Конспект урока "Сила тока. Амперметр"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Степанов Дмитрий Александрович

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_30_minut.docx104.67 КБ

Предварительный просмотр:

Сила тока. Амперметр.

Цель урока: научиться пользоваться амперметром при измерении силы тока в цепи и выяснить, каково значение силы тока на различных участках цепи.

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятия: электрический ток, источники тока, сила тока; правила определения цены деления измерительного прибора, составления электрических цепей; метод измерения силы тока, принцип действия амперметра.

Метапредметныеинтеллектуальные умения анализировать, сравнивать результаты экспериментов; умение самостоятельно делать выводы, вести диалог; умения работать с физическими приборами.

Личностные: проявление познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся, умение работать в парах, способность к самоконтролю и взаимоконтролю, формирование жизненного и профессионального самоопределения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный с элементами исследования

Оборудование:

№ п/п

Название

Количество, шт.

1

Компьютер

1

2

Мультимедийный проектор

1

3

Экран

1

4

Мультимедийная презентация

1

6

Распечатка задания на парту

6

7

Комплект лаборатория L-микро “Электричество”

6

8

Лоток для лабораторного оборудования

6

План урока

№ п/п

Этап урока

Время, мин

1

Организационный момент

1

2

Актуализация знаний

4

3

Постановка цели и задач урока

7

4

Изучение нового материала

6

5

Физкультурная пауза

1

6

Закрепление знаний

5

7

Рефлексия

5

8

Подведение итогов. Домашнее задание

1

Ход урока

1 этап урока: Организационный момент

Учитель: Взаимное приветствие учителя и учащихся. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами сделаем первые шаги в изучении электрического тока: познакомимся новыми понятиями и физическими величинами, а девизом урока послужат слова Рене Декарта “Я мыслю, следовательно, я существую!”. Это изречение стало доказательством смысла человеческого существования. Человек должен «докопаться до истины», рассуждать и мыслить.

1 слайд

2 этап урока: Актуализация знаний

Учитель: Прежде, чем мы перейдем к изучению новой темы, ответим на несколько вопросов и вспомним, что мы уже с вами знаем.

Актуализация знаний организуется в форме фронтального опроса. Слайд 2,3

- Какие  действия тока вы знаете?

- Из каких элементов состоит простейшая электрическая цепь?

- Какие источники тока вам известны?

Учитель: Прежде, чем мы перейдем к изучению новой темы, ответим на несколько вопросов и вспомним, что мы уже с вами знаем.

Учащиеся: отвечают на вопросы. Вопросы и ответы выводятся на экран.  

За каждый вопрос учащемуся выставляется оценка в журнал.

3 этап урока:  Постановка цели и задач урока

              В нашей повседневной жизни  мы с вами постоянно имеем дело с электрическим током. Без него мы с вами уже не представляем нашу жизнь комфортной.   Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы с вами выполним небольшую практическую работу в парах.    

1) Практическая работа в парах.

  Учитель:            У вас на партах находятся листы с несколькими заданиями. Предлагаю вам выполнить первое задание №1, текст которого представлен в распечатке, находящейся на каждой парте. Внимательно прочитайте  это задание. Что вам нужно будет сделать?

Задание № 1

а) Соберите электрическую цепь, пользуясь схемой электрической цепи. Используйте лампочку №1. Обратите внимание на яркость горения лампы.

https://urok.1sept.ru/articles/658150/img1.gif

б) Включите в эту цепь вместо первой лампочки – лампочку №2. Сравните яркости горения первой и второй лампы. Одинаковы ли яркости горения этих ламп? Почему?

Слайд 4

Ученик: Собрать электрическую цепь по данной схеме.

Учитель: Верно. Но прежде, чем приступить к работе, нужно вспомнить технику безопасности при работе с электрическими приборами.

Учитель: проводит инструктаж по технике электробезопасности:

- На рабочем месте оборудование располагайте аккуратно.

- После сборки всей электрической цепи, не включайте до тех пор, пока всё не проверит учитель.

- Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания.

- При обнаружении неисправности в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

- По окончании работ отключите источник электропитания и разберите электрическую цепь.

Учитель: Можете приступать в сборке электрической цепи.

Учащиеся в парах выполняют задание №1: по данной схеме собирают цепь, используя лабораторное оборудование, находящееся в лотке на каждой парте.

Учитель: контролирует работу учащихся.

Выполнение экспериментального задания

Учитель: Что мы наблюдаем при замыкании цепи в первом и во втором случае?

Учащиеся: В каждом случае при замыкании цепи обе лампочки загораются.

Учитель: Какое действие тока присутствует?

Учащиеся: тепловое.

Учитель: Как вы думаете, почему одна лампочка горит ярче другой?

Учащиеся: мощность яркой лампочки больше, тока в яркой лампочке больше, и т.д.

Учитель: Можем ли мы  точно  ответить  на  этот  вопрос?  

Учащиеся: нет.

Учитель: верно, но  мы  можем выдвинуть  предположение. Почему одна лампочка горит ярче другой?

Учащиеся: (учащиеся  выдвигать  одну  или  несколько гипотез) мощность яркой лампочки больше, тока в яркой лампочке больше. Одна из гипотез предполагает, что в одной лампе ток больше, чем в другой.      Слайд 5

Учитель: Что значит, ток большой или маленький, учитывая действие тока?

Учащиеся: большой ток выделяет больше тепла, чем маленький.    

Учитель: Какой физической величиной характеризуется любое действие?

Учащиеся: силой.

     Учитель: Какой вывод можно сделать о действии электрического тока?

      Учащиеся: через лампочки протекает ток разной силы.

Учитель: Действительно действие электрического тока в разных случаях может проявляться в разной степени – сильнее или слабее. Поэтому нам необходимо перейти к количественным характеристикам электрического тока. Одной из таких характеристик и является сила тока. По вашему мнению,  можно ли измерить силу электрического тока?

Учащиеся: (спор 3 учеников о возможности измерения силы тока)

Учитель: прав оказался такой-то учащийся. Действительно, существует прибор для измерения силы электрического тока -  амперметр. Демонстрация прибора.

Учитель: Итак, какова же тема нашего урока?

Учащиеся: Сила тока. Амперметр. Слайд 6

Учитель: Какова цель сегодняшнего урока?

Учащиеся: Узнать, что такое сила тока и познакомиться с прибором для ее измерения. Слайд 6

Учитель: Какую гипотезу нам нужно подтвердить или опровергнуть?

Учащиеся: Чем больше сила тока, тем ярче горит лампочка. Слайд 6

Учитель: Открываем рабочие тетради и записываем дату и тему урока.

Учащиеся: записывают в тетрадях тему урока.

4 этап урока: Изучение нового материала

1) Индивидуальная работа с текстом учебника.

Учитель: чтобы найти подтверждение или опровержение нашей гипотезы, предлагаю выполнить задание №2 в вашем листе и самостоятельно найти ответы на вопросы.  Прежде, чем приступить работе, давайте разделимся на три команды по числу рядов в классе. Посовещайтесь между собой и придумайте название своей команды. Слайд 7

Ответы каждая команда записывает в тетради.

Учащиеся: Осуществляют учебные действия по намеченному плану. Работают с текстом учебника. После чего отвечают на вопросы.

Учитель: Оказывает помощь.

2) Фронтальный опрос по изученному материалу, составление опорного конспекта.

Учитель: После окончания работы приглашает одного представителя из каждой группы для отчёта и составления опорного конспекта на доске (учащиеся, сидящие за партами, составляют опорный конспект в тетрадях).

Учащиеся участвуют в беседе по составленным ответам.

Учитель: Что такое сила тока? Как обозначается сила тока? Как найти силу тока?

1 команда. Представитель: Сила тока – это физическая величина, которая определяет электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника в 1с. Сила тока обозначается буквой I. Формула силы тока I=q/t. Слайд 8

Учитель: Какова основная единица измерения силы тока? Каковы кратные и дольные единицы измерения силы тока?

2 команда. Представитель: Сила тока измеряется в Амперах. 1А=1Кл/с. Применяются также дольные и кратные единицы силы тока: миллиампер, микроампер, килоампер. Слайд 8

Учитель: Как называется прибор для измерения силы тока? Как он обозначается и включается в цепь?

3 команда. Представитель: Сила тока измеряется амперметром. В цепь амперметр включают последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют. Клемму со знаком + соединяют с проводом, идущим от положительного полюса источника. Клемму со знаком - соединяют с проводом, идущим от отрицательного полюса источника. Слайд 8

Учащиеся работают на местах, обобщают изученный материал, конспектируют информацию с экрана.

5 этап: Физкультурная пауза:

6 этап: Закрепление знаний

 Практическая работа в парах.

Задание № 3

а) Начертите схему электрической цепи, включающей в себя амперметр.

б) Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.

в) Измерьте силу тока в первой лампе и запишите результат измерения I1 = ...

г) Измерьте силу тока во второй лампе и запишите результат измерения I2 = ...

Слайд 9

Учитель: итак, используя полученные знания, выполним экспериментальную проверку значений силы тока на каждой из лампочек. Приступаем к выполнению задания №3. Что вам необходимо сделать?

Учащиеся: нарисовать электрическую схему, состоящую из лампочки, источника питания, ключа и амперметра.

Учитель: Верно, рисуем схему в тетради.

Учащиеся: 3 учащихся от каждой команды выходят к доске и рисуют схему цепи (задание а). Остальные помогают и направляют своего представителя.

Учитель: оценивает работу и скорость выполнения задания. Все учащиеся молодцы, отлично справились. Теперь возвращаемся на свои места и приступаем к сборке электрической цепи.  Слайд 10

Учащиеся: собирают электрическую цепь.

Учитель: Замыкаем ключи и записываем показания амперметра в тетради.

Учащиеся: меняют лампочку и записывают показания силы тока второй лампочки.

Учитель: молодцы, все справились с заданием. Прошу выйти к доске по представителю от каждой команды и записать ваши показания на доске.

Учащиеся: записывают показания с учетом погрешности измерительного прибора и садятся на места.

Учитель: внимательно посмотрите на показания, записанные на доске. Что можно сказать о силе  тока в каждой лампочке?

Учащиеся: сила тока одинакова.

Учитель: Совершенно верно, сила тока на лампочках одинакова. Следовательно, что можем сказать о нашей гипотезе? Слайд 11

Учащиеся: Она оказалась неверна.

Учитель: Яркость лампочки не зависит от силы тока. А вот от чего она зависит, мы узнаем на следующих уроках.

7 этап: Рефлексия.

Вопросы учителя к учащимся: Слайд 12

1) Что вы узнали нового на уроке?

2) Чему вы научились?

3) Что особенно запомнилось на уроке?

4) С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

5) Как вы думаете, пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Для чего?

Учитель: для того, чтобы более подробно узнать практическую значимость силы тока в жизни, предлагаю вам послушать мнение специалиста, который сегодня присутствует на нашем уроке.

Мнение эксперта:

Добрый день, дорогие восьмиклассники. Меня зовут Александр Васильевич. Я долгое время работаю электриком. Хочу немного рассказать о том, для чего же измеряют силу тока. Большинство случаев замера силы тока в быту,  связано с определением других параметров (мощность и т.д.). Согласитесь, мало, кому придет в голову мысль: «а дай-ка я проверю силу тока просто так. Ежедневно на работе, чтобы измерить силу тока я применяю специальный прибор. Нет, это не  -  амперметр, как вы подумали. Этот прибор называет мультиметр. Мультиметр – многофункциональный прибор, с помощью которого можно измерить не только силу тока, но и напряжение, и сопротивление в цепи. Ведь зачем носить с собой сразу несколько разных приборов, когда можно обойтись только одним. Мультиметр подключается в разрыв так, чтобы электричество протекало через прибор. Такое подключение называется последовательным.

Чаще всего замеряют силу тока для уточнения реальной потребляемой мощности бытового электроприбора и  выявления скрытых дефектов прибора.  Измерения силы тока позволяют проверить заряжен ли аккумулятор или батарейка.

Работа электрика крайне опасна, так как ежедневно я работаю с электрическим током. А в чем заключается опасность, вы узнаете, просмотрев видео-ролик. Слайд 13.

7 этап урока: Подведение итогов.  

Учитель:  по итогам соревнований между командами …..самыми находчивыми оказались учащиеся из команды …., самыми активными были учащиеся из команды …., и, наконец, самыми  аккуратными и внимательными были учащиеся из команды …. Все представители команд, выходившие к доске, получают оценку 5.

Благодарю вас за хорошую работу на уроке.  Встретимся на следующем уроке.

Задание № 1

а) Соберите электрическую цепь, пользуясь схемой электрической цепи. Используйте лампочку №1. Обратите внимание на яркость горения лампы.

C:\Users\Дмитрий\Desktop\Безымянный.png

б) Включите в эту цепь вместо первой лампочки – лампочку №2. Сравните яркости горения первой и второй лампы. Одинаковы ли яркости горения этих ламп? Почему?

Задание № 2

I вариант

  1. Что такое сила тока? (параграф 37).
  2. Как обозначается сила тока? Как найти силу тока? (параграф 37).

Задание № 3

а) Начертите схему электрической цепи, включающей в себя амперметр.

б) Соберите электрическую цепь, используя лампочку №1 и схему в тетради.

в) Измерьте силу тока в первой лампе и запишите результат измерения с учетом погрешности I1 = ...±….А

г) Соберите электрическую цепь, используя лампочку 2 и схему в тетради.

д) Измерьте силу тока во второй лампе и запишите результат измерения с учетом погрешности I2 = ...±….А

Задание № 1

а) Соберите электрическую цепь, пользуясь схемой электрической цепи. Используйте лампочку №1. Обратите внимание на яркость горения лампы.

C:\Users\Дмитрий\Desktop\Безымянный.png

б) Включите в эту цепь вместо первой лампочки –  лампочку №2. Сравните яркости горения первой и второй лампы. Одинаковы ли яркости горения этих ламп? Почему?

Задание № 2

II вариант

  1. Основная единица измерения силы тока? (параграф 37).
  2. Кратные и дольные единицы измерения силы тока? (параграф 37).

Задание № 3

а) Начертите схему электрической цепи, включающей в себя амперметр.

б) Соберите электрическую цепь, используя лампочку №1 и схему в тетради.

в) Измерьте силу тока в первой лампе и запишите результат измерения с учетом погрешности I1 = ...±….А

г) Соберите электрическую цепь, используя лампочку 2 и схему в тетради.

д) Измерьте силу тока во второй лампе и запишите результат измерения с учетом погрешности I2 = ...±….А

Задание № 1

а) Соберите электрическую цепь, пользуясь схемой электрической цепи. Используйте лампочку №1. Обратите внимание на яркость горения лампы.

C:\Users\Дмитрий\Desktop\Безымянный.png

б) Включите в эту цепь вместо первой лампочки – лампочку №2. Сравните яркости горения первой и второй лампы. Одинаковы ли яркости горения этих ламп? Почему?

Задание № 2

III вариант

  1. Прибор для измерения силы тока? (как называется, как обозначается, как включается в цепь) (параграф 38).

Задание № 3

а) Начертите схему электрической цепи, включающей в себя амперметр.

б) Соберите электрическую цепь, используя лампочку №1 и схему в тетради.

в) Измерьте силу тока в первой лампе и запишите результат измерения с учетом погрешности I1 = ...±….А

г) Соберите электрическую цепь, используя лампочку 2 и схему в тетради.

д) Измерьте силу тока во второй лампе и запишите результат измерения с учетом погрешности I2 = ...±….А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок-путешествие в империю электрического тока: "Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр"

Урок-путешествие в империю электрического тока: "Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр"В форме игры изучить новый материал...

Сила тока. Амперметр. Измерение силы тока.

Конспект урока "Сила тока. Измерение силы тока"...

Измерение силы тока. Амперметр

Урок физики для 8 класса....

презентация по теме "Сила тока.Единицы силы тока. Амперметр"

Презентация к уроку значительно увеличивает наглядность изучаемого материала и позволяет визуализировать скрытые механизмы движения электрических зарядов, а также взаимодействия проводников с током....

Конспект урока "Измерение силы тока. Амперметр"

Конспект урока "Измерение силы тока. Амперметр"+ отчет о выполнении работы+презентация...