Социально-экономическое развитие России в XVII веке
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Цели урока:
- выявить, какие новые черты появились в социально- экономическом развитии России в XVII веке;
- показать противоречивость этих черт, поскольку в экономике России XVII века тесно переплеталось старое и новое;
- ознакомиться с социальной структурой русского общества в начале XVII века;
- определить связь социальной структуры с экономическим развитием России в этот период;
- познакомить учащихся с новыми понятиями «экономика», «отрасли экономики», «мануфактура», «фабрика», «капитализм», знакомые из курса всеобщей истории, и уяснить их на примере нашей страны;
- развивать навыки заполнения таблиц, работы с документами, учебником, картой, умения выделять главное, сравнивать;
- способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, умение обобщать и оперировать историческими фактами.
- воспитывать чувство уважения и гордости за прошлое своего Отечества.
Методы и приёмы:
- работа с историческим источником;
- работа с историографическим материалом;
- работа с исторической картой;
- работа со статистическими данными, диаграммами; решение проблемных заданий.
Формы работы: групповые и индивидуальные.
Оборудование: карта «Русское государство в XVII веке», атласы, компьютер, проектор, презентация.
Тип урока: изучение нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-ekonomicheskoe_razvitie_rossii_v_xvii_v.docx | 27.87 КБ |
sotsialno-ekonomicheskoe_razvitie_rossii_v_xvii_v.pptx | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО»
Методическая разработка урока истории,
7 класс
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVII ВЕКЕ
Автор разработки Елисеева Анастасия Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
МБОУ «Городецкая СОШ им. Героя России А. Прохоренко»
с. Городки
2016
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVII ВЕКЕ
Русская земля всколебалась и замутилась, русский народ после осьмивекового движения на Восток круто начал поворачивать на Запад; раздались голоса необходимости приобретать средства, которые бы сделали народ сильным, снискали ему уважение других народов; старая Россия оканчивалась, начиналась новая.
С. Соловьёв
Цели урока:
- выявить, какие новые черты появились в социально- экономическом развитии России в XVII веке;
- показать противоречивость этих черт, поскольку в экономике России XVII века тесно переплеталось старое и новое;
- ознакомиться с социальной структурой русского общества в начале XVII века;
- определить связь социальной структуры с экономическим развитием России в этот период;
- познакомить учащихся с новыми понятиями «экономика», «отрасли экономики», «мануфактура», «фабрика», «капитализм», знакомые из курса всеобщей истории, и уяснить их на примере нашей страны;
- развивать навыки заполнения таблиц, работы с документами, учебником, картой, умения выделять главное, сравнивать;
- способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, умение обобщать и оперировать историческими фактам;
- воспитывать чувство уважения и гордости за прошлое своего Отечества.
Методы и приёмы:
- работа с историческим источником;
- работа с историографическим материалом;
- работа с исторической картой; работа со статистическими данными, диаграммами; решение проблемных заданий.
Формы работы: групповые и индивидуальные.
Оборудование: карта «Русское государство в XVII веке», атласы, компьютер, проектор, презентация.
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация и мотивация
Учитель. Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили об окончании Смутного времени, о положении, которое сложилось в стране, о воцарении на престоле новой династии и о правлении первого царя из этой династии — Михаила Романова. Надолго запомнилась современникам Смута начала столетия: и своими потрясениями от самозванцев, интервентов, и борьбой народных низов с притеснителями, и хозяйственным разорением, которое удалось изжить спустя немалое время. Итак, с конца 10-х — начала 20-х годов после Столбовского мира и Деулинского перемирия, изгнания шаек мародёров-интервентов, окончания действий повстанческих отрядов русские люди приступают к восстановлению нормальной хозяйственной жизни. Тема нашего сегодняшнего урока — «Социально- экономическое развитие России в XVII веке».
Объявление проблемного задания ко всему уроку
Учитель. Обратите внимание на эпиграф: почему С. Соловьёв говорит, что начиналась новая Россия? Почему русский народ начал резко поворачивать на Запад?
- Повторение пройденного материала (фронтальный метод).
1) Покажите на карте территорию, которая была утрачена по Деулинскому перемирию. Какому государству отошла эта территория? Какой крупный город был утрачен? (Чернигово-Северские земли. К Речи Посполитой. Смоленск).
2) Какая территория была утрачена по Столбовскому мирному договору. К кому отошла территория? Выход к какому морю утратило Русское государство в результате этого мира? (Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Корела. Швеции. Утрачен выход к Балтийскому морю).
3) Как вы думаете, отразилась ли потеря Россией Балтийского моря на её развитии и как именно? (Это событие затормозило развитие России).
III. Изучение нового материала
Задание. Расчёт площади Русского государства.
Используя памятку, найдите площадь Русского государства в XVII веке. (Знания по какому предмету нам нужны, чтобы ответить на этот вопрос?) Определите, во сколько раз увеличилась территория России в начале XVII века по сравнению с началом XVI века. Полученные результаты занесите в таблицу.
После выполнения задания фиксируем выводы:
1) Возрастает количество населения и территория.
2) Возрастает движение населения на север и восток.
Задание. Социальная структура.
Пять групп получают разные задания.
№ | Задание | Вывод |
1 группа | Используя памятку, ознакомиться с динамикой роста населения России и подсчитать плотность населения на каждый квадратный метр. Какие выводы можно из этого сделать? | Население растёт. Маленькая плотность при большой территории |
2 группа | Сравните данные по плотности населения в России с европейскими государствами (Англией и Францией). Какие выводы можно сделать? | В европейских странах плотность населения гораздо выше |
3 группа | Показателем уровня экономического развития страны в эпоху феодализма является численность городского населения, прежде всего той части, которая была занята непосредственно производственной деятельностью. Как назывались на Руси эти люди (посадские люди)? Подсчитайте численность посадских людей в середине и конце XVII века. Определите процент городского населения в середине XVII века. О чём говорят полученные цифры? | Процент городского населения в России был очень низкий |
4 группа | Используя памятку, рассмотрите социальную структуру России. Стрелками укажите, кто и где жил в Русском государстве в XVII веке. Можно ли, исходя из состава городского населения, сказать, какие функции выполнял город? | Работа с картой у доски |
5 группа | Используя памятку, внимательно ознакомьтесь с данными о соотношении различных слоёв населения в процентах. Какую часть населения составляли различные категории феодально- зависимых людей? Сколько всего крепостных крестьян и холопов было в это время в России? Какую долю составляло сельское население? Что можно сказать в связи с анализом социальной структуры об экономике России? | Основная отрасль хозяйства — сельское хозяйство. Сельское хозяйство развивалось за счёт крепостного труда. Россия была крепостнической страной |
Задание. Экономическое развитие.
Выявление черт барщинного хозяйства.
Учитель.Давайте рассмотрим, что же это было за хозяйство, которое составляло основу крепостной системы.
- Работа с источником «Описание хозяйства боярина Морозова».
Учитель.На примере данного документа выделите характерные черты хозяйства боярина Морозова (раздаточный материал на каждую парту). Ученики выделяют следующие черты:
- Натуральное хозяйство
- Феодал наделяет крестьян землёй. Крестьяне несут повинности.
- Крестьяне находятся в личной феодальной зависимости.
- Низкий уровень развития техники.
Учитель. Такой тип хозяйства в России называли специфическим термином «барщинное» (вспомнить, что такое барщина)? А теперь попытаемся выделить новые черты в экономике России.
- Каждая группа получает задание и на основании своего источника попытается найти новую черту в экономике России.
1 группа работает с учебным пособием С. Антонова «Книга для чтения по истории России», с. 60 (о развитии ремёсел).
2 группа работает с отрывком из сочинения Я. Рэйтенфельса «Сказание Светлейшему герцогу Тосканскому о Московии» о развитии торговли.
3 группа работает с отрывком из книги А. Буганова «Мир истории», с. 62–63 (о развитии русской мануфактуры).
4 группа работает с документом в рабочей тетради, с. 11–12 (о развитии внутренней торговли). Определяют понятие всероссийский рынок.
5 группа работает с отрывком из «Новоторгового устава», рабочая тетрадь, с. 13–14 (о развитии внешней торговли).
Выводы групп:
- Рост числа ремесленных специальностей.
- Рост городов.
- Специализация районов на производстве одного вида продукции.
- Возникновение мануфактур.
- Формирование всероссийского рынка.
- Развитие внешней торговли.
Учитель.Итак, возвращаемся к цели нашего урока. Мы выявили новые черты в социально-экономическом развитии России. Черты какого общества проявились наиболее четко? (Капиталистического) Можем ли мы сказать, что в России зарождались капиталистические отношения? Мог ли этот процесс идти быстро? Что мешало? Возвращаемся к проблемному заданию и решаем его.
IV. Закрепление и контроль знаний
Контроль: тест и взаимопроверка.
IV. Домашнее задание
§ 17, вопросы. Рабочая тетрадь (задание 1, 3).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разорение западных, юго-западных и центральных районов страны; Ухудшение положения крестьян (увеличение числа бобылей – крестьян, не имеющих ни скота, ни орудий труда, ни денег); Запустение многих поместий, оскудение дворянства ослабление социальной базы монархии; 2 Последствия Смуты
Разорение южных и западных городов, упадок промыслов, ремесленного производства, торговли; Оскудение государственной казны; Потеря территорий (побережья финского залива, область карелии , выход в балтику , смоленска , чернигова ). Последствия Смуты
К началу 30-х гг. XVII в. Россия возрождается; Расширение территории: Сибирь, Южное Приуралье , Левобережная Украина, освоение Дикого поля; 1643-1645 гг. – Владимир Поярков по р. Амур вышел на Охотское море; 1648- 1649 гг. – Семен Дежнев открыл пролив между Чукоткой и Аляской; 1649-1650 гг. – Ерофей Хабаров присоединил приамурские земли к России; 1696-1697 гг. – Владимир Атласов предпринял экспедицию на Камчатку , в результате чего она была присоединена к России. Территория
Преобладание трехполья; Натуральных характер хозяйства; Орудия труда: соха, плуг, борона, серп; Новые явления: Специализация по районам; Передел земли внутри господствующего класса: Романовы раздают земли для укрепления своего положения; Усиление связи феодального хозяйства с рынком. Сельское хозяйство
Трехполье яровые яровые яровые озимые озимые озимые пар пар пар Первый год Второй год Третий год
Район Специализация Поволжье, Черноземный центр Зерно Северо-запад, север Лен и конопля, скотоводство, рыболовство, промыслы Сибирь Меха Ярославль и Кострома Холсты
Ремесло Важнейшим занятием посадского населения оставалось ремесл о – мелкое ручное производство изделий Ткацкий станок и изделия ремесленников: деревянная посуда, кадки и бочка Вспомните Основные признаки ремесла: Ручной труд Малые размеры производства Отсутствие разделения труда
XVII в. – постепенное перерастание ремесла (производство для конкретного заказчика) в мелкотоварное производство; Конец XVII в. – складывается специализация районов ремесленного производства, что является одним из главных условий формирования общенационального рынка Ремесло (новые явления )
Мелкотоварное ремесло – ремесленное производство, ориентированное на рынок. В чем главная причина превращения ремесла в мелкотоварное производство ? В растущей специализации ремесленников. Ремесло
Специализация районов России в мелкотоварном производстве Район Специализация Москва, Ярославль и весь «текстильный район» Текстильные изделия Соликамск, Сольвычегодск Добыча соли и солеварение Вологда Вязание кружев Белозерск Изготовление ложек Серпухов, Кашира, Тула, Москва Металлургия и металлообработка
Русская мануфактура в XVII веке В 1636 г. близ Тулы была основана первая русская мануфактура . Ее создателем стал голландец А. Виниус . Завод Виниуса производил железные изделия: пушки, ядра, пищали , работая по заказам казны. А.Д. Виниус Вспомните Основные признаки мануфактуры: Ручной труд Крупные размеры производства Разделение труда
Работа не на рынок, а на казну и дворец Использование , наряду с вольнонаемным трудом , подневольного труда крепостных крестьян; Мануфактуры принадлежали государственной казне (казенные) - Пушечный двор, Оружейная, Золотая, Серебряная палаты; Помещичьи мануфактуры; Купеческие мануфактуры (купцы: Строгановы, Демидовы, Светешниковы ) К концу XVII в. – 20-30 мануфактур Особенности российской мануфактуры
18
XVII в. – формирование всероссийского рынка (усиление хозяйственных связей и обмена товарами между различными частями страны, основанных на экономической специализации территорий); Появление крупных всероссийских торговых ярмарок : Макарьевская (близ Нижнего Новгорода), Свенская (под Брянском), Ирбитская (на Урале), Архангельская (на Северной Двине). Торговля
Торговля Оптовые продажи совершались на ярмарках, куда свозились крупные партии товаров. Ярмарка (от нем. Jahrmarkt , ежегодный торг) – периодически организуемая в определенном месте торговля. Базар XVII века
Основные торговые партнеры России на Западе : Англия, Голландия, Швеция, Дания. Российский экспорт : лес, лен и льняное полотно, пушнина, мед и воск, соль , пенька (канаты), сало, кожи. Российский импорт из Европы : вина, ювелирные изделия, шелк, бархат, сукно, бумага Архангельск – главный центр торговли со странами Западной Европы ( 3/4 торгового оборота страны приходилось на Архангельск). Внешняя торговля
Основные торговые партнеры России на Востоке : Иран, Индия, Китай. Российский импорт из стран Востока : ковры, пряности, драгоценные камни. Астрахань – главный центр торговли со странами Востока Внешняя торговля
Торговлю с зарубежными странами вели крупнейшие русские купцы – гости. Только гости имели право выезжать за границу. Но купцы вели оптовую торговлю с иностранцами в портах: Архангельске и Астрахани , так как у них не было ни кораблей, ни опыта деловых операций за границей. Это позволяло иностранным купцам диктовать свои цены, а русских - терпеть убытки. Внешняя торговля
1653 г. – принятие торгового устава: ликвидированы мелкие таможенные пошлины и установлена единая 5% пошлину; Для иностранных купцов - повышенная (6%- ная ) пошлина при торговле в Архангельске и 8%- ная при торговле в других городах России. Протекционизм
Протекционизм 1667 г. – Новоторговый устав Иностранные купцы должны были продавать свои товары оптом в пограничных городах русским купцам. Инициатор принятия Новоторгового Устава А.Л. Ордин-Нащокин