Рабочая программа по письму и развитию речи 6,7,9 классов школ VIII вида
учебно-методический материал (6 класс) на тему

рабочая программа по письму и развитию речи для 6,7,9 классов школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_pismu_i_razvitiyu_rechi.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Пояснительная записка

         

Рабочая программа по учебному предмету: «Русский язык: письмо и развитие речи»

разработана на основе:

  • приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
  •  программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ под редакцией В.В.Воронковой: Сб.1. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2012

                        Русский язык (В. В. Воронкова)

                        Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

  • учебного плана образовательного учреждения.

         Рабочая  программа ориентирована на учебники:

Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.Русский язык: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.-  М: Просвещение, 2006.

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа рассчитана на 136 часов, по 4 ч в неделю.

Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.Русский язык: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.-  М: Просвещение, 2006.

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа рассчитана на 138 часов, по 4 ч в неделю

Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. В.Русский язык: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.-  М: Просвещение, 2009

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа рассчитана на 131 час, по 4 ч в неделю

Русский язык в коррекционной школе  VIII вида является одним из основных учебных предметов.

 Цель: подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачи преподавания русского языка состоят в том, чтобы:

  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
  • использовать процесс обучения русскому языку для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
  •  воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля,  умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

  • обогащение и активизация словаря;
  • развитие фонетико – фонематического слуха;
  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием. Обучение русскому языку носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

Планируемые результаты освоения курса:

6 класс

Учащиеся должны знать:

  • способ проверки написания гласных и согласных в корне слов.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно обозначать звуки буквами на письме;
  • подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
  • проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов;
  • разбирать слово по составу;
  • выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;
  • строить простое распространенное предложение с однородными членами;
  • связно высказываться устно и письменно (по плану);
  • пользоваться словарем.

7 класс

Учащиеся должны знать:

  • главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
  • название частей речи, их значение;
  • наиболее распространенные правила правописания слов.

Учащиеся должны уметь:

  • писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
  • разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
  • различать части речи;
  • строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
  • писать изложение и сочинение;
  • оформлять деловые бумаги;
  • пользоваться словарем.

9 класс

Учащиеся должны знать:

  • части речи, использование их в речи;
  • наиболее распространенные правила правописания слов.

Учащиеся должны уметь:

  • писать небольшие  по объему изложение и сочинения творческого характера;
  • оформлять все виды деловых бумаг;
  • пользоваться словарем.

Основные технологии:

  • игровые;
  • здоровьесберегающие;
  • дифференцированное обучение.

Основные формы:

  • урок;
  • внеклассная работа.

Основные методы организации учебного процесса (по источнику знаний):

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
  • наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация;
  • практические – упражнения, практические работы.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • практические упражнения в составлении и распространении предложений;
  • практические упражнения в образовании слов и разборе слов по составу;
  • практические упражнения по определению рода, числа, падежа, склонения имени существительного и имени прилагательного;
  • работа с деформированным текстом;
  • списывание и аудирование;
  • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
  • самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию умений применять на практике способы проверки правописания слов на различные правила;
  • работа над ошибками, способствующая  раскрытию причин, осознанию  и исправлению ошибок.

При изучении тем курса используются:

  •  учебники;
  • наглядные пособия (опорные схемы, таблицы, картины по развитию речи)
  • дидактический материал;
  • коррекционные задания и упражнения.

В 6-9 классах продолжается привитие учащимся навыков делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (составление текста объявления, записки, письма, составление текста поздравительной открытки).

Учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний,  должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять алгоритм проверки, объяснения за учителем или хорошо успевающим учеником, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся даются посильные для них задания.

Перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований следует осуществлять после проведения индивидуальной работы с использованием специальных методических приёмов.

 

Тематическое планирование (6 класс)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

практичес-

кие

работы

самостоятельные

работы

экскурсии

контроль-ные

работы

1

1.1

1.2

1.3

Предложение

Главные и второст. члены

Однородные члены

Закрепл. «Предложение»

8

3

2

3

1

1

2

2.1

2.2

Звуки и буквы

Гласные и согласные

Согл. твердые и мягкие

4

2

2

1

3

3.1

3.2

3.3

3.4

Состав слова

Части слова

Правописание корня

Правописание приставок

Закрепл. «Состав слова»

21

3

6

7

3

1

1

4

4.1

4.2

Части речи.

Имя существительное

Имя прилагательное

86

23

64

2

1

4

5

5.1

5.2

5.3

5.4

Предложение

Простое предложение

Сложное предложение

Обращение

Закрепл. «Предложение»

16

5

3

3

5

1

1

1

Итого

136

6

9

Тематическое планирование (7 класс)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

практичес-

кие

работы

самостоятельные

работы

экскурсии

контроль-ные

работы

1

1.1

1.2

1.3

Предложение

Простое предложение

Сложное предложение

Закрепл. «Предложение»

13

5

3

5

1

1

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Состав слова

Части слова

Правописание корня

Правописание приставок

Сложные слова

Закрепл. «Состав слова»

23

5

6

5

2

5

1

1

3

3.1

3.2

3.3

3.4

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Местоимение

Глагол

86

18

22

17

29

2

1

2

1

1

2

1

1

4

4.1

4.2

4.3

4.4

Предложение

Простое предложение

Сложное предложение

Обращение

Закрепл. «Предложение»

16

5

2

2

4

1

Итого

138

7

9

Тематическое планирование (9 класс)

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

практи-

ческие

работы

самостоятельные

работы

экскурсии

контроль-ные

работы

1

1.1

1.2

Предложение

Простое предложение

Сложное предложение

9

4

5

1

1

2

Звуки и буквы

9

1

3

3.1

3.2

3.3

Состав слова

Правописание корня

Правописание приставок

Сложные слова

17

6

2

9

2

1

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Местоимение

Глагол

Наречие

Имя числительное

80

16

12

10

15

12

15

2

2

2

1

2

1

2

1

1

1

5

5.1

5.2

5.3

5.4

Предложение

Простое предложение

Сложное предложение

Прямая речь

Закрепление«Предложение»

16

4

3

4

5

2

1

1

Итого

131

15

10

Способы и формы оценивания результатов обучения:

  • текущий – наблюдение, беглый опрос;
  • периодический – устный опрос, контрольные и практические работы;
  • итоговый – опрос, контрольные работы.

Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках русского языка. Необходимо приучить  учеников давать развёрнутые объяснения при подборе проверочных слов, дифференциации имени существительного, при определении его грамматических категорий, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.

Письменные работы (домашние и классные) учащиеся выполняют в тетрадях (№1 и №2). Все работы школьников ежедневно проверяются учителем. Качество работ зависит от знания детьми правил оформления записей, от соответствия заданий уровню знаний и умений школьников.

Таблица контрольных работ по четвертям

Класс

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего

6

2

2

2

3

9

7

2

2

3

2

9

9

3

2

2

3

10

Контрольные работы

6 класс

          I четверть

Диагностическая контрольная работа по теме: «Предложение»

Контрольная работа по теме: «Состав слова»  

     II четверть

Контрольная работа по теме: «Имя существительное»

Контрольная работа по теме: «Имя прилагательное»

III четверть

Контрольная работа по теме: «Правописание окончаний имен прилагательных»

Контрольная работа по теме: «Правописание падежных окончаний им. прилагательных»

IV четверть

Контрольная работа по теме: «Имя прилагательное»

Контрольная работа по теме: «Предложение»

Итоговая контрольная работа за год

7 класс

          I четверть

Диагностическая контрольная работа по теме: «Предложение»

Контрольная работа по тете: «Состав слова»    

     II четверть

Контрольная работа по теме: «Имя существительное»

Контрольная работа по теме: «Склонение имен прилагательных»

III четверть

Контрольная работа по теме: «Имя прилагательное»

Контрольная работа по теме: «Местоимение»

Контрольная работа по теме: «Части речи»

IV четверть

Контрольная работа по теме: «Глагол»

Итоговая контрольная работа за год

9 класс

             I четверть

Диагностическая контрольная работа по теме: «Предложение»

Контрольная работа по теме: «Звуки и буквы»

Контрольная работа по теме: «Состав слова»

II четверть

Контрольная работа по теме: «Имя существительное»

Контрольная работа по теме: «Имя прилагательное»

III четверть

Контрольная работа по теме: «Глагол»

Контрольная работа по теме: «Части речи»

IV четверть

Контрольная работа по теме: «Части речи»

Контрольная работа по теме: «Предложение»

Итоговая контрольная работа за год

         

Знания и умения учащихся по русскому языку оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.

1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов по письму принимается во внимание: правильность ответа по содержанию, полнота ответа, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа.

        Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

        Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, делает некоторые ошибки в речи, при разборе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

        Оценка «3» ставится ученику, если он обнаруживает знание и понимание  основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами, нуждается в постоянной помощи учителя.

        Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл, в работе с текстом делает грубые ошибки, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.

Оценка «1»  за устные ответы не ставится.

2.  Оценка письменных работ

        

Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.

        Контрольные работы состоят из контрольного диктанта и грамматического задания.        

Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: 35—40  мин.   Причем  за   указанное  время  учащиеся  должны   не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.

        Для грамматического задания используются задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.

     Примерный объем текстов контрольных работ в 6 классе – 65 – 70 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, частицы, союзы.

    При небрежном выполнении работы, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединении оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у учащегося.

        В письменных работах не учитывается одно – два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке.

      За одну ошибку в диктанте считается:

- повторение ошибок в одном и том же слове;

- две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы, недописывание слов, пропуск одной части слова при переносе, повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка  «4»  ставится,  если допущены   1—2 ошибки.

Оценка «3» ставится за работу с  3—5 ошибками.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6 - 8 ошибок.

Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2»

3. Изложения и сочинения.

        В 6 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 45 - 70 слов. Изложения пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя.

        При оценке изложений  учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

       При проверке изложений и сочинений выводится одна оценка.

    Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения.

4.  Итоговая оценка знаний и умений учащихся

  1. За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
  2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
  3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса

Основная:

1. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.-  М.: Просвещение, 2006.

2. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.Русский язык: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.-  М: Просвещение, 2006.

3. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. В.Русский язык: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.-  М: Просвещение, 2009

4.  Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ под редакцией В.В.Воронковой: Сб.1. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2012

Дополнительная:

1. Аксенова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания: пособие для учителя. – М., Прсвещение, 2002.

2. Бебешина Н. Н., Свириденков В. П. Развитие речи на уроках русского языка в 5 – 8 классах вспомогательной школы: из опыта работы. - М., Просвещение, 1978

3.Веркеенко И. В. Упражнения и проверочные задания по русскому языку – М., ВЛАДОС, 2005

4. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2002.

5. Ильина С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 классов. – С.-П., КАРО, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по письму и развитию речи 6 специальный (коррекционный) класс VIII вида

Данная рабочая программа составлена мною на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (под редакцией В.В.Воронковой)...

Интегрированный рок письма и развития речи "Спряжение глаголов" в коррекционной школе VIII вида

Интегрированный урок письма и развития речи проведён с обучающимися 8 класса коррекционной школы VIII вида и обучающимися 7 класса СОШ №2 г.Льгова. На уроке использовались приёмы парной и групповой ра...

Рабочая программа по письму и развитию речи 5, 6, 7 классы коррекционной школы VIII вида

Данные программы составлены по программе В. В. Воронковой   для учащихся 5, 6, 7 классов...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школыVIII вида...

Рабочая программа по русскому языку и развитию речи для 5, 9 классов школы VIII вида

Рабочая программа учебного курса по русскому языку и развитию речи в 5, 9 классах составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 ...

Коррекционно - развивающая программа по «Развитию речи» для 1-4 классов школ VIII вида.

Цель программы: исправление недостатков устного и письменного речевого развития умственно отсталого ребёнка. Задачи:·        Создать ребёнку с ограниченн...