Урок изучения нового материала по теме Линзы 8 класс автор Перышкин А В
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Толобова Любовь Николаевна

В  разработке урока по теме "  Линзы"дано  подробное  изложение материала,  тест на закрепление, интересный момент  введения в тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_linzy.doc270.5 КБ
Office presentation icon linzy-8.ppt1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Линзы. Оптическая сила линзы»

Цель    урока: приобрести знания о линзах

Задачи : ввести понятие линз, их виды, физические свойства и характеристики (оптической силе, фокусном расстоянии), отработать умение вычислять оптическую силу системы линз; 2) проверить, как ученики усвоили отличительные особенности преломления света в оптически прозрачных средах, закон преломления света.

Развивать кругозор учеников, элементы самоанализа выполненной работы, взаимоконтроля; логическое мышление; умение применять полученные знания на практике.

Воспитывать внимание, аккуратность, указывать значимость изучаемой темы «Линзы» в повседневной жизни.

Оборудование: линзы демонстрационные, компьютер, мультимедиапроектор, демонстрационный экран, презентация сопровождения к уроку,   ноутбуки,  карточки-задания .

Метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, творческий.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Организационный момент.   Добрый день, ребята! Присаживайтесь! Проверьте, все ли у Вас готово к уроку (учебник, тетрадь, дневник, линейка, карандаш, ручка)? Начнем  урок  с  проверки домашнего  задания,  для  этого  откроем  рабочие  тетради ,запишем    дату  14.05  и  слово  «  Тест»,  ответ  фиксируем  в  тетради.

   Проверка  знаний. ( задания  теста на  экране )

 

Тест по теме «Преломление света»( другая презетация)

Оптически более плотная среда – это среда, в которой…

А) … скорость распространения света больше

В) … скорость распространения света меньше

С) … плотность её вещества больше

D) … плотность её вещества меньше

 На каком рисунке изображён переход светового луча в оптически менее плотную среду?

                                                  1                             2                                  3                               4

А) 1   B) 2    C) 3   D) 4

Если свет переходит из среды оптически менее плотной в оптически более плотную среду, то угол преломления светового луча всегда…

А) … равен углу падения (α=γ)

B) … больше угла падения (α<γ)

C) … меньше угла падения (α>γ)

На рисунке показаны падающий и преломлённый лучи света. В какой среде – I или II скорость света меньше?

А) в I                                                                I

B) во II

C) скорость света во всех средах одинакова                        II

Луч падает на поверхность воды из воздуха. На каком рисунке правильно показан ход преломлённого луча?

                           1                            2                                  3                               4    

А) 1   B) 2    C) 3    D) 4

Самооценка  работы    

Введение  в  тему .   Постановка цели урока.

               

  Учитель

 Все  внимание  на  экран

 (на экране  отображается    слайд2  презентации )

Оптические приборы:

фотоаппарат

        киноаппарат

           микроскоп

Учитель.  Ребята, что  используют  в   основе  устройства   всех  приборов ?

Ответ: Линзы и  зеркала.

 Учитель   О  зеркалах  мы  с  вами  уже  вели  разговор.

Назовите  мне  тему  урока.

 Ответ    линзы

Учитель     Какова же цель  нашего  урока  (  выслушиваю  мнения  учащихся ) ?

Знать  что  такое  линза,   их виды, физические свойства и характеристики

Учитель   Записываем  тему  урока  в  тетради   (  в  это время  учитель  записывает  тему   урока  на  доске)

Изучение  новой  темы.

Изучение новой темы начинаю с вопроса: что такое линзы?  На столах у ребят линзы на стойках. Ребята смотрят внимательно и вводят понятие линзы .  Пользуются  учебником

Записи в тетрадях: линзы – это прозрачные тела, ограниченные двумя сферическими поверхностями.( слайд3 )

Вновь ребятам задаю вопрос: линзы на столах у вас одинаковые или чем-то отличаются?

      Ребята разглядывают линзы и делают вывод: линзы отличаются формой сферических поверхностей. (  слайд 4)

Обобщая ответы ребят, отмечаю, что в зависимости от формы поверхностей, линзы бывают вогнутые и выпуклые.

Продолжая объяснение темы отмечаю,  что выпуклые линзы делятся на двояковыпуклые, плосковыпуклые, вогнутовыпуклые;  вогнутые линзы бывают двояковогнутые, плосковогнутые и выпукловогнутые. (слайд 5,6   )

          Обращаясь к ребятам, задаю вопрос: чем внешне еще отличаются линзы ?

 Посмотрите внимательно еще раз.

      Обобщая ответы ребят, отмечаю, что у выпуклых линз середина толще, чем края, а у вогнутых линз середина тоньше, чем края.(  демонстрирую на слайде)

 В  школьном  курсе  физики  изучаются       так  называемые  тонкие  линзы.

  Линза, толщина которой много меньше радиусов кривизны ее поверхностей, называется тонкой линзой 

Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в сходящийся и собирают его в одну точку называют собирающими линзами (слайд7)  Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в расходящийся называют      рассеивающими  линзами.( слайд 7)

Показываю ход лучей в линзах.  ( слайд 8 ).

Затем  поясняю ход  лучей света через  собирающую и  рассеивающую линзы,  подводя к понятиям  главного фокуса,  фокусного расстояния линзы.

 (  слайд  9-10)

Записи в тетрадях: Вывод:

1)Фокус – это точка, где собираются пучки при выходе из линзы.

2) У линзы два фокуса равноудаленные от линзы.

3) Оптический центр линзы – это точка внутри линзы, при прохождении через которую лучи не преломляются

4  Фокусное расстояние – это расстояние от линзы до фокуса

Вводим  основные  обозначения  в  линзе  (  слайд  11 )

Ребятам задаю вопрос: от чего зависит фокусное расстояние  линзы ?

Ответ    Фокусное  расстояние  зависит от  кривизны  ее  поверхностей

Вопрос  Какая линза преломляет  лучи  сильнее ?

  Ответ   Линзы с  более  выпуклыми поверхностями

Ввожу понятие оптической силы линзы.

Кроме фокусного расстояния F, линзы часто характеризуются величиной,  которая называется оптическая  сила (D):  (слайд  12)

Оптическая сила линзы – это обратное значение фокусного расстояния.

        D=1/F,    где       D – оптическая сила линзы ,  F – фокусное расстояние.

Ввожу единицы измерения оптической силы линзы:

 [D]=[1/м]=[дптр]     Т.е. 1 дптр — это оптическая сила линзы с фокусным расстоянием F = 1 м.

Отмечаю, что оптическая сила выпуклой линзы выражается числом положительным, а вогнутой – отрицательным.

Задаю ребятам вопрос: как зависит оптическая сила линзы от фокусного расстояния?

Обобщая ответы ребят отмечаю, что чем меньше фокусное расстояние, тем линза сильнее преломляет лучи, т.е. оптическая сила линзы будет больше. 

Оптическая сила собирающих линз D > О, т.к. F > 0. Для рассеивающих линз D <О, т.к. F<0.

В случае  плотно прижатых друг к другу тонких линз оптическая сила системы линз равна сумме (обязательно с учетом знака) оптических сил отдельных линз:

  Обзорно вводится  формула  тонкой  линзы  слайд   13

Закрепление  материала

1   Выполнение  лабораторной  работы (  виртуальной)

«  Определение  оптической  силы  линзы»

 

  1. Проверочная  работа

Решите  задачи

  1. Чему равно фокусное расстояние линзы с оптической силой, равной -25 дптр? Какого вида эта линза?
  2. Определите оптическую силу плотно прижатых друг к другу двух тонких линз,  если  фокусное  расстояние первой   25  см, а  второй  40  см.

Подведение итогов урока, домашнее задание  слайд 18-19

Ребята,  с   чем  мы   познакомились  на  уроке ?

   Вопрос     От   чего  зависит   изображение  предмета  в  собирающих  линзах  ?

Ответ   А  вот  об  этом   мы  поговорим  на  следующем   уроке

А теперь запишем домашнее задание:

  1. §66;
  2. Ответить на вопросы:

А) Почему в солнечный летний день нельзя поливать цветы в саду?

Б). Склеив два выпуклых стекла от часов, можно получить воздушную выпуклую линзу. Если такую линзу поместить в воду, то будет ли она собирающей линзой

Рефлексия

(отметьте свой вариант ответа в таблице)

Суждения

Да

Нет

Не знаю

На уроке я:

  1. узнал много нового
  2. показал свои знания;
  3. с интересом общался с

учителем и одноклассниками.

На уроке я чувствовал себя:

  1. свободно;
  2. скованно;
  3. уютно.

На уроке мне понравилось:

  1. коллективное решение познавательных  задач и вопросов;
  2. наглядность;
  3. другое (указать).

Рефлексия

(отметьте свой вариант ответа в таблице)

Суждения

Да

Нет

Не знаю

На уроке я:

  1. узнал много нового
  2. показал свои знания;
  3. с интересом общался с

учителем и одноклассниками.

На уроке я чувствовал себя:

  1. свободно;
  2. скованно;
  3. уютно.

На уроке мне понравилось:

  1. коллективное решение познавательных  задач и вопросов;
  2. наглядность;
  3. другое (указать).

  1. Проверочная  работа

Решите  задачи

  1. Чему равно фокусное расстояние линзы с оптической силой, равной -25 дптр? Какого вида эта линза?
  2. Определите оптическую силу плотно прижатых друг к другу двух тонких линз,  если  фокусное  расстояние первой   25  см, а  второй  40  см.

  1. Проверочная  работа

Решите  задачи

  1. Чему равно фокусное расстояние линзы с оптической силой, равной -25 дптр? Какого вида эта линза?
  2. Определите оптическую силу плотно прижатых друг к другу двух тонких линз,  если  фокусное  расстояние первой   25  см, а  второй  40  см.
  1. Проверочная  работа

Решите  задачи

  1. Чему равно фокусное расстояние линзы с оптической силой, равной -25 дптр? Какого вида эта линза?
  2. Определите оптическую силу плотно прижатых друг к другу двух тонких линз,  если  фокусное  расстояние первой   25  см, а  второй  40  см.
  1. Проверочная  работа

Решите  задачи

  1. Чему равно фокусное расстояние линзы с оптической силой, равной -25 дптр? Какого вида эта линза?
  2. Определите оптическую силу плотно прижатых друг к другу двух тонких линз,  если  фокусное  расстояние первой   25  см, а  второй  40  см.
  1. Проверочная  работа

Решите  задачи

  1. Чему равно фокусное расстояние линзы с оптической силой, равной -25 дптр? Какого вида эта линза?
  2. Определите оптическую силу плотно прижатых друг к другу двух тонких линз,  если  фокусное  расстояние первой   25  см, а  второй  40  см.
  1. Проверочная  работа

Решите  задачи

  1. Чему равно фокусное расстояние линзы с оптической силой, равной -25 дптр? Какого вида эта линза?
  2. Определите оптическую силу плотно прижатых друг к другу двух тонких линз,  если  фокусное  расстояние первой   25  см, а  второй  40  см.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛИНЗЫ. ОПТИЧЕСКАЯ СИЛА ЛИНЗЫ. Подготовила учитель физики Толобова Л. Н. Подготовила учитель физики Толобова Л Н

Слайд 2

ОПТИЧЕСКИЕ приборы

Слайд 3

Линза – это оптически прозрачное тело, ограниченное сферическими поверхностями

Слайд 5

Выпуклые линзы бывают: Двояковыпуклые (1) ‏ Плосковыпуклые (2) ‏ Вогнуто-выпуклые (3) ‏

Слайд 6

Вогнутые линзы бывают: Двояковогнутые (4) ‏ Плосковогнутые (5) ‏ Выпукло-вогнутые (6) ‏

Слайд 7

СОБИРАЮЩАЯ ЛИНЗА (двояко- (плоско- (вогнуто- выпуклая) выпуклая) выпуклая) (двояко- (плоско- (выпукло- вогнутая) вогнутая) вогнутая) Рассеивающая линза

Слайд 8

Виды линз и ход лучей в них

Слайд 9

Если на линзу направить пучок параллельных лучей , то после преломления лучи пересекут оптическую ось в одной точке. Эта точка называется фокусом линзы . У каждой линзы два фокуса- по одному с каждой стороны. Расстояние от линзы до ее фокуса называют фокусным расстоянием и обозначают буквой – F.

Слайд 10

Пустим параллельный пучок лучей на вогнутую линзу и увидим,что лучи вы й дут из линзы расходящимся пучком. Если такой пучок лучей попадет в глаза, то наблюдателю будет казаться, что они вышли из точки F . Эта точка называется – мнимым фокусом . Такую линзу называют рассевающей.

Слайд 11

Основные обозначения в линзе

Слайд 12

Оптическая сила линзы Величина, обратная фокусному расстоянию линзы, называется ее оптической силой. Оптическая сила обозначается буквой D . дптр За единицу оптической силы принята диоптрия . 1 диоптрия – это оптическая сила линзы, фокусное расстояние которой равно 1 м. D > 0 для собирающих линз , т.к. F > 0 D < 0 для рассеивающих линз , т.к. F < 0 D = D1 + D2 + …

Слайд 13

Формула тонкой линзы F – фокус линзы d - расстояние от предмета до линзы f – расстояние от линзы до изображения

Слайд 14

Закрепление материала 1 Выполнить лабораторную работу по определению оптической силы линзы ( виртуальная)

Слайд 15

Проверочная работа 1 Чему равно фокусное расстояние линзы с оптической силой, равной -25 дптр? Какого вида эта линза? 2 Определите оптическую силу плотно прижатых друг к другу двух тонких линз, если фокусное расстояние первой 25 см, а второй 40 см.

Слайд 16

Домашнее задание: §66; Ответить на вопросы: А) Почему в солнечный летний день нельзя поливать цветы в саду? Б). Склеив два выпуклых стекла от часов, можно получить воздушную выпуклую линзу. Если такую линзу поместить в воду, то будет ли она собирающей линзой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

Урок изучения нового материала в свете новых требований

Каждый урок имеет свое место и предназначение в системе уроков по данной тематике. Простор для творчества учителя представляют уроки изучения нового материала. Тут можно по-разному скомпоновать у...

Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Тип урока: Урок изучения нового материала.

Последние годы, у учителей русского языка так сильно беспокоит вопрос подготовки  к ГИА своих учеников . Поэтому мы на каждом уроке постараемся выполнять те или иные вопросы .Я предлагаю урок в 9...

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»

Цели урока:  Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...