Социально-экономическое развитие России в XVII веке
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Елисеева  Анастасия Васильевна

Цели урока:

  • выявить, какие новые черты появились в социально- экономическом развитии России в XVII веке;
  • показать противоречивость этих черт, поскольку в экономике России XVII века тесно переплеталось старое и новое;
  • ознакомиться с социальной структурой русского общества в начале XVII века;
  • определить связь социальной структуры с экономическим развитием России в этот период;
  • познакомить учащихся с новыми понятиями «экономика», «отрасли экономики», «мануфактура», «фабрика», «капитализм», знакомые из курса всеобщей истории, и уяснить их на примере нашей страны;
  • развивать навыки заполнения таблиц, работы с документами, учебником, картой, умения выделять главное, сравнивать;
  • способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, умение обобщать и оперировать историческими фактами.
  • воспитывать чувство уважения и гордости за прошлое своего Отечества.

Методы и приёмы:

  • работа с историческим источником;
  • работа с историографическим материалом;
  • работа с исторической картой;
  • работа со статистическими данными, диаграммами; решение проблемных заданий.

Формы работы: групповые и индивидуальные.

Оборудование: карта «Русское государство в XVII веке», атласы, компьютер, проектор, презентация.

Тип урока:  изучение нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО»

Методическая разработка урока  истории,

7  класс

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVII ВЕКЕ

Автор разработки  Елисеева Анастасия Васильевна

Должность: учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

МБОУ «Городецкая СОШ им. Героя России А. Прохоренко»

с. Городки

2016

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVII ВЕКЕ

Русская земля всколебалась и замутилась, русский народ после осьмивекового движения на Восток круто начал поворачивать на Запад; раздались голоса необходимости приобретать средства, которые бы сделали народ сильным, снискали ему уважение других народов; старая Россия оканчивалась, начиналась новая.

С. Соловьёв

Цели урока:

  • выявить, какие новые черты появились в социально- экономическом развитии России в XVII веке;
  • показать противоречивость этих черт, поскольку в экономике России XVII века тесно переплеталось старое и новое;
  • ознакомиться с социальной структурой русского общества в начале XVII века;
  • определить связь социальной структуры с экономическим развитием России в этот период;
  • познакомить учащихся с новыми понятиями «экономика», «отрасли экономики», «мануфактура», «фабрика», «капитализм», знакомые из курса всеобщей истории, и уяснить их на примере нашей страны;
  • развивать навыки заполнения таблиц, работы с документами, учебником, картой, умения выделять главное, сравнивать;
  • способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, умение обобщать и оперировать историческими фактам;
  • воспитывать чувство уважения и гордости за прошлое своего Отечества.

Методы и приёмы:

  • работа с историческим источником;
  • работа с историографическим материалом;
  • работа с исторической картой;  работа со статистическими данными, диаграммами; решение проблемных заданий.

Формы работы: групповые и индивидуальные.

Оборудование: карта «Русское государство в XVII веке», атласы, компьютер, проектор, презентация.

Тип урока:  изучение нового материала

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация и мотивация

Учитель. Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили об окончании Смутного времени, о положении, которое сложилось в стране, о воцарении на престоле новой династии и о правлении первого царя из этой династии — Михаила Романова. Надолго запомнилась современникам Смута начала столетия: и своими потрясениями от самозванцев, интервентов, и борьбой народных низов с притеснителями, и хозяйственным разорением, которое удалось изжить спустя немалое время. Итак, с конца 10-х — начала 20-х годов после Столбовского мира и Деулинского перемирия, изгнания шаек мародёров-интервентов, окончания действий повстанческих отрядов русские люди приступают к восстановлению нормальной хозяйственной жизни. Тема нашего сегодняшнего урока — «Социально- экономическое развитие России в XVII веке».

Объявление проблемного задания ко всему уроку

Учитель. Обратите внимание на эпиграф: почему С. Соловьёв говорит, что начиналась новая Россия? Почему русский народ начал резко поворачивать на Запад?

  • Повторение пройденного материала (фронтальный метод).

1) Покажите на карте территорию, которая была утрачена по Деулинскому перемирию. Какому государству отошла эта территория? Какой крупный город был утрачен? (Чернигово-Северские земли. К Речи Посполитой. Смоленск).

2) Какая территория была утрачена по Столбовскому мирному договору. К кому отошла территория? Выход к какому морю утратило Русское государство в результате этого мира? (Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Корела. Швеции. Утрачен выход к Балтийскому морю).

3) Как вы думаете, отразилась ли потеря Россией Балтийского моря на её развитии и как именно? (Это событие затормозило развитие России).

III. Изучение нового материала

Задание. Расчёт площади Русского государства.

Используя памятку, найдите площадь Русского государства в XVII веке. (Знания по какому предмету нам нужны, чтобы ответить на этот вопрос?) Определите, во сколько раз увеличилась территория России в начале XVII века по сравнению с началом XVI века. Полученные результаты занесите в таблицу.

После выполнения задания фиксируем выводы:

1) Возрастает количество населения и территория.

2) Возрастает движение населения на север и восток.

Задание. Социальная структура.

Пять групп получают разные задания.

Задание

Вывод

1  группа

Используя памятку, ознакомиться с динамикой роста населения России и подсчитать плотность населения на каждый квадратный метр. Какие выводы можно из этого сделать?

Население растёт.

Маленькая плотность при большой территории

2 группа

Сравните данные по плотности населения в России с европейскими государствами (Англией и Францией). Какие выводы можно сделать?

В европейских странах плотность населения гораздо выше

3  группа

Показателем уровня экономического развития страны в эпоху феодализма является численность городского населения, прежде всего той части, которая была занята непосредственно производственной деятельностью. Как назывались на Руси эти люди (посадские люди)? Подсчитайте численность посадских людей в середине и конце XVII века. Определите процент городского населения в середине XVII века. О чём говорят полученные цифры?

Процент городского населения в России был очень низкий

4  группа

Используя памятку, рассмотрите социальную структуру России. Стрелками укажите, кто и где жил в Русском государстве в XVII веке. Можно ли, исходя из состава городского населения, сказать, какие функции выполнял город?

Работа с картой у доски

5  группа

Используя памятку, внимательно ознакомьтесь с данными о соотношении различных слоёв населения в процентах. Какую часть населения составляли различные категории феодально- зависимых людей? Сколько всего крепостных крестьян и холопов было в это время в России? Какую долю составляло сельское население? Что можно сказать в связи с анализом социальной структуры об экономике России?

Основная отрасль хозяйства — сельское хозяйство.

Сельское хозяйство развивалось за счёт крепостного труда.  Россия была крепостнической страной

Задание. Экономическое развитие.

Выявление черт барщинного хозяйства.

Учитель.Давайте рассмотрим, что же это было за хозяйство, которое составляло основу крепостной системы.

  • Работа с источником «Описание хозяйства боярина Морозова».

Учитель.На примере данного документа выделите характерные черты хозяйства боярина Морозова (раздаточный материал на каждую парту). Ученики выделяют следующие черты:

  • Натуральное хозяйство
  • Феодал наделяет крестьян землёй. Крестьяне несут повинности.
  • Крестьяне находятся в личной феодальной зависимости.
  • Низкий уровень развития техники.

Учитель. Такой тип хозяйства в России называли специфическим термином «барщинное» (вспомнить, что такое барщина)? А теперь попытаемся выделить новые черты в экономике России.

  • Каждая группа получает задание и на основании своего источника попытается найти новую черту в экономике России.

1  группа работает с учебным пособием С. Антонова «Книга для чтения по истории России», с. 60 (о развитии ремёсел).

2  группа работает с отрывком из сочинения Я. Рэйтенфельса «Сказание Светлейшему герцогу Тосканскому о Московии» о развитии торговли.

3 группа работает с отрывком из книги А. Буганова «Мир истории», с. 62–63 (о развитии русской мануфактуры).

4  группа работает с документом в рабочей тетради, с. 11–12 (о развитии внутренней торговли). Определяют понятие всероссийский рынок.

5 группа работает с отрывком из «Новоторгового устава», рабочая тетрадь, с. 13–14 (о развитии внешней торговли).

Выводы групп:

  • Рост числа ремесленных специальностей.
  • Рост городов.
  • Специализация районов на производстве одного вида продукции.
  • Возникновение мануфактур.
  • Формирование всероссийского рынка.
  • Развитие внешней торговли.

Учитель.Итак, возвращаемся к цели нашего урока. Мы выявили новые черты в социально-экономическом развитии России. Черты какого общества проявились наиболее четко? (Капиталистического) Можем ли мы сказать, что в России зарождались капиталистические отношения? Мог ли этот процесс идти быстро? Что мешало? Возвращаемся к проблемному заданию и решаем его.

IV. Закрепление и контроль знаний

Контроль: тест и взаимопроверка.

IV. Домашнее задание

 § 17, вопросы.  Рабочая тетрадь (задание 1, 3).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экономическое развитие России в XVII веке

Слайд 2

Разорение западных, юго-западных и центральных районов страны; Ухудшение положения крестьян (увеличение числа бобылей – крестьян, не имеющих ни скота, ни орудий труда, ни денег); Запустение многих поместий, оскудение дворянства ослабление социальной базы монархии; 2 Последствия Смуты

Слайд 3

Разорение южных и западных городов, упадок промыслов, ремесленного производства, торговли; Оскудение государственной казны; Потеря территорий (побережья финского залива, область карелии , выход в балтику , смоленска , чернигова ). Последствия Смуты

Слайд 5

К началу 30-х гг. XVII в. Россия возрождается; Расширение территории: Сибирь, Южное Приуралье , Левобережная Украина, освоение Дикого поля; 1643-1645 гг. – Владимир Поярков по р. Амур вышел на Охотское море; 1648- 1649 гг. – Семен Дежнев открыл пролив между Чукоткой и Аляской; 1649-1650 гг. – Ерофей Хабаров присоединил приамурские земли к России; 1696-1697 гг. – Владимир Атласов предпринял экспедицию на Камчатку , в результате чего она была присоединена к России. Территория

Слайд 7

Преобладание трехполья; Натуральных характер хозяйства; Орудия труда: соха, плуг, борона, серп; Новые явления: Специализация по районам; Передел земли внутри господствующего класса: Романовы раздают земли для укрепления своего положения; Усиление связи феодального хозяйства с рынком. Сельское хозяйство

Слайд 8

Трехполье яровые яровые яровые озимые озимые озимые пар пар пар Первый год Второй год Третий год

Слайд 9

Район Специализация Поволжье, Черноземный центр Зерно Северо-запад, север Лен и конопля, скотоводство, рыболовство, промыслы Сибирь Меха Ярославль и Кострома Холсты

Слайд 11

Ремесло Важнейшим занятием посадского населения оставалось ремесл о – мелкое ручное производство изделий Ткацкий станок и изделия ремесленников: деревянная посуда, кадки и бочка Вспомните Основные признаки ремесла: Ручной труд Малые размеры производства Отсутствие разделения труда

Слайд 12

XVII в. – постепенное перерастание ремесла (производство для конкретного заказчика) в мелкотоварное производство; Конец XVII в. – складывается специализация районов ремесленного производства, что является одним из главных условий формирования общенационального рынка Ремесло (новые явления )

Слайд 13

Мелкотоварное ремесло – ремесленное производство, ориентированное на рынок. В чем главная причина превращения ремесла в мелкотоварное производство ? В растущей специализации ремесленников. Ремесло

Слайд 14

Специализация районов России в мелкотоварном производстве Район Специализация Москва, Ярославль и весь «текстильный район» Текстильные изделия Соликамск, Сольвычегодск Добыча соли и солеварение Вологда Вязание кружев Белозерск Изготовление ложек Серпухов, Кашира, Тула, Москва Металлургия и металлообработка

Слайд 16

Русская мануфактура в XVII веке В 1636 г. близ Тулы была основана первая русская мануфактура . Ее создателем стал голландец А. Виниус . Завод Виниуса производил железные изделия: пушки, ядра, пищали , работая по заказам казны. А.Д. Виниус Вспомните Основные признаки мануфактуры: Ручной труд Крупные размеры производства Разделение труда

Слайд 17

Работа не на рынок, а на казну и дворец Использование , наряду с вольнонаемным трудом , подневольного труда крепостных крестьян; Мануфактуры принадлежали государственной казне (казенные) - Пушечный двор, Оружейная, Золотая, Серебряная палаты; Помещичьи мануфактуры; Купеческие мануфактуры (купцы: Строгановы, Демидовы, Светешниковы ) К концу XVII в. – 20-30 мануфактур Особенности российской мануфактуры

Слайд 18

18

Слайд 19

XVII в. – формирование всероссийского рынка (усиление хозяйственных связей и обмена товарами между различными частями страны, основанных на экономической специализации территорий); Появление крупных всероссийских торговых ярмарок : Макарьевская (близ Нижнего Новгорода), Свенская (под Брянском), Ирбитская (на Урале), Архангельская (на Северной Двине). Торговля

Слайд 20

Торговля Оптовые продажи совершались на ярмарках, куда свозились крупные партии товаров. Ярмарка (от нем. Jahrmarkt , ежегодный торг) – периодически организуемая в определенном месте торговля. Базар XVII века

Слайд 21

Основные торговые партнеры России на Западе : Англия, Голландия, Швеция, Дания. Российский экспорт : лес, лен и льняное полотно, пушнина, мед и воск, соль , пенька (канаты), сало, кожи. Российский импорт из Европы : вина, ювелирные изделия, шелк, бархат, сукно, бумага Архангельск – главный центр торговли со странами Западной Европы ( 3/4 торгового оборота страны приходилось на Архангельск). Внешняя торговля

Слайд 22

Основные торговые партнеры России на Востоке : Иран, Индия, Китай. Российский импорт из стран Востока : ковры, пряности, драгоценные камни. Астрахань – главный центр торговли со странами Востока Внешняя торговля

Слайд 24

Торговлю с зарубежными странами вели крупнейшие русские купцы – гости. Только гости имели право выезжать за границу. Но купцы вели оптовую торговлю с иностранцами в портах: Архангельске и Астрахани , так как у них не было ни кораблей, ни опыта деловых операций за границей. Это позволяло иностранным купцам диктовать свои цены, а русских - терпеть убытки. Внешняя торговля

Слайд 25

1653 г. – принятие торгового устава: ликвидированы мелкие таможенные пошлины и установлена единая 5% пошлину; Для иностранных купцов - повышенная (6%- ная ) пошлина при торговле в Архангельске и 8%- ная при торговле в других городах России. Протекционизм

Слайд 26

Протекционизм 1667 г. – Новоторговый устав Иностранные купцы должны были продавать свои товары оптом в пограничных городах русским купцам. Инициатор принятия Новоторгового Устава А.Л. Ордин-Нащокин