Коррекционно - развивающая программа по «Развитию речи» для 1-4 классов школ VIII вида.
рабочая программа на тему

Горб Ольга Алексеевна

Цель программы: исправление недостатков устного и письменного речевого развития умственно отсталого ребёнка.

 

Задачи:

·        Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;

·        Обеспечить охрану и укрепление здоровья;

·        Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;

·        Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

·        Развитие фонематического восприятия;

·        Постановка и автоматизация , дифференциация поставленных звуков в связной и письменной речи;

·        Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

·        Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;

·        Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения;

·        Определение положения звука по отношению к другим;

·        Обогащение словаря;

·        Развитие связной речи;

·        Формирование лексико-грамматических отношений;

·        Закрепление навыков чтения и письма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_razvitiyu_rechi_1-4.docx45.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательная школа-интернат VIII вида станицы Старолеушковской Краснодарского края.

Коррекционно - развивающая программа

по «Развитию речи»

для 1-4 классов школ VIII вида.

Составили учитель-логопед высшей категории: Горб О.А.

   

Пояснительная записка.

Логопедическая работа во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребёнка.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространёнными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребёнка, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы.

Данный курс является коррекционно - направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление недостатков звукопроизношения у умственно отсталых детей , развитие общей и речевой моторики, воспитание слухового восприятия, внимания, памяти, развитие фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи.

Цель программы: исправление недостатков устного и письменного речевого развития умственно отсталого ребёнка.

Задачи:

  • Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;
  • Обеспечить охрану и укрепление здоровья;
  • Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
  • Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Постановка и автоматизация , дифференциация поставленных звуков в связной и письменной речи;
  • Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
  • Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
  • Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения;
  • Определение положения звука по отношению к другим;
  • Обогащение словаря;
  • Развитие связной речи;
  • Формирование лексико-грамматических отношений;
  • Закрепление навыков чтения и письма.

Особенности занятий: Календарно – тематический план курса занятий «Развитие речи» является групповым , на занятия отводится 40 минут.

1-3 классы - 4 раза в неделю, 4 класс - 3 раза в неделю.

Учитывая психологические особенности ребёнка, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с более постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая материал для повторения.

Требования к знаниям детей:

  • Узнавать и различать гласные и согласные звуки;
  • Произносить в связной речи поставленные звуки;
  • Дифференцировать поставленные звуки в устной и письменной речи;
  • Использовать гласные II ряда или ь для обозначения мягкости согласных на письме;
  • Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
  • Производить звуко-буквенный разбор слогов и слов;
  • Подбирать слова на заданный звук;
  • Сравнивать слова со сходными звуками;
  • Строить звуковые схемы слогов и слов;
  • Восстанавливать предложения и текст с заданным звуком;
  • Самостоятельно писать зрительные и слуховые диктанты;
  • Переносить полученные знания и умения на другие виды деятельности.

Задачи обучения.

  1. Развитие произвольного внимания.
  2. Развитие и совершенствование всех видов сенсорной и словесно-логической памяти.
  3. Развитие речевого внимания.
  4. Развитие мышления, формирование мыслительных процессов и операций.
  5. Воспитание интересов и стремление к познавательной деятельности.
  6. Развитие, совершенствование общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики.
  7. Развитие речевой и двигательной активности.
  8. Совершенствование имеющейся у детей речи.
  9. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

10.Овладение фонематическим строем языка, воспитание артикуляционных навыков, коррекция звукопроизношения, овладение звуковой структурой, формирование фонематического восприятия.

      11.Подготовка к обучению и обучение грамоте. Формирование    

           звукобуквенного анализа слов.

Коррекционная работа по исправлению и развитию речи.

        Такая работа проводится на логопедических занятиях, на уроках, самоподготовках и внеклассных занятиях. Воспитатель закрепляет материал, данный на логопедических занятиях в игровой и трудовой деятельности, на прогулке, в утренние и вечерние часы.

        Наряду с речевой работой проводится обязательная работа по коррекции, совершенствованию и развитию голоса и дыхания, формированию и развитию познавательной деятельности – восприятия, мышления, внимания, памяти.

Основные принципы программы:

1.Принцип учёта этиологии и механизмов речевых нарушений.

2. Принцип качественного и количественного анализа результатов обследования  ( качественный для построения коррекционной работы; количественный –для отслеживания динамики коррекционной работы).

3. Принцип системности ( в коррекционной работе воздействовать на все компоненты речи).

4. Принцип комплектности ( комплексное медико – педагогическое воздействие на ребёнка. Тесная взаимосвязь всех участников коррекционного процесса).

5. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода (выбор коррекционных методик осуществляется с учётом индивидуальных особенностей ребёнка).

Этапы и сроки реализации программы.

I.Организационный этап коррекционно  - образовательной программы.

1. Стартовое психолого -педагогическое и логопедическое обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии.

2.Обобщение данных, полученных в ходе углублённого обследования ребёнка с помощью разных методов и из разных источников информации, формулировка объективного логопедического заключения, составление групповых и индивидуальных программ коррекционно – педагогической работы на учебный год.

3. Формирование у родителей и педагогов школы -интернат информационной готовности к логопедической работе с детьми.

4. Формирование позитивной установки детей на участие в логопедической работе.

II. Основной этап коррекционно – образовательного процесса.

На этом этапе основной акцент делается на собственно коррекционно- речевой работе с детьми. Несмотря на значительные различия в задачах коррекционо -речевой работы, определяемых, прежде всего возрастными и индивидуальными особенностями умственно отсталых детей, она, тем не менее, базируется на ряде общих принципов:

  • Индивидуализации;
  • Разносторонности;
  • Комплексности;
  • Систематичности коррекционно-педагогического воздействия.

На всех этапах ведётся работа по развитию высших психических функций.

III. Заключительный этап коррекционно – образовательного процесса.

Заключительный этап предполагает качественную оценку результатов проведённого логопедического воздействии и речевой готовности к системному обучению умственно отсталого школьника  в среднем звене.

1 класс

I полугодие (64 часа)

2 занятия в неделю по звуковой стороне речи

2 занятия по формированию лексико-грамматического строя речи.

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны:

Звуковая сторона речи

1.Уметь поизносить звуки:

а, у, о, э, м, м, п, п, н, н, т, ф, в, б, б.

2. Уметь произносить  и автоматизировать (первоначальная) звуков:

с, с, з, з, ц, ш, ж.

3. Производить звуковой анализ. Анализ звукового ряда из двух гласных.

4. Развитие памяти (запоминание в определенной последовательности).

5. Произносить слоговую структуру слова (деление слов на слоги).

6. Определять места звука в словах (первого и последнего).

7. Различать  ( наличие звука в ряду, слоге, слове).

8. Различать гласный и согласный звук.

9. Различать понятий звук – буква. Понятие слог – слово.

Лексический материал.

Школа                 осень         овощи         семья         дом

Игрушки                 сад                 ягоды         мебель         домашние животные

Одежда                 фрукты         деревья         посуда        домашние птицы

 Обувь                  кусты         продукты        огород

Дикие животные и их детеныши

Домашние птицы         зима

Формирование лексико – грамматического строя

  1. Понимать, уметь вслушиваться в обращенную речь, выделять в речи названия предметов.
  2. Понимать действия, признаки.
  3. Понимание направления действий и местонахождения предметов.
  4. Работать над словом: одушевленный – неодушевленный, уточнять названия предметов, их частей, обобщать понятия, группировать предметы,  произносить названия признаков со знанием цвета, размера, формы.
  5. Рассказывать, составлять предложения, заучивать маленькие рассказы.
  6. Употреблять предлоги на, с.

II полугодие (68 часов)

Звуковая сторона речи

  1. Уметь произносить и автоматизировать звуков ч, щ, J, л, р.
  2. Различать звуки по мягкости твердости, по звонкости – глухости.
  3.  Запоминать в определенной последовательности слоговые ряды, ряды слов.
  4. Различать  ( слова, сходные по звуковому составу суп – зуб)
  5. Произносить слова усложненной слоговой структуры.
  6. Произносить  звуко – слоговую структуру.
  7. Выполнять звуковой анализ: гласные после согласных, звуковой анализ односложных слов без стечения согласных, синтез.
  8. Составлять схем слов.

Формирование лексико-грамматического строя.

Идет на том же лексическом материале.

  1. Работать  над словом. Различать слог – слово – предложение. Большая буква, точка.
  2. Составлять рассказ:

- по картинке

- по серии картинок

- рассказ – описание

- пересказы

- в том числе с элементами драматизации

- по плану логопеда

- составление загадок

- рассказ по теме

- заучивание стихов.

3. Употреблять предлоги над, под, через.

Знать лексический материал:

Транспорт                 учебные вещи                 цветы

Профессии                 зима                                 одежда весенняя

Дни недели                 зимняя одежда                 перелетные птицы

Продукты                 охрана здоровья                 лес

Содержание программы:

Обследование  и рубежная диагностика речи-16 часов;

Постановка и автоматизация звуков – 46 часов;

Постановка звуков с, з, ц, ш, ж,р, л, J , ч, щ, автоматизация и введение поставленных звуков в слоги, слова, предложения, связную речь, при заучивании стихов;

Дифференциация звуков -8 часа:

Звуки ш-ж, р-рь,л-ль,р-л, дифференциация в слогах, словах, предложениях.

Звуки и буквы- 7 часов.

Уточнение артикуляции и произношения имеющих звуков, гласные звуки, звуковой анализ и синтез слов.

Формирование ВПФ – 7 часов.

Развитие сознательного восприятия речи. Выполнение одно, два и трёхступенчатых инструкций. Классификация предметов.

Предложения – 9 часов.

Составление предложений по картинкам, по вопросам, по схемам.

Формирование грамматического строя речи – 17 часов.

Согласование существительных с прилагательным со знанием размера, цвета. Словообразование существительных множественного числа, существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом. Слова-предметы. Слова-признаки. Слова – действия.

Предлоги – 4 часа.

Употребление предлогов – с - , - на-, над -под, через .

Связная речь – 12 часа.

Составление связного рассказа по картинке. Пересказ знакомой сказки.

           Проверочные задания – 6 часа.

Контрольное списывание. Итоговое задание.

2 класс

I полугодие (64 часа)

Основные требования к знаниям и умениям учащиеся должны:

Звуковая сторона речи

2 занятия в неделю по звуковой стороне речи, 2 занятия по формированию лексико-грамматического строя.

1. Знать понятия звук и буква. Алфавит.

 2. Выделять звук из слова и соотносить его с соответствующей буквой.

  3. Определять количество звуков и букв в слове, определять место заданного   звука в слове.

   4. Производить звуко-буквенный и слоговой анализ слов.

   5. Различать звуки гласные и согласные.

   6. Знать слогообразующую роль гласных. Делить слова  на слоги и

переносить.

   7. Знать что такое ударение.

   8. Знать слова с гласными ю,я, е, ё, и в начале слова и после гласных. Делить их на слоги.

   9. Различать твёрдых и мягких согласных.

   10. Обозначать мягкость гласными е, ё, я, ю, и.

11. Различать звонкие и глухие согласных.

Лексико-грамматическая сторона речи

      1.  Знать названия предметов и явление. Классификация предметов.

          Их характеристика.

2. Называть родовые категории слов предметов. Употреблять на письме большую  букву в именных , кличках животных, в начале предложения.

3.Работать  с простым предложением.

4. Различать слова, обозначающие действия. Согласовывать их со словами, обозначающими предмет..

Знать  лексический  материал.

Осень         огород                деревья         сад                домашние животные

Фрукты        кустарники         мебель        посуда         дом

II Полугодие (72 часа)

Звуковая сторона речи

1.Различать звонкие и глухие согласные.

2.Различать гласные звуки.

3. Различать шипящие и аффрикаты.

4. Различать сложные и многосложные слова.

5. Различать и-й.

6. Различать свистящие и шипящие согласные.

7. Сонорные звуки и их различать.

8. Знать алфавит в устной и письменной речи.

Лексико-грамматическая сторона речи

  1. Употреблять предлоги: в, на, у, к, с, из, под.
  2. Употреблять  диалоги.
  3. Употреблять наречия образа действия: громко, тихо.
  4. Употреблять наречия ( утром, днём, вечером, вчера, позавчера, рано, поздно, слева, справа).
  5. Употреблять предлоги: – под- , - у-, в –над-, -в-,.
  6. Составлять предложения по картинке, по серии картинок, по описанию, по началу.

Знать лексический материал.

овощи                                транспорт                 цветы

охрана здоровья                        насекомые         квартира

зимующие птицы                ранее цветущие растения

перелётные птицы

Содержание программы:

Обследование  и рубежная диагностика речи-16 часов;

Уточнение и закрепление произношения звуков – 21 часов;

Уточнение произношения звуков ц, ш, ж, р, л,  ч, щ, звук и буква, сравнение по артикуляции и звучанию, произнесение в словах и предложениях.

Различие и дифференциация звуков -18 часа:

Звуки з-с,ш-ж,р-л,е-ё, а-я, э-е,и-ы,и-й,б-п, в-ф, г-к, ,сходство и различие, дифференциация в слогах, словах, предложениях.

Звуки и буквы- 20 часов.

Повторение и уточнение понятий звуки и буква, алфавит. Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги и перенос.  Ударение, ударный и безударный слог. Различие твёрдых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных – ь-, звуками е, ё, я, ю,и. Парные звонкие и глухие согласные.

Слова -25.

Родовые  категории слов обозначающих предмет. Слова со стечением согласных. Слова с гласным звуком е, ё, я, ю, и, ы в начале слова и после гласного звука. Большая буква и именных, фамилиях людей, кличках животных. Слова со звуком – й-.

Слова , обозначающие предметы- 5.

Характеристика их по цвету, размеру, форме, вкусу.

Слова , обозначающие наречия- 5.

Обогащение словаря наречиями: утром, днём, вечером, слева, справа Временные наречия: вчера, сегодня. Наречиями образа действия: громко, тихо, быстро.

Слова , обозначающие действия- 5.

Согласование слов действий с предметами по вопросу что делают? что делали?  что делает?

            Предложения – 5 часов.

 Составление предложений. Простое предложение знаки препинания в конце предложения.

Предлоги – 7 часа.

Употребление предлогов – под- , - у-, в –над-, -в-, .

Связная речь  и развитие диалогической речи– 9 часов.

Составление связного рассказа по картинке. Драматизация сказки. Пересказ и чтение знакомой сказки.

           Проверочные задания – 8 часов.

Контрольное списывание. Проверочные работы на дифференциацию. Итоговое задание.

3 класс

I полугодие( 64 часа)

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны:

Звуковая сторона речи

2 занятия в неделю по звуковой стороне речи, 2 занятия по формированию лексико-грамматического строя.

   1. Различать  понятия звук и буква. Алфавит.

   2. Выделять звук  из слова и соотносить его с соответствующей буквой.

   3. Определять количество звуков и букв в слове, определять место заданного звука в слове.

   4. Анализировать слова по звуко-буквенному и слоговому составу слов.

   5. Знать гласные и согласные. Их различие.

   6. Делить слова  на слоги и переносить слов.

   7. Выделять ударный и безударный слог  в двух и трехсложных словах.

   8. Различать  согласные твердые и мягкие. Обозначать мягкость

    согласных-   ь, и гласными е, и. Дифференцировать гласных е – ю, ы – и.

   9. Правильно произносить  свистящие и шипящие.

   10. Различать шипящие и свистящие согласные  с – ш, з – ж.

Лексико-грамматическая сторона речи

      1.  Называть предметы и явления. Классифицировать предметы.

2. Различать слова, обозначающие предметы по вопросам кто? что?

3.Называть  собственных имена.(названия городов, сел, деревень, улиц, домашний адрес).

4.Называть  словами, обозначающие рабочие профессии.

5.Называть слова, обозначающие действие предметов (подбирать  к предмету ряда действий и определение предмета по действию).

6. Употреблять и различать  словам- синонимы, антонимы, омонимы.

Знать  лексический материал.

Лето                         цветы                         обувь

Ягоды                 рабочие профессии         рыбы

Овощи                насекомые                        дикие животные

II Полугодие (72 часа)

Звуковая сторона речи

1.Различать парные звонке и глухие согласные

б – п, в – ф, г – к, д – т, ш – ж, с – с.

2. Различать буквы  по кинестетическому сходству.

3. Называть сложные и многосложные слова.

4. Находить  и употреблять родственные слова.

5. Различать ударные и безударные гласные. Знать  правописание безударных гласных в корне. Поверять правописание путём изменения формы слова.

Лексико-грамматическая сторона речи

1. Называть слова, обозначающие качество предмета.

2.Подбирать ряд признаков к предмету и определять предмета по признакам.

3.Согласовывать имена существительные и прилагательные.

4. Применять в активной речи слованаречия ( слева, справа, внизу, вверху, ближе, дальше, ниже, выше, рано поздно, раньше, позже, теперь, сейчас, старше, младше, недавно, давно, медленно, шумно, ловко, спокойно, красиво).

5.Употреблять предлоги: к, от, под, над, о, об.

6.Составлять предложения с употреблением винительного, родительного падежа с предлогами.

  1. Уметь выражать пространственные и временные отношения между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
  2. Составлять распространенные  простые предложения  и сложные с союзом и.
  3. Описывать предмет  под руководством учителя.

10 .Составлять предложения на заданную тему.

      11 .Выразительно читать.

Знать лексический материал.

Мебель                 транспорт                 семья

Посуда                 профессия                 квартира

Природа                 игрушки                школа

Содержание программы:

Обследование и рубежная диагностика речи-16 часов;

Уточнение и закрепление произношения звуков – 8 часов;

Уточнение произношения звуков с, ш , з , ж - звук и буква, сравнение по артикуляции и звучанию, произнесение в словах и предложениях. Автоматизация при заучивании стихов.

Различие и дифференциация звуков -52 часа:

Звуки с-ш, з-ж,с-щ,п-б, в-ф, д-т, ш-ж,б-д, с-ц, с-ч,  ,сходство и различие, сравнение по артикуляции извучанию, дифференциация в слогах, словах, предложениях. Гласные звуки и-ы, е-ё, е-ю.

Звуки и буквы- 14 часов.

Повторение и уточнение понятий звуки и буква, алфавит. Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги и перенос.  Ударение, ударный и безударный слог. Различие твёрдых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных – ь-, звуками е, ё, я, ю,и. Парные звонкие и глухие согласные. Звонкие и глухие согласные в конце слова.

Слова -17.

Различение слов по вопросу кто? Что? Расширение круга собственных имён, словами обозначающими рабочие профессии.  Названия предметов и явлений. Характеристика основных свойств предметов. Родовые  категории слов обозначающих предмет. Расширение словаря словами синонимами, антонимами, омонимами.

            Слова , обозначающие качество предмета.- 5.

Определение предмета по признакам, подбор ряда признаков к предмету, согласование.

Слова , обозначающие наречия- 5.

Обогащение словаря наречиями пространства: внизу, сбоку, вдали, впереди, дальше. Временные наречия: рано, поздно. Наречиями образа действия: медленно, шумно, ловко, спокойно.

Слова , обозначающие действия- 5.

Определение предмета по его действию. Подбор к предметам ряда действий, согласование.

            Предложения – 7 часов.

 Составление предложений с предлогами и без , с союзом – и-.

Предлоги – 2 часа.

Употребление предлогов – к- , - от- о-, -об-.

Связная речь  и развитие диалогической речи– 4 часов.

Составление описания предмета. Составление рассказа по заданной теме.

           Проверочные задания – 8 часов.

Контрольное списывание. Проверочные работы на дифференциацию. Чтение по ролям. Диктант. Итоговое задание.

4 класс

1 час - звуковая сторона речи

2 часа – лексическая сторона речи

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны:

I полугодие (48 часов)

Звуковая сторона речи

  1. Различать  звук и буква. Знать алфавит.
  2. Различать и называть звуки гласные и согласные.
  3. Употреблять в связной речи и находить при письме ь знак  на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак перед гласными е, е, ю, я.
  4. Различать шипящие ч, щ, ж, ш.
  5. Различать согласные звонкие и глухие (правописание на конце и в середине слова з-с, б-п, в-ф, г-к).

Лексико-грамматическая сторона речи

  1. Расширять круг  собственных имен (название материков, морей, стран, городов).
  2. Давать характеристику  предмету и явлениям по их основным свойствам. Уметь выделять в тексте существительные и ставить вопросы к ним.
  3. Сравнивать предметы, их классификация.
  4. Назвать предметы родственные слова.
  5. Уметь находить в тексте слова, обозначающие действие предметов и ставить вопросы к ним.
  6. Согласовывать существительных с глаголом в роде и числе.
  7. Согласовать глагола с личным местоимением и существительным в лице и числе.
  8. Называть слова, обозначающие действие предметов.

Знать  лексический материал.

Времена года                 сад                 овощи                 фрукты

Ягоды                         село                 поле                огород

Инвентарь                 город         квартира                 комната

Посуда                         одежда         обувь                 деревья

Насекомые                 птицы перелетные, зимующие, домашние

II полугодие (54 часа)

Звуковая сторона речи

  1. Дифференцировать звонкие и глухие согласные.
  2. Различать ударные  и безударные гласные. Знать и применять при письме правописание безударных гласных в корне. Проверять правописание путем изменения формы слова.
  3. Называть и находить в тексте родственные слова.
  4. Различать буквы по кинестетическому сходству и оптическому б – д, р – п, х – ж, п – т.
  5. Называть и находить в тексте многосложные слова.

Лексико-грамматическая сторона речи

     1. Называть и находить в тексте слова, обозначающие качества предметов.

2. Уметь при письме согласовывать прилагательные с существительными.

3. Употреблять в связной речи и находить при письме слова наречиями.

4. Практически употреблять в связной речи наречия.

5. Употреблять в речи простые и сложные предлоги: до, без, под, над, из, за.

6. Уметь распространять простое  предложение. Устанавливать связи между словами в предложениях по вопросам.

7. Составлять и записывать рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке и подробному вопроснику, восстанавливать  несложный деформированного текста, описывать  знакомые предметы и картины по коллективно составленному плану.

8. Находить в тексте главные и второстепенные члены предложения.

Знать лексический материал

Зима                                 зимние забавы                 зимняя обувь

Семья                         профессия                         орудия труда

Транспорт                         школа                             класс

Инструменты                 весна                         праздники

Содержание программы:

Обследование  и рубежная диагностика речи-12 часов;

            Различие и дифференциация звуков -21 час:

Звуки ж-ш, ч-щ,б-п, в-ф, г-к,д-т,р-п,ж-х, мягкие и глухие согласные. Сходство и различие, дифференциация словах, предложениях.

Звуки и буквы- 7 часов.

Повторение и уточнение понятий звуки и буква, алфавит. Слогообразующая роль гласных. Употребление – ь- знака. Различие ударных и безударных гласных. Правописание ударных и безударных гласных в корне слова

Слова -9- часов.

 Расширение круга собственных имён, словами обозначающими рабочие профессии.  Названия предметов и явлений. Характеристика основных свойств предметов. Родовые  категории слов обозначающих предмет. Расширение словаря словами синонимами, антонимами, омонимами.

Деление слов на слоги, многосложные слова. Имена существительные. Родственные слова.

           Слова , обозначающие качество предмета.- 7.

 Практическое усвоение согласования. Подбор слов качеств. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах.

Слова , обозначающие наречия- 4.

Обогащение словаря наречиями места с вопросом: где? Временные наречия с вопросом: когда? Наречиями образа действия с вопросом: как? каким образом?

Слова , обозначающие действия- 8.

Выделение слов действий из текста, по вопросам. Практическое усвоение согласования.

           

             Предложения и работа с текстом – 18 часов.

 Виды предложений, работа с разными видами предложений, определение и запись. Простое распространённое предложение. Выделение из текста, установление связи между словами в предложении. Анализ предложения. Главные и второстепенные члени предложения, нахождение и выделение. Составление и запись небольшого рассказа по опорным словам, по картине, самостоятельно. Развитие интонации, деление текста на логические отрезки. Изложение.

Предлоги – 4 часа.

Употребление предлогов – над-под, до-без, из-зи

Связная речь.  – 5 часов.

Составление короткого рассказа из данных предложений. Составление рассказа по плану.

           Проверочные задания – 8 часов.

Контрольное списывание. Проверочные работы на дифференциацию. Диктант. Итоговое задание.

Список литературы.

1.  Андреева Н.Г. логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях. Пособие для логопеда. Под ред. В.И. лалаевой.- М.: Гуианист. Изд центр Владос, 2008.

2. Елецкая О.В , Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.- М.: ТЦ Сфера. 2005.

3.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Книга для логопедов. – М.: 1991.

4. Козырева Л.Г, Резунова М.П., Юшина Г.Н Коррекционная работа со школьниками с не резко выраженными или общим недоразвитием речи на первом этапе. Практическое пособие. –Воронеж 2001.

5. Крупенчук О.И. Научите говорить правильно! Комплексная программа подготовки ребёнка к школе. – СПб.: Изд. Дом Литера. 2009.

6.Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Учебно - методическое пособие. 2003.

7. Лалаева Р.И . Логопедическая работа в коррекционных классах. Изд. центр Владос, 1995.

8. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. Учебное пособие. Изд. центр Владос, 1995.

9. Чистяков О.В. Составляем рассказ по картинке. СПб.: Изд. Дом Литера. 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.

Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...

Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.

Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...

Рабочая программа по письму и развитию речи 6,7,9 классов школ VIII вида

рабочая программа по письму и развитию речи для 6,7,9 классов школы VIII вида...

Особенности создания коррекционно-развивающей среды на урока профессионально-трудового обучения в школе VIII вида

Создание развивающей среды на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида...

Особенности создания коррекционно-развивающей среды на урока профессионально-трудового обучения в школе VIII вида

Создание развивающей среды на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида...

Методическая разработка урока чтения и развития речи для учащихся 6 классов (школа VIII вида)

Данная методическая разработка предназначенна для учащихся воспитанников 6 классов...

Рабочая программа по русскому языку и развитию речи для 5, 9 классов школы VIII вида

Рабочая программа учебного курса по русскому языку и развитию речи в 5, 9 классах составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 ...