Сообщающиеся сосуды.
план-конспект урока по физике (7 класс)

Паршин Роман Петрович

             Конспект урока

                                                                                                       физики в 7 классе

                                                                                                       учитель:

                                                                                                       Паршин Р.П.      

 

Тема: Сообщающиеся сосуды.

 

Оборудование: Компьютер, U- образная трубка, сообщающиеся сосуды разной формы.

            Ход урока.

1.  Приветствие. Постановка цели урока.

 В начале урока: Тема и домашнее задание  записаны на доске, доска закрыта, проектор выключен

       Мы продолжаем изучать тему «Давление в твердых, жидких и газообразных телах».  Сегодня мы узнаем еще много  нового о давлении. «Как работают фонтаны, почему из крана течет вода, что такое шлюзы, почему не все чайники удобны в быту, что такое гейзер?», - на эти и многие другие вопросы мы с вами попытаемся ответить в течение урока. Одним словом, рассмотрим сосуды, которые соединены. Какое название вы бы дали теме  урока?

                   

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             Конспект урока

                                                                        физики в 7 классе

                                                                        учитель:

                                                                        Паршин Р.П.      

Тема: Сообщающиеся сосуды.

Оборудование: Компьютер, U- образная трубка, сообщающиеся сосуды разной формы.

        Ход урока.

1.  Приветствие. Постановка цели урока.

 В начале урока: Тема и домашнее задание  записаны на доске, доска закрыта, проектор выключен

       Мы продолжаем изучать тему «Давление в твердых, жидких и газообразных телах».  Сегодня мы узнаем еще много  нового о давлении. «Как работают фонтаны, почему из крана течет вода, что такое шлюзы, почему не все чайники удобны в быту, что такое гейзер?», - на эти и многие другие вопросы мы с вами попытаемся ответить в течение урока. Одним словом, рассмотрим сосуды, которые соединены. Какое название вы бы дали теме  урока?

                   

Открываю доску. Включаю проектор.  Обучающие записываю тему в тетрадь.

2. Актуализация знаний.

Учитель.  Но сначала хочу проверить, как Вы усвоили материал прошлого урока! Для этого мы задания. (см. Презентацию).

 С1-С6    Фронтальная беседа

Учитель. А теперь вспомним основные законы, изученные ранее.

Учащиеся: формулируют ответы.

 Закон Паскаля: Давление, производимое на жидкость или газ, передается в каждую точку среды без изменения.

Давление жидкости на дно сосуда: Давление жидкости на дно сосуда зависит только от плотности и высоты столба жидкости.

Внутри жидкости существует давление. Давление на одном и том же уровне жидкости одинаково по всем направлениям. С глубиной давление увеличивается. Также знаем, что давление, которое жидкость оказывает на дно и стенки сосуда, можно вычислить по формуле: p = ρgh.

3. Изучение нового материала. С7

Учитель.  Легенда о старике Байкале и его дочери Ангаре
В мире есть много озер — больших и маленьких, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом по широкой известности и громкой славе. И ни о каком другом озере не сложено столько легенд и сказаний, песен и стихов. В них звучит не только почитание, но и нечто такое, что подчеркивает присущее только Байкалу величие и резко выделяет его из всех озер земного шара.
О Байкале существует легенда, которую в тех краях знает и стар и млад. Эта легенда гласит, что в местах, где сейчас плещется Байкал и берет свои воды бурная река Ангара, жил богатырь по имени Байкал, и была у него дочь по имени Ангара. Также у Байкала было 336 сыновей, которых он держал в ежовых рукавицах. Суровый отец заставлял сыновей трудиться не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду в одну большую котловину. То, что они с таким трудом добывали, проматывала их сестра. Ангара растрачивала собранное на наряды и разные прихоти.

             Легенда переплетается с правдой. 336 сыновей — это реки, питающие Байкал. Они собирают воду с территории, которая примерно равна площади Франции. Вытекает же из озера могучая река Ангара, постоянно обновляющая воды Байкала. Ширина потока составляет примерно километр. Это про нее говорят: «Разоряет дочка старика Байкала!»

Почему из озера  вытекает всего одна река?  Ответим на этот вопрос в конце урока.

С8

Учитель.  На доске и на экране написаны  названия различные предметов, устройства и изображены их принципиальные схемы. Как вы думаете, что у них общего?

Учитель: Давайте обсудим ваши предположения.

Учащиеся: Высказывают предположения.

Изображенные на доске предметы имеют общее основание и два соединенных между собой сосуда. Упрощённую схему можно представить в виде U-образной трубки.

Опыт 1

Учитель. Демонстрирует U-образную трубку с налитой подкрашенной жидкостью. Давайте повернём его влево, вправо. Что вы наблюдаете?

Учащиеся: В этих  сосудах жидкости устанавливаются на одном и том же уровне.

Учитель: Что представляют собой эти сосуды?

Учащиеся: Сосуды соединенные и вода на одинаковых уровнях.

Учитель: Как мы можем назвать наши сосуды?

Учащиеся: Сообщающиеся сосуды.

Учитель: Давайте запишем в тетради  определение сообщающихся сосудов. И выводы по увиденному опыту.

Определение: сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть, заполненную покоящейся жидкостью, называют сообщающимися

Опыт 2:  Сообщающиеся сосуды из трубок разного сечения.

Вывод:  В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном и том же уровне.

Учитель: Почему  уровни жидкости одинаковы?   (выслушивает гипотезы ребят)

Жидкость покоится, не перемещается из одного сосуда в другой, значит, давления ее в обоих сосудах на любом уровне одинаковы. А давление зависит о высоты . Следовательно и высота жидкости будет одинакова.

Учитель.  Как вы думаете, что же произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости? Как будут располагаться уровни?

Учащиеся: выдвигают свои гипотезы.

С9

Учитель: ведет рассказ

В U-образную трубку можно налить воду плотностью ρ1, а сверху в одно из колен – керосин с плотностью ρ2.

Плотность керосина меньше следовательно высота керосина будет больше.

Вывод:

В сообщающихся сосудах, содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.

         
 Оказывается, все моря и океаны мира являются тоже сообщающимися сосудами. Ведь все они соединены между собой проливами. Поэтому уровень моря во всем мире одинаков. Только во внутренних морях, которые не сообщаются с океаном, уровень может быть другим.

Вернемся к легенде о Байкале.  Если посмотреть на карту то можно увидеть что Байкал в этом смысле не уникальное озеро . Большинство озер , прудов да и просто луж обладают этим свойством.  Допустим у озера два истока и это сообщающиеся сосуды. Допустим один из истоков имеет большую глубину, расход воды будет больше и размывание интенсивнее. В конце концов, уровень в озере понизится на столько, что излив воды в другом русле прекратится.

4. Закрепление знаний  С 10 –С 12

Пишем в тетрадь .

№ 539

№ 536

5. Домашнее задание.

Учитель. Запишем задание на дом.

§ 41, ответить на вопросы, упр 18.

Задание.

 Рассмотрите внимательно дома все окружающие вас предметы и найдите среди них сообщающиеся сосуды, запишите их названия в тетради и сделайте рисунки.

Объясните действие не рассмотренных технических устройств на уроке, сделать модели технических устройств (фонтан, шлюз, водопровод и т. п) . 

6. Подведение итогов.

Учитель:  И в заключении нашего урока прочту вам четверостишье:

Фонтаны в жаркий день как праздник.
Их брызги словно фейерверк.
Струя воды прохладой дразнит
И радугой стремится вверх.

Спасибо за работу! Урок окончен


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сообщающиеся сосуды Урок в 7 классе

Слайд 2

Вопросы для повторения Какая величина называется давлением? Сформулируйте закон Паскаля. Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку объёма жидкости или газа.

Слайд 3

Какие опыты доказывают, что внутри жидкости существует давление?

Слайд 4

Как доказать, что жидкость оказывает давление на боковые стенки сосуда? Каково давление внутри жидкости на одном уровне?

Слайд 5

От каких величин зависит давление жидкости на дно? Формула для вычисления давления внутри жидкости

Слайд 6

Решаем задачи Воду, которая была в узкой мензурке, перелили в широкую банку. Изменилось ли давление воды на дно? Как изменяется объем пузырька воздуха, когда этот пузырек поднимается со дна водоема на поверхность?

Слайд 7

Байкал на карте.

Слайд 10

Подумай и ответь Что произойдет, если убрать зажим?

Слайд 11

Подумай и ответь Что произойдет, если долить воды? Что произойдет, если одну трубку поднять вверх?

Слайд 12

Задания для повторения № 536. Справедлив ли закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости? Объясните почему. № 539 Один из кофейников вмещает больше жидкости, чем другой. Укажите какой и объясните.

Слайд 13

Домашнее задание Учить § 41 Ответить устно на вопросы после § 41 Выполнить из упр. 18 задачи № 1, 2 Рассмотрите внимательно дома все окружающие вас предметы и найдите среди них сообщающиеся сосуды, запишите их названия в тетради и сделайте рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики по теме "Сообщающиеся сосуды", 7 класс

Презентация к уроку изучения нового материала по учебнику Перышкина А.В. Рассмотрены вопросы: 1. Демонстрация опыта с двумя трубками. 2. Демонстрация опыта с сосудами разной формы. 3. Определение сооб...

сообщающиеся сосуды

урок физики в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды", позволяющий доказать какие сосуды являются сообщающимися...

Презентация к уроку "Сообщающиеся сосуды"

Презентация к уроку физики 7класс  по учебнику А.В. Перышкина по теме: "Сообщающиеся сосуды"...

Урок сообщающиеся сосуды по физике 7 класса

Разработка урока физики в 7 классе "Сообщающиеся сосуды"...

Урок "Сообщающиеся сосуды"

Тема «Сообщающиеся сосуды» имеет важное значение в жизни каждого человека. Ежедневно в повседневной жизни всем приходиться сталкиваться  с устройством сообщающихся сосудов (например, чайник). Фор...

сообщающиеся сосуды

Тема:Сообщающиеся сосудыЦели:Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.Зад...

Сообщающиеся сосуды

Цель урока: -понятие сообщающихся сосудов-законов сообщающихся сосудов-развитие мышления-умения делать выводы и обобщать Ход урока::На демонстрационном столе представлены чайник, лейка, сооб...