Главные вкладки

    План-конспект урока истории в 9 классе по теме :" Новая экономическая политика"
    методическая разработка по истории (9 класс) по теме

    Босина Снежанна Сергеевна

    Тема урока: "Новая экономическая политика". Тип урока: изучение нового материала. Форма: лабораторное занятие с эементами дискуссии, с использованием ЭОР

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan-konspekt_uroka_novaya_ekonomicheskaya_politika.docx30.51 КБ

    Предварительный просмотр:

                                            План-конспект урока

                    История. 9 класс    Тема «Новая экономическая политика»

    Цель урока: Подвести обучающихся к пониманию причин, сущности, основных мероприятий и итогов НЭП.

    Задачи:Образовательная: овладение учащимися знаниями о новой экономической политике. Формирование мировоззренческой, политической оценки событий переходного периода, от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике. Уяснение причины такого  перехода,основных компонентов модели нэповской организации общества по-большевистски,цели НЭПа,результатов и значения.

    Развивающая: продолжить формирование умений давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими документами, делать выводы.

     Воспитательная: воспитание чувства гуманизма, уважения, толерантности.

    Тип урока: изучение нового материала

    Основные понятия: НЭП, продналог, аренда, хозрасчет, кооперация, концессия

    Оборудование: проектор, компьютеры с доступом в Интернет

    Оформление доски: записана тема рока, план изучения новой темы, новые слова домашнее задание

    Форма урока: лабораторное занятие с элементами дискуссии

    Ход урока:

    1.Организационный момент.

    2.Проверка домашнего задания и подготовка к восприятию нового материала.

    (Сочинение на тему «Имела ли Белая армия шанс на победу?)

    Вопросы для повторения материала:

    Как называлась экономическая политика советского правительства в годы гражданской войны?

    В чем заключалась суть политики «военного коммунизма»?

    3.Изучение нового материала

    План:

    1.Экономический и политический кризис начала 20-х годов. Причины перехода к нэп

    2.Курс на НЭП

    3.Суть и основные мероприятия НЭП

    4.Итоги НЭП

    IV.Закрепление  изученного на уроке

    Выполнение заданий с использованием ресурсов ФЦИОР

    Ресурсы по теме: Социально-экономическое развитие СССР в годы  НЭП

    V. Подведение итогов урока

    Рефлексия

    Домашнее задание

    Параграф № 18. Составить  краткий толковый словарь «Язык нэпа».В,частности в него могут войти такие слова: нэпман,совбур,смычка,комчванство, нэпач, выдвиженец,перерожденец, командные высоты, трест,синдикат, фининспектор и др.

    Задача для обучающихся: Выяснить чем отличалась новая экономическая политика от политики «военного коммунизма»?

    1. Экономический и политический кризис начала 20-х годов. Причины перехода к НЭП

    Объяснение учителя

    Задание для обучающихся: Из рассказа учителя самостоятельно выделить и сформулировать причины введения НЭПа.

    Осенью 1920 г. в стране разразился глубокий кризис, который проявился в следующем.

    а)Экономический кризис, вызванный тяготами гражданской войны и интервенции,а также сопутствующей им политикой военного коммунизма. Национальный доход сократился более чем на 63%, промышленность, транспорт коммуникации во многом были разрушены.Из-за саботажа чиновников снизился уровень управления. Нарушились экономические связи между предприятиями  и районами страны, упала дисциплина труда.

    В сельском хозяйстве сократились посевные площади, снизилась урожайность.

    Все это привело к снижению жизненного уровня населения. В войну погибло и было ранено большое количество трудоспособного населения. Во многих городах были перебои с хлебом.

    б) Из этого тяжелого экономического кризиса вытекало недовольство народа политикой, проводимой партийными и советскими органами. Крестьяне были крайне недовольны продразверсткой.

    В Тамбовской губернии началось крестьянское восстание под руководством братьев Антоновых. К началу 1921г. было зафиксировано более 50 крупных крестьянских выступлений.

    В начале 1921г. начались забастовки рабочих. Демобилизация возвратила в страну повстанческий элемент, велика была безработица. Возрос бандитизм.

    В марте 1921г. в Кронштадте произошло восстание. Повстанцы выдвигали как экономические, так и политические лозунги: «Вся власть Советам, а не партиям», «За Советы  без большевиков», отмена продразверстки, свобода торговли.

    в) Внутрипартийный кризис проявлялся в расслоении членов партии на элементарную группу и партийную массу, появлении оппозиционных групп (группа «демократического централизма», «рабочая оппозиция»). Увеличилось число лиц, претендовавших на лидерство в партии (Троцкий, Сталин и др.), что могло привести к ее расколу.

    Не сбылись надежды на немедленный переход к коммунизму и моровую революцию.

    г) России предстояло жить в условиях капиталистического окружения, что требовало иной  стратегии и тактики.

    Проверка записей в тетрадях.

    Причины могут быть сформулированы следующим образом:

    -недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти

    -недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны

    -хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.

    2.Курс на нэп.

    Слово учителя.

     В декабре 1920г. состоялся VIII Всероссийский съезд Советов. Принятые на нем решения носили противоречивый характер: с одной стороны, продолжался курс на развитие «военного коммунизма» и материально-техническую модернизацию народного хозяйства на базе электрификации (знаменитый план ГОЭЛРО), а с другой стороны-отказ от массового создания коммун, совхозов, ставка на «старательного крестьянина», которого предполагалось материально стимулировать, выдвижение задачи борьбы с излишней централизацией и бюрократизацией. После съезда двойственность политики сохранялась: декретом от 22 февраля 1921г. была создана общеплановая комиссия-Госплан.

    На X съезде РКП(б), состоявшемся в марте 1921г., были утверждены важнейшие направления новой экономической политики: замена продразверстки продовольственным налогом, узаконение частной торговли, развитие кооперативной торговли и т.д.

     3.Суть и основные мероприятия НЭП

    Самостоятельная работа обучающихся с историческими документами

    Задание для обучающихся:  На основе материалов исторических источников выделить мероприятия новой экономической политики

    Документы:

    «Из доклада В.И. Ленина «Новая экономическая политика и задачи политпросветов»(17 октября 1921 г.)

    «Из наказа СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики (9 августа 1921 г.)

    «Постановление IX Всероссийского съезда Советов по вопросам нэп и промышленности»(28 декабря 1921 г.) 

    Выделенные мероприятия могут быть сформулированы следующим образом

    Новая экономическая политика включала тесно связанные друг с другом мероприятия:

    -замену продразверстки натуральным продналогом;

    =отмену трудовой повинности, устройство на работу через биржу труда;

    -прекращение бесплатных услуг населению;

    -перевод государственных предприятий на хозрасчет, заметна натуральной зарплаты денежной по количеству и качеству труда;

    -материальное стимулирование рабочих;

    -возможность аренды предприятий, помещений, земли, техники кооперативами, частными лицами;

    -возможность открыть одному владельцу кустарное или промышленное производство:

    -развитие кооперации (сельскохозяйственной, кредитной, потребительской);

    -заключение договоров с зарубежными предпринимателями и создание совместных предприятий; привлечение иностранного капитала в экономику;

    -денежную реформу;

    -гибкое государственное регулирование через систему налогов, займов, кредитов;

    -государственную монополию внешней торговли;

    -создание банка акций, ценных бумаг;

    -налаживание экономического сотрудничества с капиталистическими странами;

    4.Итоги НЭПа

    Самостоятельная работа обучающихся с материалами учебника.

     Задание:выяснить социально-экономические итоги НЭП.

     Проверка записей в тетрадях. Выделенные итоги могут быть сформулированы следующим образом

    Итоги нэпа

    положительные

    отрицательные

    - увеличились объемы с/х;

    - восстановлены дореволюционные посевные площади к 1923 г.;

    - достигнут довоенный уровень в животноводстве к 1927г.;

    - рост середняцких хозяйств (60%);

    - достигнут довоенный уровень в промышленности к 1928г.;

    - улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих (реальная зарплата рабочих составляла 93,7% довоенного уровня).

    - нехватка промышленных товаров;

    - увеличение цен – тормозился рост жизненного уровня населения;

    - безработица;

    - обострение жилищного вопроса;

    - аграрное перенаселение.

    Слово учителя. К 1925 г. был фактически завершен восстановительный процесс  в промышленности. В сельском хозяйстве были также значительные успехи – намного возросла производительность труда. Стабилизировалась финансовая система. Повысился жизненный уровень как  городского так и сельского населения. Повысилась реальная зарплата. Однако такая экономика была не застрахована от кризисов. Недовольство ею бедного населения, а также возросшая военная угроза в конце 20-х годов способствовали свертыванию нэпа вначале в сельском хозяйстве, а затем (на рубеже 20-30-х годов) и в промышленности, и в торговле (в первой половине 30-х годов).

    IV.Закрепление  изученного на уроке

    Задание для обучающихся- По ссылке перейдите на сайт с заданием  и выполните упражнения контрольного модуля  http://fcior.edu.ru/card/21561/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-sssr-v-gody-nepa.html 

    Слово учителя

    В начале урока нам с вами предстояло решить следующую учебную задачу: Выяснить чем отличалась новая экономическая политика от политики «военного коммунизма»?

    Задание для учащихся:

    Совместно с учителем заполнить вторую часть  сравнительной таблицы «Политика «военного коммунизма и новая экономическая политика»

    Вопросы

    Военный коммунизм

    НЭП

    Отношение к крестьянству

    Продразверстка,ликвидация частной собственности

    Способ производства

    Национализация промышленности

    Обмен

    Запрещение частной торговли. Отмена оплаты топлива,жилья и др.

    Способ распределения и потребления

    Уравнительное распределение, натурализация зарплаты,карточная система

    Характер труда

    Всеобщая трудовая повинность

    Варианты ответов могут быть сформулированы следующим образом

    -Замена разверстки продналогом, разрешены аренда земли,наемный труд;

    - допущение частного капитала в промышленности, найма рабочей силы;

    -Свобода торговли, ликвидация бесплатных услуг;

    -Отмена карточной системы,тарифная система оплаты труда

    Обобщение и систематизация знаний,полученных на уроке.

    Вопросы  модуля:

    В чем состояли причины перехода к НЭП? Согласны ли вы с мнением,что введение НЭП  было вынужденным?

    Характеристика основных мероприятий НЭП. Что нового появилось в экономической политике советского правительства по сравнению с политикой «военного коммунизма»?

    Каковы результаты НЭПа в 1927-1928 гг.?

    Какие противоречия порождала нэповская модель развития?Их последствия??

    По ссылке перейдите на сайт информационного модуля

    http://fcior.edu.ru/card/21297/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-sssr-v-gody-nepa.html

    Слово учителя

    противоречия и причины свёртывания нэпа сделали возможным установление в стране административно- командной системы и тоталитарно- бюрократической диктатуры Сталина в 30-х годах.

    V.Подведение итогов урока

    Рефлексия.

    - Сегодня на уроке я…

    - Что получилось и что не получилось?

    - Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

    - Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

    Итог урока, выставление, комментирование оценок Домашнее задание.

    Основные этапы урока

    Этап урока

    Название ресурса,

    учебное оборудование

    Деятельность          учителя

    Деятельность ученика

    Время

    ( мин.)

    1

    Организационный момент

    Объявление темы, цели урока

    Запись в тетради

    2 мин.

    2

    Проверка домашнего задания и

    Подготовка к восприятию нового материала

    опрос

    Зачитывание сочинений,обсуждение

    Ответы на вопросы

    8

    мин.

    3

    4

    Изучение новой темы

    Лекция учителя

    Самостоятельное выдение и формулирование причин введения НЭП.Запись в тетради

    5 мин.

    5

    Усвоение новых знаний

     «Из доклада В.И. Ленина «Новая экономическая политика и задачи политпросветов» 17 октября 1921 г.

    «Из наказа СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики (9 августа 1921 г.)

    «Постановление IX Всероссийского съезда Советов по вопросам нэп и промышленности»28 декабря 1921г

    Тьюторская поддержка.

    Организация дискуссии

    Самостоятельная работа с  историческими источниками

    8 мин.

    6

    Физкультми-нутка

    Организация физкультмин-ки

    Выполнение упражнений

    1 мин.

    7.

    Усвоение новых знаний

    Тьюторская поддержка.Организация дискуссии

    Самостоятельная работа обучающихся с материалами учебника.Презентация своей работы

    8 мин.

    8.

    Закрепление полученных знаний. Выводы урока

    1.Контрольный модуль

    http://fcior.edu.ru/card/21561/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-sssr-v-gody-nepa.html

    1.Тьюторская поддержка.

    2.Организация дискуссии

     1.Выполнение заданий модуля

    2.Заполнение талицы совместно с учителем

    ,участие в дискуссии

    1 мин.

    3 мин

    9.

    Подведение итогов

    Информаци-онный модульhttp://fcior.edu.ru/card/21297/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-sssr-v-gody-nepa.html

    Рассказ, демонстрация слайдов

    участие в дискуссии и формулирование выводов урока

    2 мин.

    10.

    Итоги урока,рефлексия

    Соотносят результаты деятельности с поставленными задачами.

    2 мин.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

    В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

    Сценарий урока истории 7 класс по теме "Новые явления в экономике России в XVII веке. Царские мануфактуры".

    Данный урок разработан с использованием материалов школьного краеведческого музея. Исследование уникальных экспонатов  поможет учащимся сделать выводы об особенностях мануфактурного про...

    открытый урок в 9 классе по теме: "Новая экономическая политика"

    Урок даёт представление о новой экономической политике. На уроке используется работа в группах....

    Урок в 9 классе. "Переход к новой экономической политике" (презентация)

    Презентация  к уроку "Переход к новой экономической политике"...

    План-конспект открытого урока в 7 классе по теме "Монологические высказывания по теме "Meine Heimat."

    Привлечение внимания к понятию «Родина» в широком смысле этого слова, а также к понятию «малая Родина».                    ...