«Прямоугольный параллелепипед» Урок - изучение геометрического материала на уроках математики в 5 классе, с помощью моделирования
план-конспект урока по математике (5 класс)
Нна уроке ребята познакомятся с фигурой - прямоугольный параллелепипед. Научатся её делать и изображать в тетради, проверят себя
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Травниковская СОШ»
Челябинская обл., Чебаркульский р-н
«Прямоугольный параллелепипед»
Урок - изучение геометрического материала на уроках математики
в 5 классе, с помощью моделирования
Учитель математики: Никифорова Валентина Николаевна
Тип урока: урок-практикум.
Построение урока:
- Организация и мотивация учащихся к деятельности на уроке – орг. момент.
- Организация восприятия нового материала на основе наглядного материала – устная работа.
- Организация осмысления темы (практическая работа, изготовление моделей прямоугольного параллелепипеда и куба).
- Первичная проверка понимания нового материала (работа по учебнику).
- Первичное закрепление и самостоятельный анализ учебной информации.
- Итог урока. Домашнее задание.
Цели урока:
- Обучающая. Сформировать понятия: какую фигуру называют прямоугольный параллелепипед, какую куб. Научить находить вершины и рёбра данных фигур. Визуально воспринимать куб и прямоугольный параллелепипед в окружающей нас действительности.
- Развивающая. Использовать на уроке развивающие практические задания - упражнения, активизировать мыслительную деятельность школьников.
- Воспитательная. Обеспечить развитие ценностно-смысловой культуры учащихся; мотивации на умение правильно достигать поставленной цели - совпадение ожидания и результата.
Оборудование:
- Учебник Н.Виленкин и др. «Математика 5»
- Рабочая тетрадь по математике.
- Ручка, линейка, простой, карандаш, палочки разной длины (зубочистки и спички), шарики из пластилина.
- Экран для показа слайдов, ПК.
Средства обучения:
- Дидактический материал (самостоятельная работа на отдельных листах).
- Наглядные пособия (спичечный коробок, детский кубик, толстая книга и т.п.)
План урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
III. Новая тема - изготовление моделей фигур и их изображение в тетради.
IV. Первичная проверка понимания нового материала – решение практической задачи.
V. Физкульт. минутка.
VI. Самостоятельная работа.
VII. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент. Беседа по технике безопасности.
Сообщение темы урока: сегодня на уроке вы познакомитесь с фигурой
прямоугольный параллелепипед. (слайд 1 с темой урока). Научитесь её делать и изображать в тетради, проверите себя, как поняли тему.
Запишите в тетрадях тему урока.
II. Устная работа:
Учитель - назовите фигуры, которые вы видите на экране: (слайды с прямоугольником и квадратом, потом выплывают формулы периметра.)
Ученики – прямоугольник и квадрат.
Учитель - Расскажите, что вы знаете о каждой?
Ученик – У прямоугольника есть вершины и стороны, вершины обозначают заглавными буквами латинского алфавита, есть стороны, лежащие напротив, они равны между собой, можно вычислить периметр по формуле: Р=(а+b)·2 .
У квадрата есть вершины, их обозначают заглавными буквами латинского алфавита; есть стороны, которые равны, можно вычислить периметр по формуле: Р=4·а.
III. Новая тема.
Посмотрите на эту фигуру.
Учитель- (слайд – с параллелепипедом)
Чем она отличается от предыдущих?
Ученики - Она состоит из и прямоугольников квадратов. Она объемная……
Учитель - Это и есть - прямоугольный параллелепипед.
Практическая работа
1) Изготовление модели параллелепипеда
Учитель демонстрирует разные предметы, приготовленные к уроку (спичечный коробок и т.п.).
Учитель - Приведите примеры предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда.
Ученики – Ящик, кирпич, книга, коробка, чемодан, шкаф и т.п.
Учитель - Наш кабинет, можно назвать прямоугольным параллелепипедом? А вашу комнату дома?
Учитель - Сейчас мы изготовим модель прямоугольного параллелепипеда из палочек (зубочистки и спички) разной длины и шариков из пластилина.
Две длинные палочки и две короткие палочки положите на стол так, чтобы получился прямоугольник.
Соединяем их шариками из пластилина. На эти шарики ставим 4 короткие. Они стоят вертикально к парте. На противоположные концы палочек крепим еще шарики из пластилина. И сверху палочек на шарик кладем еще две длинные и две короткие палочки.
Длинные и короткие палочки – будем называть рёбрами, а шарики пластилина – вершинами. Сосчитайте, сколько их всего?
Ученики – 12 рёбер, 8 вершин.
Учитель - Сколько ребер сходится в одной вершине?
Ученик - Три ребра.
Эти рёбра имеют названия: длина, ширина, высота.
Учитель - Попробуем изобразить параллелепипед в тетради схематически, чтобы правильно «видеть» все рёбра.
Работа в тетради.
Начертите в тетради прямоугольник.
Из его вершин в одном направлении и под одним углом проведите равные отрезки. Концы отрезков соедините между собой. А теперь отрезки, которые обозначают невидимые ребра, ластиком превратим в пунктирные лини. Прямоугольный параллелепипед готов. Обозначим вершины латинскими буквами (слайд с параллелепипедом).
.
2) Изготовление модели куба.
Учитель - демонстрация моделей куба (кубики), (показ слайда с кубом).
Как вы думаете, а это, что за фигуры? ( Ответы учеников выслушиваем)
Это тоже прямоугольный параллелепипед, он называется – куб.
Определение: Куб это прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны.
Изготовим его: вы выбираете, одинаковые палочки-«ребра».
Палочки– будем называть рёбрами, а шарики пластилина – вершинами. Сосчитайте, сколько их всего?
Ученики – 12 рёбер, 8 вершин.
Учитель - рёбра имеют названия: длина, ширина, высота. Что вы скажите об этих рёбрах?...
Ученики – Они равны.
Учитель – верно, все рёбра куба равны.
Попробуем изобразить куб в тетради схематически, чтобы правильно «видеть» все рёбра.
Работа в тетради.
Начертите в тетради квадрат.
Из его вершин в одном направлении и под одним углом проведите равные отрезки. Концы отрезков соедините между собой. А теперь отрезки, которые обозначают невидимые ребра, ластиком превратим в пунктирные лини. Куб готов. Обозначим вершины латинскими буквами (показ слайда с кубом и вершинами).
IV. Первичная проверка понимания нового материала.
Решение практической задачи (слайд с кубом и надпись 15 см на рёбрах) Всего проволоки 150 см.
Задача. Хватит ли проволоки длиной 150 см для изготовления модели куба с ребром 15 см.
Учитель - Сколько у куба ребер?
Ученик – Двенадцать ребер.
Учитель - Чему равна длина одного ребра? Какой длины рёбра в кубе?
Ученик – Длина одного ребра 15 см. Все равны.
Учитель - Как найти длину всей проволоки?
Ученик - Длину одного ребра умножить на 12 ребер.
Ученик выходит к доске и выполняет умножение (можно сразу столбиком).
Решение задачи.
12 ·15 = 180 см Ответ: не хватит 150 см, необходимо ещё 30 см
Учитель - Хватит ли проволоки?
Ученик – Не хватит. Необходимо еще 30 см.
V. Физкульт минутка:
1.Растираем ладони.
2.Вращение кистей.
3. Растираем уши.
VI. Самостоятельная работа.
(Каждому выдаётся лист с заданиями, на которых необходимо дописать правильный ответ)
Рассмотрите рисунок и впишите пропущенные слова
Вариант - I.
1. На рисунке изображён прямоугольный ____________________________
2. Точка С- его ____________________________
3. Отрезок АВ – его__________________________
4. Его длина равна 17 см, ширина 9 см, высота 5 см, для изготовления этой фигуры потребуется проволоки ______ см.
Вариант - II.
- На рисунке изображён __________
- Точка В – его________
- Отрезок СD - __________
- Длина ребра куба равна 10 см, для изготовления этой фигуры потребуется проволоки ______ см.
(Собрать листы).
VII. Домашняя работа. Из плотной бумаги (картона) изготовить прямоугольный параллелепипед, измерения которого равны:15см, 12см, 8см.
№ 801, 803.
Урок закончен, всем спасибо.
Предварительный просмотр:
_____________________________________
Самостоятельная работа.
Рассмотрите рисунок и впишите пропущенные слова
I.
1. На рисунке изображён прямоугольный ____________________________
2. Точка С- его ____________________________
3. Отрезок АВ – его__________________________
4. Его длина равна 17 см, ширина 9 см, высота 5 см, для изготовления этой фигуры потребуется проволоки ______ см.
II.
- На рисунке изображён __________
- Точка В – его________
- Отрезок СD - __________
- Длина ребра куба равна 10 см, для изготовления этой фигуры потребуется проволоки ______ см. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Устная работа А В С D M N Z K a b c c P=2·( a+b ) P=4·c
Прямоугольный параллелепипед
А В С D Е F K M Прямоугольный параллелепипед
Куб А В С D Е F K M
Задача Хватит ли проволоки длиной 150 мм для изготовления модели куба с ребром 15 мм? 15 мм
Решение Задачи 12 ·15 = 180 мм Ответ: не хватит 150 мм, необходимо ещё 30 мм
Домашнее задание: Из плотной бумаги сделать прямоугольный параллелепипед, измерения которого равны:15см, 12см, 8см. № 801, 803.