ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ «ТЕХНОЛОГИИ» (ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ) В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.
статья по технологии по теме

Недостаточность речевой деятельности, уменьшение объема информации, получаемой неслышащими учащимися вследствии поражения слуха, сказываются на развитии таких познавательных процессов, как мышление, память, восприятие. Особенности познавательной и речевой деятельности неслышащих детей, в свою очередь, накладывают определенный отпечаток на развитие двигательного анализатора и отражаются на овладении трудовыми навыками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_urokov.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ «ТЕХНОЛОГИИ» (ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ)

В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.

Всем ходом развития общей и специальной педагогики доказано, что трудовая деятельность оказывает огромное формирующее влияние на человека, тем более на личность растущего ребенка.

В труде развиваются умственные способности учащихся, формируются и корригируются их мыслительные операции.

Трудовая деятельность способствует возникновению ситуаций сотрудничества, в которых воспитывается взаимопонимание, взаимопомощь, целеустремленность, трудолюбие, добросовестность и другие нравственные качества.

В процессе трудового обучения в школе неслышащие учащиеся получают общетрудовую подготовку политехнического характера способствующую их нравственному, интеллектуальному, физическому развитию и профессиональному сомоопределению в старших классах.

Современный, подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области “Технология”, заключается в следующем: в процессе активной познавательной деятельности школьники овладевают основами трудовой деятельности, знакомятся с простейшими технологиями преобразования доступных материалов, овладевают опытом творческой деятельности. Овладение учащимися опытом творческой деятельности предполагает формирование определенной готовности ученика к поиску решения “новых” для него проблем и творческому преобразованию действительности через выстраивание системы творческих заданий, направленных на развитие мышления, в том числе технического, и овладения трудовыми умениями.

Уроки технологии реализуют выше названный подход в двух направлениях. Первое - развитие личности ребенка во всем возможном многообразии: развитие психических качеств (мышление, воображение, память, внимание, речь), эстетического вкуса, потребности в практической творческой деятельности, а также развитие элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей. Второе – формирование обобщенных технико-технологических знаний и умений по ручной обработке доступных детям материалов. 
    Трудовое обучение в школе для неслышащих детей имеет те же цели и задачи, что и в массовой школе. Однако отсутствие слуха и речи, как второй сигнальной системы, формирующей двигательные умения и навыки, требует определённой специфики в методике обучения предмету.

    При поражении слуха в первую очередь и в наибольшей степени страдает речь.

Недостаточность речевой деятельности, уменьшение объёма информации, получаемой неслышащими учащимися вследствие поражения слуха, сказываются на развитии таких познавательных процессов, как мышление, память, восприятие. Особенности познавательной и речевой деятельности неслышащих детей, в свою очередь, откладывают определённый отпечаток на развитие двигательного анализатора и отражаются на овладении трудовыми навыками.

Включение учащихся, особенно с проблемами развития в трудовую деятельность значимо для решения коррекционно-развивающих задач обучения, а именно: преодоления своеобразия в психическом развитии. Задержка в развитии зрительной и словесно-логической памяти у неслышащих учащихся связана с особенностями овладения ими словесной речью. На уроках трудового обучения создаются благоприятные условия для развития у учащихся мыслительных операций, непроизвольного запоминания учебного материала на основе практической деятельности. В процессе уроков по трудовому обучению учащиеся знакомятся со специальными терминами, их значением, правильным произношением и написанием, учатся использовать их в разговорной речи. Используя единые методики и приёмы слуховой и речевой работы на уроках в школе для неслышащих детей, учителю необходимо  создавать условия и среду для речевого общения на теоретических, лабораторно-практических и практических занятиях с активным использованием технической и технологической терминологии.

Целями трудового обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях  I вида являются:

-  формирование у учащихся технико-технологической грамотности и технологической компетентности;

-    воспитание культуры труда;

- приобретение учащимися умений в прикладной творческой деятельности;

-  социально-трудовая адаптация и реабилитация учащихся в процессе их будущего профессионального самоопределения.

Основные задачи трудового обучения неслышащих учащихся:

обучающие:

- формирование трудовых навыков и умений;

- развитие политехнического кругозора учащихся, ознакомление их с общими научными основами трудовой деятельности;

воспитательные:

- воспитание трудолюбия, потребности в труде, бережного отношения к инструментам, оборудованию и материалам;

коррекционные:

-  повышение уровня речевого и общего развития учащихся на основе реализации принципа речевой коммуникации в процессе трудовой деятельности;

- коррекция недостатков развития познавательной и речевой деятельности неслышащих учащихся в процессе труда.

Трудовое обучение предусматривает преемственное развитие знаний и умений, полученных учащимися в I - IV классах при выполнении работ на уроках предметно-практического обучения (ППО). В рамках ППО формируются житейские, спонтанные понятия. На уроках трудового обучения эти понятия развиваются, начинается формирование научных знаний. Продолжается работа по общему и речевому развитию учащихся.

С точки зрения сурдопедагогики ППО и трудовое обучение имеет общую цель – развитие речи неслышащих учащихся, что способствует развитию словесно – логического мышления, овладению знаниями,  умениями и навыками для их социальной адаптации.

Качество трудовой подготовки учащихся во многом зависит от умения использовать речь в трудовых действиях. На уроках ППО эта задача эффективно решается при выполнении изделий из бумаги, картона,  деталей конструктора, когда техника работы достаточно проста, а трудность для учащихся состоит в словесной характеристике изделия и в устном отчёте о выполнении задания.

Нередки случаи, когда уроки трудового обучения в школах для неслышащих детей проводятся по методике массовых школ, без каких-либо специфических изменений, и не предусматривают в должной мере речевой работы.

Учителю труда необходимо знать и учитывать при подготовке и проведении уроков, с какими материалами и инструментами познакомились учащиеся на уроках ППО, какими операциями и приемами ручного труда владеют, какой словарный состав и уровень развития экспрессивной и импресивной речи имеют.

Содержание трудового обучения в V, VI классах является базой для последующего профильного и профессионального обучения в старших классах.

В процессе обучения разговорной речи учителем должна использоваться устная речь в сочетании с дактильной. Также может использоваться письменная форма (запись на доске, таблички)  в сочетании с устной формой.

Для закрепления и активизации речевого материала, в том числе специфического по трудовому обучению, могут быть привлечены следующие методические приемы:

  • использование    естественно    возникающей    ситуации    в    процессе   учебной деятельности;
  • преднамеренное   создание   ситуаций,   вызывающих   потребность   в   данных фразах.

Весь материал разговорной речи дети должны воспринимать слухозрительно. Кроме того необходимо отрабатывать произношение фраз, обязательных для активного усвоения учащимися.

Важная задача на начальном этапе – воспитание у учащихся организационных умений и навыков работы в мастерской. Учащиеся должны научиться организовано и вовремя входить в мастерскую и выходить из неё, бережно относиться к инструментам, оборудованию, материалам, правильно использовать спецодежду, уметь обращаться к учителю, убирать своё рабочее место, соблюдая правила безопасности. Все разъяснения следует подкреплять демонстрацией и дальнейшими упражнениями.

При выполнении практических заданий работа над изделием складывается из выполнения различных приёмов обработки материала. Лишь овладев необходимым запасом умений и навыков, учащиеся способны рационально спланировать и выполнить трудовое задание. Поэтому важно, чтобы опыт учащихся планомерно пополнялся доступными им приёмами трудовой деятельности и сопровождался усвоением лексического материала.

Практическое выполнение заданий на уроках целесообразно начинать с обсуждения характеристик изделия, продумыванием или обсуждением плана предстоящей работы , повторением правил техники безопасности и завершать оценкой сделанного на уроке, обращая внимание учащихся на лучшие работы. Формирование этих умений и навыков является обязательным условием коррекционной направленности учебного труда. При выполнении практических заданий, если учащиеся познакомились с каким–либо трудовым приёмом, копируя действия учителя (работа по подражанию), то они не смогут самостоятельно применять его в других целях: приём быстро забывается. Только осознанное овладение учащимися приёмами труда, когда они могут рассказать о последовательности выполнения приёма, причинно-следственных зависимостях (почему действие надо осуществить именно таким образом и что будет, если его изменить, и т.д.), позволит произвольно переносить их в другие условия или рационально подбирать в соответствии с содержанием задания.

Особое внимание необходимо обратить на знание и точное соблюдение всеми учащимися правил безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Перед изучением каждой новой темы необходимо знакомить школьников с общими правилами безопасности труда, а в процессе выполнения задания объяснять правила безопасного выполнения каждой трудовой операции..

Для успешного решения задачи формирования устойчивого положительного отношения учащихся к труду, учителю необходимо обеспечивать занятия качественно выполненными средствами наглядности (образцом изделия, плакатами, табличками и т. д), использовать компьютерные технологии, проводить уроки в оптимальном темпе, учитывая возможности лучших и отстающих учащихся, использовать хорошо отрегулированный и налаженный инструмент, приспособления и доступные для обработки материалы.

Главное условие развивающего обучения – активная познавательная деятельность учащихся в процессе открытия новых знаний

Главный результат обучения – самостоятельное решение возникающих проблем (учебных и жизненных).

Показатель развития – умение использовать приобретенные знания и практические умения в новых условиях.

Социализация учащихся является центральным звеном в деятельности общеобразовательной школы (как общего типа, так и специальной - для детей с нарушением слуха). В плане социализации неслышащих, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество уроки «Технологии» представляют особую ценность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей на уроках профессионально трудового обучения в коррекционной школе».

Обобщение передавого педагогического опыта в коррекционной школе 8 вида г. Поронайска....

"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"

Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...

Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках способствуют развитию и коррекции интеллектуальных способностей учищихся : пространственного представления, логического мышления, развитие памяти, внимани...

Элементы проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Использование метода проектной деятельности на уроках ПТО учит учащихся общению в трудовом процессе, вырабатывает умение формулировать свои желания и потребности, развивает коммуникативные качества ли...

Уроки по трудовому обучению в коррекционной школе

Размещаемый материал ориентирован на подготовку учащихся к трудовой деятельности через специально организованные занятия в доступной форме  по трудовому обучению для дальнейшейсоци...

Конспект открытого урока по трудовому обучению в коррекционной школе 5 класс "столярное дело"

Конспект открытого урока по трудовому обучению                          «столярное дело»Тема раздела программы: соедин...