Урок изучения нового материала в свете новых требований
учебно-методический материал по алгебре (8 класс) по теме

Стручкова Любовь Дмитриевна

Каждый урок имеет свое место и предназначение в системе уроков по данной тематике. Простор для творчества учителя представляют уроки изучения нового материала. Тут можно по-разному скомпоновать учебный материал, чтобы он вызывал интерес, был доступным для усвоения, в то же время выдерживал уровень сложности в соответствии с возрастными особенностями учащихся и их способностью воспринимать логику изложения. Это не пересказ учебника, а своего рода передача мировоззрения и системы взглядов учителя. Опытный учитель знает на какие тонкости обращать внимание, ибо это умение формируется годами опыта. Не нужно все валить в кучу, нужно выбирать какую-то ограниченную часть материала и всесторонне ее исследовать. Поэтому уроки изучения нового материала требуют переосмысливания содержания, форм и методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок изучения нового материала36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стручкова Любовь Дмитриевна,

учитель математики Майинского лицея

Урок изучения нового материала в свете новых требований

    Проектирование урока математики понимается как решение проблемной ситуации, ввиду того, что урок нацелен на какой-то результат. На каждом уроке мы решаем какие-то задачи, претворяем задуманное в жизнь, чтобы сформировать правильные представления учащихся об окружающей действительности.

   Как одновременно обучать всех, чтобы каждый выбрал свою образовательную траекторию? Эта главную проблему современной школы предстоит решать  сегодняшним учителям. Время другое и ученики тоже другие, люди различаются между собой и по степени развития своих способностей, и по способности вспоминать и представлять события и т.д.  

      Возможности классноурочной системы можно обогатить и использовать более эффективно.   Урок и по сей день остается основной формой школьного образования, пятибалльная оценка осталась и является мерилом успешности учащихся.  Но в организации и проведении уроков необходимы изменения, учитывающие разные образовательным потребностям учащихся. Урок – не только деятельность учителя, но и деятельность ученика. В состав современного урока рекомендуется вводить такие компоненты, как совместное проектирование, взаимодействие, диалог, партнерство учителя с учеником.

    Ключевые стороны урока: оценка уровня подготовки учеников; подготовка к восприятию нового; открытие нового знания; первичное закрепление нового материала; самостоятельная работа учащихся; диалог с учителем; саморефлексия; выявление результатов; оценивание достигнутого; выставление отметок.

  В начале изучения тем учитель формулирует цели и задачи урока, то есть цели и задачи совместной деятельности. Идет объяснение учителя, который подводит класс к восприятию нового, к открытию нового знания.  Изучение новой темы воспринимается у разных детей по-разному, бывает настороженность, поэтому учителю нужно приложить немало усилий для включения учащихся в деятельность по изучению нового материала. Перед началом объяснения новой темы иногда применимы публичные приемы: заинтересовать примерами из жизни, заинтриговать вопросами, поставить перед неразрешимой на первый взгляд задачей, выслушать мнения, удивить фактами, применить уместную цитату и т.д.

  Новое должно привносится на основе имеющегося опыта, на основе имеющихся знаний.    В ходе объяснения новой темы общий объем информации распределяется следующим образом: учащиеся должны знать; учащимся нужно знать; учащиеся могут знать. Нужно избегать переоценки количества материала, которое можно изложить за урок. Для улучшения восприятия и усвоения информации необходимо:

а) структурирование материала от простого постепенно к сложному, но иногда можно поступать дедуктивно – показать модель, разбирать ее, изучать.

б) подкрепление информации: тема, план, повторение ключевых моментов.

в) учет концентрации внимания: при пассивном слушании оптимальный период концентрации внимания 20 минут.

     Ознакомившись с материалом, человек усваивает его только в общем виде. Если посмотрел второй раз, то может ухватить основные моменты способа или метода. А когда ученик сам делает упражнение, приобретает умения, которые при желании  с его стороны могут превратиться в навык.

  В начале новой темы диалог инициируется учителем, а в ходе самостоятельной деятельности ученик становится активным участником диалога. Первоначальный диалог учителя и ученика желательно расписать заранее в плане урока. В процессе решения задачи, чтобы продолжить мысль ученика, диалог начинается с вопроса ученика.  Учитель разъясняет учащимся условие или затруднительную ситуацию, учит правильно ставить вопросы и находить на них ответы, так как именно от  этого зависит успешность ученика в решении задач.

   Для повышения эффективности урока нужно:  применять устное оценивание (что удалось, не удалось, в чем есть движение, что ещё требует доработки); усиление обратной связи; организовать самооценку, рефлексию деятельности; рационально использовать время урока, продуманно давать пробные и тренировочные задания.

На последующих уроках нацеленность на самостоятельность усиливается, закрепляется пройденный материал, цели уроков более ясны, внимание уделяется отработке навыков и поиску новых приемов решения задач.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках химии как условие эффективного усвоения нового материала»

Организация самостоятельной работы на уроке - очень ответственная и сложная работа для каждого учителя. Учитель должен научить учащегося самостоятельно ...

«Изучение нового материала в соответствии с требованиями современного урока». («Кувырок вперед . Гимнастическая полоса препятствий».)

Цель урока: «Изучение техники выполнения кувырка вперед».Задачи урока:Образовательные:1. Разучить перекаты в группировке.2. Учить технике  кувырка вперед.Развивающие:1. Развивать у обучающихся ло...

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ (ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ) В СВЕТЕ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области “Технология”, заключается в следующем: в процессе активной познавательной деятель...

Некоторые особенности работы на уроках с современными школьниками в свете новых педагогических технологий.

В материале рассматриваются некоторые характерные черты обучающихся  среднего  и старшего школьного возраста , требующие  изменения подхода и методов работы с современными школьниками, ...

«Прямоугольный параллелепипед» Урок - изучение геометрического материала на уроках математики в 5 классе, с помощью моделирования

Нна уроке ребята   познакомятся с фигурой - прямоугольный параллелепипед.   Научатся  её делать и изображать в тетради, проверят себя...

Методическая разработка урока изучения нового материала по теме «Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света»

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплины «Физика» и студентов 1 курса специальностей «Сестринское дело».Мотивация изучения темы: «Оптика...