Рабочая программа по предмету: «Графика и письмо» для 5х-9х классов школа VIII вида
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Числова Наталия Ивановна

Примерное рабочая программа по предету "Графика и письмо", разработана из личного опыта для работы с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnaya_programma.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 439

Петродворцового  района   г. Санкт- Петербурга

Рассмотрено

на заседании

методического совета

Протокол

№_от «_»_20_г.

Руководитель МО____

Принято

на педагогическом совете

Протокол

№ __ от «__» ___20_г.

«Утверждаю»

Директор _____Сорокина Е.В.

«__» ____20___г.

Рабочая программа

по предмету: «Графика и письмо»

 для 5х-9х классов

школа VIII вида

                                                                    Составила:  Числова Н.И.

г. СПб.- 2013г.

Содержание рабочей программы

1. Пояснительная записка

2.Требования к уровню подготовки учеников.

3.Форма обучения

     4.Методы и приёмы обучения

     5. Методика формирования  навыка  письма

     6. Виды деятельности учащихся  на уроке.

    7. Коррекционные задачи.

    8.Учебно-тематический план.

     9.Литература                        

     

                         

                              Пояснительная записка

Рабочая программа составлена учителем   Н. И.  Числовой  по обучению письму для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

        Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе VIII вида. Данная программа составлена на основе федерального компонента, что соответствует школьному планированию. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Содержание  обучения  предметам, имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе VIII вида в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение учащихся, обучающихся по программе VIII вида, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера  и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Данная рабочая программа составлена на один учебный год.

  • Звуки и буквы

В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова.

Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки  практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков  письма. 

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения . Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. 

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием  учить излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как списывание текста.

 В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.

2.               Требования к уровню подготовки

          учащихся 5-9 классов

Цель:

Учащиеся должны уметь:

  • - получить навыки письма на основе изучения элементарного курса грамматики
  • научить правильно и излагать свои мысли в устной форме 
  • быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Задачи:

Учащиеся должны знать:

  • алфавит;
  • большую и маленькую букву;
  • составлять  часть слова (слог), слова с трёх букв;

 

                             

                             

 3.                                          

Форма обучения

Iраздел – повторение и закрепление   знакомых упражнений, направленные на восстановления способности правильно удерживать и ставить ручку или карандаш, манипулировать с ними пальцами вне процесса письма;

II раздел используем трёхэлементный такт, который графически выполняется на начальном этапе в виде слитного написания 3 одинаковых   элементов, с обязательной паузой между тактами (после написания трёхэлементного орнамента движение прерывается, графически соблюдаются интервалы между орнаментами)

Далее число слитно написанных элементов возрастает до 6: две  трёхэлементных части орнамента пишутся слитно, без остановки движения  и без интервала: 1)речевым сопровождением: синхронным счетом до трех в такт каждому элементу;

2)зрительным восприятием образца орнамента, данного для копирования, а также -  цифровой схемы программы.

Целесообразность сопровождения движения руки синхронным счетом вслух объясняется и демонстрируется логопедом перед началом тренинга. При необходимости, подключается и пассивное ведение рукой  в такт требуемому ритму.

IIIраздел работы на последующих этапах, написание одинаковых элементов и , соответственно, равномерный ритм  движений  сменяются комбинациями акцентированных ритмов .

  Использование методики у детей и у взрослых связанные  прежде всего с тяжестью двигательных нарушений  в руке. « раз-ДВА-три- раз-ДВА-три»

       4.                             Методы и приёмы  обучения

                    В школе у таких детей отмечаются  неровность  линий на письме, длительное становление почерка, замедленный темп письма. Эти проблемы сохраняются, практически навесь, период  школьного  обучения и в старших классах проявляются, в частности, в том, что ученики не успевают записывать лекционные материал за учителем. У этих детей часто отмечаются неловкость, замедленность  развития двигательных навыков.  У взрослых больных моторные функции нарушены значительно грубее из-за пареза

В данной публикации представлена методика, разработанная для восстановления двигательного компонента письма у больных  при ослаблении правостороннего двигательного навыка.

К началу  обучения в 8 - 9 классах,  учащиеся  должны  усвоить  элементарные сведения по грамматике; у учащихся должны быть сформированы основные орфографические и пунктуационные навыки,  достаточно осмысленное отношение к основным элементам звуковому составу.  Различать основные части речи (по значению и главным грамматическим признакам),;  должны уметь списывать текст и писать, знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре, состав слова.  Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Тема «Предложение» включена в программу 8 класса, работа над ней организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у учащихся навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

В 8-9 классе, так же как и в 5-7 классах, большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников выражать,  свои  мысли, в письменной форме ограничены.  Именно им в 8 классе будет уделено основное внимание.  Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении поздравительных открыток. В ходе обучения в 8 классе по-прежнему уделяется внимание четкому и аккуратному письму.

5.                Методика формирования  навыка  письма

в 5х-9х классах

                    В школе у таких детей отмечаются  неровность  линий на письме, длительное становление почерка, замедленный темп письма. Эти проблемы сохраняются, практически навесь, период  школьного  обучения и в старших классах проявляются, в частности, в том, что ученики не успевают записывать лекционные материал за учителем. У этих детей часто отмечаются неловкость, замедленность  развития двигательных навыков.  У взрослых больных моторные функции нарушены значительно грубее из-за пареза

В данной публикации представлена методика, разработанная для восстановления двигательного компонента письма у больных  при ослаблении правостороннего двигательного навыка.

 

6.         Виды деятельности учащихся  на уроке.

Основное содержание – это  организация обучения письму является урок. Специфическая особенность обучения на уроках в коррекционной школе – их коррекционная направленность. Коррекция недостатков развития умственно отсталых учеников проводится в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Тип урока определяется в зависимости от его основной дидактической цели:

  • урок изучения нового материала;
  • урок закрепления знаний;
  • обобщающий урок, урок повторения;
  • интегрированный урок, комбинированный урок.

  На уроках письма сочетаются фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

 « Программа», адресована тем, которые должны  помнить с которым  детьми им  предстоит  работать.  У учащихся с умеренной  и тяжелой умственной отсталостью преобладают примитивные физиологические потреб в связи  с несформированностью  потребностей  более  высокого уровня  ( например, познавательных потребностей, потребности в самостоятельности, в полноценном общении)  С нарушением интеллекта тесно связано развитие речи учащихся с умеренной отсталостью . Степень их речевого развития чаще всего соответствуют степени их общего психического развития.

Таким образом, процесс письма у детей, не имеющих нарушений зрительного анализатора, можно представить как определенную последовательность следующих действий:

- зрительное восприятие букв;

- различение букв;

- узнавание букв;

-соотнесение букв с соответствующими знаками;

-воспроизведение звукопроизносительного образца:-

- понимание прочитанного  путем соотнесения звуковой формы слова с его значением                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

           Характерной особенностью освоения предметных знаний учащимися с умеренной умственной отсталостью, является непосредственно- эмоционального общения и мотивационного компонента предметной и предметно-игровой деятельности. Восприятие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и воспроизведение  ими воспринятого.  Характеризуются не дифференцированностью,  глобальностью.

          Решение мыслительных задач учащимися с умеренной умственной отсталостью уже на этапе осознания  условия задания вызывает значительные трудности. Они часто неадэкватно  воспринимают суть задания, упрощают или искажают его.. В ходе выполнения задания имеют место « соскальзывания», уход от поставленной цели.

         Овладение письмом является  одной из труднейших задач обучения детей с умеренной умственной отсталостью. Этот вид речи оказывается чаще всего недоступным для  учащихся с тяжёлой умственной отсталостью. Таким образом, процесс овладения навыками письма доступен не всем учащимся данной категории. Предмет « Графика и письмо» предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью следующим вариантам  «письма»

- элементарные изобразительные и  графомоторные  навыки, пространственные представления;

-бучение проводиться в игровой форме, наиболее доступной детям и подросткам  с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;

-обучение носит сугубо  практическую направленность, не требующую от учащихся соблюдения четких правил;

- работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, позволяющей учащимися  познать объект,  используя  все анализаторы ( слуховые, зрительные, двигательные, тактильные) ;

- Учитывая  возможности каждого ученика, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп.

        Таким образом, учащиеся получают лишь элементарные основы графики и письма.  Если они овладевают  письмом  на основе традиционной системы, то порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом особенностей восприятия, запоминания, познавательной деятельности  детей.

       

7.                           Коррекционные задачи.

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, перераспределения содержания программы по годам обучения и др.

- сформировать и развить у учащихся навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

- продолжить коррекцию речи и мышления школьников;

- обеспечить общее развитие учащихся и сформированность  у них нравственных качеств,  для  дальнейшей успешной адаптации их в жизни.

 

 

8.        Требования к уровню подготовки учащихся

Рассмотрим несколько упражнений, когда ученик оказывается в состоянии держать в руке ручку  в  рабочей позе:

     

 Упражнение 1. Слегка придерживая ручку большим, указательным и средним пальцами ( как при письме), производит одновременное сгибание и разгибание указанных пальцев, стараясь, чтобы ручка слегка двигалась не уставали пальцы. Количество  повторений в начале тренинга определяется в соответствии с индивидуальными возможностями, на продвинутых этапах – до 10-15 раз подряд. Обязательным условием является контроль над мышечным тонусом: работают только пальцы, напряжение не должно радировать вверх по руке. Вначале каждое движение следует производить изолированно, с паузами  для расслабления предплечья, плечевого пояса.

     

    Упражнение 2.   Рука с ручкой находится на парте в исходном положении. Пальцами перебирать палочку от верхнего конца к нижнему  и обратно. Во избежание

Повышения тонуса в руке, следует делать паузы, расслаблять мышцы. Оба упражнения делать по 10-15 раз.

   

Упражнение   3. Во всю высоту пространства между линейками на одной строчке выписывать орнамент по образцам. Сначала  орнамент из трёх  элементов  выполняется, не отрывая руки, на одной, двух и более страницах, с доведением до верхний и нижний линейки, не залезая  за них.  По  мере овладения этим орнаментом, подключается второй, чередуя его через строчку с первым, затем добавляются следующий при сохранении слитности и аккуратности письма.  В наиболее легких случаях общий объем страниц, достаточный  для тренинга всех вариантов первого орнамента, составляет около половины тонкой ученической тетради.

 Упражнение 4. Удваивается количество элементов орнамента, написание  которых необходимо выполнять слитно,  не отрывая руки. Счет вслух произносится  также слитно

 без пауз: « раз-два-три- раз-два-три» Необходимо подчеркнуть, что при выполнении упражнений 3 и 4  важно добиваться  синхронности произношения порядкового счёта и выписывания  каждого элемента орнамента.

  III раздел -программы нацелена восстановление графических навыков с опорой на ритмическое программирование. Упражнения рассчитаны на несколько этапов, различающихся освоением разных ритмических рисунков одних и тех же орнаментов.

 Упражнение 5  Слитно выписывается орнамент с акцентом на третьем элементе. Синхронное  речевое сопровождение выделяет с помощью логического ударения третий элемент  ритам: « раз-два-ТРИ- раз-два-ТРИ»

 Упражнение 6 Орнамент выписывается  с акцентом на втором  элементе; речевое сопровождение; « раз-ДВА-три- раз-ДВА-три»

Упражнение 7 И логическое  ударение в синхронном произношении, и акцент в написании  переходит на первый элемент: « РАЗ-два-три- РАЗ-два-три»  Для наглядности следует написать в тетради( лучше цветными чернилами) не только образцыорнаментов,  но и написать их схематическое изображение  цифрами, соответствующими размером того или иного ритма: « 123123» ;II ритм «123 123»;IIIритм «123 123»

  Каждый этап отрабатывается  тщательно, в тичение1-2 недели( а при необходимости и больше) недель. Объем нагрузки: по  2 страницы ежедневно. Ученику предлагается  заметить время, затраченное на написание одной страницы.

   

                                   

9.                                Примерное          учебно-тематическое планирование

        Предмет. Графика и  письмо 5– 9 класс

                                     

№ п.п.

Тема

Кол-во часов

В том числе

Работы по развитию речи

Раздел 1.Развитие тонкой моторики рук

1.

Тема 1. Развитие произвольных и отдельных,  попеременных, последовательных движений

1

2.

Тема 2. Письмо по трафарету й, ч,

1

3.

Тема 3. Письмо по опорным точкам

2

4.

Тема 4. Письмо по обводке

1

5.

Тема 5. Различение оптических сходных букв : ч-г, ш-и, й-и.

2

2

Раздел 2.«Рисуночное письмо»

6.

Тема 6. Обводка   букв  по контору ф,э,ъ,ь.


2

1

7.

Тема 7. Зрительно-тактильное обследование букв перед  лепкой  ф,э,ъ,ь.


2

2

8.

 Тема 8.. Обработка поверхности лепных букв пальцами и стекой.

1

1

Раздел 3.» Жестово-образные игры»

     9.

 Тема 9. Игры – пантомимы: спокойствие, злость.

2

    10.

Тема 10. « Письменные упражнения»

Письмо по контору  знакомых букв: А, О, У.( разм.-3 см.)


1

    11.

Тема 11. Рисование плавных, волнообразных линий под медленную музыку

1

    12.

Тема 12. Рисование плавных, волнообразных линий под медленную музыку

1

    13.

Тема 13. Пространственное расположение элементов знакомых букв:  И, Ы

1

    14.

Тема 14. Различение и письмо по контору артикуляторно сходных букв: Р,Л.

1

    15.

 Тема 15. Закрепление знаний о словах, обозначающих название предметов: трафарет

1

    16.

Письмо по контору  свистящих и шипящих: с-ш, з-ж

1

1

Раздел 4.Продолжение

« Письменные упражнения»

    17.

Тема 17. Письмо букв: с, ш, з, ж Различение и письмо по контору и самостоятельно звуков и букв: д-т, ж-ш, з-с

 ( самостоятельно)

1

    18.

Тема 18. Изображение природных объектов: « Дубовая роща»

1

    19.

Тема 19. Закрепление об именах собственных

1

   20.

Тема20. Составление рассказа по картинке с бытовым сюжетом. Правильное использование временных форм глагола.

1

Раздел 5.

«Рисуночное письмо»

   21.

Тема21. Рисование  красками используя различные приемы: мазки, примакивание, касание кончиком кисти.

1

    23

Тема23.. Составление узоров из точек и мазков на бумажной полоске


1

1

    24

Тема 24 Рисование предметов  состоящих из одинаковых частей

1

    25

Тема 25. Рисование по образцу

1

    26

Тема 26 Письмо по контору и самостоятельно: п-л, д-т

2

Раздел 6.

«Письменные упражнения»

    27

Тема 27. Знакомство с пиктограммой

« Ластик»

1

1

    27.

Тема 27. Соотнесение школьных принадлежностей  с пиктограммами: « Ластик»,

« Карандаш»,  « Тетрадь, ручка»

1

    28.




29.

Тема 28. Создание ситуации « Надпись карандашом или ручкой»  

29. Различение  оптически сходных букв:  ч-г, ш- и,  й - и, е –ё.

1

1

    30

Тема 30. Различение  оптически сходных букв:  ч-г, ш- и,  й - и, е –ё.

1

2

31.

Тема 31.Штриховка сходных букв по начертанию отдельные, попеременные

а) по образцу

б) по словесной инструкции

1

32

Тема 32 . Письмо букв, по контурным ориентирам и соотнесение их с соответствующей карточкой

1

    33.

Тема 33« Письмо линий в тетради в линейку : Длинная, короткая, одинаковая линия.

1

1

    34.

Тема 34.

2

1

Тема 35. Пространственное расположение  элементов знакомых звуков и букв: б-д

2

1

36

36. Различение и письмо по контору артикуляторно сходных звуков Р-Л


1

Письмо по трафарету,  по обводке з-к

1

Составление  слов из разрезной азбуки

Составление  слов из разрезной азбуки:

а) дом – том

б)  бух- пух

в)  сок-ток

г)  рак-мак


1

Письмо слов из разрезной азбуки из трёх букв по контору (самостоятельно)


1

Составление  из разрезной азбуки и письмо слов  из двух слогов: Зо-я, о-са,


1

     

10.

Литература

Л.Б. Баряевой,  Н.Н. Яковлевой « Прогорамма обучения учащихся

с умеренной  и тяжелой умственной отсталостью»

Ю.О. Кондратьева, А.В. Оприщенко  «Программа для обучения с умеренной  

  умственной  отсталость 1- 10 класс»

М.Г. Храковская « Методика восстановления и формирования двигательного

 навыка письма»,

Г.В. Никулина « Обучению письму и чтению по рельефно-   точечной  системе  

 Л. Брейля,»

 Учебник «Русский язык» 6-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  Галунчиковой Н. Г.,

 Якубовской Э. В.- изд. «Просвещение», 2005г.

 Аксёнова А.К.. Методика обучения письму в коррекционной школе. М.:«ВЛАДОС»1999г.;

 Барская Н.М. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы.-М.: Просвещение, 1992;

 Галунчикова Н. Г. Якубовская Э. В. Русский язык. Учебник для 6 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение 2008;

 Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку для учащихся 5-9 классов в 4 частях. М.: Просвещение 2005;

 Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку: Состав слова: Учебное пособие для 5-9 классов.-М.:Просвещение, 2002;

 Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида/ Сост. Воронкова В.В., и др.-5-9 классы: сб.1.-М.:ВЛАДОС, 2006. Допущено Министерством образования РФ. Коррекционный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков по предмету «Математика с элементами экономики» в 10 классе школы VIII вида

Из опыта работы: Календарно-тематическое планирование уроков по предмету «Математика с элементами экономики» в 10 классе  школы VIII вида...

Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» 9 класс

Рабочая программапо предмету«Графика и письмо»9 классVIII...

Рабочая программа учебного предмета «Графика и письмо» для обучающихся 7 класса (АООП с умеренной, тяжёлой УО (интеллектуальными нарушениями),ТМНР)

Рабочая программа учебного предмета «Графика и письмо» для обучающихся 7класса (АООП с умеренной, тяжёлой УО (интеллектуальными нарушениями),ТМНР)...

Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» для 8Б класса 2 вариант

Рабочая программа составлена в соответствии с знаниями и умениями учащихся...

Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» для 9 класса 2 вариант

Рабочая программа составлена в соответствии с интеллектуальными возможностями учащихся...