Сообщающиеся сосуды.
план-конспект урока по физике (7 класс)
Конспект урока
физики в 7 классе
учитель:
Паршин Р.П.
Тема: Сообщающиеся сосуды.
Оборудование: Компьютер, U- образная трубка, сообщающиеся сосуды разной формы.
Ход урока.
1. Приветствие. Постановка цели урока.
В начале урока: Тема и домашнее задание записаны на доске, доска закрыта, проектор выключен
Мы продолжаем изучать тему «Давление в твердых, жидких и газообразных телах». Сегодня мы узнаем еще много нового о давлении. «Как работают фонтаны, почему из крана течет вода, что такое шлюзы, почему не все чайники удобны в быту, что такое гейзер?», - на эти и многие другие вопросы мы с вами попытаемся ответить в течение урока. Одним словом, рассмотрим сосуды, которые соединены. Какое название вы бы дали теме урока?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_soobshchayushchiesya_sosudy_.doc | 42.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_soobshchayushchiesya_sosudy.ppt | 944.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
физики в 7 классе
учитель:
Паршин Р.П.
Тема: Сообщающиеся сосуды.
Оборудование: Компьютер, U- образная трубка, сообщающиеся сосуды разной формы.
Ход урока.
1. Приветствие. Постановка цели урока.
В начале урока: Тема и домашнее задание записаны на доске, доска закрыта, проектор выключен
Мы продолжаем изучать тему «Давление в твердых, жидких и газообразных телах». Сегодня мы узнаем еще много нового о давлении. «Как работают фонтаны, почему из крана течет вода, что такое шлюзы, почему не все чайники удобны в быту, что такое гейзер?», - на эти и многие другие вопросы мы с вами попытаемся ответить в течение урока. Одним словом, рассмотрим сосуды, которые соединены. Какое название вы бы дали теме урока?
Открываю доску. Включаю проектор. Обучающие записываю тему в тетрадь.
2. Актуализация знаний.
Учитель. Но сначала хочу проверить, как Вы усвоили материал прошлого урока! Для этого мы задания. (см. Презентацию).
С1-С6 Фронтальная беседа
Учитель. А теперь вспомним основные законы, изученные ранее.
Учащиеся: формулируют ответы.
Закон Паскаля: Давление, производимое на жидкость или газ, передается в каждую точку среды без изменения.
Давление жидкости на дно сосуда: Давление жидкости на дно сосуда зависит только от плотности и высоты столба жидкости.
Внутри жидкости существует давление. Давление на одном и том же уровне жидкости одинаково по всем направлениям. С глубиной давление увеличивается. Также знаем, что давление, которое жидкость оказывает на дно и стенки сосуда, можно вычислить по формуле: p = ρgh.
3. Изучение нового материала. С7
Учитель. Легенда о старике Байкале и его дочери Ангаре
В мире есть много озер — больших и маленьких, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом по широкой известности и громкой славе. И ни о каком другом озере не сложено столько легенд и сказаний, песен и стихов. В них звучит не только почитание, но и нечто такое, что подчеркивает присущее только Байкалу величие и резко выделяет его из всех озер земного шара.
О Байкале существует легенда, которую в тех краях знает и стар и млад. Эта легенда гласит, что в местах, где сейчас плещется Байкал и берет свои воды бурная река Ангара, жил богатырь по имени Байкал, и была у него дочь по имени Ангара. Также у Байкала было 336 сыновей, которых он держал в ежовых рукавицах. Суровый отец заставлял сыновей трудиться не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду в одну большую котловину. То, что они с таким трудом добывали, проматывала их сестра. Ангара растрачивала собранное на наряды и разные прихоти.
Легенда переплетается с правдой. 336 сыновей — это реки, питающие Байкал. Они собирают воду с территории, которая примерно равна площади Франции. Вытекает же из озера могучая река Ангара, постоянно обновляющая воды Байкала. Ширина потока составляет примерно километр. Это про нее говорят: «Разоряет дочка старика Байкала!»
Почему из озера вытекает всего одна река? Ответим на этот вопрос в конце урока.
С8
Учитель. На доске и на экране написаны названия различные предметов, устройства и изображены их принципиальные схемы. Как вы думаете, что у них общего?
Учитель: Давайте обсудим ваши предположения.
Учащиеся: Высказывают предположения.
Изображенные на доске предметы имеют общее основание и два соединенных между собой сосуда. Упрощённую схему можно представить в виде U-образной трубки.
Опыт 1
Учитель. Демонстрирует U-образную трубку с налитой подкрашенной жидкостью. Давайте повернём его влево, вправо. Что вы наблюдаете?
Учащиеся: В этих сосудах жидкости устанавливаются на одном и том же уровне.
Учитель: Что представляют собой эти сосуды?
Учащиеся: Сосуды соединенные и вода на одинаковых уровнях.
Учитель: Как мы можем назвать наши сосуды?
Учащиеся: Сообщающиеся сосуды.
Учитель: Давайте запишем в тетради определение сообщающихся сосудов. И выводы по увиденному опыту.
Определение: сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть, заполненную покоящейся жидкостью, называют сообщающимися
Опыт 2: Сообщающиеся сосуды из трубок разного сечения.
Вывод: В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном и том же уровне.
Учитель: Почему уровни жидкости одинаковы? (выслушивает гипотезы ребят)
Жидкость покоится, не перемещается из одного сосуда в другой, значит, давления ее в обоих сосудах на любом уровне одинаковы. А давление зависит о высоты . Следовательно и высота жидкости будет одинакова.
Учитель. Как вы думаете, что же произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости? Как будут располагаться уровни?
Учащиеся: выдвигают свои гипотезы.
С9
Учитель: ведет рассказ
В U-образную трубку можно налить воду плотностью ρ1, а сверху в одно из колен – керосин с плотностью ρ2.
Плотность керосина меньше следовательно высота керосина будет больше.
Вывод:
В сообщающихся сосудах, содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
Оказывается, все моря и океаны мира являются тоже сообщающимися сосудами. Ведь все они соединены между собой проливами. Поэтому уровень моря во всем мире одинаков. Только во внутренних морях, которые не сообщаются с океаном, уровень может быть другим.
Вернемся к легенде о Байкале. Если посмотреть на карту то можно увидеть что Байкал в этом смысле не уникальное озеро . Большинство озер , прудов да и просто луж обладают этим свойством. Допустим у озера два истока и это сообщающиеся сосуды. Допустим один из истоков имеет большую глубину, расход воды будет больше и размывание интенсивнее. В конце концов, уровень в озере понизится на столько, что излив воды в другом русле прекратится.
4. Закрепление знаний С 10 –С 12
Пишем в тетрадь .
№ 539
№ 536
5. Домашнее задание.
Учитель. Запишем задание на дом.
§ 41, ответить на вопросы, упр 18.
Задание.
Рассмотрите внимательно дома все окружающие вас предметы и найдите среди них сообщающиеся сосуды, запишите их названия в тетради и сделайте рисунки.
Объясните действие не рассмотренных технических устройств на уроке, сделать модели технических устройств (фонтан, шлюз, водопровод и т. п) .
6. Подведение итогов.
Учитель: И в заключении нашего урока прочту вам четверостишье:
Фонтаны в жаркий день как праздник.
Их брызги словно фейерверк.
Струя воды прохладой дразнит
И радугой стремится вверх.
Спасибо за работу! Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы для повторения Какая величина называется давлением? Сформулируйте закон Паскаля. Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку объёма жидкости или газа.
Какие опыты доказывают, что внутри жидкости существует давление?
Как доказать, что жидкость оказывает давление на боковые стенки сосуда? Каково давление внутри жидкости на одном уровне?
От каких величин зависит давление жидкости на дно? Формула для вычисления давления внутри жидкости
Решаем задачи Воду, которая была в узкой мензурке, перелили в широкую банку. Изменилось ли давление воды на дно? Как изменяется объем пузырька воздуха, когда этот пузырек поднимается со дна водоема на поверхность?
Байкал на карте.
Подумай и ответь Что произойдет, если убрать зажим?
Подумай и ответь Что произойдет, если долить воды? Что произойдет, если одну трубку поднять вверх?
Задания для повторения № 536. Справедлив ли закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости? Объясните почему. № 539 Один из кофейников вмещает больше жидкости, чем другой. Укажите какой и объясните.
Домашнее задание Учить § 41 Ответить устно на вопросы после § 41 Выполнить из упр. 18 задачи № 1, 2 Рассмотрите внимательно дома все окружающие вас предметы и найдите среди них сообщающиеся сосуды, запишите их названия в тетради и сделайте рисунки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку физики по теме "Сообщающиеся сосуды", 7 класс
Презентация к уроку изучения нового материала по учебнику Перышкина А.В. Рассмотрены вопросы: 1. Демонстрация опыта с двумя трубками. 2. Демонстрация опыта с сосудами разной формы. 3. Определение сооб...
сообщающиеся сосуды
урок физики в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды", позволяющий доказать какие сосуды являются сообщающимися...
Презентация к уроку "Сообщающиеся сосуды"
Презентация к уроку физики 7класс по учебнику А.В. Перышкина по теме: "Сообщающиеся сосуды"...
Урок сообщающиеся сосуды по физике 7 класса
Разработка урока физики в 7 классе "Сообщающиеся сосуды"...
Урок "Сообщающиеся сосуды"
Тема «Сообщающиеся сосуды» имеет важное значение в жизни каждого человека. Ежедневно в повседневной жизни всем приходиться сталкиваться с устройством сообщающихся сосудов (например, чайник). Фор...
сообщающиеся сосуды
Тема:Сообщающиеся сосудыЦели:Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.Зад...
Сообщающиеся сосуды
Цель урока: -понятие сообщающихся сосудов-законов сообщающихся сосудов-развитие мышления-умения делать выводы и обобщать Ход урока::На демонстрационном столе представлены чайник, лейка, сооб...