Учебно - методический материал: Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания.
методическая разработка (5 класс) на тему
Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 6 города Липецка
имени В. Шавкова
Учебно-методическая разработка
Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания
Учитель:
Моярович Альбина Сергеевна
Липецк,2016
Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания.
Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.
Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения. В среднем звене (5-9 классы) можно оперировать уже имеющимися знаниями при выстраивании структуры урока "открытия нового знания", создавая ряд проблемных ситуаций, которые заставят учащихся активно включиться в работу на уроке .
Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Большое внимание уделяется самостоятельному поиску информации учащимися, что способствует успешному саморазвитию и самовоспитанию школьников.
Структура урока открытия нового знания.
I этап - Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Описание: главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин».
Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:
- «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;
- «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;
- «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.
Приемы для этапа мотивации:
1. Прием " Да-нет". Данный прием формирует следующие универсальные учебные действия:
∙ умение связывать разрозненные факты в единую картину;
∙ умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
∙ умение слушать и слышать друг друга.
Описание: учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
2.Прием "Эпиграф к уроку" и " Цитирование высказываний великих людей, пословиц и поговорок". Как показывает практика, эпиграф применяется в технологии встречных усилий и методике развивающего обучения. Этот прием насыщает материал урока, создает проблемные ситуации, заставляет думать и высказывать свои мысли, не дает “потеряться” в теме.
Целесообразно ввести эпиграф в начало урока, где он становится мобилизатором внимания, настраивает на предстоящую работу, делая ее собственно творческой, поскольку включает учеников в обсуждение.
Схема работы с эпиграфом включает два этапа:
- Чтение эпиграфа.
Читать может учитель или подготовленный ученик. Выразительно, акцентируя внимание на тех словах, которые помогут раскрыть смысл высказывания.
- Обсуждение эпиграфа.
На этом этапе ученикам предлагается осмыслить текст, подумать, как он связан с темой урока, почему именно эти слова являются главными на данном уроке? Окончательные ответы на эти вопросы формулируются в конце урока.
3. Прием " Светофор". Очень простой, но эффективный методический прием. Подготовив материалы однажды, вы долго будете пожинать плоды своего трудолюбия. Светофор — это длинная полоска картона (длиной 9 см, шириной 4 см), с одной стороны оклеенная красной бумагой, с другой — зеленой. «Работает» светофор очень просто: при проведении устного опроса все ученики сигнализируют учителю, знают ли они ответ на вопрос (зеленая сторона — готов отвечать, красная — не готов). Положительным моментом в этой ситуации является то, что во время проведения опроса пассивность неприемлема. Хочешь — не хочешь — надо поднять карточку и сказать, знаешь ли ты ответ на этот вопрос. Учитель объясняет ученикам, что, подняв красную карточку и заявив о незнании, ученик отказывается от ответа. Показал зеленую — будь добр, отвечай.
II этап - Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Описание: основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.
Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:
- вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
- активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение.
- при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.
Приемы для этапа актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии:
1. Прием " Лови ошибку". Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки или ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.
2. Анализ выполнения домашнего задания.
3. Прием "Проблемный вопрос или проблемная ситуация". Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению.
III этап - Этап выявления места и причины затруднений
Описание: Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.
Работа на данном этапе строится следующим образом:
- Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.
- В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.
- Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.
Приемы для этапа выявления места и причины затруднений:
1. Таблица ЗХУ. В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока.
В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».
Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?
В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.
В зависимости от возрастной категории учеников, таблицу можно модифицировать и использовать в работе вариант, более понятный и интересный детям. Так, например, в начальных классах проще будет применить следующую формулировку: «Уже знал (или догадывался). Узнал. Осталось непонятным». Главное, помнить о цели метода — развитие навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией.
2. Прием "Птичий базар" – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).
IV этап - Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации
Описание: основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
Работа строится так:
- Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
- На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).
- Выбирается способ, который позволит получить новое знание:
- Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)
- Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.
- Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.
Приемы для этапа построения проекта выхода из создавшейся ситуации
1. Прием "Зашифрованное слово". Данный прием является разновидностью приема "Интеллектуальная разминка". Этот прием можно использовать при подведении учащихся к формулированию темы урока. Суть данного приема состоит в следующем: на доске представлен набор букв из алфавитов английского и русского языка, чтобы записать тему урока, учащимся нужно вычеркнуть все буквы английского алфавита. Например:
YUГZ RISЛQ JАLG ГVQГ NJSО ZЛV ( Тема "Глагол")
2. Прием " Дерево целей". На доске рисуется дерево. Корни дерева - это тот материал и те правила, которые уже известны детям; ствол дерева - это тема урока, а листья дерева - это цели и задачи, которые необходимо выполнить к концу урока. Дети пытаются самостоятельно сформулировать цели и задачи и записывают их.
V этап - Этап реализации построенного проекта
Описание: главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.
Приемы для этапа реализации построенного проекта
1. Прием " Лови ошибку". Проверяя степень усвоения нового материала учащимися, учитель намеренно допускает ошибки при проговаривании правила по теме урока или ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Учащиеся переписывают текст правильно или проговаривают верное правило.
2. Прием " Вопросы к тексту". Учащиеся, читая правило или текст учебника, составляют вопросы по теме урока. Потом учащиеся по цепочке задают вопросы друг другу.
VI этап - Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Описание: на данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.
Приемы для этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
1. Прием " Вопросы к тексту".
2. Прием " Найти ошибку".
3.Комментированное чтение.
4. Прием " Словарь по теме". Учащиеся составляют словарь по теме урока, выписывая термины, которые встречаются на страницах учебника.
5. Прием " Снежный ком". Данный методический прием привлекает к активной работе большое количество учащихся. Алгоритм этого приема можно кратко описать так «слово- предложение-вопрос-ответ». Учитель показывает на ученика и говорит «слово». Ученик говорит слово, термин, которое касается темы урока, затем показывает на другого ученика и говорит «предложение». Второй ученик составляет предложение с этим словом, показывает на третьего ученика и говорит «вопрос». Третий ученик должен придумать вопрос к этому предложению, четвертый ученик дает ответ на поставленный вопрос.
6. Прием "Ромашка". Учителем готовится небольшой макет ромашки. Сердцевина ромашки - тема урока; на лепестках записаны вопросы по теме урока, на которые необходимо ответить учащимся. Учащиеся отрывают лепесток и дают ответ на поставленный вопрос.
VII этап - Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
Описание: На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.
Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.
Приемы для этапа самостоятельной работы с проверкой по эталону
1. Прием " Щадящий вопрос". Щадящий опрос — методический прием, позволяющий разнообразить проверку домашнего задания или проконтролировать усвоение новой темы на уроках. При щадящем опросе дети опрашивают друг друга или сверяют ответы детей с ответом учителя.
2. Прием " Диктанты".
3. Прием " Система кейсов"( литература). Кейс-метод или метод конкретных ситуаций – это метод активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)
Поставив задачу и подготовив «кейс», следует организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.
4. Прием " Встреча с героем" ( литература, для актуализации субъектного опыта". Учащиеся должны представить, что им предстоит встретиться с героем изучаемого произведения. У них есть два вопроса, чтобы что-то узнать про него, и про самих себя. Необходимо подумать, что они спросят у героя, и подумать над тем, какой ответ им даст персонаж произведения.
5. Прием " Слепой текст". Учащимся предлагается текст с пропущенными орфограммами или пунктограммами, учащимся необходимо восстановить текс и переписать его правильно. Или учащимся дан термин, а их задачей становится написание определения, а также наоборот, может быть дано определение, а задача учащихся - написать термин.
VIII этап - Этап включения в систему знаний и повторения
Описание : основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.
Приемы для этапа включения в систему знаний и повторения
1.Прием " Найди ошибку".
2. Прием "Восстанови текст".
3. Тестирование.
4. Составление кроссворда по теме.
IX этап - Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Описание: На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.
Приемы для этапа рефлексии учебной деятельности на уроке
1. Прием " Цветные поля". Методический прием "Цветные поля" относится к приемам интерактивного обучения и предназначен для развития навыков самопроверки и самостоятельной работы с написанным текстом.
Алгоритм работы с приемом:
- 1. Ученик пишет письменную работу (сочинение, изложение, диктант, контрольную, работу над ошибками, самостоятельную, лабораторную и т.д.).
- 2. На полях делаются пометки разным цветом. При этом цветовые пометки — это обращение к учителю:
- Красный — "проверьте и исправьте все ошибки";
- Зеленый — "отметьте все ошибки, я сам исправлю";
- Синий — "укажите количество ошибок, я сам найду и исправлю";
- Черный — "не относитесь серьезно к работе, я делал ее в спешке".
2. Прием " Плюс - минус - интересно". Учащиеся заполняют таблицу. Первая колонка помечается знаком плюс, в ней учащиеся отмечают то, что им понравилось на уроке; вторая колонка помечается знаком минус, в ней учащиеся отмечают то, что им осталось непонятным; третья колонка называется " интересно", в этой колонке учащиеся записывают то, что им показалось увлекательным, занимательным и интересным на уроке.
3. Прием " Три лица". Учитель раздает три кружочка-смайлика (веселый смайлик, грустный и нейтральный). В конце урока дети поднимают тот смайлик, который отражает их настроение.
4.Прием " Волшебная шкатулка". Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в нее что-то абстрактное: качества характера героя, пожелания герою произведения или своим одноклассникам.
5. Прием " Составление синквейнов". Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.
Правила составления синквейна
- Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
- Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
- В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
- Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
- Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
6. Прием " Волшебная палочка". Учащиеся проговаривают фразу " Если я найду волшебную палочку, то я попрошу его помочь..." после они произносят имя того из одноклассников, кому, по их мнению, необходима помощь для успешного усвоения новой темы урока.
Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок открытия нового знания и 2 этапа урока рефлексии "Past Progressive", 6 класс
Данный урок по теме Past Progressive (прошедшее продолженное время) разработан для 6 класса школ с углубленным изучением английского языка....
Методическая разработка урока открытия новых знаний "История формирования рельефа земли" с использованием метода опорных конспектов, информационно-коммуникативных технологий, элементов проектной деятельности
данный урок пердполагает создание мини прокктов в группах учащихся и их представление в виде электронной презентации....
Методическая разработка урока «Химические реакции». Урок – «открытия» нового знания.
Методическая разработка урока «Химические реакции». Урок – «открытия» нового знания....
Технологическая карта урока "Н и НН в суффиксах прилагательных" Урок открытия нового знания
Урок в 6 классе нацеливает учеников на составление алгоритма правописани суффиксов прилагательных с Н и НН....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
презентация на тему "Структура современного урока" (урок "открытия" новых знаний) 1-2 части
В данной презентации (часть1, часть2) показана структура урока "открытия" новых знаний. Подробно расписан каждый этап урока с примерами педагогических приёмов и технологий. Материал будет по...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...