Практикум по решению задач. Изменения в структуре ЕГЭ по физике 2022г (презентация)
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс)

Шашанова Татьяна Васильевна

Для тех, кто сдает ЕГЭ по физике в 2022г. Изменения в структуре КИМ. Практикум по решению задач (презентация)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изменения в структуре ЕГЭ по физике 2022г. Практикум по Решению задач. Составила учитель физики МКОУ СОШ № 2 Шашанова Татьяна Васильевна

Слайд 2

Изменения в КИМ ЕГЭ 2022 года в сравнении с КИМ 2021 В 2022 г. изменена структура КИМ ЕГЭ, общее количество заданий уменьшилось и стало равным 30. Максимальный балл увеличился до 54. В части 1 работы введены две новые линии заданий (линия 1 и линия 2) базового уровня сложности, которые имеют интегрированный характер и включают в себя элементы содержания не менее чем из трёх разделов курса физики. 3. Изменена форма заданий на множественный выбор (линии 6, 12 и 17). Если ранее предлагалось выбрать два верных ответа, то в 2022 г. в этих заданиях предлагается выбрать все верные ответы из пяти предложенных утверждений.

Слайд 3

4. В части 2 увеличено количество заданий с развёрнутым ответом и исключены расчётные задачи повышенного уровня сложности с кратким ответом. Добавлена одна расчётная задача повышенного уровня сложности с развёрнутым ответом и изменены требования к решению задачи высокого уровня по механике. Теперь дополнительно к решению необходимо представить обоснование использования законов и формул для условия задачи. Данная задача оценивается максимально 4 баллами, при этом выделено два критерия оценивания: для обоснования использования законов и для математического решения задачи.

Слайд 4

На выполнение всей экзаменационной работы отводится 235 минут. Примерное время на выполнение заданий экзаменационной работы составляет: − для каждого задания с кратким ответом – 2–5 минут; − для каждого задания с развёрнутым ответом – от 5 до 20 минут.

Слайд 5

ПОДРОБНОЕ РЕШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ЗАДАНИЙ 1. Выберите все верные утверждения о физических явлениях, величинах и закономерностях. Запишите в ответе их номера. 1) При равномерном движении материальной точки по окружности сила, действующая на неё, всегда направлена по радиусу к центру дуги окружности и сонаправлена ускорению, ею сообщаемому. 2) Если два газа находятся в тепловом равновесии, то это означает равенство средних кинетических энергий их молекул. 3) Сила тока короткого замыкания определяется только величиной ЭДС источника. 4) Энергия от Солнца на Землю поступает за счёт высокой теплопроводности вакуума. 5) Ядро любого атома состоит из положительно заряженных протонов и незаряженных нейтронов, при этом ядро атома заряжено положительно.

Слайд 6

Решение. 1) Верно. При равномерном движении тела по окружности сила становится причиной центростремительного ускорения, сонаправленного с этой силой. Поэтому направлено к центру окружности. 2) Верно. Если тела находятся в тепловом равновесии, значит, их средние кинетические энергии равны. 3) Неверно. Сила тока при коротком замыкании зависит от ЭДС источника тока и его внутреннего сопротивления. 4) Неверно. Вакуум не обладает теплопроводностью, т.к. при теплопроводностиэнергия передается частицами вещества. 5) Верно. Ядро атома имеет положительный заряд и состоит из положительно заряженных протонов и незаряженных нейтронов. Ответ: 1 2 5.

Слайд 7

2 . Материальная точка движется прямолинейно с постоянным ускорением вдоль оси О х Ох. График зависимости её координаты от времени x=x ( t ) изображён на рисунке. Определите проекцию a x ускорения этого тела.

Слайд 8

Решение: Графиком зависимости x ( t ) является парабола, так как прямолинейное движение тела равноускоренное. Уравнение равноускоренного движения имеет вид В начальный момент времени координата тела равна нулю, поэтому x 0 = 0 м. Вершины параболы находится в начале координат, поэтому в начальный момент времени υ 0 x = 0 м/с. Следовательно, а так как координата тела в момент времени t = 2 c равна х = 2 м, для проекции ускорения находим Значит, модуль ускорения равен 1 м/с 2 .

Слайд 9

. 3. Точечное тело начинает движется равноускоренно вдоль оси Оx по гладкой горизонтальной поверхности. Используя таблицу, определите значение проекции на ось Оx ускорения этого тела. (Ответ дайте в метрах в секунду в квадрате.) Момент времени t, c Координата тела x, м 0 2 3 6.5 4 10

Слайд 10

Решение. При равноускоренном движении с нулевой начальной скоростью, зависимость координаты тела от времени дается выражением: где начальная координата. Из первой строки таблицы ясно, что начальная координата равна 2 м. Используя любую другую строку, например третью, для величины проекции ускорения имеем: Ответ: 1.

Слайд 11

4 . Деревянный шарик плавает в стакане с водой. Как изменятся сила тяжести, действующая на шарик, и глубина погружения шарика в жидкость, если он будет плавать в подсолнечном масле? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться. Сила тяжести, действующая на шарик Глубина погружения шарика в жидкость

Слайд 12

Решение: Масса шарика не изменяется, следовательно, не изменяется и сила тяжести, действующая на него. Шарик будет плавать и в воде, и в подсолнечном масле, потому что плотность дерева меньше плотности и воды, и масла, также заметим, что при этом сила Архимеда будет равна силе тяжести, действующей на шарик. Сила Архимеда вычисляется по формуле: где — это плотность жидкости, а — объём погруженной части шарика. Чем больше объём погруженной части, тем больше глубина погружения шарика в жидкость. Плотность масла меньше плотности воды, сила Архимеда не изменяется, следовательно, при уменьшении плотности жидкости, увеличится объём погруженной части, а значит, увеличится и глубина погружения шарика. Ответ: 31

Слайд 13

5 . Тело свободно падает без начальной скорости. Изменение модуля импульса этого тела за промежуток времени 2 с равно 10 кг·м/с. Чему равна масса тела? Сопротивлением воздуха можно пренебречь. Ответ выразите в килограммах.

Слайд 14

Решение: Так как тело свободно падает и сопротивления воздуха нет, то второй закон Ньютона может быть записан в следующей форме: Ответ: 0,5.

Слайд 15

6. В результате торможения в верхних слоях атмосферы высота полёта искусственного спутника над Землёй уменьшилась с 400 до 300 км. Как изменились в результате этого скорость спутника, его кинетическая энергия и период обращения? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться. Скорость Кинетическая энергия Период обращения

Слайд 16

Решение: Спутник движется вокруг Земли по круговой орбите с постоянным центростремительным под действием силы притяжения со стороны Земли Откуда следует формула для скорости спутника Следовательно, при уменьшении расстояния до центра Земли скорость спутника и его кинетическая энергия возрастут. При этом длина орбиты уменьшится, а значит, период обращения также уменьшится. Ответ: 112.

Слайд 17

7. На рисунке показан график зависимости магнитного потока, пронизывающего контур, от времени. На каком из участков графика (1, 2, 3 или 4) в контуре возникает максимальная по модулю ЭДС индукции?

Слайд 18

Решение: ЭДС по модулю равна скорости изменения магнитного потока. Чем больше скорость изменения магнитного потока, тем больше ЭДС индукции. Модуль скорости изменения магнитного потока максимален на участке 2. Ответ: 2.

Слайд 19

8. Давление идеального газа при постоянной концентрации увеличилось в 2 раза. Во сколько раз изменилась его абсолютная температура?

Слайд 20

Решение: Давление идеального газа связано с концентрацией молекул газа и абсолютной температурой соотношением: Следовательно, при постоянной концентрации увеличение давления в 2 раза приводит к увеличению абсолютной температуры также в 2 раза. Ответ: 2.

Слайд 21

10. На рисунке приведен график зависимости температуры твердого тела от отданного им количества теплоты. Масса тела 4 кг. Какова удельная теплоемкость вещества этого тела? Ответ дайте в джоулях на килограмм на градус Кельвина

Слайд 22

Из графика видно, что, отдав тело охладилось на Следовательно, удельная теплоемкость вещества этого тела равна .

Слайд 23

11 .Какую работу совершает газ при переходе из состояния 1 в состояние 3? (Ответ дайте в килоджоулях.)

Слайд 24

Решение : На диаграмме p —V работе, совершаемой газом при переходе из начального состояния в конечное, соответствует площадь под линией, изображающей процесс перехода. Для процесса 1—2—3 эта площадь показана на рисунке штриховкой. Таким образом, при переходе из состояния 1 в состояние 3 газ совершает работу

Слайд 25

11. Пять одинаковых резисторов с сопротивлением r = 1 Ом соединены в электрическую цепь, схема которой представлена на рисунке. По участку AB идёт ток I = 4 А. Какое напряжение показывает идеальный вольтметр? (Ответ дайте в вольтах.)

Слайд 26

Решение. На параллельном участке имеем: Тогда: Вольтметр покажет напряжение Ответ: 7.

Слайд 27

12. Энергия ионизации атома кислорода равна 14 эВ. Найдите максимальную длину волны света, которая может вызвать ионизацию атома кислорода. Ответ приведите в нанометрах, округлив до целых. Справочные данные: постоянная Планка

Слайд 28

Решение. Длина волны связана с частотой и скоростью света соотношением: Следовательно, максимально возможной длине волны, соответствует минимально возможная частота. Согласно постулатам Бора, для перехода электрона на более высокий уровень необходимо, чтобы атом поглотил квант энергии, равный по величине разности энергий конечного и начального состояний. Для ионизации атома необходимо, чтобы энергия поглощаемого фотона была не меньше энергии ионизации: Энергия фотона пропорциональна частоте света: Таким образом, максимальная длина волны света, которая может вызвать ионизацию атома кислорода равна:

Слайд 29

13. Точка B находится в середине отрезка AC. Неподвижные точечные заряды – q и –2 q ( q = 2 нКл) расположены в точках A и C соответственно (см. рисунок). Какой положительный заряд надо поместить в точку C взамен заряда –2 q , чтобы модуль напряжённости электрического поля в точке B увеличился в 4 раза? (Ответ дайте в нКл.)

Слайд 30

Решение. Обозначим длину отрезка AB. Для исходных зарядов напряжённость в точке B равна После замены заряда на положительный заряд напряжённость в точке B станет равной По условию значит: Ответ: 6.

Слайд 31

14. Дифракционная решётка с периодом 10 −5 м расположена параллельно экрану на расстоянии 0,75 м от него. На решётку по нормали к ней падает пучок света с длиной волны 0,4 мкм. Максимум какого порядка будет наблюдаться на экране на расстоянии 3 см от центра дифракционной картины? Считать sinα ≈ tgα .

Слайд 32

Решение: Условие интерференционных максимумов дифракционной решётки: Из рисунка видим, что Найдём номер дифракционного максимума, который будет наблюдаться на экране на расстоянии 3 см от центра дифракционной картины: Таким образом, будет наблюдаться максимум первого порядка.

Слайд 33

15 . Альфа-частица движется по окружности в однородном магнитном поле. Как изменятся ускорение альфа-частицы и частота её обращения, если уменьшить её кинетическую энергию? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться. Ускорение альфа-частицы Частота обращения альфа-частицы

Слайд 34

При движении заряженной частицы в однородном магнитном поле по окружности параметры системы связаны между собой соотношениями При уменьшении кинетической энергии уменьшается и скорость частицы. Если скорость частицы уменьшится, то ускорение частицы тоже уменьшится. Рассмотрим второе уравнение ещё раз и выразим из него радиус обращения частицы: Частота обращения частицы обратно пропорциональна периоду: Радиус обращения частицы прямо пропорционален её скорости, следовательно, при изменении скорости отношение скорости и радиуса остаётся неизменным, то есть частота обращения частицы не изменяется. Ответ: 23.

Слайд 35

16. Исследуется электрическая цепь, собранная по схеме, представленной на рисунке. Определите формулы, которые можно использовать для расчётов показаний амперметра и вольтметра. Измерительные приборы считать идеальными. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. ПОКАЗАНИЯ ПРИБОРОВ ФОРМУЛЫ А) показания амперметра Б) показания вольтметра 1) 2) 3) 4)

Слайд 36

Решение: Амперметр показывает ток в цепи. По закону Ома для полной цепи: Вольтметр показывает напряжение на сопротивлении и переменном сопротивлении. Найдём это напряжение: Ответ 2; 4

Слайд 37

17.На рисунке представлен фрагмент Периодической системы элементов Д.И. Менделеева. Под названием каждого элемента приведены массовые числа его основных стабильных изотопов. При этом нижний индекс около массового числа указывает (в процентах) распространённость изотопа в природе. Укажите число протонов и число нейтронов в ядре самого распространённого стабильного изотопа лития.

Слайд 38

Число протонов в ядре самого распространённого стабильного изотопа лития равно 3. Массовое число этого изотопа равно 7, поэтому число нейтронов в ядре равно 7 − 3 = 4. Ответ: 34

Слайд 39

18. Квадратная проволочная рамка со стороной l = 10 см находится в однородном магнитном поле с индукцией На рисунке изображена зависимость проекции вектора на перпендикуляр к плоскости рамки от времени. Какое количество теплоты выделится в рамке за время t = 10 с, если сопротивление рамки R = 0,2 Ом?

Слайд 40

При изменении магнитного поля изменяется поток вектора магнитной индукции через рамку площадью что создаёт в ней ЭДС индукции В соответствии с законом индукции Фарадея : Эта ЭДС вызывает в рамке ток, сила которого определяется законом Ома для замкнутой цепи: Согласно закону Джоуля — Ленца за время Δ t в рамке выделится количество теплоты На первом участке графика и на втором участке и поэтому суммарное количество выделившейся теплоты Подставляя сюда значения физических величин, получим: Ответ: 0,155 мДж.

Слайд 41

Основные ошибки при подготовке к экзамену: 1) Начинать с решения тестов. Как ни странно, но я считаю это главной ошибкой при подготовке. Да, многие сразу покупают книжки с тестами или открывают сайты и начинают решать. При таком подходе уже через месяц у вас будет такая каша в голове, что ваш мозг просто не будет способен к восприятию новой информации. Но самое главное, вы будете запоминать образцы решения этих тестовых задач, не запоминая главного – физического смысла того или иного закона! И помните, что никто не гарантирует, что именно такие задачи будут на экзамене.

Слайд 42

2) Готовиться только по тестам ЕГЭ. Эта ошибка перекликается с первой. Если вы даже выучите и поймете всю теорию, но зациклитесь на тестах ЕГЭ, то вы сильно рискуете наработать шаблонность в решении задач и уже в первой не совсем стандартной задаче на экзамене сделаете ошибку или вообще не будете знать как ее решать. И поверьте, такое часто бывает на экзамене. 3) Зубрить формулы. Некоторые формулы, конечно, нужно просто выучить, но большинство формул легко запомнить, если вы понимаете физический смысл того или иного закона. Кроме того, понимание физического смысла поможет вам и в решении, и в понимании задач.

Слайд 43

4) Смотреть обучающие ролики на ютубе . Именно смотреть (!) – в этом ошибка. Да, вы найдете толковые объяснения задач, но будете только смотреть их решения. У вас будет складываться ощущение что все понятно и легко. И самостоятельно прорешать заново эту задачу вы уже не захотите (ведь и так все понятно и легко). Но именно повторить решение самостоятельно (а лучше еще и на следующей день после просмотра ролика) – это будет самым важным в процессе подготовки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс физики для 11-х классов "Практикум по решению задач"

Программный материал рассчитан  для учащихся  10-11 классов на 1 учебный час в неделю.  Настоящая программа является примерной и может быть положена в основу программы элективного...

«Программа элективного курса по математике для 10 – 11 классов физико-математического профиля « ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»

«Программа элективного курса по математике для 10 – 11 классов физико-математического профиля « ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»...

Элективный курс по физике. 9 класс. «Практикум по решению задач».

Данный курс в объёме 32 часов рассчитан на учащихся 9 класса занимающихся по учебнику  «Физика-9» (А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М: «Дрофа»,2010) Программа  курса составлена с учетом гос...

Практикум по решению задач по физике в 10-11 классах

Практикум по физикедля 10-11 класса....

Практикум по решению задач по теме "Молекулярная физика и термодинамика"

Представлена подборка задач разного уровня для подготовки учащихся к ЕГЭ...

практикум по решению задач «Изменение агрегатных состояний вещества».

практикум по решению задач "Изменение агрегатных состояний вещества"...

Программа факультативного курса "Практикум по решению задач по физике" (9 класс)

Рабочая программа факультативного курса "Практикум по решению задач" для учащихся 9 класса....