Методическая разработка урока изучения нового материала по теме «Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света»
методическая разработка по физике (11 класс)

Белоусова Марина Владиславовна

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплины «Физика» и студентов 1 курса специальностей «Сестринское дело».

Мотивация изучения темы: «Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света». Данная тема в таком полном объёме изучается студентами впервые. До этого она рассматривалась в разные годы в сокращённом виде и без получения общих выводов. У студентов ещё не были сформированы многие необходимые навыки, например, такие как геометрические построения. Разработка и проведение такого урока способствует общему развитию студентов и способствует ликвидации трудностей в освоении дальнейшей программы по физике и астрономии.

Тема занятия: «Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света».

Цель занятия: изучение нового материала с использованием ранее полученных знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Тульский областной медицинский колледж»

Узловский филиал
Цикловая (предметная) комиссия
общеобразовательных дисциплин

ФИЗИКА

Методическая разработка урока изучения нового материала

по теме

«Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света»

Специальности: 31.02.01  «Сестринское дело»

Узловая

2021г.

Рассмотрено и одобрено на заседании Ц(П)К

Протокол заседания

№________ от «________________ » 2021 г.

Председатель Ц(П)К: Голованова Н.А.

_______________

Разработчик: Белоусова М.В.

Рецензент:

Коновалова Л.В.

________________

Пояснительная записка

  Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплины «Физика» и студентов 1 курса специальностей «Сестринское дело».

Мотивация изучения темы: «Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света». Данная тема в таком полном объёме изучается студентами впервые. До этого она рассматривалась в разные годы в сокращённом виде и без получения общих выводов. У студентов ещё не были сформированы многие необходимые навыки, например, такие как геометрические построения. Разработка и проведение такого урока способствует общему развитию студентов и способствует ликвидации трудностей в освоении дальнейшей программы по физике и астрономии.

Тема занятия: «Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света».

Цель занятия: изучение нового материала с использованием ранее полученных знаний.

Задачи:

     - образовательные:

создать условия для формирования понятий: свет, источники света, тень, полутень, световой луч, закон прямолинейного распространения свет, закон отражения света;

разъяснить учащимся закон прямолинейного распространения света;

изучить закон отражения света;

изучить закон преломления света:

продолжить работу по формированию экспериментальных исследовательских   умений.     

- развивающие:

создать условия для развития формирования умений ставить перед собой задачу, находить ответ на поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений и при проведении экспериментов.

  -воспитательные:

  способствовать демонстрации навыков самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи, осуществления сотрудничества в ходе работы по изучению нового материала;

 

 Формируемые компетенции.

Профессиональные компетенции: готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса; способность проектировать траектории своего личностного развития.

Общекультурные компетенции: способность к самоорганизации и самообразованию; способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве; работать в коллективе; быть готовым к смене технологий.

     Умения: приводить примеры практического использования физических знаний;отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления.

Внутридисциплинарные связи:

    Темы: Природа света. Распространение света. Законы отражения и преломления света.

  Междисциплинарные связи: Астрономия (Солнечные и Лунные затмения), Геометрия (построение хода лучей)

  Время проведения: 90 минут.

        Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран,  источники света – лампочка накаливания, свечи, экран, фонарик, шарообразный предмет, тальк, теннисная ракетка, мячик, прибор по оптике «Оптический диск».

                                        


Основные источники:

  1. Мякишева Г.Я. и др., под редакцией Парфентьевой Н.А. Физика. 11 класс. Базовый и углубленный уровень. Учебник.
  2. Пинский А.А., Граковский Г.Ю. Физика. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования.- М-ФОРУМ-ИНФРА-М, 2013.
  3. Трофимова Т. И.   Справочник по физике: учебное пособие для образовательных учреждений начального и среднего проф. Образования. – М. : Издательский центр «Академия», 2010.
  4. Федорова В. Н., Фаустов Е.В. Физика. Учебник для училищ и колледжей. – ГЭОТАР-Медиа, 2015 г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://aco.ifmo.ru/el_books/basics_optics/glava-3/glava-3-1.html
  2. https://physics.ru/courses/op25part2/content/chapter3/section/paragraph1/theory.html#.YZo-XdBBxPY
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Отражение_(физика)
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Свет
  5. https://scask.ru/a_book_phis_t3.php?id=82

Дополнительные источники:

  1.  Ньютон И. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света / Перевод Вавилова С. И. — изд-е 2-е. — М.: Гос. изд-во технико-теоретической литературы, 1984. — С. 131. — 367 с. — (серия «Классики естествознания»).
  2. Черняев Ю. С. Оптическое излучение // Физическая энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. — Т. 3. — С. 459. — 672 с
  3. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Физика/Под общ. Ред. О.Г.Хинн. – М.: ТКО «АСТ», 1995. – 480 с.

План-хронокарта занятия.

  1.  Введение темы урока. Постановка учебной задачи. -  10 мин.
  2. Основная часть занятия. Новый материал.  -  60 мин.

           - Совместное исследование проблемы (20 минут)

             - Моделирование (15 минут)

             - Конструирование нового способа действия.(15 минут)

             - Применение общего способа действия для решения частных

                задач. (10 минут)

  1. Контроль  учебной темы. Рефлексия. – 15 минут
  2. Домашнее задание. -  5 минут

Основные вопросы темы:

  1. Что такое «Оптика».
  2. Что такое свет.
  3. Источники света.
  4. Что такое луч.
  5. Прямолинейность распространения света.
  6. Образование тени, полутени.
  7. Законы отражения и преломления. 


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Постановка учебной задачи

На этом этапе необходимо создать ситуацию, чтобы студенты сами сформировали тему урока.

Создать проблемную ситуацию.

Фиксировать новую учебную задачу.

Организовать погружение в проблему.

Учитель приводит в пример известную фразу Конфуция  о «чёрной кошке в чёрной комнате» и задаёт проблемные вопросы.

 Как проще всего определить -  есть ли кошка в тёмной комнате? Какие вы можете предложить варианты?

Приложение №1

Пытаются ответить на вопрос известным способом.

Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные высказывания.

Предлагают разные варианты.

Выбирают самый рациональный вариант. Приходят к общему согласию.

 «Проще всего включить свет!»

  1. Совместное исследование проблемы.

Этот этап начинается с того, что  студенты примерно  планируют способы  достижения изучаемой темы урока.

А заканчивается этап тем, что ими чётко определены задачи урока.

Поиск решения учебной задачи.

Организовать устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирую, выдвинутые студентами гипотезы, организую их обсуждение.

1.Зачем нужен свет?

2.Что происходит с телами, на который падает яркий свет?  

3. Как называется способ передачи тепла от солнца?

4. Назовите, какие вы знаете светящиеся предметы, тела или явления?

Приложение №2, 3, 4

Отвечают на вопросы.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Осознанно строят речевые высказывания.

Выдвигают гипотезы.

  1. Моделирование

На этом этапе предлагается посмотреть на обычные вещи с точки зрения изучаемой темы.

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение.

В презентации используются репродукции русских художников, можно по желанию использовать рисунки или графические работы студентов.

Приложение №5, 6, 7

Воспринимают ответы обучающихся. Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

  1. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проведение физического эксперимента. 

Приложение № 8

Участвуют в обсуждении эксперимента. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Осуществляют самоконтроль.

5. Применение общего способа действия для решения частных задач.

На этом этапе можно использовать применение законов физики в астрономии.

Контроль  за правильностью выполнения способа действия.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Студентам предлагается описать астрономические явления, применяя новые термины, полученные на занятии. 

Приложение №9

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

  1. Контроль  учебной темы.

На этом этапе студенты дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

 Проводится рефлексия

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):   - организация дифференцированной коррекционной работы, контрольно-оценивающая деятельность.

Формулировка заданий с применением презентации. (Для быстрого получения результата) 

Приложение №10

Приложение № 11

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Отвечают на вопросы, тесты.

Осуществляют пошаговый контроль по результату. Отвечая на вопросы, сразу узнают правильный ответ. Анализируют правильность выполнения заданий.

 Рефлексия своих действий.

  1. Домашнее задание

Проработка конспекта урока.

Создание презентаций: «Физики – оптики», «Оптические явления в атмосфере»,

«Глаз – оптический прибор, созданный природой» (на выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала по теме "Броуновское движение"

Урок изучения нового материала, представлен, чтобы углубить знания о молекулярном строении вещества, рассмотреть причины броуновского движения, познакомить с молекулярными силами взаимодействия и их п...

Модель урока – изучения нового материала по теме «Химические свойства кислот» на основе модулей ЭОР

Модель урока – изучения нового материала по теме «Химические свойства кислот» (8 класс) на основе модулей ЭОР. Цель урока – Изучить химические свойства, характерные для класса кислоты....

Материалы к уроку на тему:"Свет. Законы отражения и преломления света." (8 класс).

Данный материал содержит опорный конспект по теме «Свет. Законы отражения и преломления света», вопросы к данному материалу, а также комментарии и объяснения опорного конспекта. Конспект может быть ис...

Авторская разработка урока изучения нового материала по географии в 7-м классе по теме "Население Евразии".

При проведении урока используются элементы проблемного обучения, организована работа с различными источниками географической информации. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют формирован...

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.

Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления...

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать усл...