ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ (ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ) В СВЕТЕ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по технологии

Демедюк Дмитрий Петрович

 Современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области “Технология”, заключается в следующем: в процессе активной познавательной деятельности младшие школьники овладевают основами трудовой деятельности, знакомятся с простейшими технологиями преобразования доступных материалов, овладевают опытом творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_tehnologii_.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ (ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ) В СВЕТЕ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области “Технология”, заключается в следующем: в процессе активной познавательной деятельности младшие школьники овладевают основами трудовой деятельности, знакомятся с простейшими технологиями преобразования доступных материалов, овладевают опытом творческой деятельности. Овладение учащимися опытом творческой деятельности предполагает формирование определенной готовности ученика к поиску решения “новых” для него проблем и творческому преобразованию действительности через выстраивание системы творческих заданий, направленных на развитие мышления, в том числе технического, и овладения трудовыми умениями. Уроки технологии реализуют выше названный подход в двух направлениях. Первое - развитие личности ребенка во всем возможном многообразии: развитие психических качеств (мышление, воображение, память, внимание, речь), эстетического вкуса, потребности в практической творческой деятельности, а также развитие элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей. Вторая – формирование обобщенных технико-технологических знаний и умений по ручной обработке доступных детям материалов. Названные линии реализуются содержательно через продуманную систему упражнений и изделий, подобранных соответственно учебным задачам; через выполнение творческих заданий обобщающего характера. В связи с этим все задания отвечают следующим требованиям:

1. Выполнение задания, в том числе и изготовление изделия, не есть цель урока. Задание лишь средство решения конкретных учебных задач.

2. Любое задание должно быть доступно для его выполнения, но, в то же время, обязательно содержать не более одного-двух новых знаний и новых умений, которые могут быть “открыты” и освоены детьми в ходе его выполнения.

3. Изделия, предлагаемые детям для изготовления на уроках трудового обучения, не могут носить случайный характер, а должны отвечать цели и задачам каждого урока и быть простроены в четко продуманную последовательность.

4. Задания должны давать учащимся широкий спектр знаний о мире, развивать мышление, в том числе техническое, духовные качества личности. Методически идеи реализуются через деятельностный подход к обучению, использование продуктивных методов.

 Это эвристические беседы; поисковая, исследовательская деятельность детей по “открытию” новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиск возможных и рациональных способов их обработки через упражнения-пробы, поиски правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции или конструкции и т.д.  На каждом уроке необходимо наличие образца (схожих образцов), образца в разборе, отдельных узлов со скрытыми конструктивными особенностями, схем, чертежей, эскизов. Это обеспечивает учащимся, с одной стороны, возможность восприятия образца (схожих образцов) со всеми их конструктивными особенностями, а с другой стороны – позволяет при предметном (образном) созерцании, обсудить эти конструктивные особенности и выявить конструкторско- технологические проблемы, организовать поиск возможных путей решения выявленных проблем. Неполная информация о необходимых для каждой конкретной работы материалов, инструментов, приспособлений исключает непродуктивный подход, когда все данные известны, а стимулирует поиск необходимого, чем решает задачу формирования умений самоконтроля у учащихся. Графическое изображение образцов (инструкционные карты) может быть использовано как на этапе анализа задания, так и в самостоятельной практической деятельности детей в качестве информационной поддержки. Иногда, если изображение достаточно «прозрачно», оно может заменить образец для анализа задания, что способствует развитию пространственности и образности.  Главное условие развивающего обучения – активная познавательная деятельность учащихся в процессе открытия новых знаний Главный результат обучения – самостоятельное решение возникающих проблем (учебных и жизненных). Показатель развития – умение использовать приобретенные знания и практические умения в новых условиях. В описании хода урока, как и в самом уроке, особый акцент ставится на детальный анализа задания, определение и поиск решения заложенных в задании проблем, далее обязательное выстраивание последовательности самостоятельной практической работы (планирование), самоконтроль и контроль во время практической работы, оценка деятельности учащихся на уроке.

Методическая схема проблемного урока технологии:

1.Подведение к проблеме (от известного к неизвестному): - обращение к опыту детей, - наблюдения, небольшие исследования; - выявление и озвучивание проблемы (особенности конструкции, технологических приемов и операций).

2.Формулирование выявленной проблемы. Поиск путей решения проблемы: - поисковые практические упражнения (поиск конструктивных особенностей, определение способа выполнения технологической операции, и др.) - рассуждения и обсуждение о найденных решениях с опорой на реальные предметы, выбор оптимального решения;

3.Определение необходимых (наилучших в данной ситуации) материалов, инструментов.

 4.Планирование предстоящей практической работы - в кратких предложениях озвучивание этапов практической работы.

 5.Практическая работа. - подготовка рабочих мест; - выполнение работы; - уборка рабочих мест. Обобщение - что нового узнали, чему научились (формулирование открытого знания).

 6.Оценка выполненной работы и участия в обсуждении. - качество выполнения работы; - степень самостоятельности (с помощью учителя, под наблюдением учителя, в группе, самостоятельно); - творческие находки (при обсуждении).

Схема взаимосвязи характера познавательной деятельности учащихся и этапов урока технологии

 Последовательности и характер познавательной деятельности учащихся (Этапы урока технологии и их особенности).

1.  Организационный момент (настрой учащихся на предстоящую работу).

2. Подведение к проблеме (от известного к неизвестному): - обращение к опыту детей; - наблюдения, небольшие исследования; - выявление и озвучивание проблемы (информационно-познавательного характера или конструктивно-технологического – особенности конструкции, технологических приемов и операций).

 3.Формулирование выявленной проблемы. Познавательно-информационная беседа с опорой на личный опыт детей и иллюстративный ряд объектов.

 4.Анализ информации или задания (образцов изделий) – определение неизвестного в ряду известных знаний, или определение учащимися совместно с учителем конструктивных и технологических особенностей объекта практической деятельности.

 5.Поиск путей решения проблемы: - поисковые практические упражнения (на определение свойств материалов, поиск конструктивных особенностей, определение способа выполнения технологической операции, и др.) - рассуждения и обсуждение о найденных решениях с опорой на реальные предметы, выбор оптимального решения; - определение необходимых (наилучших в данной ситуации) материалов, инструментов “Открытие” нового знания – коллективный или групповой, по возможности самостоятельный (без помощи учителя) поиск решения выявленной проблемы или рациональных конструктивно-технологических решений по изготовлению изделия.

 6.Планирование предстоящей практической работы - в кратких предложениях озвучивание этапов практической работы. Планирование предстоящей самостоятельной практической работы (четкое пристраивания последовательности изготовления изделия, возможно с последующим самоконтролем по карточке).

7. Практическая работа. - подготовка рабочих мест; - выполнение работы; - уборка рабочих мест.

8. Организация рабочего места (раздача и размещение материалов и инструментов).

9. Самостоятельная работа учащихся (максимально самостоятельное изготовление изделия, которое обеспечивается детальным анализом конструктивных и технологических особенностей изделия, опорой на известные способы и приемы действий, а также на использование дидактических материалов (инструкционные карты, схемы, чертежи, карточки-памятки).

10. Обобщение - что нового узнали и научились делать на уроке Обобщение (осознание и формулирование нового знания, открытого на уроке, новых качеств личности ).

11. Оценка выполненной работы и участия в обсуждении. - качество выполнения работы; - степень самостоятельности (с помощью учителя, под наблюдением учителя, в группе, самостоятельно); - творческие находки (при обсуждении).

12. Оценка деятельности учащихся на уроке (качественная характеристика выполненных работ: оценка качества выполнения новых приемов и операций и полученного объекта в целом). Обязательно отмечается творческий поиск и творческие находки учащихся, высказанные ими в ходе анализа задания и поиске решения предложенных проблемных ситуаций, самостоятельность выполнения работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ «ТЕХНОЛОГИИ» (ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ) В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.

Недостаточность речевой деятельности, уменьшение объема информации, получаемой неслышащими учащимися вследствии поражения слуха, сказываются на развитии таких познавательных процессов, как мышление, п...

Особенности создания коррекционно-развивающей среды на урока профессионально-трудового обучения в школе VIII вида

Создание развивающей среды на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида...

Особенности создания коррекционно-развивающей среды на урока профессионально-трудового обучения в школе VIII вида

Создание развивающей среды на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида...

Особенности проведения современного урока профессионально-трудового обучения

Выступление на методическом объединении учителей профессионально-трудового обучения...

«Дистанционное обучение: особенности проведения уроков технологии»

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Информационные и коммуникативные технологии занимают одно из ведущи...

Организация и проведение уроков профессионально-трудового обучения (профиль "Слесарное дело" в классах для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей профессионально-трудового обучения"Организация и проведение уроков профессионально-трудового обучения (профиль "Слесарно...

Некоторые особенности уроков технологии в свете новых требований развивающегося образования

Материал описывает современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области "Технология", реализуемый в двух направлениях. Описаны требования...