«Прямоугольный параллелепипед» Урок - изучение геометрического материала на уроках математики в 5 классе, с помощью моделирования
план-конспект урока по математике (5 класс)

Никифорова Валентина Николаевна

Предварительный просмотр:

МОУ «Травниковская СОШ»

Челябинская обл., Чебаркульский р-н

«Прямоугольный параллелепипед»

Урок - изучение геометрического материала на уроках математики

 в 5 классе, с помощью моделирования

Учитель математики: Никифорова Валентина Николаевна

Тип урока: урок-практикум.

Построение урока:

  1. Организация и мотивация учащихся к деятельности на уроке – орг. момент.
  2. Организация восприятия нового материала на основе наглядного материала – устная  работа.
  3. Организация осмысления темы (практическая работа, изготовление моделей прямоугольного параллелепипеда и куба).
  4. Первичная проверка понимания нового материала (работа по учебнику).
  5. Первичное закрепление и самостоятельный анализ учебной информации.
  6. Итог урока. Домашнее задание.

Цели урока:

  1. Обучающая. Сформировать  понятия: какую фигуру называют прямоугольный параллелепипед, какую  куб. Научить находить вершины и рёбра   данных фигур. Визуально воспринимать куб и прямоугольный параллелепипед в окружающей нас действительности.
  2. Развивающая. Использовать на уроке развивающие практические задания - упражнения, активизировать мыслительную деятельность школьников.
  3. Воспитательная. Обеспечить развитие ценностно-смысловой культуры учащихся; мотивации на умение правильно достигать поставленной цели - совпадение  ожидания и результата.

Оборудование:

  1. Учебник Н.Виленкин и др. «Математика 5»
  2. Рабочая тетрадь по математике.
  3. Ручка, линейка, простой, карандаш,  палочки разной длины (зубочистки и спички), шарики из  пластилина.
  4. Экран для показа слайдов, ПК.

Средства обучения:

  1. Дидактический материал (самостоятельная работа на отдельных листах).
  2. Наглядные пособия (спичечный коробок, детский кубик, толстая книга и т.п.)

План урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

III. Новая тема - изготовление моделей фигур и их изображение в тетради.

IV. Первичная проверка понимания нового материала – решение практической задачи.

V. Физкульт.  минутка.

VI. Самостоятельная работа.

VII. Домашнее задание.

Ход  урока

I. Организационный момент. Беседа по технике безопасности.

 Сообщение  темы урока: сегодня на уроке вы  познакомитесь с фигурой

прямоугольный параллелепипед.  (слайд 1 с темой урока). Научитесь её делать и изображать в тетради, проверите себя, как поняли тему.

Запишите в тетрадях тему урока.

II. Устная работа:

Учитель - назовите фигуры, которые вы видите на экране: (слайды  с прямоугольником и квадратом, потом выплывают формулы  периметра.)

Ученики – прямоугольник и квадрат.

Учитель - Расскажите, что вы знаете о каждой?

Ученик – У прямоугольника есть вершины и стороны, вершины обозначают  заглавными буквами латинского  алфавита, есть стороны, лежащие напротив, они равны между собой, можно вычислить периметр по формуле: Р=(а+b)·2 .

У квадрата есть вершины, их обозначают  заглавными буквами латинского  алфавита; есть стороны, которые  равны, можно вычислить периметр по формуле:  Р=4·а.

III. Новая тема. 

Посмотрите на эту фигуру.

Учитель- (слайд – с параллелепипедом)

Чем она отличается от предыдущих?

Ученики -  Она состоит из и прямоугольников квадратов.   Она объемная……

Учитель -  Это и есть - прямоугольный параллелепипед.

 Практическая работа

1) Изготовление модели параллелепипеда

Учитель демонстрирует разные предметы, приготовленные к уроку (спичечный коробок и т.п.).

Учитель - Приведите примеры предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда.

Ученики  – Ящик, кирпич, книга, коробка, чемодан, шкаф и т.п.

Учитель  - Наш кабинет, можно назвать прямоугольным параллелепипедом? А вашу комнату дома?

Учитель - Сейчас мы изготовим модель прямоугольного параллелепипеда из  палочек (зубочистки и спички) разной длины  и шариков из пластилина.

Две  длинные палочки и две короткие палочки  положите на стол так, чтобы получился прямоугольник.

Соединяем их шариками из пластилина. На эти шарики ставим 4 короткие. Они стоят вертикально к парте. На противоположные концы палочек  крепим еще шарики из пластилина. И сверху палочек на шарик   кладем еще две  длинные  и две короткие палочки.

Длинные и короткие палочки – будем называть рёбрами, а шарики пластилина – вершинами. Сосчитайте, сколько их всего? 

Ученики – 12 рёбер, 8 вершин.

Учитель  - Сколько ребер сходится в одной вершине?

Ученик - Три ребра.

Эти  рёбра имеют названия: длина, ширина, высота.

Учитель -   Попробуем изобразить параллелепипед в тетради схематически, чтобы правильно «видеть» все рёбра. 

Работа в тетради.

Начертите в тетради  прямоугольник.

 Из его вершин в одном направлении и под одним углом проведите равные отрезки. Концы отрезков соедините между собой. А теперь отрезки, которые обозначают невидимые ребра, ластиком превратим в пунктирные лини. Прямоугольный параллелепипед готов. Обозначим вершины латинскими буквами (слайд с параллелепипедом).

.

        

2)  Изготовление модели куба.

Учитель  - демонстрация  моделей куба (кубики), (показ слайда с кубом).

Как вы думаете, а это, что за фигуры? ( Ответы учеников выслушиваем)

Это тоже прямоугольный параллелепипед, он называется – куб.

Определение: Куб это прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны.

Изготовим его: вы выбираете, одинаковые палочки-«ребра».

Палочки– будем называть рёбрами, а шарики пластилина – вершинами. Сосчитайте, сколько их всего? 

Ученики – 12 рёбер, 8 вершин.

Учитель  - рёбра имеют названия: длина, ширина, высота. Что вы скажите об этих рёбрах?...

Ученики – Они равны.

 Учитель – верно, все рёбра куба равны.

Попробуем изобразить куб  в тетради схематически, чтобы правильно «видеть» все рёбра. 

Работа в тетради.

Начертите в тетради  квадрат.

 Из его вершин в одном направлении и под одним углом проведите равные отрезки. Концы отрезков соедините между собой. А теперь отрезки, которые обозначают невидимые ребра, ластиком превратим в пунктирные лини. Куб готов. Обозначим вершины латинскими буквами (показ слайда с кубом и вершинами).

IV. Первичная проверка понимания нового материала.

 Решение практической задачи  (слайд с кубом и надпись 15 см на рёбрах) Всего проволоки 150 см.

Задача. Хватит ли проволоки длиной 150 см для изготовления модели куба с ребром 15 см.

Учитель - Сколько у куба ребер?

Ученик  – Двенадцать ребер.

Учитель - Чему равна длина одного ребра? Какой длины рёбра в кубе?

Ученик – Длина одного ребра 15 см. Все равны.

Учитель - Как найти длину всей проволоки?

Ученик - Длину одного ребра умножить на 12 ребер.

Ученик выходит к доске и выполняет умножение (можно сразу столбиком).

Решение задачи.

12 ·15 = 180 см   Ответ: не хватит 150 см, необходимо ещё 30 см

Учитель - Хватит ли проволоки?

Ученик  – Не хватит. Необходимо еще 30 см.

V. Физкульт  минутка:

1.Растираем ладони.

2.Вращение кистей.

3. Растираем уши.

VI. Самостоятельная работа.

(Каждому выдаётся лист с заданиями, на которых необходимо дописать правильный ответ)

 Рассмотрите рисунок и впишите пропущенные слова

Вариант - I.

1. На рисунке изображён прямоугольный ____________________________

2. Точка С- его ____________________________

3. Отрезок АВ – его__________________________

4.  Его длина равна 17 см, ширина 9 см, высота 5 см, для изготовления этой фигуры потребуется проволоки ______ см.

Вариант - II.

  1. На рисунке изображён __________
  2. Точка  В – его________
  3. Отрезок СD -  __________
  4. Длина ребра куба равна  10 см, для изготовления этой фигуры потребуется проволоки ______ см.

(Собрать листы).

VII. Домашняя работа. Из плотной бумаги (картона) изготовить прямоугольный параллелепипед, измерения которого равны:15см, 12см, 8см.

№ 801, 803.

Урок закончен, всем спасибо.



Предварительный просмотр:

_____________________________________

Самостоятельная работа.

Рассмотрите рисунок и впишите пропущенные слова

I.

1. На рисунке изображён прямоугольный ____________________________

2. Точка С- его ____________________________

3. Отрезок АВ – его__________________________

4.  Его длина равна 17 см, ширина 9 см, высота 5 см, для изготовления этой фигуры потребуется проволоки ______ см.

II.

  1. На рисунке изображён __________
  2. Точка  В – его________
  3. Отрезок СD -  __________
  4. Длина ребра куба равна  10 см, для изготовления этой фигуры потребуется проволоки ______ см. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прямоугольный параллелепипед Урок-практикум по математике В 5 классе Учитель: Никифорова Валентина Николаевна МОУ « Травниковская СОШ»

Слайд 2

Устная работа А В С D M N Z K a b c c P=2·( a+b ) P=4·c

Слайд 3

Прямоугольный параллелепипед

Слайд 4

А В С D Е F K M Прямоугольный параллелепипед

Слайд 5

Куб А В С D Е F K M

Слайд 6

Задача Хватит ли проволоки длиной 150 мм для изготовления модели куба с ребром 15 мм? 15 мм

Слайд 7

Решение Задачи 12 ·15 = 180 мм Ответ: не хватит 150 мм, необходимо ещё 30 мм

Слайд 8

Домашнее задание: Из плотной бумаги сделать прямоугольный параллелепипед, измерения которого равны:15см, 12см, 8см. № 801, 803.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОсОбенности изучения геометрического материала на уроках математики в начальных классах

Материал можно использовать при оформлении  математического уголка  в начальных классах и при изучении раздела "Методика изучения геометрического материала"  по учебной дисциплине "Мето...

Урок математики в 5 классе в технологии системно-деятельностного метода "Объем прямоугольного параллелепипеда" (урок открытия новых знаний).

Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо  прекрат...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6- КЛАССАХ

Богатым арсеналом эффективных средств для всестороннего развития мышления учащихся располагает курс школьной геометрии. Особая роль при развитии учащихся средствами геометрии при этом отводится изучен...

Изучение нового материала на уроках математики

В материале рассматривается ключевой элемент в структуре многих уроков - изучение нового материала...

Задания для самостоятельной работы учащихся по самостоятельному изучению геометрического материала в 5-6 классах.

Задания адресованы учащимся 5-6 классов при изучении геометрического материала. При переходе на ФГОС эти задания очень актуальны, так как самостоятельная  работа и деятельностный подход  это...

Прямоугольный параллелепипед. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Математика, 5 класс.

Цель: формирование у обучающихся понятий и представлений о прямоугольном параллелепипеде и его элементах.Образовательная:научиться отличать прямоугольный параллелепипед от других фигур и среди прямоуг...

АКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В данной статье рассмотрены приемы обучения, используемые в школьной программе при изучении нового материала на уроках математики. Проанализированы этапы изучения нового материала, возможности использ...