Главные вкладки

    Авторская разработка урока изучения нового материала по географии в 7-м классе по теме "Население Евразии".
    план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

    Власкина Наталья Николаевна

    При проведении урока используются элементы проблемного обучения, организована работа с различными источниками географической информации. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют формированию информационной и коммуникативной компетентности.

    На уроке дети узнают численность и размещение населения, историко-географические этапы заселения Евразии. Определяют географические различия в плотности населения, распространение рас, народов и религий на основе сравнения карт, влияние природы на формирование материальной культуры человека и общества, адаптацию человека к природной среде. Знакомятся с географией основных типов хозяйственной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan-konspekt.docx41.33 КБ

    Предварительный просмотр:

                                       ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

                                              География 7 класс

    Тема урока: Урок № 56.  Население  Евразии.

    Тип урока:  изучение нового материала

    Цель

    Образовательная: создать условия для формирования представления о численности, особенностях размещения, расовом и этническом составе населения  Евразии.

    Развивающая: совершенствовать умение суворовцев находить нужную информацию в различных источниках (тематических картах, статистическом материале),  преобразовывать её в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, находить причинно-следственные связи,  конкретизировать, соотносить с собственными знаниями);

     Воспитательная: способствовать воспитанию целостного представления о мире, выстраивать толерантное отношение к тому, кто не похож на тебя: человеку иного мнения, культуры, веры, языка.

    Формы и методы: фронтальная, индивидуальная, парная; беседа с элементами частично-поисковой деятельности, проблемное обучение, создание картосхемы.

    Материальное обеспечение урока:  интерактивное наглядное пособие «Карты мира. Население»,  презентация по теме урока, задания с использованием возможностей интерактивной доски, видеофрагмент «Китай», физическая карта Евразии.

                                           Ход занятия:

    п/п

    Этапы урока и деятельность преподавателя

    время

    Деятельность суворовцев

    1.

    Организация начала занятия

    1

    Доклад дежурного.

    2

    Проверка выполнения задания на самоподготовку:

    По широкой тундре едешь дни и ночи;

    Но нигде не встретишь леса или рощи,

    Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек.

    Да в снегу кустарник борозду полощет.

    Почему я прочитала данное стихотворение? Какую тему мы изучали на прошлом уроке? В каких природных зонах расположен материк Евразия?

    Куда нужно посмотреть, если затрудняетесь ответить? (карта «Природные зоны Евразии» стр.41 атласа).

    Вопросы для беседы:

    Проведем альтернативный опрос. ( отвечаем да – нет). Согласны ли вы с утверждением

    1. Расположение природных зон тесно связано с климатом и климатическими поясами. (да)

    2. В зоне арктических пустынь лето жаркое, продолжительное, температура достигает + 40° (нет)

    3. Во внутренних районах, где влаги много, формируются зоны пустынь и полупустынь. (нет)

    4. Тундра – природная зона с суровым климатом, на болотистых почвах произрастают мхи, лишайники и древовидная растительность. (да)

    5. Тайга является зоной, где растут только широколиственные деревья. (нет)

    6.  В зоне переменно-влажных лесов растут вечно зеленные деревья – магнолия, камелия, лавр, бамбук. Из животных обитают белые медведи и полярные лисицы. (нет)

    Перейдем к практическим заданиям.

    Задания с применением интерактивной доски.

    1.Задание на установление соответствия.

    2. Задания на определение природной зоны по описанию.

    3. Задание на определение ошибок в тексте.

    7

    Соотнося прочитанное учителем стихотворение с темой предыдущего урока.

    Устный фронтальный опрос.

    Отвечают на вопросы. Корректируют неправильные ответы.

     

    Индивидуаль-ный опрос у доски.

    Выполняют задания. Ком-ментируют ответы.

    4.

    Изучение нового материала.

    Актуализация знаний, переход к совместному определению темы и цели урока.

    Материк Евразия – это олимпийский чемпион среди всех материков мира. Давайте вспомним, какими рекордами может гордиться материк:

    • Самый большой материк  это  по площади территории.
    • Единственный материк, который омывает все четыре океана.
    • Находятся самые высокие горы – Гималаи.
    • Самое глубокое озеро – Байкал. (1620 м)
    • Самое большое море - озеро – Каспийское
    • Самое низкое место земного шара – Мертвое море и самое соленое.
    • Самый большой полуостров – Аравийский.
    • На этом материке встречаются все климатические пояса и природные зоны северного полушария.

    Я хочу показать вам один видеосюжет, по которому прошу вас вспомнить о еще одном рекорде материка.

    Просмотр видеофрагмента о Китае. (Атлас Дискавери. Китай 1,16 мин)

    На материке расположена страна, занимающая первое место по численности населения мира. И сегодня мы познакомимся с Населением Евразии.

    Что бы вы хотели узнать о населении материка? (размещение населения  Евразии, расовый состав населения  Евразии, народы Евразии, религиозный  состав населения  Евразии, страны)

    Нам предстоит узнать:

    1.Численность и размещение  населения;

    2. Расовый состав населения Евразии

    3. Национальный  состав

    4. Регионы и страны.

    Это и есть цель  нашего урока.

    Численность и размещение  населения.

    Анализ таблицы (слайд презентации 2)

    Сравните численность населения Евразии с численностью населения на других материках. Какой вывод можно сделать из такого сравнения?

    В Евразии живёт около 3/4 населения земного шара.

    Численность населения составляет около 4,5 млрд. человек.

    Как же появился человек на материке Евразия?

    Работа с текстом. Парная работа. (приложение 1)

    Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы:

    1. Что вы узнали о заселении Евразии?
    2. Какие вы знаете древние цивилизации, покажите их на карте.

    Вывод: Человек на материке Евразия живет с очень давних пор. Есть основания полагать, что некоторые районы Восточной и Южной Азии являются прародиной человеческого рода. Здесь найдены останки предков человека на разных ступенях развития.

    А как размещается население на материке, мы определим анализируя карту «Плотность населения. Народы» стр.18-19.

    Анализ карты «Плотность населения. Народы».

    Определите по карте:

    1. Слабозаселенные территории Евразии.

    Северо- восток Евразии, Центральная Азия, горы Тибет, пустыни Гоби, Такла-Макан.

    1. Районы с высокой плотностью населения.

    Восточная Азия, п-ов Индостан, Европа.

    Какие факторы использует человек при выборе места жительства?

    Рельеф, климат, близость рек, озер, морей.

    Работа со статистическим материалом. (приложение 2)

    1. Определите по таблице страны с наибольшей и наименьшей площадью территории.
    2. Из таблицы «Численность населения мира» выберете страны Евразии, входящие в десятку наиболее крупных по численности населения.

    Динамическая пауза.

    -Анализ карты «Расовый состав населения» 

     К каким расам относятся  народы Евразии? Назовите расовые признаки. Раса - это исторически сложившаяся группа людей, выделяемая на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве (цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и др.)

    Вывод: На территории Евразии проживает население европеоидной и монголоидной расы, на островах Малайского архипелага население негроидной расы.

    Население Евразии многообразно по   национальному составу.

    Как можно отличить представителя одной национальности от другой ( по национальному костюму, обычаям, традициям).

     Но главный отличительный признак - это язык. В России на территории республики Дагестан живут представители 40 национальностей, их села находятся в 10 километрах друг от друга, но они не понимают друг друга, т.к. говорят на разных языках. Многие национальности редкие или очень редкие. По карте назовите народы, численность которых меньше 10 млн. человек. А теперь народы, численность которых наибольшая.

    Все народы достойны уважения. Знаменитый французский писатель Виктор Гюго  сказал: «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом». «Каждый и самый малый народ есть неповторимая грань божьего замысла» Александр Солженицин.

    А теперь маленький «эксперимент». В ходе эксперимента хочу выяснить,  как вы знаете иностранный язык?

     Я прошу переводить, то, что я скажу. По-белорусски: «Дзень добры», по-болгарски:  «Здравей»,  по-сербски: «Добр дан», по-украински: «Здоровеньки булы».  Поднимите руки, есть ли в классе украинцы, болгары, сербы? Почему мы поняли эти языки? Национальности со сходным языком объединяются в языковые группы, а группы в языковые семьи. К какой языковой семье относятся народы, которые я сейчас назвала (к славянской языковой семье).

    Работа с учебником.

    Проверка по слайдам презентации.

    24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник известен как день памяти первоучителей славянских народов — святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Эти святые почитаются и в других странах, как создатели азбуки. Это не просто дань памяти основателям славянской письменности Кириллу и Мефодию, но и символ единства славянских народов, их неразрывной исторической связи и общего культурного наследия.

    Корни нас объединили,

    Кровь нам в жилах замесили,

    Украинцы, белорусы,

    И болгары, чехи, русы,

    Россияне и хорваты,

    Сербы все одним богаты.

    Общий генный фонд у нас,

    Он с веками не угас,

    Только крепче стал, сильнее.

    И теперь всего вернее

    Все границы позабыть

    И народами дружить.

    Вернемся к карте. Какие языковые семьи распространены на материке Евразия (Индоевропейская, сино-тибетская, урало-юкагирская и т.д.)

    Наиболее распространенные народы: китайцы, индийцы, пакистанцы, японцы.

    Построение макета-картосхемы «Регионы Евразии»

    Показать на карте регионы Евразии. Знание политической карты очень важно для людей.

    27

    Учащиеся предлагают варианты, формулируется правильный вариант.

     

    Определяют тему и цели урока.

    Записывают тему урока в тетрадь.

    Записывают данные в тетрадь. Делают вывод о преобладании численности населения Евразии над другими материками.

    Называют древние цивилизации и показывают их местоположение на интерактивной  карте.

    Анализируют карту, показывают  территории с наибольшей и наименьшей плотностью населения.

    Отвечают на вопрос. Дополняют друг друга.

    Записывают в тетрадь страны-рекордсмены.

    Применяют ранее изученные знания  о расовом составе населения. Делают вывод о расовом составе Евразии.

    Объясняют значение высказываний о народах.

    Работая с текстом учебника выделяют восточных, южных и западных славян.

    Построение картосхемы, проверка по политической карте мира.

    5.

    Проверка первичного усвоения материала.

    Тест « Население Евразии» (приложение 3)

    1. Самый крупный материк земного шара

    И) северная Америка

    К) Южная Америка

    Л) Антарктида

    М) Евразия

     

    2. На материке Евразия проживает

    Н) 1 млрд.

    О) 4 млрд.

    П) 2 млрд.

    Р) 3 млрд.

    3. Сколько рас проживает на материке Евразия

    И) 1

    К) 2

    Л) 3

    М) 4

     

    4. Представителями,  какой расы являются казахи

    Н) Негроидной

    О) Монголоидной

    П) Европеоидной

    Р) Смешанной

     

    5. Самое большое государство по территории

    Б) Китай

    В) Индия

    Г) Канада

    Д) Россия

     

    6. Самое крупное по численности населения государство мира

    Е) Китай

    Ж) Япония

    З) Канада

    И) Польша

     

    7. Самый многочисленный народ мира

    У) монголы

    Ф) поляки

    Х) русские

    Ц) китайцы

    Проверка:

     1        2        3        4        5        6        7

    М        О        Л        О        Д        Е        Ц

    Критерии оценивания:

    7 баллов      -5 (отлично)

    5-6  баллов  -4 (хорошо)

    4-3  балла    - 3 (удовл.)

    Меньше 3    -  2 (неудовл.)

     

    7

    Отвечают на вопросы теста.

    Проверка.

    корректируют неправильные ответы.

    Выставляют оценки в соответствии с критериями.

    6.

    Подведение итогов занятия

    Выставление оценок за работу на уроке

    2

    беседа

    7.

    Информация о задании на самоподготовку.

     § 66,  прочитать, пересказать.

    Творческое задание: Подготовить проект-презентацию «Обычаи и традиции народов Евразии»

    Рефлексия.

    1

    Запись в тетради

    Источники информации:

    В.А.Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв, География материков и океанов, 7 класс

    hthttp://www.rossia.su/uploads/posts/2009-12/1260941141_1232077_20091216034941.jpgtp://otvet.mail.ru/question/35601017/

    http://www.shernn.ru/images/lands/malayzia/ladies.jpg

    http://banana.by/uploads/posts/2009-11/thumbs/1257340042_00026611.jpg

    http://www.romanialibera.ro/usr/thumbs/thumb_640_x_424/2010/05/14/125362-tibetannomadfamily.jpg

    http://album.foto.ru:8080/photos/pr0/37436/731469.jpg

    http://www.rgo.ru/wp-content/uploads/2010/07/12_8001-300x225.jpg

    http://conf.cpkro.kirov.ru/image/meteleva.jpg

    http://eldivi.ru/assets/images/Anglia/BinaryImage.axd.jpg

    http://respublika.info/images/532a.jpg

    http://img.mama.ru/uploads/static/images/7c6fa4635e4adedaf0c73a87496656db.jpg

    http://www.securitylab.ru/upload/iblock/c50/c503a9cbe7554c5324d17c851ec5f414.jpg

    http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/42-460.jpg

    http://bm.img.com.ua/img/prikol/images/large/6/1/143816_245986.jpg

    http://jpinjapan.files.wordpress.com/2009/09/209-360-photo-japanese-children.jpg?w=450&h=600

    http://www.ljplus.ru/img4/s/v/sveta_s_photo/1.jpg

    http://www.ibstravel.ru/files/catalog_country/502029s620x412_t4.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Местоимение как часть речи. Изучение нового материала с использованием ТРКМ.6 класс

    ЦЕЛИ:Дидактические: -наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, -    развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;-    формирование элем...

    Урок изучения нового материала по теме Линзы 8 класс автор Перышкин А В

    В  разработке урока по теме "  Линзы"дано  подробное  изложение материала,  тест на закрепление, интересный момент  введения в тему...

    Урок изучения нового материала по обществознанию в 8 классе "Выбор жизненного пути"

    Урок в 8 классе.         Тема: «Выбор жизненного пути».Тип урока: формирование новых знаний.Вид урока: урок – размышление.Цель урока: продолжить формирован...

    Урок изучения нового материала "Первый закон термодинамики", 10 класс

    Общий метод: репродуктивныйЧастные: словесный, словесно – наглядно – практический.Форма проведения занятия: эвристическая беседа, фронтальная беседа, работа с опорным конспектом, учебником, материалом...

    Изучение новой лексики. Где ты живешь? 3 класс

    Изучение новой лексики. Где ты живешь?...

    Урок изучения нового материала по теме «Логарифмы». 10 класс

    Знакомство с понятием логарифма, основным логарифмическим тождеством, применение их при выполнении заданий...