Внеклассное мероприятие по физике «Земля и космос – притяжение!» (для учащихся 8-9-х классов)
методическая разработка (8, 9 класс)

Шашанова Татьяна Васильевна

Чтобы привить учащимся устойчивый интерес к предмету, дополнить и углубить те знания, которые учащиеся получают на уроках, а главное, учесть и развить их индивидуальные интересы и способности, необходимо работать с учащимися и во внеурочное время. Внеклассные мероприятия - распространенный вид внеурочной деятельности по предмету. Эти мероприятия помогают решать комплекс общеобразовательных и воспитательных задач, такие как расширение и углубление знаний по данной теме, показывают разнообразность использования физических знаний на практике и в повседневный жизни, помогают ученику развитию творческих способностей, воспитывают устойчивый интерес к физике,  учат его работать самостоятельно,коммуникативных умений, умения работать в коллективе, способствуют всестороннему развитию личности, повышению воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;.

Организация и подготовка внеклассного мероприятия оказывают на учащихся огромное воспитательное воздействие, формируют у них чувство коллективизма, умения отстаивать свои убеждения, обосновывать свою точку зрения по тем или иным вопросам. Здесь учащиеся могут глубже познакомиться с достижениями современной науки и техники, элементами астрофизики, с биографиями вдающихся ученых и изобретателей, внесших большой вклад в развитие мировой науки и техники.

 Данное мероприятие проводится в виде соревнований двух команд учащихся 8 и 9-х классов при активном участии зрителей. Также можно проводить между параллелями классов. Состав каждой команды недолжен превышать 8 человек. Каждая команда выбирает себе капитана. Командам заранее дается домашнее задание: придумать название команды,девиз и приветствие. Также учащиеся готовят творческо домашнее задание.

Участие в конкурсе команд оценивается жюри баллами. Жюри можно выбрать из учащихся 10-11 класса., учителей других классов, представители администрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl._meropryatie_po_fizike_dlya_8-9_kl_shashanovoy_t.v.docx42.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Нефтекумск

Нефтекумский городской округ

Ставропольского края

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ

                                                                             ПОДГОТОВИЛА

                                                                            УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ

                                                                        ШАШАНОВА

                                                                            ТАТЬЯНА

                                                                          ВАСИЛЬЕВНА

2021 год

Внеклассное мероприятие по физике  «Земля и космос – притяжение!»

(для учащихся 8-9-х классов)

Цели:
Обучающая: фронтальное повторение учебного материала по физике;
Развивающая: способствовать развитию умения применять знания в новой ситуации; логически излагать свои мысли; продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей.
Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию в учении; культуру умственного труда.
Задачи:
Личностные: создать условия для осознания смысла учения и понимания личной ответственности за будущий результат, волевому усилию, развитию рефлексии, адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.
Метапредметные: создать условия для овладения универсальными учебными действиями: смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания текста, воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, экспериментальными навыками, постановке целей, развивать монологическую и диалогическую речь, умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Предметные: создать условия для повторения и закрепления полученных знаний по физике;  знание о природе важнейших физических явление окружающего мира и вселенной.

Форма проведения мероприятия: игра.

Оборудование: табло для фиксации счета игры, большие часы с секундной стрелкой,

наглядные материалы, компьютер видеопроектор, презентация к мероприятию

На доске, стенах высказывания ученых, поэтов

Физика – наука любить и понимать природу.

Пайерлс.

 Вам знакомо выражение «Выше головы не прыгнешь»? Это заблуждение. Человек может все.

Никола Тесла

В мире нет ничего особенного. Никакого волшебства. Только физика.

Чак Паланин

Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему.

Бернард Барух

 Пояснительная записка:

  В игре участвуют несколько команд в составе 8 человек обучающихся 8-9-х классов. Игрой руководит учитель - физики.

 Членами жюри могут быть учащиеся старших классов, учителя-предметники, члены администрации.

Программа мероприятия:

  1. Конкурс « Приветствие».
  2. Конкурс «Разминка»
  3. Конкурс «Знаменитые ученые»
  4. Конкурс «Приборов»
  5. Конкурс «Учителей-Методистов»
  6. Конкурс болельщиков
  7. Конкурс капитанов «Внимание-невесомость!»
  8. Конкурс «Чудеса своими руками»
  9. Конкурс «Домашнее задание»
  10. Подведение итогов.

Ход мероприятия:

Учитель:

-Добрый день, дорогие друзья! Я рада вас приветствовать на нашем внеклассном

мероприятии “ Земля и космос – притяжение!”.

Ведущий 1.

-Сильная рука человека забросила ввысь космические корабли. И, глядя на эти золотые звёзды, люди говорят: “Физика – это здорово!”

Ведущий 2. 

-Пройдёт несколько лет, и первые люди, высадившись на Марсе, подумают: “Физика – всемогуща!”

Ведущий 1. 

-Мы, собравшиеся на этой игре, говорим: “  Физика  и Астрономия –   это грандиозно!”

Ведущий 2.

-И сегодня на нашей интеллектуальной игре будут соревноваться, знающие физику и астрономию команды 8-ых и 9-ых классов, для того, чтобы определить, у какой из них самая крепкая нить знаний, какая из них самая внимательная, быстрая, обладающая логическим мышлением, являющаяся знатоком  этих наук.

На нашей игре присутствует жюри, которое поможет нам решить спорные вопросы, возникающие в ходе игры, и будет следить за проведением игры. 

(Представляет членов жюри)

-И, наконец, я представляю вам участников нашей сегодняшней игры. Это команды 8 и 9 классов. Встречайте их.

Ведущий 1: 

- Прошу команды  выйти на сцену.

-Команда 8-кл «Кварц».

-Команда 9 класса «Галактика».

Ведущий 1. 

-Познакомимся с нашими участниками.

 Первый конкурс  «Приветствие». 

- Приветствие команды 8-кл «Кварц».

- Приветствие команды 9 класса «Галактика».

Ведущий 2. 

-Следующий конкурс – «Разминка» (По 8 вопросов команде, если команда не может ответить можно другой команде, кто первым поднимет руку.)

Вопросы:

  1. Понятие, применяемое в механике для обозначения тела имеющего массу, размерами которого можно пренебречь (материальная точка)
  2. Как называется тело, проводящее электрический ток?  (проводник)
  3. Как называется способ теплопередачи, при котором теплота передается самими струями жидкости или газа? (конвекция)
  4. работа и количество теплоты, и энергия выражается в этих единицах (Джоуль)
  5. Устройство, применяемое для запуска искусственных спутников? (Ракета)
  6. Что сильнее притягивает: яблоко Землю или Земля яблоко? (Одинаково).
  7. В каком году и под чьим руководством был запущен первый спутник Земли? (В 1957 г. под руководством С.П.Королева).
  8. Какое направление имеет скорость частицы, движущейся по круговой траектории? (по касательной)
  9. Можно ли сварить яйца в горных районах на высоте 3 км, если там вода кипит при 90°C? (нет, так как белок ниже 100°С не сворачивается)
  10. Как называется озеро, плотность воды которого больше плотности человеческого тела и поэтому человек может спокойно лежать на поверхности воды и читать книгу? (Мертвое море)
  11. Как изменяется давление атмосферы при увеличении высоты над Землей? (уменьшается)
  12. У какой планеты есть кольца.    (Сатурн).
  13. Его называют «Отцом русской авиации».    ( Жуковский).
  14. День космонавтики.   (12 апреля).
  15. Спутник Земли. (Луна).

16. Сколько у Земли сестер?   (Восемь)

Ведущий 1. 

  - Третий конкурс «Знаменитые ученые». Команде показывают портрет ученого-физика.

Требуется назвать его фамилию, область деятельности.

Ведущий 2.

- Следующий наш конкурс называется Конкурс «Приборов». Команде даются два прибора. Участники конкурса должны рассказать о применении каждого из них в науке, технике, быту.

Например, барометр, трансформатор.

Ведущий 1

Пока команды выполняют задание,  послушаем рассказы  старшеклассников из жизни замечательных людей.

Рассказы старшеклассников.

-Однажды девятилетний сын Альберта Эйнштейна спросил у своего отца! "Папа, а почему, собственно говоря, ты такой знаменитый?" Ученый сначала рассмеялся, а потом ответил: "Видишь ли, сынок, когда слепой жук ползет по поверхности шара, ему трудно заметить кривизну своего пути. Мне же посчастливилось как раз это заметить"

-Однажды вечером выдающийся английский физик Эрнест Резерфорд зашел в лабораторию. Хотя время было позднее, в лаборатории склонился над приборами один из его многочисленных учеников.

"Что вы делаете так поздно? - спросил Резерфорд.

"Работаю" - последовал ответ.

"А что вы делаете днем?

"Работаю, разумеется", - ответил ученик.

"А рано утром тоже работаете?

"Да, профессор, и утром  работаю". - подтвердил ученик, рассчитывая на похвалу знаменитого ученого.

Резерфорд помрачнел и раздраженно спросил: "Послушайте, а когда же вы думаете?"

-У Ньютона было две кошки - большая и маленькая. Чтобы они не мешали спать утром, Ньютон пропилил в двери два отверстия - большое и маленькое. Увидев это, сосед Ньютона заметил, что можно было бы сделать лишь одно отверстие - большое. "А ведь верно!- воскликнул Ньютон. - Эта замечательная идея не пришла мне в голову!"

Выдающийся немецкий физик Вильгельм Рентген получил письмо с просьбой прислать... несколько рентгеновских лучей с указанием, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени. Рентген немедленно ответил: "К сожалению, в настоящее время у меня нет икс-лучей, к тому же пересылка их - дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще: пришлите мне Вашу грудную клетку".

-Анри Ампер отличался удивительной рассеянностью.  Однажды, уходя из дома, он оставил записку: "Господа! Ампера нет дома, приходите сегодня вечером". Через некоторое время он вернулся, увидел надпись на двери и ушел. Пришел он только вечером.

-Калитка, ведущая в сад к американскому изобретателю Томасу Эдисону, очень тяжело как-то усовершенствовать калитку, сделать так, чтобы она легче открывалась. "Мне кажется, что калитка сконструирована неплохо, ответил Эдисон, - она соединена с насосом домашнего водопровода, и каждый, кто входит, открывая ее, накачивает в цистерну 20 литров воды".        


Ведущий 2.

В пятом конкурсе «Учитель-Методист» командам, 2-3 человека предлагаем продемонстрировать, как бы они объяснили в 1-2 классе одно из понятий (электрический ток, сопротивление, свет) или законов (закон плавания тел, Первый закон Ньютона).

Ведущий 1.

-Пока ребята выполнят задание, остальные отвечают на вопросы  


Ведущий 2.

- У нас  конкурс «Болельщиков».

- Составить из букв слово, обозначающее физическое явление ( теплоизоляция, электрификация, электростатика…)

- Назвать фамилии космонавтов.

- Перечислить физические законы.

- Назвать фильмы, пьесы, стихи о физике или космосе.

Ведущий 1

- Внимание - Конкурс капитанов.

-Невесомость – удивительное состояние. Удивление вызывает тот факт, что при наличии сил тяготения исчезает вес тела. Физики по этому поводу шутят: «В условиях невесомости все выглядит так же, как в условиях весомости, за исключением отсутствия веса тела, в связи, с чем при невесомости все выглядит не так, как в условиях весомости».

-Мы бы хотели увидеть вас сейчас в условии невесомости.

А теперь вопросы, которые требуют, на крайний случай, ответы «да» или «нет». Но если вы сможете объяснить ответ, это вам только прибавит баллов

  • Пишет ли перьевая ручка в условиях невесомости?

-Да. В жидкости существуют силы поверхностного натяжения. К эффектам, вызываемым их действием, мы настолько привыкли, что эти силы не замечаем. Но они играют большую роль. Без них автоматически чернильная ручка поставила бы большую кляксу, выпустив сразу весь запас чернил. Действия перьевой ручки основано на явлении капиллярности, которое сохраняется в условиях невесомости.

  • Космонавт, перемещаясь по кабине корабля, сделал неосторожное движение и стукнулся о предмет. Испытывает ли он боль?

-Да. Точно так же как и в условиях весомости. Известно, что при оценке результата удара важны оценки импульсов взаимодействующих тел.

  • Можно ли измерить вес тела при помощи пружинных весов в условиях невесомости?

-Нет, вес тела отсутствует. Пружина не деформируется.

  • Можно ли измерить давление воздуха в кабине космического корабля барометром – анероидом?

-Да. Металлической коробочкой с волнистой гофрированной поверхностью, из которой выкачен воздух. Давление обусловлено ударами молекул о поверхность этой коробочки.

  • Плавает ли пробка на поверхности воды в условиях невесомости?

-Нет. Она будет плавать по кабине космического корабля.

  • Вытекает ли вода из носика чайника в условиях невесомости?

-Нет. В условиях невесомости исчезает вес и поэтому давление в жидкости на всех уровнях одинаково. В невесомости жидкость не вытекает – ее надо из сосуда выталкивать или выдавливать.

  • Справедлив ли закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости?

-Нет. Закон сообщающихся сосудов  в условиях невесомости не выполняется.

 Ведущий 2. 

- У нас следующий Конкурс «Домашнее задание». Команды подготовили домашнее задание.

  1. Команда.  (Выступление, рисунки, презентация) по теме « Физика на улицах нашего города».
  2. Команда. (Выступление, рисунки, презентация) по теме « Космос в ладонях».

Ведущий 1. 

-Конкурс домашнего задания «Чудеса своими руками»

1.Эксперимент. Яйцо в соленой воде.

         Из этого эксперимента можно узнать, как ведёт себя сырое яйцо в пресной и солёной воде.
        
Нам понадобится: 3 прозрачные банки, вода, сырое яйцо, соль.

Ход эксперимента:

        Взяли три одинаковые емкости. В первую емкость наливаем чистую воду. Опускаем в неё сырое яйцо, оно тотчас же идёт ко дну. Наливаем теперь во вторую емкость воды и добавляем соль. Получается такой раствор, в котором яйцо не будет идти ко дну, и не будет всплывать на поверхность; оно будет держаться, как подвешенное, посредине.  В третью емкость добавляем больше соли, т.е. делаем крепкий раствор соли, тут яйцо будет плавать, его никак не потопишь, потому что плотность солёной воды гораздо больше, чем плотность пресной. 

        Объяснение: плотность солёной воды больше, чем пресной.

2.Эксперимент. Прилипчивый стакан.

Этот эксперимент докажет, из перевернутого стакана с водой, днищем которого служит простой лист бумаги, не проливается вода.

Нам   понадобится: Стакан, наполовину наполненный водой, лист бумаги из ученической тетради.

Ход эксперимента:

        Налейте в стакан воды и закройте листом бумаги, поддерживая лист рукой, переверните стакан вверх дном. Если теперь отнять руку от бумаги, то вода не выльется. Бумага останется как бы приклеенной к краю стакана.

        Объяснение: Бумажка приклеилась к стакану из-за того, что давление снаружи сильнее давления внутри стакана. Когда мы перевернули стакан, прикрытый бумажкой, вверх дном, тогда между днищем стакана и водой осталось разряжённое пространство. Если же сделать маленькую дырочку в бумажке, или приоткрыть её, то вся вода в момент выльется.

  1.  Эксперимент «Наблюдение диффузии»

 Нам понадобится:  вата, нашатырный спирт, фенолфталеин, установка для наблюдения диффузии.

Этапы проведения эксперимента

  1. Возьмём два кусочка ватки.
  2. Смочим один кусочек ватки фенолфталеином, другой – нашатырным спиртом.
  3. Приведём ветки в соприкосновение.
  4. Наблюдается окрашивание ваток в розовый цвет вследствие явления диффузии.

Ведущий 1. 

Подведение итогов игры. Слово жюри. Награждение команд.

Литература:

  1. Физика. 7-11 классы: организация внеклассной работы. Банк методический идей. /сост. В.С. Благодаров, Ж.И. Равуцкая.- Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Физика. 7 класс. Внеклассная работа. /сост. В.А. Алексеева.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
  3. .Петрухина М.А.Нестандартные уроки физики.- Волгоград: Учитель,2004.
  4. Синичкин В.П.Внеклассная работа по физике. -Саратов: ОАО “Издательство”Лицей”,2002.
  5. Библиотека Электронных Наглядных Пособий «Физика 7-11 класс» МОРФ,ГУРЦ ЭМТО, ООО «Кирилл и Мефодий», 2003г.
  6. Учебн. электронное издание «Просвещение-физика. Основная школа 7-9 класс: часть 2» ЗАО «Просвещение – МЕДИА», 2005г.
  7. Учебное электронное издание «Физика 7-11 классы. Практикум» ОООФизикон»,2004г
  8. Горлова Л.А.  Занимательные внеурочные мероприятия по физике. 7–11 классы / Л.А. Горлова.

 – 2-е изд., эл. – 1 файл pdf : 162 с. – Москва : ВАКО, 2021

  1. Я.И. Перельман. «Занимательные задачи и опыты». Москва, 1972.
  2. Я познаю мир. Наука в загадках и отгадках. М.: Астрель: Хранитель, 2007.
  3. 1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных).- М.: Рипол Классик, 2002.
  4. Л.А. Горев. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. М.: «Просвещение», 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему «Развитие парламентаризма в России» для учащихся 9-10-х классов.

Цели мероприятия:1. формировать представление об исторических этапах развития отечественного парламентаризма, его особенностях;2. активизировать гражданскую позицию старшеклассников посредством ознако...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...

Открытое внеклассное мероприятие "Кто хочет полететь в космос?" 7 класс

Мероприятие проводится в форме интерактивной игры. Презентация, пояснительная записка и приложения....

Внеклассное мероприятие "Устный журнал "Россия в космосе. Юбилейный год"

Соавтор: Ситникова Надежда Александровна. Разработано и проведено в 2011 году....

Презентация к внеклассному мероприятию по физике "Земля и космос - притяжение!"

Презентация к внеклассному мероприятию по физике "Земля и космос - притяжение!" (для 8-9 класса)...