Лабораторные работы по физике
опыты и эксперименты по физике

Смирнова Галина Сергеевна

Перечень лабораторных по курсу Физика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratornye_raboty_po_fizike_kravchenkova.docx992.12 КБ

Предварительный просмотр:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Измерение ускорения тела при

равноускоренном движении

Цель работы:

Определить ускорение шарика, свободно скатывающегося по наклонному желобу

Оборудование:

Желоб, шарик, штатив с муфтой и лапкой, металлический цилиндр, измерительная лента, секундомер

Ход работы:

  1. Собираем установку по рисунку

                 labrab

  1. Измеряем расстояние  s  с помощью измерительной ленты.
  2. Без начальной скорости опустим шарик в верхней точке желоба.
  3. С помощью секундомера определим время движения до удара о цилиндр.
  4. Численные данные занесем в таблицу

1ый

опыт

2ой

опыт

3ий

опыт

4ый

опыт

5ый

опыт

среднее значение

s, м

t, с

  1. Рассчитаем ускорение по формуле

т.к. v0=0, то s =

at2

  =>

2

a =

2s

t2

Вывод:  ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Измерение коэффициента трения скольжения

Цель работы:

измерить коэффициент трения деревянного бруска по деревянной линейке

Оборудование:

деревянная линейка, деревянный брусок, динамометр

Ход работы:

1. Брусок равномерно тащат по поверхности с коэффициентом  μ.

Динамометр, прикрепленный к бруску, показывает силу упругости Fупр.

                    лабраб

2. Измерим массу бруска

                m =

3. Численные данные занесем в таблицу

1ый

опыт

2ой

опыт

3ий

опыт

4ый

опыт

5ый

опыт

среднее значение

m, кг

Fупр, Н

4. Рассчитаем коэффициент трения по формуле

                Fтр= μmg        т.к. | Fтр| = | Fупр| , то

μ =

Fупр

mg

Вывод:   __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

        

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

Опытная проверка закона Гей-Люссака

Цель работы:

экспериментальная проверка газового закона

Оборудование:

термометр; линейка, узкая стеклянная трубка, запаянная с одной стороны;  стаканы с горячей и холодной водой; пластилин.

Ход работы:

1. Измеряем длину стеклянной трубки l1

2. Наливаем в стакан от калориметра горячую воду. Опускаем в сосуд стеклянную трубку открытым концом вверх на 3 – 5 мин. Открытый конец стеклянной трубки замазываем пластилином.  Измеряем температуру горячей воды Т1

3. Вынимаем  трубку из сосуда и быстро опускаем в стакан с холодной водой  замазанным концом вниз и под водой убираем  пластилин. По мере охлаждения воздуха в трубке, вода в ней будет подниматься. Измеряем длину столба воды, вошедшей в трубку l.  

4.Измеряем температуру холодной воды Т2.

5. Результаты измерений заносим в таблицу

Длина

трубки

l1, м

Температура горячей воды

Длина столба воды

l , м

Длин столба воздуха

l2 = l1 - l, м

Температура холодной воды

t1, 0С

T1, 0К

t2, 0С

T2, 0К

 Для изобарного процесса:

   

V1

   =

V2

T1

T2

      или  

                                           

V1

   =

T1

V2

T2

           

   

т.к.  площадь сечения трубки постоянна, то

         V1 = S l1,    V2 = S l2,   =>

                             

T1

   =

l1

T2

l2

     ε – относительная погрешность

IMG_0002

                                                 

Вывод:  ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Определение относительной влажности воздуха

Цель работы:

научиться определять влажность воздуха

Оборудование:

психрометр (два термометра), сосуд с водой, психометрическая таблица.

Ход работы:

1. Наливаем воду в резервуар термометра, обмотанного марлей (рис.)        

                 IMG_0001

2. Выждав 20 – 25 минут (пока показания влажного термометра перестанут изменяться) записываем показания сухого и влажного термометров.

             

tсух.,0С

tвл.,0С

Δt ,0С

φ, %

                                                       

     3. С помощью психометрической таблицы определяем относительную

         влажность воздуха

Вывод:  ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Определение относительной влажности воздуха

Цель работы:

научиться определять влажность воздуха

Оборудование:

психрометр (два термометра), сосуд с водой, психометрическая таблица.

Ход работы:

1. Наливаем воду в резервуар термометра, обмотанного марлей (рис.)        

                 

2. Выждав 20 – 25 минут (пока показания влажного термометра перестанут изменяться) записываем показания сухого и влажного термометров.

             

tсух.,0С

tвл.,0С

Δt ,0С

φ, %

                                                         

     3. С помощью психометрической таблицы определяем относительную

         влажность воздуха

Вывод:  ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Определение относительной влажности воздуха

Цель работы:

научиться определять влажность воздуха

Оборудование:

психрометр (два термометра), сосуд с водой, психометрическая таблица.

Ход работы:

1. Наливаем воду в резервуар термометра, обмотанного марлей (рис.)        

                 

2. Выждав 20 – 25 минут (пока показания влажного термометра перестанут изменяться) записываем показания сухого и влажного термометров.

             

tсух.,0С

tвл.,0С

Δt ,0С

φ, %

                                                       

     3. С помощью психометрической таблицы определяем относительную

         влажность воздуха

Вывод:  ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

Определение модуля упругости

Цель работы:

измерить модуль упругости резины

Оборудование:

резиновый образец, линейка, набор грузов, штатив.

Ход работы:

Вносим данные измерений в таблицу:

l0 ,  м

Размер образца

S = d h,

м2

l, м

Δl = l – l0 , м

m , кг

ширина 

d, м

Толщина

h , м

         

По закону Гука:   ᴕ =  Е ε                                             

Вывод:  ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

Определение удельного сопротивления проводника

Цель работы:

определить удельное сопротивление проводника, используя закон Ома для участка цепи

Оборудование:

проволока из материала с неизвестным удельным сопротивлением, источник тока, амперметр, вольтметр, соединительные провода, измерительная лента

Ход работы:

1. Измеряем длину и диаметр проводника

S =

πd2

4

2. Собираем цепь по схеме:

                лабраб2

Измеряем силу тока и напряжение в цепи.

3. Полученные измерения занесем в таблицу

l

S,мм2

J,A

U,B

4. Рассчитаем удельное сопротивление проводника по формуле:

    R= ρ

l

= 4ρ

l

S

πd2

R =

U

I

=>   4ρ

l

=

U

πd2

I

ρ =

U πd2

4 l I

Вывод:  ______________________________________________________ __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

Цель работы:

определить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, используя закон Ома для полной цепи

Оборудование:

источник тока (батарейка), амперметр, вольтметр, резистор, соединительные провода

Ход работы:

1. Собираем цепь по схеме:       

                 лабраб3

2. Измеряем ЭДС источника тока при разомкнутой цепи, считая, что напряжение на полюсах мало отличается от ЭДС

                                           

                               Е   =

3.Замыкаем цепь и измеряем напряжение и силу тока в цепи с помощью вольтметра и амперметра

U =

I =

4. Рассчитаем внутреннее сопротивление источника тока используя закон Ома для полной цепи

I =

Е

R+r

                           I(R+r) = Е

                          IR+ Ir = Е

                            U+Ir = Е

r =

   Е -  U

I

Вывод:  ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

Определение электрохимического эквивалента

Цель работы:

экспериментально определить заряд электрона, используя закон электролиза

Оборудование:

раствор медного купороса (CuSO4), весы и разновес, источник тока, амперметр, соединительные провода, часы

Ход работы:

1. Собираем установку для электролиза.          

2. Измеряем силу тока в цепи и засекаем время, в течение которого длиться электролиз

I =

∆t =

3. Измеряем массу выделившейся меди с помощью весов

m =

4. Рассчитаем заряд электрона по формуле:

е =

Μ(Сu)

·I∆t

m·n(Cu) ·NA

                

Μ(Сu)=64 ·10-3 кг/моль

n = 2

Вывод:  ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника

Цель работы:

измерить ускорение свободного падения, используя имеющееся оборудование

Оборудование:

шарик, нить, штатив с муфтой и кольцом, измерительная лента, часы

Ход работы:

1. Соберем установку по рисунку

        Измеряем длину нити маятника   l

                  лабраб1

2. Отклоним шарик от положения равновесия на 5-8 см.

        При этом sin α = α (если α <10°).

        Измеряем с помощью часов время 40 колебаний.

3. Численные данные занесем в таблицу

1ый

опыт

2ой

опыт

3ий

опыт

4ый

опыт

5ый

опыт

среднее значение

l, м

t, c

N

40

40

40

40

40

40

4. Рассчитаем ускорение свободного падения по формуле

T=

t

    =>

=2 π

n

t

l

T=2 π

l

n

g

g

g =

2ln2

t2

Вывод: ______________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10

Определение показателя преломления стекла

Цель работы:

используя закон преломления света, определить показатель преломления стекла

Оборудование:

стеклянная призма, лампа на подставке, экран, транспортир, циркуль, карандаш, линейка.

Ход работы:

  1. Собрать эл.цепь, присоединив лампочку к источнику тока.
  2. Установить перед лампочкой экран со щелью, а затем положить лист бумаги.
  3. Замкнуть цепь и получить яркую тонкую полосу света.
  4. Направить луч света на верхнюю грань стеклянной призмы.
  5. Зафиксировать ход лучей.
  6. Выполнить построения в соответствии с рисунком.                                                                   лабраб5
  7. Измерить отрезки AE и CD и определить показатель преломления по формуле

n =

AE

CD

  1. Измерить транспортиром углы α и β, определить показатель преломления по формуле

n =

sin α

sin β

  1. Сравнить полученные результаты и сделать вывод.

Вывод:  ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №11

Изучение треков заряженных частиц

Цель работы:

определить какой частице принадлежит трек, приведенный на фотографии

Оборудование:

фотография треков, прямоугольный треугольник, карандаш

Ход работы:

1. Наложить на фотографию лист и провести на ней I и II и правый край фотографии; трек I – принадлежит протону.

2. Измерить радиусы кривизны трека на начальном участке. Для этого вычерчивают две хорды и восстанавливают к этим хордам перпендикуляры в их центре.

               лабраб4

3. Сравним удельные заряды неизвестной частицы и протона, пользуясь формулами:

q1

 - удельный заряд протона

m1

q2

 - удельный заряд неизвестной частицы

m2

т.к. начальные скорости обеих частиц одинаковы и находятся они в магнитном поле с индукцией В, то

q1

=

v

;

q2

=

v

m1

BR1

m2

BR2

=>

q1

=

R2

m1

q2

R1

m2

т.к.

q1=1

для протона, то

m1=1

m2

=

R2

q2

R1

4. Идентифицируем частицу по результатам измерений.

Вывод:  ______________________________________________________

Психометрическая таблица

Относительная влажность воздуха (%)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторные работы по физике.

Материал включает разные тематики лабораторных работ....

домашние лабораторные работы по физике

Домашние лабораторные работы существенно экономят время на уроке....

Дополнительная образовательная программа по физике «Цифровые образовательные технологии проведения лабораторных работ по физике»

Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Применение ИКТ в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащего...

Лабораторная работа по физике 10 класс "Опытная проверка закона Бойля-Мариотта". Учитель физики Ефименко Ю.В.

В данной работе представлена инструкция для учащихся по проведению лабораторной работы.Лабораторная работа выполняется на основе демонстрационного оборудования....

Лабораторная работа по физике 10 класс "Опытная проверка закона Шарля". Учитель физики Ефименко Ю.В.

В работе представлена инструкция для учащихся 10 классов при выполнении  данной лабораторной работы. Работа выполняется на демонстрационном оборудовании....

Лабораторные работы по физике для 8 класса к учебнику А.В.Перышкина "Физика 8"

В материале представлены презентации некоторых лабораторных работ по физике №1,2,4,7,8, соответствующих учебнику "Физика. 8 кл. :/Перышкин А.В..- Дрофа, 2012."...

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ и учетом требований ГИА по физике

      Отличительной особенностью итоговой аттестации в 9 классе, по сравнению с 11 классом, является наличие не только теоретических вопросов и задач, но и практического эксперим...