Особенности создания коррекционно-развивающей среды на урока профессионально-трудового обучения в школе VIII вида
статья (6 класс) на тему

Зеленцова Ирина Алексеевна

Создание развивающей среды на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности создания коррекционно-развивающей среды на уроках профессионально-трудового обучения в школе VIII вида».

Основной целью профессионально-трудового обучения в школе VIII вида является успешная социально – трудовой адаптации учащихся в обществе, подготовка к самостоятельному труду. Данная цель достигается решением ряда задач (слайд):

  1. формирование доступных технических и технологических знания; 
  2. развитие обще-трудовых умения, то есть: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы; 
  3.  обучение профессиональным приемам труда и привитие им соответствующих трудовых навыков; 
  4.  воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство долга, и др.).

Обучение в специальной школе носит коррекционно-развивающий характер, поэтому особое значение отводится не только на коррекцию  мышления и нарушенных психофизиологических функций  обучающихся, воспитанников, но и на содействие общему психическому и физическому развитию учащихся. Коррекционная работа включает в себя деятельность учащихся, которая продвигает их в развитии.

В своей практической работе я придерживаюсь следующих направлений:

  1. коррекция и  развитие психофизических недостатков учащихся средствами обучения на уроках швейного дела;
  2. обучение непосредственно профессии, т.е. выработке у школьниц качественных, скоростных показателей и выносливости в труде;
  3. развитие самостоятельной ориентации.

Данные направления невозможно решить без учета индивидуальных особенностей обучающихся. Для этого я провожу систематическое изучение динамики развития трудовых способностей учащихся (подразумевает):

  1. наблюдение  за деятельностью школьников. Это позволяет выявить сильные и слабые стороны каждого и наметить пути исправления этих недостатков;
  2.  мониторинг по изучению состояния сформированности профессионально-трудовых знаний, умений и навыков обучающихся, воспитанников, который проводим 3 раза в год (вводный, текущий и заключительный). Это позволяет проследить динамику изменений. (слайд)
  3. Самостоятельные практические работы в конце каждой четверти.

По результатам  мониторинга можно разделить детей на группы по уровню развития и овладения трудовыми навыками. Это необходимо для индивидуальной работы на уроке и дифференцированного подхода для фронтальной работы. Данная форма мониторинга коррекционно-развивающего обучения способствует более глубокому и детальному изучению трудовых умений и навыков каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути их коррекции и развития.

Воспитание  умения самостоятельно работать, в наибольшей мере зависит от учителя, от того какими методами и приемами он пользуется. От способов объяснения процесса выполнения задания зависит осознанность выполнения учащимися этого задания, что в свою очередь является одним из условий развивающего обучения в процессе профессионально-трудового обучения.

В свое работе я использую как словесные методы – рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой, так и наглядные методы.

По цели использования наглядные средства можно разделить на несколько групп:

  • Наглядные средства, помогающие объяснить конечную цель работы (образцы изделий, технические чертежи и рисунки).
  • Наглядные средства, применяемые для обучения планированию (инструкционно-технологические, инструкционные и операционные карты, планы в таблицах). (слайд)

Умение планировать свою работу и осуществлять ее по плану есть один из основных признаков осмысленного и самостоятельного выполнения задания. Значительную помощь в обучении детей планированию оказывает применение операционных, инструкционно-технологических и инструкционных  карт. 

Они:

  1. способствуют формированию оперативного образа объекта труда;
  2. развивают ориентировочные и планирующие умения, которые они могут перенести на другие несложные изделия (умение составить последовательность своих практических действий);
  3. у  учащихся вырабатываются контролирующие действия;
  4. карты облегчают понимание информации, которую учитель представляет на уроке;
  5. способствуют прочному усвоению технико-технологических знаний и развитию профессиональных двигательных навыков;
  6. позволяют активизировать и направлять практическое мышление учащихся;
  7. повышают работоспособность;
  8. формируют основные компоненты любого трудового приема: результат, орудие труда, двигательная программа.

В современных условиях особое внимание уделяется применению информационно-компьютерных технологии. На уроках используем презентации, созданные с помощью программы Power Point.

Так на уроке по теме «Хлопчатобумажное волокно. Получение и его свойства» перед детьми стоит задача внимательно слушать рассказ учителя, смотреть иллюстрации и отвечать на вопросы учителя. Следуя методическим рекомендациям обучающие, воспитанники «открывают показ слайдов» презентации и по ходу рассказа учителя (по команде) переключают их, по окончании рассказа «закрывают просмотр слайдов».

С помощью  графического редактора Paint можно выполнять изображения геометрических фигур, линий произвольных изображений, выполнять раскрашивание. Эти свойства использую при выполнении эскизов простейших изделий: носового платка, салфетки, заплаты-аппликации. Это самая любимая программа у девочек, ведь в рисунке они воплощают свои мечты.

Поскольку в школе имеется выход в интернет, применяем и это достижение для демонстрации технических установок (паровоздушный манекен, гладильный пресс, ткацкого  станка), используем видеоролики (получение натурального шелка, изучаем цеха швейной фабрики).

Обучение с использованием ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности, один из способов социализации.

Совершенствование профессиональных навыков осуществляется путем применения различных методов обучения, которые направлены на коррекционное развитие психических функций учащихся на уроках швейного дела. 
Для развития мышления я использую ряд заданий и упражнений:

  1. Решение загадок, ребусов, кроссвордов, анаграмм.
  2. Составление коллажей по заданной тематике. Поиск необходимых моделей из журналов мод.
  3. «Найди общее». Выделение общего в ряду эскизов изделий.

«Сравни». Найти отличительные черты ряды изделий.

  1. «Соедини верные утверждения»
  2. «Подбери картинки». Разложить иллюстрации изделий в зависимости от способа носки.
  3. «Установи последовательность обработки изделия»
  4. «Подпиши название мерок »
  5. «Подпиши название деталей и контурных срезов на выкройке»

Провожу дидактические игры «Одень куклу», «Наведи порядок».

Для активизации речи провожу следующие упражнения:

  1. «Составь слово»
  2. «Придумай предложение с новыми понятиями и терминами»
  3. «Что должно получиться». Чтение требований предъявляемые к качеству работы.

Все эти упражнения и задания помогают учащимся разбираться в элементарных вопросах, касающихся их будущей профессии, умеют читать чертежи, понимают рисунок готового изделия, у них формируются навыки и умения самостоятельной работы.

Для решения задач подготовки умственно к самостоятельной жизни и труду большое значение имеет продуманная и четкая организация и высокий методический уровень проведения занятий, хорошая техническая и дидактическая  оснащенность мастерской.

Для проведения занятий были приобретены 2 промышленные машины, 3 бытовые электрические машинки. В классе появился компьютер с выходом в интернет. Кабинет и лаборантская комната  оснащена необходимой мебелью для проведения уроков, размещены наглядные и методические пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Особенности создания коррекционно-развивающей среды на урока профессионально-трудового обучения в школе VIII вида

Создание развивающей среды на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида...

ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики на 2015-2019 годы «Создание коррекционно-развивающей образовательной среды Дома ребенка №3, обеспе

1.    Краткая презентация ПрограммыСпециализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психикина 2015-2019 годы«Создан...

Коррекционно - развивающая программа по «Развитию речи» для 1-4 классов школ VIII вида.

Цель программы: исправление недостатков устного и письменного речевого развития умственно отсталого ребёнка. Задачи:·        Создать ребёнку с ограниченн...

Создание наиболее эффективных условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида

Использование на уроках трудового обучения  в совокупности таких технологий как информационно-коммуникационных, игровых, проблемного метода, проектирования, личностно-ориентированного подхода дае...