«Прямоугольный параллелепипед» Урок - изучение геометрического материала на уроках математики в 5 классе, с помощью моделирования
план-конспект урока по математике (5 класс)

Никифорова Валентина Николаевна

Предварительный просмотр:

МОУ «Травниковская СОШ»

Челябинская обл., Чебаркульский р-н

«Прямоугольный параллелепипед»

Урок - изучение геометрического материала на уроках математики

 в 5 классе, с помощью моделирования

Учитель математики: Никифорова Валентина Николаевна

Тип урока: урок-практикум.

Построение урока:

  1. Организация и мотивация учащихся к деятельности на уроке – орг. момент.
  2. Организация восприятия нового материала на основе наглядного материала – устная  работа.
  3. Организация осмысления темы (практическая работа, изготовление моделей прямоугольного параллелепипеда и куба).
  4. Первичная проверка понимания нового материала (работа по учебнику).
  5. Первичное закрепление и самостоятельный анализ учебной информации.
  6. Итог урока. Домашнее задание.

Цели урока:

  1. Обучающая. Сформировать  понятия: какую фигуру называют прямоугольный параллелепипед, какую  куб. Научить находить вершины и рёбра   данных фигур. Визуально воспринимать куб и прямоугольный параллелепипед в окружающей нас действительности.
  2. Развивающая. Использовать на уроке развивающие практические задания - упражнения, активизировать мыслительную деятельность школьников.
  3. Воспитательная. Обеспечить развитие ценностно-смысловой культуры учащихся; мотивации на умение правильно достигать поставленной цели - совпадение  ожидания и результата.

Оборудование:

  1. Учебник Н.Виленкин и др. «Математика 5»
  2. Рабочая тетрадь по математике.
  3. Ручка, линейка, простой, карандаш,  палочки разной длины (зубочистки и спички), шарики из  пластилина.
  4. Экран для показа слайдов, ПК.

Средства обучения:

  1. Дидактический материал (самостоятельная работа на отдельных листах).
  2. Наглядные пособия (спичечный коробок, детский кубик, толстая книга и т.п.)

План урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

III. Новая тема - изготовление моделей фигур и их изображение в тетради.

IV. Первичная проверка понимания нового материала – решение практической задачи.

V. Физкульт.  минутка.

VI. Самостоятельная работа.

VII. Домашнее задание.

Ход  урока

I. Организационный момент. Беседа по технике безопасности.

 Сообщение  темы урока: сегодня на уроке вы  познакомитесь с фигурой

прямоугольный параллелепипед.  (слайд 1 с темой урока). Научитесь её делать и изображать в тетради, проверите себя, как поняли тему.

Запишите в тетрадях тему урока.

II. Устная работа:

Учитель - назовите фигуры, которые вы видите на экране: (слайды  с прямоугольником и квадратом, потом выплывают формулы  периметра.)

Ученики – прямоугольник и квадрат.

Учитель - Расскажите, что вы знаете о каждой?

Ученик – У прямоугольника есть вершины и стороны, вершины обозначают  заглавными буквами латинского  алфавита, есть стороны, лежащие напротив, они равны между собой, можно вычислить периметр по формуле: Р=(а+b)·2 .

У квадрата есть вершины, их обозначают  заглавными буквами латинского  алфавита; есть стороны, которые  равны, можно вычислить периметр по формуле:  Р=4·а.

III. Новая тема. 

Посмотрите на эту фигуру.

Учитель- (слайд – с параллелепипедом)

Чем она отличается от предыдущих?

Ученики -  Она состоит из и прямоугольников квадратов.   Она объемная……

Учитель -  Это и есть - прямоугольный параллелепипед.

 Практическая работа

1) Изготовление модели параллелепипеда

Учитель демонстрирует разные предметы, приготовленные к уроку (спичечный коробок и т.п.).

Учитель - Приведите примеры предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда.

Ученики  – Ящик, кирпич, книга, коробка, чемодан, шкаф и т.п.

Учитель  - Наш кабинет, можно назвать прямоугольным параллелепипедом? А вашу комнату дома?

Учитель - Сейчас мы изготовим модель прямоугольного параллелепипеда из  палочек (зубочистки и спички) разной длины  и шариков из пластилина.

Две  длинные палочки и две короткие палочки  положите на стол так, чтобы получился прямоугольник.

Соединяем их шариками из пластилина. На эти шарики ставим 4 короткие. Они стоят вертикально к парте. На противоположные концы палочек  крепим еще шарики из пластилина. И сверху палочек на шарик   кладем еще две  длинные  и две короткие палочки.

Длинные и короткие палочки – будем называть рёбрами, а шарики пластилина – вершинами. Сосчитайте, сколько их всего? 

Ученики – 12 рёбер, 8 вершин.

Учитель  - Сколько ребер сходится в одной вершине?

Ученик - Три ребра.

Эти  рёбра имеют названия: длина, ширина, высота.

Учитель -   Попробуем изобразить параллелепипед в тетради схематически, чтобы правильно «видеть» все рёбра. 

Работа в тетради.

Начертите в тетради  прямоугольник.

 Из его вершин в одном направлении и под одним углом проведите равные отрезки. Концы отрезков соедините между собой. А теперь отрезки, которые обозначают невидимые ребра, ластиком превратим в пунктирные лини. Прямоугольный параллелепипед готов. Обозначим вершины латинскими буквами (слайд с параллелепипедом).

.

        

2)  Изготовление модели куба.

Учитель  - демонстрация  моделей куба (кубики), (показ слайда с кубом).

Как вы думаете, а это, что за фигуры? ( Ответы учеников выслушиваем)

Это тоже прямоугольный параллелепипед, он называется – куб.

Определение: Куб это прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны.

Изготовим его: вы выбираете, одинаковые палочки-«ребра».

Палочки– будем называть рёбрами, а шарики пластилина – вершинами. Сосчитайте, сколько их всего? 

Ученики – 12 рёбер, 8 вершин.

Учитель  - рёбра имеют названия: длина, ширина, высота. Что вы скажите об этих рёбрах?...

Ученики – Они равны.

 Учитель – верно, все рёбра куба равны.

Попробуем изобразить куб  в тетради схематически, чтобы правильно «видеть» все рёбра. 

Работа в тетради.

Начертите в тетради  квадрат.

 Из его вершин в одном направлении и под одним углом проведите равные отрезки. Концы отрезков соедините между собой. А теперь отрезки, которые обозначают невидимые ребра, ластиком превратим в пунктирные лини. Куб готов. Обозначим вершины латинскими буквами (показ слайда с кубом и вершинами).

IV. Первичная проверка понимания нового материала.

 Решение практической задачи  (слайд с кубом и надпись 15 см на рёбрах) Всего проволоки 150 см.

Задача. Хватит ли проволоки длиной 150 см для изготовления модели куба с ребром 15 см.

Учитель - Сколько у куба ребер?

Ученик  – Двенадцать ребер.

Учитель - Чему равна длина одного ребра? Какой длины рёбра в кубе?

Ученик – Длина одного ребра 15 см. Все равны.

Учитель - Как найти длину всей проволоки?

Ученик - Длину одного ребра умножить на 12 ребер.

Ученик выходит к доске и выполняет умножение (можно сразу столбиком).

Решение задачи.

12 ·15 = 180 см   Ответ: не хватит 150 см, необходимо ещё 30 см

Учитель - Хватит ли проволоки?

Ученик  – Не хватит. Необходимо еще 30 см.

V. Физкульт  минутка:

1.Растираем ладони.

2.Вращение кистей.

3. Растираем уши.

VI. Самостоятельная работа.

(Каждому выдаётся лист с заданиями, на которых необходимо дописать правильный ответ)

 Рассмотрите рисунок и впишите пропущенные слова

Вариант - I.

1. На рисунке изображён прямоугольный ____________________________

2. Точка С- его ____________________________

3. Отрезок АВ – его__________________________

4.  Его длина равна 17 см, ширина 9 см, высота 5 см, для изготовления этой фигуры потребуется проволоки ______ см.

Вариант - II.

  1. На рисунке изображён __________
  2. Точка  В – его________
  3. Отрезок СD -  __________
  4. Длина ребра куба равна  10 см, для изготовления этой фигуры потребуется проволоки ______ см.

(Собрать листы).

VII. Домашняя работа. Из плотной бумаги (картона) изготовить прямоугольный параллелепипед, измерения которого равны:15см, 12см, 8см.

№ 801, 803.

Урок закончен, всем спасибо.



Предварительный просмотр:

_____________________________________

Самостоятельная работа.

Рассмотрите рисунок и впишите пропущенные слова

I.

1. На рисунке изображён прямоугольный ____________________________

2. Точка С- его ____________________________

3. Отрезок АВ – его__________________________

4.  Его длина равна 17 см, ширина 9 см, высота 5 см, для изготовления этой фигуры потребуется проволоки ______ см.

II.

  1. На рисунке изображён __________
  2. Точка  В – его________
  3. Отрезок СD -  __________
  4. Длина ребра куба равна  10 см, для изготовления этой фигуры потребуется проволоки ______ см. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прямоугольный параллелепипед Урок-практикум по математике В 5 классе Учитель: Никифорова Валентина Николаевна МОУ « Травниковская СОШ»

Слайд 2

Устная работа А В С D M N Z K a b c c P=2·( a+b ) P=4·c

Слайд 3

Прямоугольный параллелепипед

Слайд 4

А В С D Е F K M Прямоугольный параллелепипед

Слайд 5

Куб А В С D Е F K M

Слайд 6

Задача Хватит ли проволоки длиной 150 мм для изготовления модели куба с ребром 15 мм? 15 мм

Слайд 7

Решение Задачи 12 ·15 = 180 мм Ответ: не хватит 150 мм, необходимо ещё 30 мм

Слайд 8

Домашнее задание: Из плотной бумаги сделать прямоугольный параллелепипед, измерения которого равны:15см, 12см, 8см. № 801, 803.