Организация самостоятельной работы на уроках физики, как способ подготовки к ВПР
статья по физике

Хабарова Юлия Игоревна

Статья содержит материал о формах самостоятельной работы на уроках физики по подготовке к ВПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной работы на уроках физики, как способ подготовки к ВПР

Всероссийские проверочные работы (ВПР) — это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, которые проверяют знания школьников по предмету.

На выполнение работы по физике дается 45 минут. ВПР по физике состоит из 11 заданий. В заданиях 1-3 нужно выбрать правильный вариант ответа. В заданиях 4, 8, 9 нужно записать развёрнутый текстовый ответ. В заданиях 10, 11 нужно написать решение задач полностью.

При выполнении работы можно пользоваться непрограммируемым калькулятором.При необходимости можно пользоваться черновиком, записи в черновике не оцениваются.

Задания под 6 и 7 оцениваются в 1 балл. Два балла можно получить, правильно решив задания 1-5, 8, 9. Задание 10 оценивается 4 баллами. Задание 11 – 3 балла.Итого, за 11 заданий можно получить всего 23 балла.          

ВПР по физике позволяет установить уровень форсированности следующих умений учащихся:

− умение устанавливать соответствия между физическими понятиями и примерами, физическими величинами и единицами измерениями, приборами и физическими величинами;

− умение объяснять физические явления;

− умение выбирать верные утверждения из текста по темам;

− знание физических законов и умение применять их в практической деятельности;

− умение извлекать информацию из графиков, диаграмм, таблиц анализировать информацию; понимание плотности и условий плавания тел;

− умение решать простые (базовые) задачи на движение;

 − умение решать вычислительные задачи с использованием физических законов;

− умение решать задачи повышенной сложности и др.

Подготовку к ВПР по физике проводится на уроках в течении учебного года.

Организация подготовки обучающих к Всероссийской проверочной работе включает в себя:

  1. составление плана по подготовке к проверочной работе по физике;
  2. инструктирование учащихся о содержании ВПР по физике;
  3. первичное знакомство с инструкцией по подготовке к проверочной работе;
  4. обзор методической литературы и пособий по подготовке к проверочной работе;
  5. знакомство со шкалой оценивания результатов работы;
  6. совершенствование системы повторения учебного материала с целью подготовки учащихся к проверочной работе;
  7. текущее повторение для достижения результатов обучения с учётом кодификатора ВПР по физике;
  8. работа по тренировке заполнения бланка регистрации и бланков ответов;
  9.  работа по подготовке к проверочной работе, в соответствии с планом (индивидуально-групповые занятия)
  10. проведение пробной проверочной работы.

            На этапе повторения в своих поурочных разработках включаю различные задания, развивающие навыки самостоятельной работы учащихся по подготовке к ВПР.

            Самостоятельная работа — форма организации образовательного процесса, стимулирующая активность, самостоятельность, познавательный интерес обучающихся.

            Практика показывает, что обучающиеся различаются по уровню готовности к реализации требований к самостоятельной работе. Выделяются две основные группы. Первая характеризуется тем, что ее представители ориентированы на выполнение заданий самостоятельной работы и обладают универсальными

учебными компетенциями, позволяющими успешно справиться с требованиями к ее выполнению (умением понимать и запоминать приобретаемую информацию, логически мыслить, воспроизводить материал письменно и устно, проводить измерения, вычисления, проектировать и т. д.). Обучающиеся второй группы не имеют устойчивой ориентации на постоянное выполнение самостоятельной работы при освоении учебного материала и отличаются низким уровнем развития универсальных учебных компетенций и навыков самоорганизации.

Задания подбираю из различных учебных пособий: типовые задания 10 вариантов, А.Ю. Легчина, А.И. Громцева, В.В. Шахмотовой и др., итоговые тесты по пройденным темам, демоверсии работ, которые можно найти на просторах Интернета, в конце сентября провожу входные проверочные работы по физике и после проведения анализа этих работ, определяю темы, по которым нужно уделить особое внимание при подготовке к ВПР. Так как в нашей школе традиционно выпускники 9 и11 классов выбирают одним из экзаменов физику, подготовка учащихся к проверочным работам проходит тщательно, начиная с 7 класса.

Целью проводимой работы является обобщение знаний учащихся, повторение курса физики, выявление пробелов в знании теории, привитие умений использовать знания на практике в конкретных ситуациях, умение анализировать тексты, работать на уровне понятийного аппарата, составляя ход эксперимента.

В своей работе применяю следующие формы самостоятельной работы при подготовке к ВПР: граф-схема, сводная (обобщающая) таблица, информационный поиск, кейс-задание, разноуровневые задачи и задания, использование инфографики.

Способы и формы работы:    

1.Выясняю предполагаемые   ВПР   и выясняем, что надо повторить в классе и индивидуально. Традиционно первое задание связано с методологией. Вспоминаем что такое явление, величина, единица измерения, прибор. Делаем таблицу с несколькими примерами. Дома ученики дополняют таблицу сами. Приводим примеры заданий из ВПР, их получаем в интернете.

2. Работе с графиками. Вспоминаем виды графиков из кинематики и теплоты, электромагнетизма. Определяем характер графика: как изменяется величина, какие величины на графике, определяем вид движения- равномерное или ускоренное. Вспоминаем сопутствующие графику формулы расчетов величин скорости, ускорения, перемещения, чтобы перейти к выбору верных ответов или построить график по заданию. По графику температур определяем участки нагревания и охлаждения, плавления и кристаллизации и затем делаем выбор верных ответов. Отрабатываем конкретные задания.

3. Отрабатываются умения показывать векторы сил в разных случаях. Вспоминаем от чего зависит действие силы – точки приложения, модуля и направления. Рассматриваем разные случаи – тело на опоре, тело на наклонной плоскости, тело на подвесе, тело в воде и т.д. вспоминаем какие силы возникают при этом, и ученики делают рисунки векторов сил. Следующий круг вопросов – когда возникает ускорение, что такое равнодействующая сила и как направлено ускорение, с чем оно со направлено. Рассматриваем случаи равномерного, равноускоренного прямолинейного и криволинейного движений. Вспоминаем все виды сил и их определения. Затем идет отработка заданий из интернета.

4. Работа с текстом, в котором пропущены слова. Здесь необходимо вспомнить что такое энергия, виды механической энергии, внутреннюю энергию, выяснить от чего и как они зависят. Повторяем понятия импульс, закон сохранения импульса. Всё отрабатываем на заданиях типа: груз, подвешенный к пружине, совершает свободные колебания между точками 1 и 3. При перемещении от 1 к 2 потенциальная энергия груза, скорость, масса груза пропущенные слова: 1.увеличивается, 2.уменьшается, 3.не изменяется

5. Как выполняются задания исследовательского характера. Выполняем задания разных типов.

 6.Работа по текстам, рекомендации по работе- внимательно читаем текст и задания, находим два ответа в тексте, а по третьему уметь делать выводы из текста, применяя свои знания. Отрабатываем упражнения с текстами.

Следующие занятия ученики работают с интернетом индивидуально, получая поддержку учителя по необходимости. Все что записано учениками это своеобразная шпаргалка для учеников при самостоятельной работе.

В конце выступления ещё раз хочу сказать — мы все хотим, чтобы наши результаты были эффективными, необходимо обеспечить объективность выполнения работы, чтобы результатам можно было доверять. Это очень важно, прежде всего, для родителей: они смогут получить объективное представление о знаниях своих детей. Также очень важно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка, понять, какие трудности он может испытывать при обучении в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация самостоятельной работы на уроках физики»

Курс физики в средней школе подразумевает освоение учащимися определенного объема знаний, умений и навыков, что невозможно без самостоятельной работы. Речь идет не только о самостоятельном выполнении ...

Метод проектов как способ организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.

Доклад о преимуществах и способах организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы путем применения метода проектов...

Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся

Доклад на тему "Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся"...

Организация самостоятельной работы на уроках физики.

В презентации представлено краткое описание организации самостоятельной работы с указанием технологий, применяемых на уроках физики....

Организация самостоятельной работы на уроках физики

В данной статье рассказываю о организации самостоятельной работы учащихся на уроках физики в  ГКОУ «Школа для детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях Костромской ...

Организация самостоятельной работы на уроках физики.

Текст выступления на школьном методическом объединении " Роль самостоятельной работы на уроках физики"...