения таблиц, работы с документами, учебником, картой, умения выделять главное, сравнивать.

Основные понятия:

мелкотоварное производство, специализация, мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок

Тип урока: урок усвоения нового  материала

Ход урока

I. Актуализация знаний

Слово учителя.  Вам предстоит вспомнить прошлые уроки.

II. Проверка  д.з. (письменный опрос)

I.) 1).Продолжительный период времени, характеризующийся значительными событиями, явлениями, процессами в природе, общественной жизни, науке, искусстве (эпоха).

 2).Группа бояр во главе с князем Ф.И. Мстиславским, захватившая власть после низложения В. Шуйского (семибоярщина).

3.) Военное формирование, созданное во время войны из невоеннообязанных слоев населения (ополчение).

4). Нижегородский земский староста, инициатор создания второго ополчения (К. Минин).

5).Форма платежа зависимого крестьянина феодалу, при котором расчет производится деньгами или продуктами труда (оброк).

6)Как называлась Свод законов при Алексее Михайловиче, год издания (Соборное уложение, 1649).

7.) В каком году произошел Соляной бунт, причина бунта (1648, )

8) Годы правления царя Михаила Федоровича (1613-1645)

9) Годы правления Алексея Михайловича (1645-1676)

II.) Устный опрос. пар.8

Цели урока называет учитель

 II. Изучение нового материала.1.Последствия Смуты.Слово учителя.

После Смуты (1598-1613 гг.) Россия находилась в «великом разорении». Особенно пострадали юго-западные и центральные районы страны. Разорены города. В упадок пришли промыслы, ремесленное производство, торговля. Повсюду бродили шайки разбойников, грабя и убивая и без того измученных людей. Всюду господствовала крайняя нищета. Сократились почти в 30 раз посевные площади. Опустевшие деревни по стране составляли половину от их числа. Государственная казна была пуста. Даже расходы на становление новой династии Романовых оплачивало не государство, а богатые купцы.

Вопрос: 1). Какова главная причина разорения?2). Какая главная задача встала перед властью в этих условиях?

Главная задача – найти источники экономического возрождения страны.

3). Назовите эти источники

Вывод: меры, принятые властями, вели к восстановлению и укреплению как дворянского, так и крестьянского хозяйства.

2. Рассказ учителя. Территория и население. Государственное управление.

3. Индивидуальное задание. Рассказ ученика. Экономика.

Заполнение сравнительной таблицы

Вопросы для сравнения

Домашнее ремесло

Мелкотоварное производство

1. Каким было производство (мелким или крупным)?

Мелким

Мелким

2. Для чего производили изделия?

Производили изделия для обеспечения себя и своей семьи или на индивидуальный заказ

Производили изделия на продажу

Вывод: 1).  Общее

 - производят небольшое количество изделий

     2). Различия

 - цели производства

(вопросы для сравнения учащиеся составляют самостоятельно)

Вопрос: Только ли купцы были втянуты в рыночные отношения?

2). В рыночные отношения втягивались не только купцы, но и крупные вотчинные хозяйства, монастыри, ремесленники, крестьяне.

3). Еще одним новшеством стала специализация ремесленного производства и производства сельскохозяйственной продукции в различных районах страны.

Работа в группах.

а). Учащиеся разбиваются на две группы заполняют таблицу «Специализация ремесленного производства в различных районах страны», используя атлас или карту учебника (стр.______).

б). вторая группа заполняют таблицу «Специализация производства сельскохозяйственной продукции в различных районах страны», используя  атлас или карту учебника (стр. ____).

«Специализация…»

Название района

Виды специализации

Затем один из учащихся каждой группы сообщает о результатах работы (слайд № 9).

.3. Мануфактуры.

Новые явления в ремесленном производстве создавали предпосылки для развития предприятий нового типа – мануфактур.

Вопрос: Что такое мануфактура? (первое капиталистическое предприятие, в котором существует разделение труда, но отсутствует машинный труд, все операции осуществляются вручную).

Задание № 1: Сравните ремесленное и мануфактурное производство, опираясь на знания, полученные в 6 классе. Сделайте выводы об их эффективности.

Слово учителя. В XVII столетии возникло до 60 мануфактур. Они делились на: 1) казенные – принадлежали государству, выполняли его заказы, на них работали государственные крестьяне, а также крестьяне, приписанные к заводам (приписные). Известны мануфактуры – Пушечный двор в Москве, Оружейная, Золотая и Серебряная палаты, Бархатный (шелковый) двор и другие. Связи с рынком они не имели.

 2)  купеческие -  принадлежали богатым купцам, на них работали купленные к заводам крестьяне, иностранные мастера. Продукция шла на рынок. Это канатные дворы в Вологде, Холмогорах, Архангельске, металлургические заводы Урала, рыбные промыслы в Астрахани. Из крупных купцов формировались первые династии промышленников-предпринимателей – Никитниковы, Светешниковы, Шорины, Филатьевы, Строгановы, Демидовы.

     3) вотчинные – принадлежали крупным боярам, на них работали крепостные крестьяне.

(слайд № 10)

Работа с атласом и контурной картой. Отметить на к./к. важнейшие мануфактуры, возникшие в XVII веке.

4. Внутренняя и внешняя торговля.

Слово учителя. В XVII веке произошли изменения и в области торговли. Правительство отменило мелкие поборы, введя единую таможенную пошлину (по 10 денег с рубля, то есть по 5% с покупной цены товара, рубль был равен 200 деньгам, а иностранные купцы  по 8% согласно Торговому уставу 1653 года). Огромные пространства государства и трудные дороги не давали возможности мелкому ремесленнику и небогатому купцу отправиться в далекие края. Они сбывали свой товар крупным купцам, которые перевозили его партиями на тысячеверстные расстояния, соединяя, таким образом, отдаленные друг от друга местности. Например, в далеком Красноярске можно было приобрести ярославское мыло, ивановское полотно, точильный камень с Печоры и другие товары. Хозяйственная жизнь одной области начинала зависеть от наличия устойчивых связей с другой. Это и стало началом формирования единого всероссийского рынка (усиление хозяйственных связей и обмена товарами между различными частями страны). Центром рыночных связей стала Москва, здесь производилась торговля по 120 видам товаров.

Появились крупные всероссийские торговые ярмарки (периодически организуемые в установленном месте торги), на которые съезжались купцы из разных мест.

      Работа с атласом и контурной картой. Отметить на к./к. важнейшие ярмарки.        

Работа по учебнику, заполнение таблицы «Внешняя торговля России в XVII веке».

                        В Россию ввозили

Из России вывозили

Пряности        драгоценности

лен        воск                          деготь

тонкое сукно

мед        лосиные кожи          хлеб

вина

мясо      русское полотно

оружие

смола    пеньковые канаты

Слово учителя:         У России отсутствовал собственный торговый флот, поэтому многие товары скупались иностранными купцами по низким ценам. Иностранцы свободно торговали на нашем внутреннем  рынке, конкурируя с русскими купцами, спекулируя русскими товарами. Необходимо было оградить русский рынок от засилья иностранцев. В 1667 году под давлением русских купцов был принят Новоторговый устав (автор – А.А.Ордин-Нащокин).        

Работа с учебником, стр.60)     , ответы на вопросы.

Вывод: Таким образом, экономическое развитие страны в XVII веке было отмечено многими новыми чертами: (?)

                                        

III. Итог урока                                        

        Д/з: 1). Прочитать §9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономическое развитие России в XVII веке (10 класс)

В презентации к уроку по истории России ( 10 класс) представлен материал по  экономическому развитию России в XVII веке, показаны новые явления в развитии сельского хозяйства, ремесла, появление ...

Экономическое развитие России в XVII веке

Презентация, посвящённая экономическому развитию России на примере с. Борисово и г. Можайска (нашей малой родины)...

Урок "Экономическое развитие России в XVII веке"

Урок разработан по технологии деятельностного метода....

Экономическое развитие России в XVII веке

презентация история 7 класс...

Социально-экономическое развитие России в XVII веке

Цели урока:выявить, какие новые черты появились в социально- экономическом развитии России в XVII веке;показать противоречивость этих черт, поскольку в экономике России XVII века тесно переплеталось с...

Методическая разработка занятия по теме "Экономическое развитие России в XVII веке".

Методическая разработка предназначен для изучения темы экономического развития России в 17 веке: новых явлениях в эконмике, причинах отставания от стран Европы, усилении крепостной зависимости....

"Экономическое развитие России в XVII веке"

Презентация у уроку истории 7 класса по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"...