Главные вкладки

    План-конспект занятия по истории (10 класс):
    Методическая разработка занятия по теме "Экономическое развитие России в XVII веке".

    Бодрова Маргарита Вячеславовна

    Методическая разработка предназначен для изучения темы экономического развития России в 17 веке: новых явлениях в эконмике, причинах отставания от стран Европы, усилении крепостной зависимости.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_2.docx34.78 КБ
    Файл urok_2.docx34.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебное занятие по истории по теме  «Экономическое развитие России в XVII в. Усиление крепостного гнёта».

    Цель занятия: способствовать формированию у обучающихся представлений о том, что в России дальнейшее развитие феодально крепостнического строя в XVII веке сочеталось с началом формирования всероссийского рынка и зарождением капиталистических отношений.

    Задачи: 

    1.Обучающие: овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями об эпохе XVII века и особенностях эконмического развития;

    - формирование, осмысление и закрепление основных понятий и процессов по изучаемой теме;

    2.Развивающие:  развитие познавательной активности обучающихся;

     мыслительной деятельности : умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

    - развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждение, умозаключение и делать выводы;

    3. Воспитательные:

    - формирование основ гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося;

    - воспитание патриотических чувств и любви к Родине через осмысление исторических процессов;

    - развитие чувства ответственности за результат собственных действий.

    Методы:

    - словесные (беседа, словесно-проблемный метод);

    - наглядные (методы иллюстрации: слайдов, опорных конспектов, схем);

    - практические методы (выполнение блока практических задач);

    - проблемно-поисковые (поиск информации из источников);

    - метод формирования познавательного интереса

    - метод стимулирования интереса к обучению;

    - метод самоконтроля;

    - метод самостоятельной деятельности учащихся:

    Планируемые результаты:

     предметные: устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; давать определения понятий:  описывать новые черты, появившиеся в сфере экономического развития России в XVII в.;, оценивать роль всероссийского рынка для экономики страны;

     метапредметные УУД 1) коммуникативные: владеть устной и письменной речью; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе      индивидуальной и групповой работы;

    2) регулятивные: выстраивать алгоритм действий;

    3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы;

    4) личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; уважительно относиться к историческому наследию;

    Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, карта «Экономическое развитие России в XVII в.».

    Тип занятия:  открытия нового знания.

    План занятия:

    1. Сельское хозяйство.
    2. Новые черты хозяйственной жизни:

    2.1. развитие мелкого товарного производства

    2.2. начало формирования всероссийского рынка

        2.3.возникновение мануфактур.

    1. Торговля.
    2. Окончательное закрепощение крестьян.

    1. Актуализация опорных знаний и умений:

    1.Чем закончились события Смутного времени?

    2. Как происходило восстановление Российского государства после изгнания польских интервентов из страны?

    Преподаватель помогает обучающимся сделать вывод, о том , что хозяйство страны постепенно восстанавливалось

    Далее он задаёт вопрос: исходя из названия темы, на какие вопросы нам предстоит ответить?

    обучающиеся высказывают  свои предположения

    2. Мотивация и постановка проблемы:

    Преподаватель даёт задание сравнить экономическое развитие европейских стран и России и обозначает проблему:

    Почему в XVII в. по своему экономическому развитию Россия отставала от большинства стран Европы?

    Давая характеристику экономической  жизни страны в XVII в., мы должны ответит на вопросы:

    1. Какие новые черты появились  в экономике?
    2.  Что тормозило развитие страны?
    3.  Как новые веяния в экономике сочетались с усилением крепостничества?
    4.  3. Открытие нового знания

    Работая с п. 1 § 17 учебника, проанализируйте последствия Смутного времени в области экономики и определите главные хозяйственные проблемы.

    Обучающиеся делают запись в тетради - последствия Смутного времени:

    1. разорение западных и центральных районов страны;
    2. сокращение посевных площадей почти в 30 раз;
    3. сокращение числа рабочих рук;
    4. разорение крестьянских хозяйств;
    5. запустение поместий и разорение мелкого дворянства;
    6. упадок промыслов, ремесленного производства, торговли;
    7. оскудение казны.

    Преподаватель задаёт вопрос:

     какие задачи в области экономики стояли перед страной в данный период.

    Обучающиеся делают вывод:

    Главная задача — восстановить разрушенное хозяйство и  найти источники экономического возрождения страны.

    1. Сельское хозяйство .

    Преподаватель подводит обучающихся к выполнению следующего задания.

    Главной отраслью экономики России XVII века оставалось сельское хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян.

    Вопрос: какова была численность населения России? Какие категории преобладали?

    Обучающиеся работают с данными таблицы.

    Крестьяне (из них)

    9,6 млн. человек

    Помещичьи

    4,8 млн. человек (68%)

    Монастырские

    1.5 млн. человек (20%)

    дворцовые

    0,8 млн. человек (12%)

    Городские сословия

    0,5 млн. человек

    Феодалы, чиновники, духовенство, армия

    0,4 млн. человек

    Обучающиеся делают вывод: таким образом, в стране преобладало сельское население, а среди сельского населения – крепостные крестьяне.

    Для усиления образности изучаемого материала, обучающимся даётся задание описать феодальное поместье XVIIв.

    2.Преподаватель переходит к следующему пункту плана и задаёт вопрос:

    Что было нового в экономическом (хозяйственном)  развитии России в XVIIвеке?

    Обучающиеся находят в учебнике, что хозяйство страны развивалось:

    1. Крестьяне распахивали и заселяли  новые земли
    2. Возникала специализация сельского хозяйства – сосредоточение производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции в определённых районах страны.
    3. Дальнейшее развитие ремесла и превращение его в мелкотоварное производство.
    4. Возникновение мануфактур.

    Новые явления экономической жизни обучающиеся записывают в тетрадь.

    3.Преподаватель переходит к формированию сложного понятия «всероссийский рынок»: что такое «всероссийский рынок, почему он возник?

    2.1Преподаватель обращает внимание обучающихся на предпосылки формирования всероссийского рынка:

    1Дальнейшее развитие хозяйства страны (сельского хозяйства, ремесла – превращение его в мелкотоварное производство, возникновение и развитие мануфактур.

    1. Специализация различных районов по производству отдельных видов товаров.

    По этому вопросу обучающиеся работают кс картой в учебнике и записывают на доске и в тетрадях районы специализации: Центральный чернозёмный район, Среднее Поволжье, Башкирия – хлеб; западные районы – лён, конопля; Поморье – соль; Сибирь – меха; Ярославль, Кострома – холст; Казань – кожи; Тула, Серпухов – железо.

    3.Дальнейше развитие торговли внутри страны ( в связи с ростом городов, увеличением денежного оброка, развитием торговли с другими странами); рост крупных торговых городов – Москвы, Архангельска, Нижнего Новгорода, Вологды.

    Обучающиеся с помощью преподавателя делаю вывод: в XVII веке усилились экономические (торговые) связи между различными  районами  страны, их прежняя замкнутость постепенно ликвидировалась, укреплялись общие хозяйственные связи и обмен товарами между различными частями страны.

    2.3.Отдельным вопросом следует выделить появление и развитие   мануфактур.

    Вопрос:

    Из курса всеобщей истории вы узнали о развитии мануфактур в Европе. Давайте вспомним основные отличия мануфактурного производства от ремесленного труда.

     Обучающиеся называют основные признаки мануфактуры:

    1. Ручной труд
    2. Разделение труда

    Какое преимущество имело разделение труда?

    Обучающиеся на основе приведённого примера отвечают, что во много раз увеличивалась производительность труда.

     Обучающиеся читают тест учебника и рассказывают о появлениии первых мануфактур в России.

    Первая из русских мануфактур (Пушечный двор в Москве) возникла ещё в конце XV в. В XVII в. число мануфактур значительно возросло. В 1629 г. было основано казённое железоделательное производство на Урале — Ницынский завод, в 1634 г. — Пыскорский медеплавильный завод. Затем появились и частные мануфактуры: канатные дворы в Вологде и Холмогорах, железоделательные заводы бояр И. Милославского и Б. Морозова. Сам царь Алексей Михайлович Романов имел в дворцовом хозяйстве водочные заводы, сафьянный двор и стекольную мануфактуру.

    Основывали частные мануфактуры в России и иностранцы. В 1630-х гг. голландские купцы А. Виниус, П. Марселис и Ф. Акема построили три железоделательных завода в Туле и четыре — в Каширском уезде. Выходец из Гамбурга Ю. Койэт в 1635 г. основал стекольную мануфактуру в подмосковном селе Духанине. Приехавший из Швеции Й. фан Сведен создал суконное производство в Москве.

    Преподаватель задаёт вопрос: что было особенностью российских мануфактур?

    Обучающиеся выделяют и записывают эти особенности в тетрадь:

    1. мануфактуры работали прежде всего на государство. Производимую мануфактурами продукцию покупало государство по заранее установленным ценам. И лишь излишки мануфактурного производства разрешалось продавать на рынке.

    2.Основную массу работных людей на мануфактурах составляли государственные крестьяне, трудившиеся на предприятиях вместо уплаты казённых податей. На мануфактурах, создававшихся боярами, использовался труд крепостных крестьян.

    Обучающиеся  с помощью преподавателя делают вывод:

    К концу XVII в. в России действовало около 30 мануфактур. Однако отечественное мануфактурное производство не могло удовлетворить потребности государства в полном объёме. В Россию приходилось завозить железо из Швеции, а мушкеты для армии из Голландии.

    Тем не менее именно в XVII в. в России началось мануфактурное производство, а из крупных купцов формировались первые династии промышленников-предпринимателей — Светешниковы, Шорины, Филатьевы, Строгановы, Демидовы и др.

    3.Торговля

    Вопрос: что было особенностями торговли в XVII в. ?

    1.начало формирования всероссийского рынка.

    2. Развитию торговли способствовало также увеличение оброка с крестьян.

    3.Росли не только городские рынки, но и сельские торжки.

     4.В XVII в. возникли крупные всероссийские торговые ярмарки — Архангельская, Ирбитская, Свенская, Макарьевская.

    5. Активно развивалась и внешняя торговля России. С государствами Европы она шла через Архангельск (на этот город в то время приходилось 75% всей внешней российской торговли), со странами Востока — через Астрахань, где существовали индийские и персидские торговые дворы.

    6.протекционистская политика - ограничение прав иностранных купцов, снятие внутренних таможенных барьеров для отечественных торговцев.

    Вопрос: что ввозили в Россию и что вывозили?

    Обучающиеся на основе текста учебника отвечают, что в Россию ввозили сукна, хлопчатобумажные и шёлковые ткани, цветные металлы, оружие, пряности, краски, бумагу, чай. Вывозили кожи, сало, поташ (необходимый при изготовлении мыла и стекла), пеньку, смолу. Вывоз хлеба из России разрешался только в особых случаях и лишь в дружественные государства.

    Преподаватель предлагает выполнить следующее задание:

    на основе текста учебника объясните в связи с чем был принят Торговый устав 1653г.?

    Обучающиеся привдят факты, что до середины XVII в. иностранные купцы имели право самостоятельно торговать на внутреннем российском рынке. Это вело к многочисленным протестам со стороны русских купцов. В 1649 г. царь Алексей Михайлович запретил англичанам вести внутреннюю торговлю и выслал их из России.

    Развитие российской торговли тормозили внутренние таможенные барьеры, остававшиеся ещё со времён раздробленности. В 1653 г. был принят Торговый устав, ликвидировавший мелкие таможенные пошлины. Новоторговый устав 1667 г. ещё более ограничил права иностранных купцов: они должны были теперь продавать свои товары оптом в пограничных городах. На иностранные товары были введены высокие пошлины.

    4.Окончательное закрепощение крестьян.

    Обучающиеся совместно с преподавателем работаю с отрывками из «Соборного уложения 1649г»

    Докажите, что принятие данного документа окончательно закрепило крестьян за их владельцами.

    На основе изученного фрагмента документа обучающиеся делают вывод :

    1. По «Соборному Уложению…» крестьяне окончательно закреплялись за помещиками
    2. Помещики получали право разыскивать и возвращать себе беглых крестьян «без урочных лет», т.е в течение всей жизни
    3. «Уложение закрепило на местах и черносошных крестьян.

    Проверка усвоения знаний:

    1. Перечислите основные последствия Смуты для развития экономики и хозяйства России.
    2.  Перечислите основные черты в развитии сельского хозяйства России в XVII в.
    3. Проследите процесс формирования всероссийского рынка и объясните данное понятие.

              4. Назовите принципиальные отличия мануфактуры от ремесленной    мастерской.

    5. Что отличало казённые заводы от частных мануфактур?

     6. Какие товары в XVII в. ввозились в Россию? Какие товары вывозились из России?

    7. Докажите, что «Соборное уложение 1649г.» окончательно закрепило крестьян

      8. На основании материалов параграфа сделайте вывод об особенностях развития экономики России в XVII в.

    Подведение итогов занятия

    На основании изученного материала обучающиеся делают выводы:

    - в XVIIв. в экономике России появляются новые явление

    -Россия отставала в экономическом развитии от стран Западной Европы

    - Главной причиной отставания России было усиление крепостничества

    В XVII в. Россия оставалась феодальной страной, но развитие товарно-денежных отношений начинало создавать предпосылки для формирования капиталистического уклада в будущем. Появились новые источники для пополнения государственной казны.

    Домашнее задание

    1. Прочитать § 17.
    2. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 36 учебника.



    Предварительный просмотр:

    Учебное занятие по истории по теме  «Экономическое развитие России в XVII в. Усиление крепостного гнёта».

    Цель занятия: способствовать формированию у обучающихся представлений о том, что в России дальнейшее развитие феодально крепостнического строя в XVII веке сочеталось с началом формирования всероссийского рынка и зарождением капиталистических отношений.

    Задачи: 

    1.Обучающие: овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями об эпохе XVII века и особенностях эконмического развития;

    - формирование, осмысление и закрепление основных понятий и процессов по изучаемой теме;

    2.Развивающие:  развитие познавательной активности обучающихся;

     мыслительной деятельности : умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

    - развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждение, умозаключение и делать выводы;

    3. Воспитательные:

    - формирование основ гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося;

    - воспитание патриотических чувств и любви к Родине через осмысление исторических процессов;

    - развитие чувства ответственности за результат собственных действий.

    Методы:

    - словесные (беседа, словесно-проблемный метод);

    - наглядные (методы иллюстрации: слайдов, опорных конспектов, схем);

    - практические методы (выполнение блока практических задач);

    - проблемно-поисковые (поиск информации из источников);

    - метод формирования познавательного интереса

    - метод стимулирования интереса к обучению;

    - метод самоконтроля;

    - метод самостоятельной деятельности учащихся:

    Планируемые результаты:

     предметные: устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; давать определения понятий:  описывать новые черты, появившиеся в сфере экономического развития России в XVII в.;, оценивать роль всероссийского рынка для экономики страны;

     метапредметные УУД 1) коммуникативные: владеть устной и письменной речью; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе      индивидуальной и групповой работы;

    2) регулятивные: выстраивать алгоритм действий;

    3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы;

    4) личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; уважительно относиться к историческому наследию;

    Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, карта «Экономическое развитие России в XVII в.».

    Тип занятия:  открытия нового знания.

    План занятия:

    1. Сельское хозяйство.
    2. Новые черты хозяйственной жизни:

    2.1. развитие мелкого товарного производства

    2.2. начало формирования всероссийского рынка

        2.3.возникновение мануфактур.

    1. Торговля.
    2. Окончательное закрепощение крестьян.

    1. Актуализация опорных знаний и умений:

    1.Чем закончились события Смутного времени?

    2. Как происходило восстановление Российского государства после изгнания польских интервентов из страны?

    Преподаватель помогает обучающимся сделать вывод, о том , что хозяйство страны постепенно восстанавливалось

    Далее он задаёт вопрос: исходя из названия темы, на какие вопросы нам предстоит ответить?

    обучающиеся высказывают  свои предположения

    2. Мотивация и постановка проблемы:

    Преподаватель даёт задание сравнить экономическое развитие европейских стран и России и обозначает проблему:

    Почему в XVII в. по своему экономическому развитию Россия отставала от большинства стран Европы?

    Давая характеристику экономической  жизни страны в XVII в., мы должны ответит на вопросы:

    1. Какие новые черты появились  в экономике?
    2.  Что тормозило развитие страны?
    3.  Как новые веяния в экономике сочетались с усилением крепостничества?
    4.  3. Открытие нового знания

    Работая с п. 1 § 17 учебника, проанализируйте последствия Смутного времени в области экономики и определите главные хозяйственные проблемы.

    Обучающиеся делают запись в тетради - последствия Смутного времени:

    1. разорение западных и центральных районов страны;
    2. сокращение посевных площадей почти в 30 раз;
    3. сокращение числа рабочих рук;
    4. разорение крестьянских хозяйств;
    5. запустение поместий и разорение мелкого дворянства;
    6. упадок промыслов, ремесленного производства, торговли;
    7. оскудение казны.

    Преподаватель задаёт вопрос:

     какие задачи в области экономики стояли перед страной в данный период.

    Обучающиеся делают вывод:

    Главная задача — восстановить разрушенное хозяйство и  найти источники экономического возрождения страны.

    1. Сельское хозяйство .

    Преподаватель подводит обучающихся к выполнению следующего задания.

    Главной отраслью экономики России XVII века оставалось сельское хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян.

    Вопрос: какова была численность населения России? Какие категории преобладали?

    Обучающиеся работают с данными таблицы.

    Крестьяне (из них)

    9,6 млн. человек

    Помещичьи

    4,8 млн. человек (68%)

    Монастырские

    1.5 млн. человек (20%)

    дворцовые

    0,8 млн. человек (12%)

    Городские сословия

    0,5 млн. человек

    Феодалы, чиновники, духовенство, армия

    0,4 млн. человек

    Обучающиеся делают вывод: таким образом, в стране преобладало сельское население, а среди сельского населения – крепостные крестьяне.

    Для усиления образности изучаемого материала, обучающимся даётся задание описать феодальное поместье XVIIв.

    2.Преподаватель переходит к следующему пункту плана и задаёт вопрос:

    Что было нового в экономическом (хозяйственном)  развитии России в XVIIвеке?

    Обучающиеся находят в учебнике, что хозяйство страны развивалось:

    1. Крестьяне распахивали и заселяли  новые земли
    2. Возникала специализация сельского хозяйства – сосредоточение производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции в определённых районах страны.
    3. Дальнейшее развитие ремесла и превращение его в мелкотоварное производство.
    4. Возникновение мануфактур.

    Новые явления экономической жизни обучающиеся записывают в тетрадь.

    3.Преподаватель переходит к формированию сложного понятия «всероссийский рынок»: что такое «всероссийский рынок, почему он возник?

    2.1Преподаватель обращает внимание обучающихся на предпосылки формирования всероссийского рынка:

    1Дальнейшее развитие хозяйства страны (сельского хозяйства, ремесла – превращение его в мелкотоварное производство, возникновение и развитие мануфактур.

    1. Специализация различных районов по производству отдельных видов товаров.

    По этому вопросу обучающиеся работают кс картой в учебнике и записывают на доске и в тетрадях районы специализации: Центральный чернозёмный район, Среднее Поволжье, Башкирия – хлеб; западные районы – лён, конопля; Поморье – соль; Сибирь – меха; Ярославль, Кострома – холст; Казань – кожи; Тула, Серпухов – железо.

    3.Дальнейше развитие торговли внутри страны ( в связи с ростом городов, увеличением денежного оброка, развитием торговли с другими странами); рост крупных торговых городов – Москвы, Архангельска, Нижнего Новгорода, Вологды.

    Обучающиеся с помощью преподавателя делаю вывод: в XVII веке усилились экономические (торговые) связи между различными  районами  страны, их прежняя замкнутость постепенно ликвидировалась, укреплялись общие хозяйственные связи и обмен товарами между различными частями страны.

    2.3.Отдельным вопросом следует выделить появление и развитие   мануфактур.

    Вопрос:

    Из курса всеобщей истории вы узнали о развитии мануфактур в Европе. Давайте вспомним основные отличия мануфактурного производства от ремесленного труда.

     Обучающиеся называют основные признаки мануфактуры:

    1. Ручной труд
    2. Разделение труда

    Какое преимущество имело разделение труда?

    Обучающиеся на основе приведённого примера отвечают, что во много раз увеличивалась производительность труда.

     Обучающиеся читают тест учебника и рассказывают о появлениии первых мануфактур в России.

    Первая из русских мануфактур (Пушечный двор в Москве) возникла ещё в конце XV в. В XVII в. число мануфактур значительно возросло. В 1629 г. было основано казённое железоделательное производство на Урале — Ницынский завод, в 1634 г. — Пыскорский медеплавильный завод. Затем появились и частные мануфактуры: канатные дворы в Вологде и Холмогорах, железоделательные заводы бояр И. Милославского и Б. Морозова. Сам царь Алексей Михайлович Романов имел в дворцовом хозяйстве водочные заводы, сафьянный двор и стекольную мануфактуру.

    Основывали частные мануфактуры в России и иностранцы. В 1630-х гг. голландские купцы А. Виниус, П. Марселис и Ф. Акема построили три железоделательных завода в Туле и четыре — в Каширском уезде. Выходец из Гамбурга Ю. Койэт в 1635 г. основал стекольную мануфактуру в подмосковном селе Духанине. Приехавший из Швеции Й. фан Сведен создал суконное производство в Москве.

    Преподаватель задаёт вопрос: что было особенностью российских мануфактур?

    Обучающиеся выделяют и записывают эти особенности в тетрадь:

    1. мануфактуры работали прежде всего на государство. Производимую мануфактурами продукцию покупало государство по заранее установленным ценам. И лишь излишки мануфактурного производства разрешалось продавать на рынке.

    2.Основную массу работных людей на мануфактурах составляли государственные крестьяне, трудившиеся на предприятиях вместо уплаты казённых податей. На мануфактурах, создававшихся боярами, использовался труд крепостных крестьян.

    Обучающиеся  с помощью преподавателя делают вывод:

    К концу XVII в. в России действовало около 30 мануфактур. Однако отечественное мануфактурное производство не могло удовлетворить потребности государства в полном объёме. В Россию приходилось завозить железо из Швеции, а мушкеты для армии из Голландии.

    Тем не менее именно в XVII в. в России началось мануфактурное производство, а из крупных купцов формировались первые династии промышленников-предпринимателей — Светешниковы, Шорины, Филатьевы, Строгановы, Демидовы и др.

    3.Торговля

    Вопрос: что было особенностями торговли в XVII в. ?

    1.начало формирования всероссийского рынка.

    2. Развитию торговли способствовало также увеличение оброка с крестьян.

    3.Росли не только городские рынки, но и сельские торжки.

     4.В XVII в. возникли крупные всероссийские торговые ярмарки — Архангельская, Ирбитская, Свенская, Макарьевская.

    5. Активно развивалась и внешняя торговля России. С государствами Европы она шла через Архангельск (на этот город в то время приходилось 75% всей внешней российской торговли), со странами Востока — через Астрахань, где существовали индийские и персидские торговые дворы.

    6.протекционистская политика - ограничение прав иностранных купцов, снятие внутренних таможенных барьеров для отечественных торговцев.

    Вопрос: что ввозили в Россию и что вывозили?

    Обучающиеся на основе текста учебника отвечают, что в Россию ввозили сукна, хлопчатобумажные и шёлковые ткани, цветные металлы, оружие, пряности, краски, бумагу, чай. Вывозили кожи, сало, поташ (необходимый при изготовлении мыла и стекла), пеньку, смолу. Вывоз хлеба из России разрешался только в особых случаях и лишь в дружественные государства.

    Преподаватель предлагает выполнить следующее задание:

    на основе текста учебника объясните в связи с чем был принят Торговый устав 1653г.?

    Обучающиеся привдят факты, что до середины XVII в. иностранные купцы имели право самостоятельно торговать на внутреннем российском рынке. Это вело к многочисленным протестам со стороны русских купцов. В 1649 г. царь Алексей Михайлович запретил англичанам вести внутреннюю торговлю и выслал их из России.

    Развитие российской торговли тормозили внутренние таможенные барьеры, остававшиеся ещё со времён раздробленности. В 1653 г. был принят Торговый устав, ликвидировавший мелкие таможенные пошлины. Новоторговый устав 1667 г. ещё более ограничил права иностранных купцов: они должны были теперь продавать свои товары оптом в пограничных городах. На иностранные товары были введены высокие пошлины.

    4.Окончательное закрепощение крестьян.

    Обучающиеся совместно с преподавателем работаю с отрывками из «Соборного уложения 1649г»

    Докажите, что принятие данного документа окончательно закрепило крестьян за их владельцами.

    На основе изученного фрагмента документа обучающиеся делают вывод :

    1. По «Соборному Уложению…» крестьяне окончательно закреплялись за помещиками
    2. Помещики получали право разыскивать и возвращать себе беглых крестьян «без урочных лет», т.е в течение всей жизни
    3. «Уложение закрепило на местах и черносошных крестьян.

    Проверка усвоения знаний:

    1. Перечислите основные последствия Смуты для развития экономики и хозяйства России.
    2.  Перечислите основные черты в развитии сельского хозяйства России в XVII в.
    3. Проследите процесс формирования всероссийского рынка и объясните данное понятие.

              4. Назовите принципиальные отличия мануфактуры от ремесленной    мастерской.

    5. Что отличало казённые заводы от частных мануфактур?

     6. Какие товары в XVII в. ввозились в Россию? Какие товары вывозились из России?

    7. Докажите, что «Соборное уложение 1649г.» окончательно закрепило крестьян

      8. На основании материалов параграфа сделайте вывод об особенностях развития экономики России в XVII в.

    Подведение итогов занятия

    На основании изученного материала обучающиеся делают выводы:

    - в XVIIв. в экономике России появляются новые явление

    -Россия отставала в экономическом развитии от стран Западной Европы

    - Главной причиной отставания России было усиление крепостничества

    В XVII в. Россия оставалась феодальной страной, но развитие товарно-денежных отношений начинало создавать предпосылки для формирования капиталистического уклада в будущем. Появились новые источники для пополнения государственной казны.

    Домашнее задание

    1. Прочитать § 17.
    2. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 36 учебника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экономическое развитие России в XVII веке (10 класс)

    В презентации к уроку по истории России ( 10 класс) представлен материал по  экономическому развитию России в XVII веке, показаны новые явления в развитии сельского хозяйства, ремесла, появление ...

    Экономическое развитие России в XVII веке

    Презентация, посвящённая экономическому развитию России на примере с. Борисово и г. Можайска (нашей малой родины)...

    Урок-сценарий «Политическое развитие России в XVII веке».

    Цели урока: показать, что в политическом развитии России второй половины XVII века главной тенденцией является централизация управления страной, охарактеризовать властные структуры. Учащиеся разв...

    Урок "Экономическое развитие России в XVII веке"

    Урок разработан по технологии деятельностного метода....

    Экономическое развитие России в XVII веке

    презентация история 7 класс...

    Экономическое развитие России в XVII веке

    Конспект урока по истории России 7класс...

    Социально-экономическое развитие России в XVII веке

    Цели урока:выявить, какие новые черты появились в социально- экономическом развитии России в XVII веке;показать противоречивость этих черт, поскольку в экономике России XVII века тесно переплеталось с...