Рабочая программа по русскому языку и развитию речи для 5, 9 классов школы VIII вида
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5, 9 класс) на тему

Марковских Марина Анатольевна

Рабочая программа учебного курса по русскому языку и развитию речи в 5, 9 классах составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов (Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов. Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001г.) и учебникам:

·        Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 5 класс 2-е издание, - М. «Просвещение» -, 2009

·        Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 9 класс 3-е издание, - М. «Просвещение» -, 2009, 2013 

 

Рабочая программа состоит из:

- пояснительной записки

- КТП (на весь учебный год) - прикреплён отдельным документом

- содержания тем учебного курса

- требований к уровню подготовки обучающихся

- критерий оценок

- контрольно-измерительных материалов

- перечня учебно-методического обеспечения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

 «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №16»

Рассмотрено на

заседании МО

педагогов естественно-

математического и

гуманитарного цикла

Рук. Марковских М.А._____

Протокол № 1

От « 31  » августа 2016 г.

Согласовано

Зам.директора по УВР

Никулина Т.Н.

___________________

« 1 » сентября 2016 г.

Утверждено

Приказ № 36

От «1 » сентября 2016 г.

Директор

Табуев И.А.

___________________

Рабочая программа

по русскому языку и развитию речи

для 5, 9 классов

на 2016-2017 учебный год

Учитель русского языка

и чтения, дефектолог

Марковских М.А.

2016-2017 уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по русскому языку и развитию речи в 5, 9 классах составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов (Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов. Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001г.) и учебникам:

  • Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 5 класс 2-е издание, - М. «Просвещение» -, 2009
  • Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 9 класс 3-е издание, - М. «Просвещение» -, 2009, 2013

Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год для 5 класса и

 4  часа в неделю, 136 часов в год для  9 класса.

Цель: Овладение детьми с ограниченными возможностями здоровья навыками коммуникации и дальнейшая подготовка обучающихся к жизни.

Задачи:

1) Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

2) Формирование  орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

3) Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;

4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;

5) Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности  выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка»;

6) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав слова), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);

7) Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

Особенности освоения детьми с ограниченными возможностями грамматики и правописания заключаются в следующем:

1.        Механическое заучивание грамматических определений или орфографических правил. В результате школьники, запоминая формулировку, совершенно не понимают ее сути. Нередко можно наблюдать, как дети, четко запомнив грамматическое определение или орфографическое правило, оказываются не в состоянии справиться с выполнением практического задания, связанного с данным материалом;

2.        Фрагментарное усвоение правила. При определении грамматических категорий или в процессе письма дети используют правило частично, не учитывая его многоплановости. Например, они относят слово конь к существительным 3-го склонения, ориентируясь только на мягкий согласный в конце слова и забывая определить род существительного. Или: проверяя слова с глухим и звонким согласным, дети заботятся только об изменении этих слов, не учитывая второго необходимого при этом условия — постановки гласной после проверяемой согласной;

3.   Замена сложного правила более простым на основе случайных, несущественных признаков. Так, выполнение упражнений, где в примерах подлежащее оказывается на первом месте, вырабатывает косный стереотип в определении подлежащего как слова, которое стоит в начале предложения. В результате сложное понятие об одном из главных членов предложения оказывается упрощенным;

4.   Смешение грамматических понятий и орфографических правил, которое происходит или на основе неточного знания правила (что менее типично), или в силу свойственной умственно отсталым учащимся тенденции к уподоблению сходных понятий. Эта. особенность выступает в таких, например, случаях, когда безударную гласную они проверяют путем замены слова другим, в котором после согласной стоит гласная, или когда глагол ученик определяет с помощью вопроса что? И т.п.

Смешение правил может происходить и при их полном различии на основе случайных сходных признаков. Так, в именах существительных 1-го склонения (типа Маша, Саша) в предложном падеже школьники пишут окончание -и, мотивируя это тем, что после ж и ш пишется и;

5.        Быстрое забывание грамматического и орфографического материала. Знания и умения у умственно отсталых детей чаще всего очень непрочны и без постоянного повторения или при изменении системы работы утрачиваются;

6.        Неумение применять полученные знания из области грамматики и орфографии на практике. Эта особенность связана не только с теми факторами, о которых говорилось выше, но и с недостаточной сформированностью умения переносить полученные знания из одних условий в другие. В результате правило, применяемое учениками в процессе упражнений, не используется ими в диктантах и тем более в самостоятельных творческих работах.

Несмотря на указанные трудности, изучение грамматики и правописания при надлежащем отборе материала и правильной системе работы становится доступным для школьников. Оно способствует коррекции недостатков мышления и речи детей, а также развитию их познавательных возможностей.

Материал по грамматике и правописанию в 5, 9-м классах располагается концентрически.  Программа для 5-го класса предусматривает повторение темы о звуках и буквах, обобщение знаний о предложении, расширение сведений о существительном, как части речи. В 9-м классе вводятся для изучения новые грамматические категории — имя числительное и наречие. Так же концентрически, с постепенным наращиванием сведений, располагается материал и по теме «Предложение».

Сообщение обучающимся такого большого для них количества грамматического материала направлено на достижение основных целей обучения — совершенствования речи детей, подготовки их к жизни. Грамматические знания нужны этим школьникам постольку, поскольку помогут им овладеть грамотным письмом и будут способствовать развитию речи и мышления. Поэтому все, что ведет к излишнему теоретизированию, следует исключить из процесса преподавания грамматики в специальной (коррекционной) школе.

Во время подготовки учитываются индивидуальные особенности и возможности каждого ученика, предусмотрена вариативность практических заданий, время их выполнения, а так же различные формы общения с ребёнком.

В процессе изучения русского языка на уроках ведётся коррекционная работа по развитию психических функций обучающихся, такие как память, внимание, мышление и др.

Календарно-тематическое планирование

Содержание тем учебного курса

5 класс (5 часов в неделю)

Перечень разделов программы:

-Повторение

- Звуки и буквы

-Слово

-Части речи

-Предложение

Содержание:

Повторение

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, , и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Буквы е,, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.

Слово

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставки и предлог. Разделительный ъ.

Части речи

Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное(49+4ч. развития речи). Понятие об имени существительном. Имена существительные  собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

Изменение имен  существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имен  существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

Изменение  существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.

Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.

Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1- го склонения. Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной) .

Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к  огороду, к морю), -е в предложном падеже ( в городе, в море), окончания - м, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).

Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном , дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью). 

Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).

Предложение

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные.

Однородные члены предложения. Однородные подлежащие,  сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Связная речь

Заполнение дневника учащимися

Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.

Составление рассказа по опорным словам после разбора учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.

9 класс (4 часа в неделю)

-Повторение

- Звуки и буквы

-Слово

-Части речи

-Предложение

Повторение

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение.

Сложные предложения с союзами и, а, но со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Звуки и буквы

Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные

ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ъ и ь знаки. Количество звуков и букв в слове.

Слово

Состав слова. Разбор слова по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без-(бес), воз(вос), из(ис), рас(раз).

Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.

Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические

категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен

существительных. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени

прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных

местоимений.

Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов.

Правописание личных окончаний глаголов Iи II спряжения, глаголовс -ться и -тся.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы

единственного и множественного числа.

Частица не с глаголами.

Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные порядковые и

количественные.

Правописание числительных от5 до 20; 30; от 50 до 80и от 500 до 900; 200,300, 400, 90.

Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.

Правописание наречий с о и а на конце.

Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, наречие , предлог. Употребление в речи.

Предложение

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.

Сложное предложение. Предложения с союзами и, а и без союзов, предложения со

словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в

предложениях.

Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

Связная речь.

Изложение.

Сочинения творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений,

практической деятельности, прочитанных книг.

Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.

Повторение пройденного в год.

Требования к уровню подготовки учащихся

5 класс

Учащиеся должны уметь:

  • различать звуки  и  буквы, звуки гласные  и  согласные, обозначать их на письме;
  • подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
  • проверять написание безударных гласных, звонких  и  глухих согласных путем изменения
  • формы слова;
  • обозначать мягкость согласных буквой ь;
  • разбирать слово по составу;
  • выделять имя существительное как часть  речи ;
  • строить простое распространенное предложение;
  • связно высказываться устно, письменно ( с помощью учителя);
  • пользоваться словарем.

Учащиеся должны знать:

  • алфавит;
  • способ проверки написания гласных  и  согласных (путем изменения формы слова).

9 класс

Учащиеся должны уметь:

  • писать небольшие по объему изложения и сочинения творческого характера;
  • оформлять все виды деловых бумаг;
  • Пользоваться словарем.

Учащиеся должны знать:

  • части речи, использовании их в речи;
  • наиболее распространенные правила правописания слов.

Критерии оценок

  1. Грамматика, правописание и развитие речи

Оценка устных ответов.

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся вспомогательной школы по русскому языку. При оценке устных ответов учащихся принимаются во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически принимать свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованием оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наибольшей существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатом повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся является обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам. По заданием на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл. Если это не связано с нарушением моторики у детей.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работа (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). Основные виды контрольных работ в V - VIII (IX) классах - диктанты.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определении частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Текст для диктанта может быть связан или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятным учащимся вспомогательной школы.

Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.

Примерный объем текстов контрольных работ:

5 классе – 45-50 слов, 9 классе - 75 - 80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым, каким учеником.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6 -8 ошибок.

В письменных работах не учитывается 1-2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правило правописания не учитывается. За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки: повторение одной и той же буквы (например, посуда); не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелым нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками является ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи - искажение Звуко - буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет принимать свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материал, умеет применить свои знания, хотя и допускает 3-4 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

  1.  Изложения и сочинения.

Изложения и сочинения во вспомогательной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и  орфографии.  В 5  классе для изложения даются тексты повествовательного характера объёмом 20-45 слов, 9 классе - 70 - 100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в 9 классе допускается самостоятельное составление планов учащимися.

При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.

Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений, допускается 3-4 орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение) написанное с отступлением от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.

Оценка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употребление слов, более 6 орфографических ошибок.

Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения.

Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.

Контрольные работы

5 класс

I четверть: 2 контрольные работы: «Повторение», контрольный диктант за 1 четверть;

II четверть: 3 контрольные работы: «Состав слова», «Части речи», контрольный диктант за 2 четверть;

III четверть: 3 контрольные работы: «Имя существительное», «Изменение существительных по падежам», контрольный диктант за 3 четверть;

IV четверть: 3 контрольные работы: «Падежи и падежные окончания имён существительных», контрольный диктант за 4 четверть, контрольный диктант за год.

9 класс

I четверть: 3 контрольные работы: «Повторение», «Звуки и буквы», контрольный диктант за 1 четверть;

II четверть: 3 контрольные работы: «Состав слова», «Имя существительное»,  контрольный диктант за 2 четверть;

III четверть: 3 контрольные работы: «Личные местоимения», «Наречие», контрольный диктант за 3 четверть;

IV четверть: 3 контрольные работы: «Имя числительное», контрольный диктант за 4 четверть, контрольный диктант за год.

Контрольно-измерительные материалы

5 класс. Диктант (Повторение).

До свидания, лето!

Август подходил к концу. Солнце ещё ласкало своими лучами землю. Но по ночам чувствовалось прохладное дыхание близкой осени. С каждым днём всё холоднее берёзкам. В тревожном зареве дрожат рябины с осинами. Пламенеют клёны. В лесу стоит чуткая тишина.

Всем жаль расставаться с летом.

(46 слов)

Слова для справок: Чувствовалось, зареве, расставаться.

Грамматическое задание:

  1. Предложение №1 разобрать по членам предложения
  2. Разобрать слова по составу: землю, в лесу.

5 класс. Диктант (1 четверть).

Сказка.

В давние времена суслик и ворона были друзьями. Вместе они запасали на зиму колосья и съедобные травы. Раз улетела ворона к сёстрам и братьям. А суслик закрыл вход в пещеру и пошёл спать. Стала ворона звать друга. Но суслик крепко спал.

Осталась ворона без съестного припаса. И дружба врозь.

(50 слов)

Слова для справок: Съедобные, съестного, врозь.

Грамматическое задание:

  1. Разобрать слово по составу: улетела
  2. слабым ученикам: без задания

5 класс. Диктант (2 четверть).

Фомка.

По дроге топал ёж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я его в кепку, принёс домой, назвал Фомкой. В комнате Фомка развернулся, затопал по полу. Гость нашёл за печкой старый валенок и забрался туда. А на том валенке любил дремать рыжий кот Барин.

Скоро ёж и кот подружились.

(50 слов)

Слова для справок: В комнате, свернулся, затопал, валенок, дремать.

Грамматическое задание:

  1. Предложение №1 разобрать по членам предложения.
  2. В предложении №5 указать одушевлённые и не одушевлённые существительные: Гость нашёл за печкой старый валенок и забрался туда.

5 класс. Диктант (3 четверть).

Клесты.

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое. Вдруг появились клесты. Птицы облепили вершину ёлки. На самой верхушке висели гроздья шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена. Между сучьев ёлки спрятаны жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.

(50 слов)

Слова для справок: Клесты, гроздья, цепкими.

Грамматическое задание:

  1. В предложении №1 указать род, число, падеж существительных.
  2. Разобрать слова по составу: зимнюю, птицы, кормят.

5 класс. Диктант (4 четверть).

Осы.  

Некоторые виды ос строят из грязи маленькие домики для своих детей. Другие вырывают норы в земле или выгрызают их в дереве.

Осы едят пауков, жуков, мух. Часто в поисках добычи они пролетают большие расстояния. Осы хватают жертву своими сильными челюстями и аккуратно втыкают ядовитое жало.

Яд лишает жертву движения.

(50 слов)

Слова для справок: Добычи, пролетают, аккуратно, ядовитое.

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста предложение с однородными членами
  2. Последнее предложение разобрать по членам предложения
  3. Разобрать по составу слово: пролетают

5 класс. Диктант (за год).

Зайка и Мурка.

Мама купила на рынке зайчишку. Она принесла его домой в корзинке. У зайки были мягкие пушистые ушки. Он ловко грыз морковку и зелёные стебли травы.

А у нашей Мурки пропали котята. Она была в большой тревоге. Мурка приняла зайца за своего котёнка и стала кормить его молоком.

 (50 слов)

Слова для справок: Морковку, приняла, молоком.

Грамматическое задание:

  1. Обозначьте суффиксы в словах: зайчишку, котята.
  2. Обозначьте главные и второстепенные члены предложения в предложении №1; укажите какими частями речи они выражены.
  3. В предложении №2 у существительного В КОРЗИНКЕ выделите окончание, укажите склонение и падеж.

9 класс. Диктант (Повторение).

Ивушка.

Она казалась такой маленькой рядом со своими сверстницами взрослыми ивами. С приходом осени задули холодные ветры, и я не могла спокойно смотреть на ивушку. Она грустно теряла листик за листиком и стояла похудевшая и печальная.

Но вот однажды поздней осенью в моё окно робко постучали. Что это? Я подошла к окну и открыла его. За окном стояла моя старая знакомая – ивушка. Раскидистые ветки её были укутаны искрящимся снегом. Она стояла нарядная, похожая на сказочную Снегурочку. Здравствуй, белоснежная красавица!

(77 слов)

Слова для справок: Сверстницами.

Грамматическое задание:

  1. Составить схему сложного предложения в первом абзаце
  2. Подчеркнуть обращение
  3. Разобрать по составу слова: Ивушка, маленькой.

9 класс. Диктант (1 четверть).

Земноводные из Красной книги.

Зачем нам лягушки и жабы?

Без них расплодятся гусеницы и слизни, личинки и улитки, вредные корнееды и листогрызы. Полчища кусачих слепней,  малярийных комаров набросятся на нас и наших животных. Придётся этих насекомых травить ядовитыми порошками. А от порошков погибнут полезные насекомые.

Из яда ядовитых лягушек и жаб изготавливают лекарства. В некоторых городах стоят памятники лягушкам за их заслуги перед наукой.

Мы должны охранять земноводных. А самые редкие виды уже занесены в Красную книгу.

(77 слов)

Слова для справок: Лягушки, листогрызы, полчища.

Задание:

  1. Выписать из текста глаголы с приставками на з и с, выделить приставки, подчеркнуть согласные в корне перед приставкой.
  2. Из предложения №2 выписать сложные слова, составить  схемы этих сложных слов.
  3. Разобрать по составу слова: Набросятся, вредные, памятники.

9 класс. Диктант (2 четверть)

Летний день.

Дождливый летний день. Я люблю в такую погоду бродить по лесу. Летний дождь тёплый. В городе сейчас грязь, а в лесу земля жадно поглощает влагу. И вы идёте по мокрому ковру из прошлогоднего палого листа. Дождливые капли падают с деревьев.

Но вот выглянуло яркое солнце и лес засверкал алмазными искрами. Что-то праздничное и радостное происходит вокруг, и вы чувствуете себя на этом празднике желанным, дорогим гостем.

Ах, как же прекрасен лес после дождя! Мы должны беречь и одновременно охранять красоту родной природы.

(84 слова)

Слова для справок: поглощает, палого, праздничное, вокруг, беречь.

Грамматическое задание:

  1. В последнем абзаце найти все имена существительные.
  2. В словосочетаниях указать род, число и падеж прилагательных, выделить их окончания: летний дождь (м.р., ед.ч., И.п.), яркое солнце (ср.р., ед.ч., И.п.), дорогим гостем (м.р., ед.ч., Т.п).
  3. Разобрать слова по составу: летний, дождливый, засверкал.

9 класс. Диктант (3 четверть).

Прогулка.

Весь день мы шли сосновыми лесами. Шли без дорог, переходили через сухие болота.

Стояла жара. На солнечных полянах громко трещали кузнечики. Никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой. В небе над верхушками сосен зависали ястребы.

Жара измучила нас. Казалось, что лес тихо тлеет от солнечного зноя. Мы не разжигали костёр. Боялись, что от спички лес загорится. Отдых мы устроили среди тенистых берёзовых чащ. Наконец, нам удалось выйти к сырому месту и подышать влажным запахом травы.

(76 слов)

Слова для справок: Кузнечики, запахом

Грамматическое задание:

  1. В предложении №4 выделить все части речи.
  2. Разобрать слова по составу: загорится, лесами, переходили, берёзовых.
  3. Предложение №1 разобрать по членам предложения.

9 класс. Диктант (4 четверть).

Русская армия.

Русская армия прославилась в борьбе с захватчиком Наполеоном. Вот один эпизод из войны 1812 года.

Генерал Николай Раевский взял с собой в армию своих четверых детей. Старшему было 16 лет, а младшему – 11.

В трудный момент атаки у деревни Салтановка генерал решительно встал вместе с сыновьями во главе полка. Геройский пример командира и его детей воодушевил войска. Они рванулись вперёд и подавили врага.

Благодаря мужеству и стойкости солдат Раевского армия без потерь быстро вышла к Смоленску.

(79 слов)

Слова для справок: Воодушевил, благодаря

Грамматическое задание:

  1. Разобрать предложение по членам предложения и указать части речи которыми они выражены:

Они рванулись вперёд и подавили врага.

  1. Составить схему данного предложения.
  2. Разобрать слова по составу: русская, захватчиком, геройский.

9 класс. Диктант (за год).

Деревенская улица.

Милая моя деревенская улица, улица моего детства! Я вижу деревянные дома с разноцветными оконцами. Вижу скромных девчат, строгих парней. Слышу переливы деревенской гармоники. Это тёплыми вечерами молодёжь вышла за околицу.

Улица-школа. Незаметно по ней не пройдёшь. Тебя всё равно увидят и определят: хорошо идёшь или что-то таишь на душе, камень держишь за пазухой. Если честен, улица порадуется за тебя. Если растерял честь и совесть, улица осудит. Не в радость жизнь станет.

Перед улицей ты весь на виду.

(81 слово)

Слова для справок: Деревянные, оконцами, за околицу, честно

Грамматическое задание:

  1. Из двух простых предложений составьте одно сложное, разберите его по членам предложения:

Улица порадуется за тебя. Ты поступаешь с честью.

  1. Подчеркните обращение в первом абзаце
  2. Разобрать по составу слова: переливы, видишь, разноцветными

Перечень учебно-методического обеспечения

Литература для учителя:

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждений. VIII вида. 5 – 9 классы под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1 .-  М.: ВЛАДОС, 2000
  2. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб. пособие для студентов дефектологов \Аксенова А.К . – М.: Просвещение, 1994

Литература для обучающихся:

  1. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 5 класс 2-е издание, - М. «Просвещение» -, 2008
  2. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 9 класс 3-е издание, - М. «Просвещение» -, 2009, 2013

Дополнительная литература

  1. Дидактические карточки-задания по русскому языку: 4 класс / О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова. -М.: Астрель: АСТ, 2007. – 158 с.
  2. Коррекция письменной речи в начальной школе:разработки занятий. 1-4 классы/ авт.сост. Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева. – Волгоград: Учитель, 2009.- 235 с.
  3. Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко. – Волгоград: Учитель, 2009 . – серия «Коррекционное обучение»
  4. Русский язык 3 класс:разноуровневые задания, тесты, проверочные работы и творческие работы/ сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: учитель, 2009. – 283 с.
  5. Рабочие тетради по русскому языку 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 2004 г.  

(№1 (Состав слова), №2 (Имя существительное), №3(Имя прилагательное), №4 (Глагол))

  1. Словарь русского языка \ под ред. С.И.Ожегова.- М., 2009 г.



Предварительный просмотр:

Календарно — тематическое планирование занятий по русскому языку и развитию речи в 5 классе

Темы

Кол-во

часов

Дата

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

Коррекционная цель

Словарь

1

Повторение. 

Предложение.

1

Признаки предложения

Составлять предложения

Развитие умения пользоваться изученным

2

Распространённые и не распространённые предложения.

1

Распространённые и не распространённые предложения

Отличать распространённые предложения от не распространённых

Развитие целенаправленного внимания

3

Связь слов в предложении.

1

Связь слов в предложении

Ставить вопросы к словам

Использование изученного

4

Главные члены предложения.

Сказуемое.

1

Что обозначает сказуемое

Находить сказуемое в предложении

Развитие умения анализировать

5

Главные члены предложения. Подлежащее.

1

Что обозначает подлежащее

Находить подлежащее в предложении

Развитие умения анализировать

6

Главные и второстепенные члены предложения.

1

Что обозначают подлежащее и сказуемое

Находить главные и второстепенные члены предложения

Развитие умения использовать изученное

7-8

Различение предложений по интонации.

2

Виды предложений по интонации.

Ставить нужные знаки препинания в конце предложений

Воспитание устойчивого внимания

Здравствуй

до свидания

благодарю

болото

1

Звуки и буквы

Звуки и буквы.

1

Алфавит

Различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные

Умение понимать изученное и применять знания

Пассажир

расстояние

2

Звуки и буквы.

Гласные и согласные.

1

Гласные и согласные звуки и буквы

Различать гласные и согласные

Развитие умения анализировать

3

Согласные твёрдые и мягкие.

1

Обозначение мягкости согласных

Различать твёрдые и мягкие согласные

Использовать изученное

Область

4

Обозначение мягкости согласных буквами Ь, Е, Ё, И, Ю, Я.

1

Правило обозначения мягкости согласных

Обозначать мягкость согласных

Развивать умение анализировать

5

Разделительный Ь.

1

Правило написания разделительного Ь

Пользоваться им на  письме

Умение понимать изученное

6

Согласные звонкие и глухие. Подготовка к диктанту.

1

Звонкие и глухие согласные

Различать звонкие и глухие согласные

Развивать умение анализировать и сравнивать

7

Диктант по теме «Повторение».

1

Изученное по теме

Писать на слух

Использовать изученное

8

Работа над ошибками.

1

Виды орфограмм

Делать работу над ошибками

Развитие орфографической зоркости

9

Гласные ударные и безударные.  

1

Написание ударных и безударных гласных

Проверять написание гласных и согласных

Развитие орфографической зоркости

Каникулы

10

Повторение по теме «Звуки и буквы».

1

Изученное по теме

Определять орфограммы по теме

Развивать умение анализировать

1-2

Состав слова.

Корень и однокоренные слова.

2

Корень и однокоренные слова

Выделять корень и однокоренные слова

Умение понимать изученное

Граница

Охрана

3

Корень и однокоренные слова. Составление текста по плану.

1

Корень и однокоренные слова

Выделять корень и однокоренные слова

Формирование навыков самоконтроля

4

Окончание.

1

Обозначение окончания

Выделять окончания в словах

Развитие устойчивости внимания

5

Окончание. Работа с деформированным текстом.

1

Для чего служит окончание

Выделять окончания в словах

Использовать изученное

Инструмент

6

Приставка. Составление рассказа по иллюстрации.

1

Приставку

Выделять приставку в словах

Использование приобретённых знаний

7

Приставка.

1

Обозначение приставки

Образовывать новые слова

Обучение применению правила

8

Приставка.

Составление диалога.

1

Роль приставок в образовании новых слов

Образовывать новые слова

Развитие умения комментировать свои действия

9

Суффикс.

1

Находить суффикс

Учить выделять суффикс в словах

Развитие умения анализировать

10

Суффикс.

1

Роль суффиксов в образовании слов

Образовывать новые слова с их помощью

Использовать изученное

Железо

Металл

11

Суффикс.

Составление таблицы.

1

Правило

Пользоваться им на письме

Использовать свой орфографический ответ

12

Суффикс. Составление рассказа по опорным словам.

1

Последовательность работы

Составлять рассказ

Обучение составлению рассказа

13

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Правило правописания безударных гласных

Находить безударные гласные в слове

Развитие навыка самоконтроля

14-15

Правописание безударных гласных в корне слова. Работа с деформированным текстом.

2

Правило

Подбирать однокоренные слова

Развитие умения применять изученное

Север

16

Подготовка  к контрольному диктанту за 1 четверть.

1

Изученный материал

Писать на слух

Развитие умения воспользоваться полученными знаниями

17

Контрольный диктант за 1 четверть.

1

Изученный материал

Писать на слух

Развитие концентрации внимания

18-19

Работа над ошибками. Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор слов с опорой на картинки.

2

Правописание безударных гласных

Подбирать проверочные слова

Работа над усвоением знаний, умений при помощи произвольного запоминания

20

Правописание безударных гласных в корне слова. Работа с диалогом.

1

Виды орфограмм

Делать работу над ошибками

Развитие орфографической зоркости

21-23

Звонкие и глухие согласные в корне слова.

3

Правило написания слов с непроверяемыми гласными и согласными

Объяснять написание непроверяемых  гласных и согласных

Воспитание устойчивого внимания

Физкульту-ра

24-27

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

4

Правило

Пользоваться им

Использовать изученное

Беседа

Верблюд

Библиотека

28

Удвоенные согласные в словах.

1

Правило

Применять на письме

Работа над пониманием смысла правила

27

Правописание приставок и предлогов.

1

Написание приставок и предлогов

Образовывать с ними новые слова, объяснять написание предлогов

Увеличение объёма внимания

28

Буква Ъ после приставок.

1

Правило

Объяснять написание слов с Ъ после приставок

Закрепление умения анализировать ход выполнения работы

29-30

Тренировочные упражнения по теме «Состав слова».

Деловое письмо: Записка.

2

Изученный материал

Выполнять различные виды заданий

Развитие концентрации внимания

31

Контрольные вопросы и задания.

Подготовка к диктанту по теме «Состав слова».

1

Изученный материал

Применять на письме

Развитие целенаправленности внимания

32

Диктант по теме «Состав слова».

1

Изученный материал

Писать на слух.

Формирование навыков самоконтроля

1

Работа над ошибками

Части речи

Общее понятие о частях речи: существительном, прилагательном, глаголе.

1

Виды орфограмм

Части речи

Делать работу над ошибками

Назвать признаки частей речи

Умение использовать изученное

Развитие орфографической зоркости

2

Различение частей речи по вопросам и значению.

1

Вопросы к частям речи

Нахождение частей речи в тексте

Развитие последовательности мышления

3

Различение частей речи. Составление таблицы «Части речи».

1

Части речи и вопросы к ним

Определять части речи

Обучение применению правила

4

Различение частей речи. Имя существительное.

1

Имя существительное

Находить его в тексте

Использование полученных знаний

5

Различение частей речи. Глагол.

1

Глагол

Находить его в тексте

Развитие целенаправленности в работе

6

Различение частей речи. Имя прилагательное.

1

Имя прилагательное

Находить его в тексте

Развитие внимания

7

Однокоренные слова - разные части речи.

1

Изученное

Писать на слух

Развитие долговременной памяти

Забота

8

Контрольные вопросы и задания. Подготовка к диктанту «Части речи».

1

Изученный материал

Применять на письме

Развитие целенаправленности внимания

9

Диктант по теме «Части речи».

1

Изученный материал

Писать на слух

Умение использовать изученное

10

Работа над ошибками.

1

Виды орфограмм

Делать работу над ошибками

Развитие навыка самоконтроля

1

Имя существительное

Понятие об имени существительном.

1

Что такое имя существительное

Находить его  в предложении

Развитие целенаправленности внимания

2

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Описание картинок с использованием существительных одушевлённых и не одушевлённых.

1

Существительные одушевлённые и не одушевлённые

Различать их

Развитие умения сравнивать и анализировать

3

Различение существительных одушевлённых и не одушевлённых. Составление предложений при помощи словосочетаний.

1

Признаки одушевлённых и не одушевлённых существительных

Находить существительные в предложении

Развитие целенаправленности внимания

4

Имена существительные собственные и нарицательные. Общее понятие.

1

Существительные собственные и нарицательные

Уметь их различать

Развитие умения сравнивать и анализировать

Столица

5

Написание имён собственных и нарицательных. Работа с деформированным текстом.

1

 Правило

Применять на письме

Развитие умения применять правило

Космос

6

Число имён существительных.

1

Число имён существительных

Определять число имён существительных

Развитие умения использовать изученное

Ботинки

7

Ед.ч и мн.ч. имён существительных.

Составление словосочетаний.

1

Правило

Изменять существительные по числам

Развитие целенаправленности внимания

8

Число имён существительных.

Работа с деформированным текстом.

1

Число имён существительных

Определять число имён существительных

Развитие последовательности мышления

9

Род имён существительных.

Составление предложений по данным частям.

1

Род имён существительных

Определять род имён существительных

Формирование навыков сознательного усвоения

10

Мужской род имён существительных.

1

Род имён существительных

Определять м.р имён существительных

Развитие умения использовать изученное

Герой

11

Женский род имён существительных.

Объединение словосочетаний общей темой.

1

Род имён существительных

Определять ж.р имён существительных

Развитие логического мышления

12

Подготовка к контрольному диктанту за 2 четверть.

1

Изученный материал

Применять на письме

Развитие целенаправленности внимания

13

Контрольный диктант за 2 четверть.

1

Изученный материал

Писать на слух

Умение использовать изученное

11

Работа над ошибками. Средний род имён существительных. Работа с деформированным текстом.

1

Род имён существительных

Определять ср.р имён существительных

Развитие последовательности мышления

12

Род имён существительных. Составление диалога.

1

Последовательность работы

Логически правильно изложить содержание

Развитие последовательности мышления

13

Правописание существительных женского и мужского рода с шипящей на конце.

Составление словосочетаний.

1

Правило

Применять на письме

Развитие навыков сознательного усвоения правила

14

Правописание существительных женского и мужского рода с шипящей на конце. Деление текста на части.

1

Правило

Подбирать примеры на изученное правило

Упражнения в подборе примеров к изученному

15

Тренировочные упражнения по теме: «Имя существительное».

1

Изученное

Применять на письме

Развитие концентрации внимания

16

Тренировочные упражнения. Деловое письмо: адрес на конверте.

1

Имя существительное

Выполнять разнообразные виды упражнений

Развитие навыка самоконтроля

Адрес

Конверт

17

Подготовка к диктанту. Контрольные вопросы и задания.

1

Изученное

Использовать изученные правила

Развитие целенаправленности внимания

18

Диктант по теме «Имя существительное».

1

Изученное по теме

Писать на слух

Развитие умения использовать изученное

19

Работа над ошибками.

1

Правила

Писать на слух

Развитие навыка самоконтроля

20

Изменение существительных по падежам.  Выделение существительных в тексте.

1

Падежи существительных

Уметь изменять существительные по падежам

Развитие умения применять изученное правило

21

Изменение существительных по падежам.

Определение падежа существительных.

1

Как определить падеж существительного

Уметь использовать изученное

Развитие внимания

Овраг

Канал

22

Именительный падеж.

Работа с деформированным текстом.

1

Роль существительного в именительном падеже в предложении

Уметь определять род существительного

Развитие умения применять изученное

23

Родительный падеж.

Составление словосочетаний.

1

Знать вопросы

Определять родительный падеж

Развитие умения применять изученное

24

Дательный падеж. Составление текста по опорной записи.

1

Вопросы дательного падежа

Определять дательный падеж существительных. Составлять текст с опорой на запись

Развитие умения применять изученное

25

Винительный падеж.

Составление предложений по данному слову.

1

Вопросы винительного падежа

Отличить от родительного падежа

Развитие умения сравнивать

Верёвка

26

Творительный падеж. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

Вопросы творительного падежа

Определять творительный падеж. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок  

Развитие умения применять изученное

27

Предложный падеж. Составление рассказа об осенних цветах.

1

Вопросы творительного падежа

Определить предложный падеж. Составлять рассказ по опорным словам

Развитие внимания, последовательности мышления

Природа

28

Тренировочные упражнения по теме «Изменение существительных по падежам».

1

Изученное

Применять на письме

Развитие целенаправленности в работе

Охота

29

Повторение по теме «Изменение существительных по падежам».  Подготовка к диктанту.

1

Падежи существительных

Определять падеж существительных

Развитие переключаемости внимания

30

Диктант по теме «Изменение существительных по падежам».

1

Падежи имён существительных

Писать на слух

Умение применять изученное

31

Работа над ошибками.

1

Виды орфограмм

Делать работу над ошибками

Развитие навыка самоконтроля

32

Склонения имён существительных. Первое склонение существительных.

1

Склонение существительных

Определять склонение

Развитие умения применять изученное

33

Второе склонение имён существительных. Определение главной мысли текста.

1

Существительные относящиеся ко второму склонению

Определять склонение существительных

Использование приобретённых знаний

Естество-знание

34-35

Третье склонение имён существительных.

2

Правила оформления открыток

Правильно подписать открытку

Развитие умения применять изученное

36-37

Повторение по теме «Склонение имён существительных».

2

Изученный материал

Применять на письме изученное

Развитие целенаправленности в работе

38

Самостоятельная работа по теме: «Склонение существительных»

1

Склонение существительных

Писать на слух

Формирование навыков самоконтроля

39-40

Работа над ошибками. Первое склонение имён существительных в единственном числе.

2

Первое склонение существительных

Определять существительные первого склонения

Развитие целенаправленности внимания

41

Имена существительные первого склонения в именительном падеже.

1

Правило

Определять именительный падеж существительных первого склонения

Применение изученного

42-43

Имена существительные первого склонения в родительном падеже.

2

Окончания существительных в родительном падеже

Применять изученное

Развитие умения понимать изученное

Творог

44-45

Имена существительные первого склонения в дательном падеже.

Составление пересказа по плану.

1

Изученное

Применять изученное

Развитие умения делать выводы

46

Имена существительные первого склонения в винительном падеже.

1

Правило

Применять изученное на письме

Развитие умения применять изученное

47-48

Имена существительные первого склонения в творительном падеже.

2

Правило

Применять изученное на письме

Развитие умения применять изученное

Защита

Грамота

49

Имена существительные первого склонения в предложном падеже.

Работа с деформированным текстом.

1

Правило

Задавать вопросы к существительном в предложном падеже

Развитие умения анализировать и сравнивать

Свобода

50

Повторение по теме: «Первое склонение имён существительных».

1

Изученное

Применять на письме изученное

Развитие целенаправленности внимания

Стамеска

51

Работа с контрольными вопросами и заданиями. Подготовка к диктанту.

1

Изученное

Применять на письме

Развитие умения анализировать и сравнивать

52

Контрольный диктант за 3 четверть.

1

Изученные темы

Писать на слух

Умение использовать изученное

53

Работа над ошибками Деловое письмо: Поздравительная открытка.

1

Виды орфограмм

Делать работу над ошибками

Развитие навыка самоконтроля

54

Второе склонение имён существительных в ед.ч. Ударные и безударные окончания существительных второго склонения.

1

Второе склонение имён существительных

Различать ударные и безударные окончания существительных 2 склонения в ед.ч.

Развитие умения анализировать и сравнивать

55

Имена существительные 2 склонения в именительном падеже.

Составление предложений к рисункам.

1

Изученное

Применять на письме изученное

Умение использовать изученное

56-57

Существительные второго склонения в родительном падеже.

Соотношение словосочетаний с рисунками.

2

Окончания существительных в родительном падеже

Выделять окончания существительных в родительном падеже

Использование изученного

58-59

Существительные второго склонения в дательном падеже.

2

Правило

Применять на письме

Развитие умения использовать полученные знания

60-61

Существительные второго склонения в В.п.

2

Правило

Применять на письме

Развитие умения использовать полученные знания

62-63

Существительные второго склонения в творительном падеже.

2

Вопросы к существительным в творительном падеже

Находить существительные в творительном падеже

Умение понимать и использовать изученное

Остров

Матрос

Салат

64-65

Существительные второго склонения в предложном падеже.

2

Вопросы к существительном в предложном падеже

Обозначать окончания в предложном падеже

Умение понимать и использовать изученное

Отряд

Компас

66-67

Повторение по теме: «Второе склонение имён существительных».

Деловое письмо: Письмо сестре.

2

Изученное

Применять на письме изученное

Развитие целенаправленности внимания

Победа

68

Работа с контрольными вопросами и заданиями.

1

Изученное

Применять на письме изученное

Развитие целенаправленности внимания

69

Третье склонение имён существительных в единственном числе.

1

Существительные третьего склонения

Определять их в предложении

Развитие умения анализировать

70

Существительные третьего склонения в именительном падеже.

1

Окончание существительных 3 склонения в И.п

Различать падеж существительных третьего склонения

Развитие целенаправленности внимания

71-72

Существительные третьего склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

2

Окончания существительных 3 склонения в Р.п, Д.п и П.п

Различать падеж существительных

Развитие умения применять изученное

Картон

73-74

Неодушевленные существительные третьего склонения в винительном падеже.

2

Правило

Различать падежи

Развитие умения анализировать и сравнивать

Запад

Горизонт

75-76

Существительные третьего склонения в творительном падеже.

2

Правило

Выделять окончания

Развитие долговременной памяти

Орден

77

Упражнения на закрепление по теме «Падежи и падежные окончания имён существительных».

1

Изученное

Применять на письме

Воспроизведение знаний

78

Повторение по теме: «Падежи и падежные окончания имён существительных».

1

Окончания существительных в изученных падежах

Работать с деформированным текстом

Развитие умения понимать связь событий

Салют

79

Работа с контрольными вопросами и заданиями. Подготовка к диктанту.

1

Изученное

Применять на письме изученное

Развитие целенаправленности внимания

80

Диктант по теме «Падежи и падежные окончания имён существительных».

1

Изученный материал

Писать на слух

Умение использовать изученное

1

Работа над ошибками Предложение.

Подлежащее и сказуемое.

1

Подлежащее и сказуемое

Находить их в предложении

Обучение применению изученного

2

Второстепенные члены предложения.

1

Второстепенные члены предложения

Определять их в предложении

Обучение применению нового правила

3

Связь главных и второстепенных членов предложения.

1

Связь в предложении

Ставить вопросы к главным и второстепенным членам предложения

Развитие логического мышления

4

Нераспространённые и распространённые члены предложения.

1

Правило

Различать предложения

Формирование установки на длительное запоминание

5

Однородные члены предложения.

1

Правило

Находить их в предложении

Обучение применению нового правила

6

Однородные члены предложения. Подготовка к диктанту.

1

Однородные члены предложения

Составлять с ними предложения

Работа над усвоением изученного

Верстак

Станок

7

Контрольный

диктант за 4 четверть.

1

Изученный материал

Писать на слух

Развитие навыков самоконтроля

8

Работа над ошибками.

1

Изученное

Использовать полученные знания

Развитие умения применять изученное

9

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

Правило

Ставить запятые при однородных членах предложения

Формирование установки на осмысленное запоминание

10

Союз «И» при однородных членах предложения. Подготовка к диктанту.

1

Изученное

Использовать при выполнении заданий

Закрепление умения анализировать ход выполнения работы

11

Контрольный

диктант за год.

1

Изученный материал

Писать на слух

Развитие навыков самоконтроля

12

Работа над ошибками. Упражнения на закрепление по теме «Предложение».

1

Виды орфограмм

Делать работу над ошибками, используя полученные знания

Развитие орфографической зоркости

13

Контрольные вопросы и задания. Самостоятельная работа по теме  «Предложение».

1

Изученное

Использовать при выполнении заданий

Закрепление умения анализировать ход выполнения работы

1

Повторение.

Состав слова.

1

Состав слова

Разбирать слова по составу

Развитие умения применять изученное

2

Род имён существительных. Орфограммы в корне слова.

1

Род имён существительных

Определять род имён существительных

Развитие внимания

3

Склонение имён существительных.

1

Склонение имён существительных

Определять их

Умение использовать изученное

4

Изменение имён существительных по падежам.

1

Падежи существительных

Определять на письме

Работа над усвоением при помощи произвольного запоминания

5

Однородные члены предложения.

1

Однородные члены предложения

Определять в предложении, ставить запятые при них

Развитие умения определять их по общим признакам

        



Предварительный просмотр:

Календарно — тематическое планирование занятий по русскому языку и развитию речи в 9 классе

Темы

Кол-во

часов

Дата

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

Коррекционная цель

Словарь

1

Повторение. 

Предложение. Однородные члены предложения.

1

Однородные члены предложения

Составлять предложения. Находить в них однородные члены предложения

Развитие умения пользоваться изученным

2

Обращение.

1

Что такое обращение

Находить его в тексте

Развитие внимания

3

Сложное предложение.

2

Сложное предложение.

Определять его в тексте, расставлять знаки препинания

Умение анализировать,  сравнивать и делать выводы

4

Повторение по теме: «Предложение». Работа с деформированным текстом.

1

Изученное

Применять при выполнении заданий

Развитие концентрации внимания

5

Обобщающие упражнения по теме: «Предложения». Подготовка к самостоятельной работе.

1

Изученное

Применять при выполнении заданий

Развитие умения пользоваться изученным

6

Самостоятельная работа по теме: «Предложение».

1

Изученный материал

Писать на слух

Умение использовать изученное

1

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.

1

Отличие звуков от букв. Различать гласные и согласные звуки

Определять количество букв и звуков в слове

Развитие устойчивого внимания

2

Разделительные Ъ и Ь. Составление пословиц по данным частям.

1

Разделительные Ъ и Ь

Различать случаи написания Ъ и Ь

Формирование умения делать выводы на основе анализа

3

Ударные и безударные гласные в словах.

1

Написание ударных и безударных гласных

Пользоваться правилом при письме

Умение использовать полученные знания

4

Звонкие и глухие согласные.

1

Звонкие и глухие согласные

Проверять написание согласных

Использовать приобретённые знания

5

Непроизносимые согласные. Работа с деформированным текстом. Подготовка к диктанту.

1

Правило

Применять на письме

Развитие орфографической зоркости

6

Диктант по теме: «Повторение».

1

Изученный материал

Писать на слух

Умение использовать изученное

7

Работа над ошибками.

Обобщающие упражнения по теме «Звуки и буквы». Деловое письмо: объявление.

1

Изученное

Использовать при выполнении различных заданий, оформлять деловое письмо

Развитие умения доводить начатое до конца

1

Состав слова.

Состав слова.

1

Из чего состоит слово

Приводить примеры

Работа над пониманием смысла правила

2

Разбор слова по составу. Работа с деформированным текстом.

1

Порядок разбора слова по составу

Разбирать слова по составу

Применение новых знаний

3

Орфограммы в корне слова. Работа с иллюстрацией.

1

Безударные гласные, звонкие согласные, непроизносимые согласные

Определять орфограммы в корне слова

Использовать приобретённые знания

4

Правописание приставок.

1

Правило

Применять на письме

Использовать приобретенные знания

5

Правописание приставок раз- (рас-), без- (бес-), из- (ис-), воз- (вос-).

1

Правило

Пользоваться им на письме

Умение использовать полученные знания

6

Тренировочные упражнения по теме: «Состав слова».

1

Изученное

Выполнять различные виды заданий

Воспитание устойчивого внимания

7

Сложные слова.

1

Что такое сложные слова

Подбирать примеры к схемам

Развитие умения комментировать свои действия

8-9

Сложносокращённые слова.

2

Способ образования сложносокращён-ных слов

Расшифровывать и образовывать данные слова

Развитие умения комментировать свои действия

10

Обобщающие упражнения по теме: «Состав слова». Деловое письмо: расписка.

1

Деловые бумаги

Писать расписку

Умение использовать полученные знания

11

Контрольные вопросы и задания по теме: «Состав слова».

1

Изученный материал

Применять изученный материал при выполнении заданий

Обучение применению изученных правил

1

Имя существительное.

Значение имени существительного.

1

Что обозначает существительное

Определять значение существительных

Формирование умения делать выводы на основе анализа

2-3

Грамматические признаки имени существительного. Подготовка к диктанту.

2

Грамматические признаки имени существительного

Определять их

Развитие умения комментировать свои действия

4

Контрольный диктант за I четверть.

1

Изученный материал

Писать на слух

Развитие концентрации внимания

5

Работа над ошибками.

Существительные собственные и нарицательные.

1

Различие собственных и нарицательных существительных

Различать собственные и нарицательные существительные

Развитие устойчивого внимания

5

Склонение имён существительных.

1

Склонение существительных

Определять склонение

Развитие умения использовать признаки

6

Безударные падежные окончания существительных.

1

Правило

Применять на письме

Развитие умения комментировать свои действия

7

Проверка безударных падежных окончаний существительных во множественном числе.

1

Правило

Применять на письме

Использование полученных знаний

8

Существительные с шипящей на конце.

1

Правило

Объяснять правописание таких существительных

Воспитание устойчивого интереса к занятиям

9

Несклоняемые существительные

1

Какие существительные являются несклоняемыми

Применять изученное

Развитие умения воспользоваться изученным

10

Обобщающие упражнения по теме имя существительное. Деловое письмо: заметка в стенгазету.

1

Изученное. Правила написания заметки

Выполнять различные виды заданий, писать заметку в стенгазету

Развитие устойчивого внимания

11

Контрольные вопросы и задания. Подготовка к диктанту.

1

Изученное

Выполнять различные виды заданий

Развитие долговременной памяти

12

Диктант по теме «Имя существительное».

1

Изученное

Писать на слух

Развитие концентрации внимания

1

Работа над ошибками.

Имя прилагательное

Значение прилагательного в речи.

1

Для чего служит прилагательное в речи

Находить прилагательные в тексте

Развитие умения использовать отличительные признаки

2

Род, число, падеж имён прилагательных. Согласование существительных с прилагательными.

1

Род, число, падеж имён прилагательных

Определять род, число, падеж имён прилагательных

Развитие умения определять эти признаки прилагательного

3-4

Безударные окончания имён прилагательных.

2

Правило

Проверять безударные окончания прилагательных

Умение применять изученное

5

Прилагательные на –ий, -ья, -ье, -ьи.

1

Правило

Объяснять правописание прилагательных

Совершенствование грамматического строя речи

6-7

Обобщающие упражнения по теме «Имя прилагательное».

2

Изученное

Выполнять различные виды заданий

Развитие устойчивости внимания

8

Контрольные вопросы и задания по теме «Имя прилагательное»

1

Изученное

Выполнять различные виды заданий

Развитие долговременной памяти

1-2

Личные местоимения.

Роль местоимений в речи.

2

Для чего служат местоимения

Находить местоимения в предложении

Развитие умения комментировать свои действия

3

Лицо и число местоимений.

1

Лицо и число местоимений

Определять лицо и число местоимений

Умение понимать изученное

4

Склонение личных местоимений.

1

Склонение личных местоимений

Склонять личные местоимения

Использование полученных знаний

5

Повторение изученного. Работа с деформированным текстом.

1

Изученный материал

Выполнять различные виды заданий

Умение доводить начатое до конца

6

Личные местоимения с предлогами.

1

Правописание личных местоимений с предлогами

Применять изученное

Установка на осмысленное запоминание

7

Правописание личных местоимений 3-го лица. Определение основной мысли текста.

1

Правописание личных местоимений 3-го лица

Определять основную мысль текста

Умение делать выводы на основе анализа

8

Обобщающие упражнения по теме «Личные местоимения».

1

Изученное

Применять на письме

Управление вниманием

9

Повторение по теме: «Личные местоимения». Деловое письмо: письмо бабушке.

1

Как писать письмо

Уметь использовать общепринятую форму письма

Развитие умения письменно излагать свои мысли

10

Контрольные вопросы и задания. Подготовка к диктанту.

1

Изученное

Применять на письме

Развитие умения воспользоваться полученными знаниями

11

Диктант по теме: «Личные местоимения»

1

 Изученные правила

Писать на слух

Использовать изученное

1

Работа над ошибками.

Глагол

Различие глаголов по значению.

1

Значение глаголов

Определять значение глаголов

Умение делать выводы на основе анализа

2

Различие глаголов по значению. Работа с репродукцией по картине В. Поленова «Московский дворик».

1

Значение глаголов

Подобрать глаголы разного значения

Управление вниманием

3

Грамматические признаки глагола. Подготовка к диктанту.

1

Грамматические признаки глагола

Назвать грамматические признаки глагола

Использование полученных знаний

Контрольный диктант за 2 четверть.

1

Изученный материал

Писать на слух

Развитие концентрации внимания

4

Работа над ошибками. Глаголы прошедшего времени.

1

Признаки глаголов прошедшего времени

Находить их в тексте

Развитие устойчивого внимания

5

Неопределённая форма глагола.

1

Неопределённую форму глагола

Ставить глаголы в неопределённую форму

умение пользоваться изученным

6

Написание частицы НЕ с глаголом.

1

Правило

Применять на письме

Умение понимать изученное

7

Изменение глагола по лицам и числам. Составление таблицы.

1

Что такое спряжение

Определять лицо и число

Сознательное усвоение изученного

8

Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

1

Правило

Объяснять правописание глаголов

2 лица ед. ч.

Развитие мыслительной деятельности

9

Правописание  глаголов неопределённой формы и глаголов 3 лица единственного числа.

1

Изученное

Применять на письме

Сознательное усвоение изученного

10

Ударные и безударные личные окончания глаголов.

1

Правило

Назвать ударные и безударные окончания глаголов

Умение проводить сравнительный анализ

11

I и II спряжение глаголов. Письмо по памяти.

1

I и II спряжение глаголов

Определять спряжение глаголов

Умении е пользоваться изученным

12

Окончания глаголов II спряжения (в неопределённой форме на -ить).

1

Окончание глаголов II спряжения  

Объяснять правописание личных окончаний

Умение анализировать

13

Личные окончания глаголов I спряжения.

1

Окончания глаголов I спряжения

Объяснять правописание безударных окончаний

Использовать изученное

14

Различение личных окончаний глаголов I и II спряжения. Составление таблицы.

1

Окончания глаголов I и II спряжения

Различать глаголы I и II спряжения

Развитие умения использовать отличительные признаки

15

Повторение лица и спряжения глаголов. Подготовка к самостоятельной работе по теме «Спряжение глаголов».

1

Изученное

Выполнять различные виды заданий

Умение доводить начатое дело до конца

16

Самостоятельная работа по теме «Спряжение глаголов».  Глаголы в повелительной форме.

1

Повелительную форму глагола

Находить в тексте глаголы в повелительной форме

Использовать изученное

17

Работа над ошибками. Написание глаголов в повелительной форме в ед.ч. и мн.ч.

1

Правило

Применять на письме

Развитие умения использовать изученное

18

Написание глаголов в повелительной форме на –ся и на –те. Составление памятки.

1

Изученное

Объяснять написание Ь в глаголах

Использование полученных знаний

19

Ь в глаголах.

1

Правило

Применять изученное

Сознательное усвоение изученного

20-21

Обобщающие упражнения по теме «Глагол».

2

Изученное

Выполнять  различные виды заданий

Доводить дело до конца

22

Повторение по теме «Глагол». Деловое письмо: анкета.

1

Правила заполнения анкеты

Уметь заполнять анкету орфографического содержания

Умение применять полученные знания

23

Контрольные вопросы и задания. Подготовка к диктанту.

1

Изученное

Применять на письме

Управление вниманием

24

Контрольный диктант за III четверть.

1

Правила

Писать на слух

Развитие умения анализировать ход выполнения работы

1

Работа над ошибками.

Наречие

Наречие как часть речи.

1

Что такое наречие

Находить их в предложении

 поСознательное усвоение изученного

2

Значение наречия в речи.

1

Значение наречия

Объяснять значение наречия

Развитие умения анализировать

3

Наречия времени, места и способа действия.

1

На какие вопросы отвечают данные наречия

Определять наречия времени, места и способа действия

Сознательное усвоение изученного

4

Наречия времени, места и способа действия.

1

Правило

Назвать значение наречий

Умение понимать изученное

5-6

Правописание наречий с А и О на конце. Составление текста упражнений для утренней гимнастики.

2

Правило

Применять на письме

Умение понимать изученное

7

Повторение по теме: «Наречие».

1

Изученное

Выполнять различные виды заданий

Умение доводить начатое дело до конца

8

Контрольные вопросы и задания по теме «Наречие». Подготовка к диктанту.

1

Изученное по теме «Наречие»

Применять полученные знания на письме

Развитие орфографической зоркости

9

Диктант по теме «Наречие».

1

Изученный материал

Писать на слух

Развитие навыков самоконтроля

1

Работа над ошибками.

Имя числительное.

Числительное как часть речи. Работа над ошибками.

1

Числительное

Находить числительное в предложении

Умение применять полученные знания

2

Числительные 2, 3, 4 и другие. Деловое письмо: заявление о приёме на работу.

1

Правило

Использовать на письме

Установка сознательного усвоения правила

3

Правописание числительных от 5 до 20 и 30: от 50 до 80; от 500 до 9000.

1

Правило

Правильно писать числительные

Умение воспользоваться изученным

4

Правописание числительных с Ь.

1

Правило

Объяснять правописание числительных с Ь

Развитие умения комментировать свои действия

5

Правописание числительных 90, 200, 300, 400. деловое письмо: телеграмма.

1

Правописание числительных

Правильно писать

Умение понимать изученное

6

Обобщающие упражнения по теме «Имя числительное».

1

Изученное

Использовать на письме. Писать доверенность

Концентрация внимания

7

Деловое письмо: доверенность.

Подготовка к диктанту.

1

Правила написания телеграммы

Уметь писать телеграмму

Умение применять полученные знания

8

Контрольные вопросы и задания. Подготовка к диктанту.

1

Изученное по теме «Наречие»

Применять полученные знания на письме

Развитие орфографической зоркости

9

Проверочный диктант по теме: «Имя числительное».

1

Изученный материал

Писать на слух

Развитие навыков самоконтроля

1

Работа над ошибками.

Части речи

Части речи. Значение частей речи.

1

Части речи

Назвать их отличительные признаки

Умение воспользоваться изученным

2-3

Различие частей речи.

2

Отличительные признаки

Применять на письме

Развитие концентрации внимания

4

Обобщающие упражнения. Составление краткого пересказа.

1

Изученное

Выполнять различные виды заданий

Развитие устойчивости внимания

5

Контрольные вопросы и задания. Самостоятельная работа по теме «Части речи».

1

Изученный материал

Применять на письме

Развитие навыка самоконтроля

1

Предложение.

Роль предложения в речи. Простое предложение.

1

Что такое предложение

Составить предложения по схемам

Применять полученные знания

2

Подлежащее и сказуемое. Предложения нераспространённые и распространённые

1

Правила

Определять подлежащее и сказуемое. Предложения нераспространён-ные и распространённые

Умение делать выводы на основе анализа

3

Однородные члены предложения.

1

Правила разбора простого предложения

Умение разобрать простое предложение

Умение применять полученные знания

4-5

Нераспространённые и распространённые однородные члены предложения.

2

Однородные члены предложения

Определять их

Использование изученного

6

Знаки препинания

при обращении.

Составление диалога. Подготовка к диктанту.

1

Правило

Выделять обращение запятыми на письме

Использование изученного

7

Контрольный диктант за IV четверть.

1

Изученный материал

Писать на слух

Развитие навыка самоконтроля

8

Работа над ошибками.

1

Виды орфограмм

Делать работу над ошибками

Развитие орфографической зоркости

9

Обращение

1

Что такое обращение

Находить в предложении

Умение понимать изученное

10

Подготовка к диктанту.

1

Изученное

Применять при выполнении заданий

Развитие концентрации внимания

11

Контрольный

диктант за год.  

1

Изученное

Писать на слух

Использование изученного

12

Работа над ошибками.

1

Виды орфограмм

Делать работу над ошибками

Развитие орфографической зоркости

13

Повторение «Текст»

1

Изученное

Применять изученное

Развитие умения комментировать свои действия

14-15

Сложное предложение.

2

Отличия сложных предложений от простых

Находить в тексте сложные предложения

Развитие концентрации внимания

16-17

Прямая речь.

2

Правило

Находить прямую речь в предложении

Использовать приобретённые знания

18

Обобщающие упражнения.

1

Изученное

Применять изученное при выполнении заданий

Формирование навыков самоконтроля

19

Повторение.

1

Изученное

Применять изученное на письме

Развитие долговременной памяти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе

  Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...

Рабочая программа по предмету: «Графика и письмо» для 5х-9х классов школа VIII вида

Примерное рабочая программа по предету "Графика и письмо", разработана из личного опыта для работы с детьми с ОВЗ...

Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога по письму и развитию речи в 5 классе школы VIII вида

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по письму и развитию речи на учебный год...

рабочая программа по чтению и развитию речи 5-9 классы школа VIII вида

В одной рабочей прграмма материал с 5 по 9 класс...