Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» для 9 класса 2 вариант
рабочая программа (9 класс)

Рабочая программа составлена в соответствии с интеллектуальными возможностями учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9v.docx198.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение  школа № 46

Калининского района  Санкт – Петербурга

«Центр Реабилитации и Милосердия»

Рабочая программа по предмету

«Графика и письмо»

для 9В класса

2 вариант

Учитель: Дроздова Л.В.

г. Санкт-Петербург

2021 -2022 уч. год

Пояснительная записка.

              Программа «Графика и письмо» составлена на основе «Программы образования  учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

Планируемые результаты освоения предмета:

I уровень

  • Правильно сидеть во время письма (индивидуально, с учетом двигательного статуса).
  • Правильно использовать разнообразные материалы для графических действий: мел, карандаш, ручка, фломастеры, краски.
  • Рисовать на нелинованной бумаге линии в различном направлении.
  • Штриховка изображений простых предметов.
  • Штриховать контур изучаемой буквы совместно с педагогом.
  • Обводить букву пальцем по контуру совместно с педагогом.

II уровень.

  • Печатать буквы на песке, крупе.
  • Составлять буквы из палочек, полосок, проволоки.
  • Ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать изображения, ориентируясь на заданные линии.
  • Изображать графически буквы, слоги, сигнальные слова по трафарету, по обводке, по образцу (печатный вариант).

III уровень.

  • Составлять слова из изученных слоговых структур.
  • Дополнять слог до слова.
  • Писать предложения из двух-трех слов.
  • Писать (копировать) небольшие тексты (2-3 предложения).
  • Знать режим работы в тетради: письмо слева направо, рабочая строка, поля.
  • Писать рукописным шрифтом слоги, слова, короткие предложения, списывать с печатного варианта.
  • Записывать Имя и Фамилию.
  • Писать Фамилию, имя на обложке тетради,  подписывать свою работу.
  • Заполнять адрес на конверте, подписывать поздравительную открытку («Маме», «Учителю», «Сестре» и т.д. от Саши, Маши и т.д.).
  • Писать под диктовку буквы, слоги, короткие слова.

        Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» (9 класс) в соответствие с учебным планом на 2021-2022 год рассчитана на 102 часа, исходя из 34 учебных часов (3 часа в неделю).

Содержание программы

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

Первое полугодие:

  • Развитие кинестетической основы движений пальцев рук по образцу и по словесной инструкции.
  • Упражнения на развитие произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук.

Второе полугодие:

  • Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков.
  • Развитие кинетической основы артикуляторных движений.
  • Совершенствование движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции.

«Рисуночное письмо».

Первое полугодие:

  • Выполнение узоров в круге и в полоске.
  • Рисование по трафаретам, по точкам и самостоятельно простых натюрмортов с натуры.

Второе полугодие:

  • Выполнение предметной аппликации из частей с использованием готового контура.

Жестово-образные игры.

Первое полугодие:

  • Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры.
  • Упражнения с использованием воображаемых движений (пантомимы и игры-пантомимы).

Второе полугодие:

  • Формирование представлений об эмоциях в игровых этюдах.

«Письменные упражнения».

Первое полугодие:

  • «Письмо» букв по трафарету.
  • Упражнения в написании букв и слов по контурным линиям (точкам).
  • Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги.
  • Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам и самостоятельно.
  • Подписывание открыток (самостоятельно или по контурным опорам).
  • Уточнение знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись.
  • Списывание информации о режиме дня, о событии, телефонов специальных служб.

Второе полугодие:

  • «Письмо» букв по трафарету.
  • Упражнения в написании букв и слов по контурным линиям (точкам).
  • Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги.
  • Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам и самостоятельно.
  • Подписывание открыток (самостоятельно или по контурным опорам).
  • Уточнение знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись.

        На диагностику и тестирование учащихся отводится 6 часа: 2 часа на первой учебной неделе с целью диагностики, 2 часа в конце второй четверти с целью промежуточного тестирования и 2 часа в конце четвертой четверти с целью контрольного тестирования.

        Учебно-методическое обеспечение: учебные принадлежности,  аудиозаписи, дидактико-методическое пособие, учебно-наглядные пособия по темам программы, дидактические игры, раздаточный материал, презентации по темам, опорные листы по уровням, демонстрационный материал.

Список литературы:

  1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью: Пособие для учителя.- СПб.: СОЮЗ, 2004.
  2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребёнок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми.- М.: ДРОФА, 2007.
  3. Музыкальная гимнастика для пальчиков/ Сост. М. Ковалевская, худ. А.Веселов.- СПб.: Союз художников, 2007.
  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
  5. Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой  умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.;  Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.  
  6. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику.- М.: Эксто-Пресс, 2001.
  7. Хилтунен Е.А. Звук и буква: Первая тетрадь для свободного письма.- М.: Генезис, 2006.
  8. Хилтунен Е.А. Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М.Монтессори.- М.: Генезис, 2009.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Графика и письмо»

9 В класс  (3 часа в неделю).

1 четверть

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Иформационно-методическое обеспечение, оборудование

Дата

Раздел программы: Диагностика и тестирование.

Диагностика.

1

Учебные принадлежности, опорные листы

02.09.21

Диагностика.

1

Учебные принадлежности, опорные листы

03.09.21

Раздел программы: Упражнения для развития тонкой моторики рук.

Пальчиковые игры

1

Музыкальное сопровождение

07.09.21

Пальчиковые игры

1

Музыкальное сопровождение

09.09.21

Пальчиковые игры

1

Музыкальное сопровождение

10.09.21

Статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук.

1

Музыкальное сопровождение

14.09.21

Статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук.

1

Музыкальное сопровождение

16.09.21

Рисование узора в круге «Клумба»

1

Учебные принадлежности

17.09.21

Рисование узора в полоске «Галстук»

1

Учебные принадлежности

21.09.21

Рисование по точка «Натюрморт»

1

Учебные принадлежности

23.09.21

Раздел программы: «Письменные упражнения»

«Письмо» букв по трафарету

1

Трафареты

24.09.21

«Письмо» букв по трафарету

1

Трафареты

28.09.21

«Письмо» букв по трафарету

1

Трафареты

30.09.21

Запись своего имени (фамилии)

1

Рабочие тетради

01.10.21

Запись своего имени (фамилии)

1

Рабочие тетради

05.10.21

Запись своего имени (фамилии)

1

Рабочие тетради

07.10.21

Запись числа и названия месяца

1

Рабочие тетради

08.10.21

Запись числа и названия месяца

1

Рабочие тетради

12.10.21

Раздел программы: Жестово-образные игры.

Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры.

1

Музыкальное сопровождение

14.10.21

Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры.

1

Музыкальное сопровождение

15.10.21

Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры.

1

Музыкальное сопровождение

19.10.21

Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры.

1

Музыкальное сопровождение

21.10.21

Упражнения с использованием воображаемых движений

1

Музыкальное сопровождение

22.10.21

Упражнения с использованием воображаемых движений

1

Музыкальное сопровождение

2 четверть

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Информационно-методическое обеспечение, оборудование

Дата

Раздел программы: «Письменные упражнения».

«Письмо» букв по трафарету.

1

Трафареты букв

4.11.21

«Письмо» букв по трафарету.

1

Трафареты букв

5.11.21

«Письмо» букв по трафарету.

1

Трафареты букв

09.11.21

«Письмо» букв по трафарету.

1

Трафареты букв

11.11.21

Упражнения в написании букв и слов по контурным линиям

1

Опорные листы

12.11.21

Упражнения в написании букв и слов по контурным линиям

1

Тетради, учебные принадлежности

16.11.21

Упражнения в написании букв и слов по точкам

1

Тетради, учебные принадлежности

18.11.21

Упражнения в написании букв и слов по точкам

1

Тетради, учебные принадлежности

19.11.21

Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги.

1

Тетради, учебные принадлежности

23.11.21

Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги.

1

Тетради, учебные принадлежности

25.11.21

Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги.

1

Тетради, учебные принадлежности

26.11.21

Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги.

1

Тетради, учебные принадлежности

30.11.21

Запись своего имени (фамилии)

1

Тетради, учебные принадлежности

02.12.21

Запись своего имени (фамилии)

1

Тетради, учебные принадлежности

03.12.21

Запись своего имени (фамилии)

1

Тетради, учебные принадлежности

07.12.21

Запись своего имени (фамилии)

1

Тетради, учебные принадлежности

09.12.21

Подписывание открыток

1

Тетради, учебные принадлежности

10.12.21

Подписывание открыток

1

Тетради, учебные принадлежности

14.12.21

Подписывание открыток

1

Тетради, учебные принадлежности

16.12.21

Уточнение знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись.

1

Тетради, учебные принадлежности

17.12.21

Уточнение знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись.

1

Тетради, учебные принадлежности

21.12.21

Уточнение знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись.

1

Тетради, учебные принадлежности

23.12.21

Раздел программы: Диагностика и тестирование.

Диагностика.

1

Учебные принадлежности, опорные листы

24.12.21

Диагностика.

1

Учебные принадлежности, опорные листы

28.12.21

3 четверть

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Иформационно-методическое обеспечение, оборудование

Дата

Раздел программы: Упражнения для развития тонкой моторики рук.

1

Артикуляционная гимнастика

1

Картотека

11.01.22

2

Артикуляционная гимнастика

1

Картотека

13.01.22

3

Артикуляционная гимнастика

1

Картотека

14.01.22

4

Пальчиковые игры

1

Музыкальное сопровождение

18.01.22

5

Пальчиковые игры

1

Музыкальное сопровождение

20.01.22

6

Пальчиковые игры

1

Музыкальное сопровождение

21.01.22

7

Мимические игры

1

Музыкальное сопровождение

25.01.22

8

Мимические игры

1

Музыкальное сопровождение

27.01.22

9

Мимические игры

1

Музыкальное сопровождение

28.01.22

10

Совершенствование движений мимической мускулатуры

1

Музыкальное сопровождение

01.02.22

11

Совершенствование движений мимической мускулатуры

1

Музыкальное сопровождение

03.02.22

12

Совершенствование движений мимической мускулатуры

1

Музыкальное сопровождение

04.02.22

Раздел программы: «Рисуночное письмо».

13

 Аппликации из частей «Игрушки»

1

Учебные принадлежности

08.02.22

14

Аппликации из частей «Кот»

1

Учебные принадлежности

10.02.22

15

Аппликации из частей «Пёс»

1

Учебные принадлежности

11.02.22

16

Аппликации из частей «Заяц»

1

Учебные принадлежности

15.02.22

17

Вырезание из бумаги, сложенной вдвое (овощи)

1

Учебные принадлежности

17.02.22

Раздел программы: Жестово-образные игры.

18

Формирование представлений об эмоциях в игровых этюдах.

1

Музыкальное сопровождение

18.02.22

19

Формирование представлений об эмоциях в игровых этюдах.

1

Музыкальное сопровождение

22.02.22

20

Дорисовывание пиктограмм (эмоции)

1

Опорный лист

24.02.22

21

Дорисовывание пиктограмм (эмоции)

1

Опорный лист

25.02.22

22

Дорисовывание пиктограмм (эмоции)

1

Опорный лист

01.03.22

Раздел программы: «Письменные упражнения».

23

«Письмо» букв по трафарету.

1

Трафареты букв

03.03.22

24

«Письмо» букв по трафарету.

1

Трафареты букв

04.03.22

25

«Письмо» букв по трафарету.

1

Трафареты букв

10.03.22

26

Упражнения в написании слов и предложений по контурным линиям и самостоятельно

1

Учебные принадлежности, тетрадь

11.03.22

27

Упражнения в написании слов и предложений

1

Учебные принадлежности, тетрадь

15.03.22

28

Упражнения в написании слов по контурным линиям

1

Учебные принадлежности, тетрадь

17.03.22

29

Копирование слов и коротких предложений

1

Учебные принадлежности, тетрадь

18.03.22

30

Копирование слов и коротких предложений

1

Учебные принадлежности, тетрадь

22.03.22

4 четверть

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Иформационно-методическое обеспечение, оборудование

Дата

Раздел программы: «Письменные упражнения».

Упражнения в написании букв и слов по контурным линиям (точкам).

1

Учебные принадлежности, тетрадь

05.04.22

Упражнения в написании букв и слов по контурным линиям (точкам).

1

Учебные принадлежности, тетрадь

07.04.22

Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги.

1

Учебные принадлежности, тетрадь

08.04.22

Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги.

1

Учебные принадлежности, тетрадь

12.04.22

Написание слов по точкам

1

Учебные принадлежности, тетрадь

14.04.22

Написание слов по точкам

1

Учебные принадлежности, тетрадь

15.04.22

Запись своего имени (фамилии)

1

Учебные принадлежности, тетрадь

19.04.22

Запись своего имени (фамилии)

1

Учебные принадлежности, тетрадь

21.04.22

Запись своего имени (фамилии)

1

Учебные принадлежности, тетрадь

22.04.22

Списывание информации о режиме дня

1

Учебные принадлежности, тетрадь

26.04.22

Списывание информации о режиме дня

1

Учебные принадлежности, тетрадь

28.04.22

Подписывание открыток

1

Учебные принадлежности, тетрадь

29.04.22

Подписывание открыток

1

Учебные принадлежности, тетрадь

03.05.22

Подписывание открыток

1

Учебные принадлежности, тетрадь

05.05.22

Записывание телефонов специальных служб

1

Учебные принадлежности, тетрадь

06.05.22

Записывание телефонов специальных служб

1

Учебные принадлежности, тетрадь

10.05.22

Уточнение знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись.

1

Учебные принадлежности, тетрадь

12.05.22

Уточнение знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись.

1

Учебные принадлежности, тетрадь

13.05.22

Уточнение знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись.

1

Учебные принадлежности, тетрадь

17.05.22

Запись числа и названия месяца.

1

Учебные принадлежности, тетрадь

19.05.22

Запись числа и названия месяца.

1

Учебные принадлежности, тетрадь

Запись числа и названия месяца.

1

Учебные принадлежности, тетрадь

Раздел программы: Диагностика и тестирование.

Диагностика.

1

Учебные принадлежности, опорные листы

20.05.22

Диагностика.

1

Учебные принадлежности, опорные листы

24.05.22

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету: «Графика и письмо» для 5х-9х классов школа VIII вида

Примерное рабочая программа по предету "Графика и письмо", разработана из личного опыта для работы с детьми с ОВЗ...

Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» 9 класс

Рабочая программапо предмету«Графика и письмо»9 классVIII...

Рабочая программа по предмету «Математические представления» для 2 класса (вариант 2)

Рабочая программа по предмету «Математические представления» для детей 2 класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множестве...

Рабочая программа учебного предмета «Графика и письмо» для обучающихся 7 класса (АООП с умеренной, тяжёлой УО (интеллектуальными нарушениями),ТМНР)

Рабочая программа учебного предмета «Графика и письмо» для обучающихся 7класса (АООП с умеренной, тяжёлой УО (интеллектуальными нарушениями),ТМНР)...

Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» для 8Б класса 2 вариант

Рабочая программа составлена в соответствии с знаниями и умениями учащихся...