В мире физики для начинающих и не только.
методическая разработка по физике

Правила работы: Только для детей. 1. Можно рассматривать рисунки и схемы в любом порядке и без всякого порядка (вперёд и назад, пропускать, возвращаться к уже прочитанным). 2. Не запрещается самостоятельно, без взрослых выполнять предлагаемые задания. 3. Разрешается работать вместе с товарищами, старшим братом или младшим братом, родителями; изменять задания или вообще придумывать свои. Только для взрослых. 1. Пусть не сразу всё станет абсолютно понятным, мы не ставим целью дать чёткие определения и вывести научные формулы. Пусть останутся радостные впечатления на островках памяти, появится желание познавать самому. 2. Не следует ругать юных естествоиспытателей за небрежность, испорченные материалы, неудачно проведённый опыт. Даже настоящие учёные не всегда получают искомый результат. Важен не быстрый результат, а возникновение атмосферы домашней лаборатории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_fiziki_dlya_nachinayushchih_i_ne_tolko.doc655 КБ

Предварительный просмотр:

В мире физики для начинающих и не только.

Дорогие друзья, начинаем рубрику для тех, кому интересно.

Строгие правила работы с этой рубрикой:

 Только для детей.

  1. Можно рассматривать рисунки и схемы в любом порядке и без всякого порядка (вперёд и назад, пропускать, возвращаться к уже прочитанным).
  2. Не запрещается самостоятельно, без взрослых выполнять предлагаемые задания.
  3. Разрешается работать вместе с товарищами, старшим братом или младшим братом, родителями; изменять задания или вообще придумывать свои.

       Только для взрослых.

  1. Пусть не сразу всё станет абсолютно понятным, мы не ставим целью дать чёткие определения и вывести научные формулы. Пусть останутся радостные впечатления на островках памяти, появится желание познавать самому.
  2. Не следует ругать юных естествоиспытателей за небрежность, испорченные материалы, неудачно проведённый опыт. Даже настоящие учёные не всегда получают искомый результат. Важен не быстрый результат, а возникновение атмосферы домашней лаборатории.

«Только забавляясь и учатся»

                                                         Анатоль Франс.

  1. Решение предлагаемых заданий потребует прежде всего не знаний, а логически размышлять и готовность экспериментировать.

Четыре совета, которые помогут справиться с заданиями:

  1. Чтобы научиться понимать, нужны постоянные упражнения.
  2. Чтобы решить задачу нужно понять её условия, для этого не нужно торопиться, а внимательно проанализировать каждое слово задания.
  3. Большой успех складывается из маленьких. Легкие задачи – это только разминка перед решением сложных.
  4. Предложите задания друзьям, товарищам, знакомым.

Ответы на задания будут в следующем месяце.

Успехов!

1.Задание: сложите квадрат.

Квадрат (от латинского «quadratum» - четырёхугольник) – прямоугольник с равными сторонами.

Сложите квадрат из всех деталей, тщательно их перекопировав и вырезав.

         

                             Рис 1

2.Задание:  Простая задача?

Можно ли сложить квадрат из этих трёх фигур?

                        Рис 2

3.Задание: В лесу родилась ёлочка.

Сложите квадрат из всех пяти фигур.

           

                       Рис 3

4.Задание: Спрячьте в квадрат дугу и домик.

Дуга – часть кривой линии, ограниченной двумя точками.

Разделите каждую из данных фигур одним разрезом на две части так, чтобы из этих частей можно было сложить квадрат.

                      Рис 4

5.Задание: Всего один разрез.

Зигзаг – ломаная линия (образ – зигзаг молнии).

Разделите каждую из данных фигур одним разрезом на две части так, чтобы из этих двух частей можно было сложить квадрат.

   

                    Рис 5

6.Задание:  «спрячьте» корабль в квадрат.

Нарисованный силуэт корабля разделите одним разрезом на две части так, чтобы из них можно было сложить квадрат.

           

                  Рис 6

7.Задание: семь цветков.

На квадратном листе нарисованы 7 цветков шиповника. Попробуйте тремя разрезами разделить квадрат на 7 частей так, чтобы на каждой из них было по одному цветку.

                   

                Рис 7

8.Задание: Тебе -  половина, и мне – половина.

Квадрат состоит из 16 клеток.

Разделите его на две одинаковые части, не разрезая клеток. Сколько существует способов деления?

               

              Рис 8

Опыт 6.

Парашют из бумаги.

Изготовить парашют вам поможет лист плотной бумаги из школьной тетради. Отогните уголки листа, а сами уголки перегните ещё раз. Сгибы уголков проколите иглой с нитью, завяжите на конце толстым узлом, чтобы она не выдёргивалась. Свободные концы всех нитей аккуратно выровняйте и завяжите их общим узлом. К нему подвяжите груз – «лётчика» из пластилина такой величины, чтобы парашют падал не очень быстро и вместе с тем не сильно раскачивался со стороны в сторону и не переворачивался. Для этого нужно добавить «лётчику» пластилиновый рюкзак, шлем или снять их.

Парашют помогает гасить скорость во время приземления космических кораблей, реактивных самолётов.

                             

Воздушный шар.

II. Теория.

1) Тёплый воздух всегда поднимается вверх. Эту закономерность использовали братья Жозеф и Этьен Монгольфье – владельцы бумажной фабрики в городе Анноне во Франции. Старший брат был физиком и обратил внимание на то, что летают не только птицы и насекомые. Дым из труб тоже поднимается вверх. Но можно ли его «поймать» и заставить поднимать груз? Во что поймать? Для братьев это не стало препятствием: фабрика выпускала легкие мешки, склеенные из бумаги.

И вот в июне 1783 года состоялся первый полёт. К шару, наполненному дымом, привязали плетёную корзину. В неё посадили барана, петуха и утку. Они и стали первыми воздухоплавателями.

После того как они успешно вернулись, пришла очередь людей.

Опыт 7.

Для создания модели воздушного шара нужна папиросная бумага. Если её нет, то можно заменить любой тонкой бумагой, например, обёрточной. Сначала нужно вырезать из картона выкройку-шаблон бумажных полосок (размеры в сантиметрах указаны на рисунке). Длина выкройки поделена на 12 частей, и для каждой части указана её ширина. Если делать шар других размеров, то нужна другая выкройка. Образец, по контурам которого изготавливают уже без изменений части какой-нибудь детали, часто называют шаблоном.

Вам нужно вырезать по шаблону 12 полосок из бумаги, которые потребуется склеить друг с другом. В вершине шара после окончания склеивания получается отверстие. Его заклейте кружком, вырезанным из тонкой бумаги. Следует проверить, чтобы в оболочке не было никаких щелей. Их тщательно заклеивают тонкой бумагой. К нижнему отверстию шара приклеивают тонкую полоску, вырезанную из такой же тонкой бумаги. Шар готов.

       

Остаётся сделать железную трубку. Для этого подходит консервная банка, из которой удаляют днища. Трубку вставляют в отверстие шара. Под трубку ставят спиртовку.   Нижний конец трубки должен находиться не ближе 15 сантиметров от огня!

Шар наполняется нагретым воздухом. Холодный воздух внутри шара частично вытесняется тёплым, а частично прогревается. Нужно подержать шар некоторое время и отпустить.  Потом, когда воздух внутри шара остынет, шар начнёт медленно снижаться.

Настойчиво советуем взрослым принять участие в изготовлении вместе с ребёнком, а главное, в запуске воздушного шара. Вы будете удовлетворены не меньше, чем дети и вместе с тем побеспокоитесь об их безопасности.

II. Теория.

2) Полезные дела бумажной полоски.

Свойство бумаги не пропускать воздух широко используется в быту. Вы помогали родителям на зиму заклеивать окна полосками бумаги. Тонкая бумага не даёт холодному воздуху попасть через щели в квартиру.

Недостаточно плотно закреплённые в рамах окон стёкла дрожат при самом малом сотрясении воздуха. Они начинают «петь», едва пройдёт под окном машина. Чтобы уменьшить колебания, края стёкол прижимают к оконным рамам замазкой. Однако во время взрывов (петард) для больших стёкол замазки недостаточно. Края закреплены, а середина – нет, и стёкла вылетают.

В кинофильмах про войну обязательно показывают, как символ военного времени окна домов, на стёклах которых наклеены крест-накрест полосы бумаги. Обычные бумажные полоски спасали стёкла квартир во время бомбёжек. Они уменьшали колебания, вызванные ударной воздушной волной, связывая середину стекла с закреплёнными краями.

3) Выходки статического давления.

Положите деревянную линейку на край стола так, чтобы её конец выходил за этот край на 5-6 сантиметров. Если ударить по этому выступу, то линейка упадёт. Повторите опыт, но теперь накройте часть линейки, лежащей на столе, развёрнутой и разглаженной газетой. Её нужно разгладить по столу, чтобы между столом и газетой не оставалось воздуха. Снова ударьте по выступу линейки. Она так и останется лежать на столе, а газета чуть поднимется. Почему? Какая сила прижимает газету к столу?  Не подумайте, что это вес газеты. Газета очень легка и собственным весом ей линейки не удержать. Проверьте сами: сверните газету несколько раз, положите на линейку и ударьте по выступающей части.

Дело не в весе, а в площади газеты. Атмосферное давление давит на большую поверхность газеты с силой, которая больше силы вашего удара. Поэтому линейка может сломаться, но не упадёт. Это давление столь велико, что можно вообразить, будто на длинной части линейки лежит груз в сотни килограммов. Про это давление забывать не стоит.

4) Где только не прячется электричество.

Странная вещь – обычная бумага. На ней можно писать чернилами, тушью, красками, свинцовыми палочками, мелом. Из неё можно сделать бумажного голубя, кораблик, пилотку. Она достаточно прочная и хорошо сохраняет форму. Мягкость её используется при изготовлении салфеток, а прочность – для получения шпагата. Но есть у неё особый секрет. В ней прячется электричество.

Опыт 8.

Электрический хоровод бумажный человечков.

Можно устроить настоящий театр. Из тонкой папиросной бумаги нужно вырезать фигурки кукол, высотой не больше 2 сантиметров. В основание каждой фигурки вставьте кнопку (или булавку с шариком на конце), чтобы фигурка не «взлетела». Проведите несколько раз пластмассовым гребешком по сухим волосам и поднесите к фигуркам. Поворачивая гребешок по кругу, вы заставите повторения движений. «Танец» принесёт ещё большее удовольствие, если предварительно разукрасить бумажных актёров.

Опыт 9.

В плену бумажных полосок.

Кусок сухой газетной бумаги нарежьте полосками, но не до конца (как гребень). Положите его на сухую газету на столе и несколько раз абсолютно сухой одёжной щёткой проведите вдоль полосок в одну сторону.  Неразрезанную часть листка заверните в колечко и в левой руке поднимите над столом. Свисающие полоски слегка разойдутся, напоминая колокол. Осторожно правую руку просуньте внутрь колокола. Полоски охватят вашу руку.

Во всех этих опытах вы «создавали» электрические заряды, точнее переносили их от одного тела к другому. А заряженные тела взаимодействуют с другими заряженными телами.

                                                   

На бумажных фабриках можно часто наблюдать такое явление: бумажное полотно, быстро бегущее по машине, трётся о суконную подкладку, а между ними проскакивают искры. Учёные говорят, сто бумага создаёт и накапливает электричество.

Опыт 10.

Электрические искры в вашей лаборатории.

Для этого опыта вам понадобится сухая газета. Предварительно просушите её на батарее. Приложите тёплую газету к стене, обклеенной обоями, и сильно натрите щеткой для одежды. Достаточно десятка таких движений – и газета висит на стене, будто прибитая гвоздями. Попробуйте оторвать её от стены – и между стеной и газетой засверкают искорки.

II. Теория.

4) Бумага защищает от альфа – излучения.

Из атомов, мельчайших частиц, состоит всё, что нас окружает. В атоме таится огромная энергия. Чтобы её добыть, нужно расщепить атом. Люди используют эту энергию. Однако им приходится защищаться от излучения, возникающего во время распада атомов. Взрыв на Чернобыльской атомной станции 26 апреля 1986 года показал, что эта защита не всегда надёжна. Для защиты от излучения необходимы толстые бетонные стены, свинцовые пластины. А от одного из видов излучения может защитить обычная бумага. Это излучение называют альфа-излучением («альфа» - первая буква греческого алфавита).

 А теперь попытайтесь ответить на пять вопросов.

1. Бумажный кораблик плывёт по речке к морю, но почему-то не доплывает. Почему?

2. Удастся ли вскипятить воду в бумажном стаканчике?

3. Почему веер делают из бумаги?

4. Можно ли видеть сквозь клочок обыкновенной непрозрачной бумаги?

5. Какова цена бумажных денег?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "В мире физики"

В данной работе представлены материалы по физике для проведения викторины между учащимися 8 классов в период проведения предметных недель, на занятиях физических кружков, во внеклассных мероприятиях п...

Разработка интелектуальной игры по физике " В мире Физики"

Сегодня на интеллектуальном марафоне встречаются команды школ района, которые будут состязаться в уме и остроумии. Поприветствуем жюри; в жюри мы выбрали крепких, здоровых людей, которые не имеют прав...

Элективный курс " В мире физики и астрономии"

Программа организации внеурочной деятельности шкльников в объеме 34 часа предназначена для работы с детьми 5 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания програ...

Воспитательное мероприятие "В мире физики. Это занимательно"

Данное воспитательное мероприятие рассчитано для обучающихся 7-10 классов. Способствует активизации познавательной деятельности, расгирению знаний по физике, формированию устойчивого интереса к изучен...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Миры физики" 7 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "Об образовании в Росс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Миры физики" 8 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "Об образовании в Росс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» «Физика для начинающих» для обучающихся 7х классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностиЦентра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»«Физика для начинающих»для обучающихся 7х классов...