Главные вкладки

    Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""
    статья по географии (5 класс) на тему

    Наталья Игоревна Сазанова

    Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя школа №1 им. М. Горького

    с углублённым изучением английского языка»

    г. Арзамас Нижегородская область

    От традиционного урока Изучения нового материала

    к уроку Открытия нового знания

    на примере урока географии в 5 классе «Стороны горизонта»

                                                                                                                Подготовила:                       

                                                                                                      учитель географии

                                                                                                     Сазанова Наталья    Игоревна

    Арзамас, 2016

    В своей статье мне хотелось бы показать на примере конкретного урока, в чём же заключается отличие урока «Открытия нового знания» по ФГОС от традиционного урока «Изучения нового материала». Само название «Урок открытия нового знания», подразумевает, что учащиеся самостоятельно, но под руководством учителя «открывают» новые знания. Учитель не просто излагает учебный материал, проверяет усвоенное содержание, задаёт вопросы, а организует деятельность учащихся по освоению нового в процессе работы с различными источниками географической информации. (Слайд 2)

     Традиционный урок изучения нового материала включает в себя следующие этапы (Слайд 3, 4):

    Этап 1. Организационный этап

    Этап 2. Опрос и проверка домашнего задания

    Этап 3.  Объяснение нового материала

    Этап 4. Закрепление изученного

    Этап 5. Обобщение и систематизация материала

    Этап 6. Подведение итогов урока

    Этап 7. Постановка домашнего задания

            Современный урок «Открытия нового знания» состоит уже из 9 этапов (Слайд 3, 4):

    Этап 1. Мотивации

    Этап 2. Актуализации и пробного учебного действия

    Этап 3. Выявления места и причины затруднения

    Этап 4. Построения проекта выхода из затруднения

    Этап 5. Реализации построенного проекта

    Этап 6. Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

    Этап 7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

    Этап 8. Включения в систему знаний и повторения

    Этап 9. Рефлексии учебной деятельности

    Рассмотрим урок географии «Стороны горизонта».

    Начнём сравнение современного и традиционного уроков с Организационного этапа в традиционном уроке и Этапа Мотивации в современном уроке. На данном этапе учитель проверяет готовность учащихся к уроку, пытается заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку. (Слайд 5)  

    Например: «Ребята, сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема. Давайте подготовим всё необходимое для её изучения. Проверим наличие карточек с заданиями, учебников, тетрадей».

    Следующий этап, в традиционном уроке – это Этап Объяснение нового материала (этап проверки домашнего задания в данном примере отсутствует), в современном уроке - Этап актуализации темы. На традиционном уроке учитель сам формулирует тему урока; на современном уроке тему формулируют сами учащиеся. Учитель может направить, помочь им в этом. (Слайд 6)

            Например: При изучении темы «Стороны горизонта», учитель обращается к детям с вопросами: «Дети, поднимите руку, кто из вас любит путешествовать?», «А что нужно знать, для того, чтобы отправиться в путешествие?», посмотрите на картинку (Слайд 7): «Чем заняты дети?» (Ответ учеников: «Пытаются определить стороны горизонта», «Пытаются понять, где - север, а где - юг). Учитель: «Так какой же будет тема сегодняшнего урока?» (Ответ учеников: «Стороны горизонта»). Если ребята затрудняются с формулировкой темы, учитель зачитывает стих о сторонах горизонта (Слайд 7) :

    «В мире есть четыре брата:
    Север, Юг, Восток и Запад.
    Братья эти - страны света,
    Ну, а дом их - вся планета»

            На традиционном уроке учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться (т.е. цели и задачи урока). На современном уроке цель формулируют сами учащиеся

            Например: «Ребята, а как Вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?» (Ответы учеников: «Изучать стороны горизонта», «Учиться определять стороны горизонта»). Дети выдвигают различные предположения и фактически формулируют цель урока; затем записывают тему и цель урока в своих маршрутных картах. (Слайд 8).

    Затем учитель предлагает ученикам проверить, какие стороны горизонта им уже известны, выполнив задание 1 в маршрутной карте (1-2 мин.) (Слайд 9); После чего дети самостоятельно друг у друга проверяют выполнение задания по предложенному эталону (Слайд 10).

    На традиционном уроке учитель может попросить учащихся перечислить уже известные им стороны горизонта, сам внести поправки в ответ, познакомить с планом урока и перейти непосредственно к объяснению новой темы, либо дать задание по тексту параграфа, а затем провести фронтальный опрос.

    На следующем этапе Выявление места и причины затруднения (современный урок) учитель задаёт ученикам вопрос «Какие затруднения возникли у вас при выполнении данного задания?» (Ответы учеников: «Не знали, как правильно обозначаются стороны горизонта», «Перепутали стороны горизонта», «Не подписали С-З, С-В, Ю-З, Ю-В). (Слайд 11).

    На 4 этапе современного урока Построения проекта и выхода из затруднения Учитель задаёт ученикам вопрос: «Ребята, а что же мы должны знать и уметь, чтобы правильно определять стороны горизонта?» (Возможные ответы учащихся: «Знать, а что же такое горизонт?» «Какие стороны горизонта существуют?» «Зачем нам нужно знать стороны горизонта?»).  (Слайд 12).

    Учитель: «Ребята, а посмотрите-ка на доску (Слайд 13), практически все предложенные вами ответы являются пунктами плана нашего сегодняшнего урока!» Таким образом, учащиеся сами озвучивают пункты плана урока (строят проект выхода из затруднения).

    На 5 этапе современного урока Реализации построенного проекта учащимся предлагается прочитать текст §16 (4-5мин.).

    На традиционном уроке 2 – 5 этапы объединяет в себя этап Объяснения нового материала. (Слайд 14).

    На 6 этапе современного урока Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи учитель предлагает выполнить задание 2 в маршрутной карте (4 мин.), затем проводится фронтальный опрос; для ответа на вопрос «Для чего ввели понятие «стороны горизонта» к доске вызывается либо более сильный ученик, либо ученик, желающий ответить. (Слайд 15, 16, 17).

    Перед 7 этапом в современном уроке целесообразно провести физкультминутку.

    Учитель задаёт ученикам вопрос: «Ребята, а что необходимо нам с вами, чтобы отчётливо различать линию горизонта на местности?» (Ответ учащихся: «Хорошее зрение»), после чего предлагает выполнить гимнастику для глаз. На традиционном уроке физкультминутку можно провести после этапа Объяснения нового материала. (Слайд 18, 19).

    На 7 этапе современного урока Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Учитель предлагает применить открытые учащимися  знания в расстановке (частичном определении) сторон горизонта на практике и предлагает выполнить задания на определение сторон горизонта, предложенные в слайдах презентации (5 мин.), затем учащиеся по эталону (слайд презентации) проверяют правильность выполнения заданий друг у друга (с соседом по парте).

    На традиционном уроке изучения нового материала 6, 7 этапы современного урока открытия нового материала объединяет этап Закрепления изученного. Учащимся могут быть предложены аналогичные задания, но учитель сам, во время фронтального опроса, корректирует ответы учащихся. (Слайд 20-24).

    На 8 этапе современного урока Включения в систему знаний и повторение, учитель задает учащимся вопрос «Ребята, при изучении какой темы, вы сможете использовать открытые на сегодняшнем уроке знания?» (Возможные ответы учащихся «Открытые знания нам понадобятся при изучении темы «Ориентирование» или же «для того, чтобы ориентироваться на местности»). (Слайд 25).

    Затем учащимся предлагается выполнить тест на повторение открытых ребятами знаний (слайд презентации) (2-3 мин.), после чего тест проверяется друг у друга по эталону. (Слайд 26).

    В традиционном уроке данный этап соответствует этапу Обобщение и систематизация материала, где учитель сам может, ещё раз, перечислить, с какими определениями познакомились учащиеся в ходе урока, чему научились на уроке; либо задать эти вопросы учащимся, после чего так же предложить выполнить ребятам задания теста на отдельных листочках, попросив сдать листочки с тестом после урока либо всех учащихся, либо отдельных учащихся; аргументирует оценку знаний учащихся.

    После него следует Этап 6. Подведение итогов урока

    Учитель пытается выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

    Затем в традиционном уроке идёт этап постановки домашнего задания, где учитель задаёт единое домашнее задание пересказ пар. 16.

    (Слайд 27).В современном же уроке следует 9 этап. Рефлексия учебной деятельности. 

    Учитель на данном этапе сначала предлагает ребятам выполнить задание 5 в маршрутной карте:

    5. Ответьте на вопросы: (Слайд 28).

    Как Вы считаете, достигли ли вы в ходе урока поставленной в начале урока цели? ___________

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    теперь я могу…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

            После чего, посчитать общий балл за урок и поставить себе оценку (используя слайд презентации); по окончании урока сдать маршрутные карты. (Слайд 29).

            Затем озвучивает домашнее задание: (Слайд 30).

    Параграф 16, пересказ (обязательное задание);

    Задание на выбор (по желанию с дополнительным оцениванием):

    - подготовить сообщение по теме:

    а) Появление компаса и его устройство;

    б) Ориентирование на местности по местным признакам.

    - нарисовать рисунок, чтобы было видно линию горизонта.

    Хотелось бы отметить, что если учитель будет в совершенстве владеть методикой использования ИКТ – технологий, грамотно строить урок, учитывая возрастные, психологические особенности учащихся, не забывать про технологии здоровьесбережения, то такой урок подарит ученику радость познания, а учителю даст возможность повысить эффективность и качество учебно-воспитательного процесса.

    Использованные ресурсы:

    • http://www.izenglish.ru/collaborating/icourses/fgos/typology/discovery-lesson/
    • http://school410.spb.ru/lessons-constructor-files/index.html
    • http://mazahaker-ncux.narod.ru/lekcii/pedagogika/21.html

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок изучения нового материала по географии в 11 классе по теме "Япония"

    Методическая разработка урока по географии в 11 классе по теме "Япония"...

    Авторская разработка урока изучения нового материала по географии в 7-м классе по теме "Население Евразии".

    При проведении урока используются элементы проблемного обучения, организована работа с различными источниками географической информации. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют формирован...

    Открытый урок - изучение нового материала по географии на тему "Глобус - модель земного шара"

    Конспект урока по географии  рассчитан на учащихся 6 класса коррекционной образовательной школы VIII вида. Урок показывает изучение нового материала на тему "Глобус - модель земного шара"...

    Доклад « Особенности изучения нового материала, закрепления, повторения, проверки и оценки знаний умственно отсталых учащихся»

    В специальной ( коррекционной) школе 8 вида существует три этапа процесса обучения:1.- изучение нового материала2.- закрепление и повторение3.- проверка и   оценка знаний.В связи с особеннос...

    Учебно - методический материал: Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания.

    Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания...