технологическая карта урока " Конструкции ядерных реакторов"
учебно-методический материал по физике (9 класс)

Буякова Елена Викторовна

Технологическая карта описывает этапы урока и роль учителя и учащихся на каждом этапе. Карта опирается на выставленный на сайт конспект урока и презентацию "Конструкции ядерных реакторов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: физика

Учитель: Буякова Елена Викторовна

Тема урока: Ядерный реактор

Тип урока:  Урок получения нового знания

Цель урока:  Формирование  знаний  об устройстве ядерного реактора и понимание процесса преобразования внутренней энергии атомных            ядер в электрическую энергию.

Образовательная цель: обеспечить усвоение технологических основ ядерной энергетики; сформировать умения чтения схем, сравнения особенностей указанных конструкций;  закрепить межпредметные связи с химией; продолжить формирования навыка планирования ответа, самоконтроля; развивать когнитивные умения.

Задачи:

  • Образовательные: продолжить формирование понятий: деление ядер урана, цепная ядерная реакция, условия протекания цепной реакции, критическая масса; ввести новые понятия: ядерный реактор, основные элементы конструкции реактора, принцип действия реактора, управление ядерной реакцией, классификация ядерных реакторов и их использование;
  • Развивающие:  создание условий для формирования функциональной грамотности и креативного мышления через изучение практически важных научных идей, отбор и оценку информации из разных источников (учебник, таблицы, схемы),  применение межпредметной связи с химией; развитие навыков анализа, синтеза, сравнения, поиска аналогии
  • Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою страну,  учить умению толерантного ведения дискуссии

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Оборудование: презентация, интерактивная доска, таблицы теплоемкости, схемы реакторов

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

        Задачи

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

 I этап: организационный   

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности.

1. создание условий для пробуждения внутренней потребности включения в деятельность

2. актуализация требований к учебной деятельности

 Приветствуют преподавателя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место. 

Личностные УУД: самоопределение (самооценка – регулятивный компонент);

Коммуникативные УУД: взаимодействие (коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника)

II этап: актуализация

актуализация знаний через обращение к кратковременной памяти

1. активизирует мыслительную деятельность обучающихся;

2. проводит проверку домашнего задания, которое приближают обучающихся к восприятию новых знаний;

3. организует работу по определению темы учебного занятия;

4. совместно формулируют цели учебного занятия.

Учащиеся отвечают на вопросы:

- какому  научному открытию мы обязаны созданием атомной энергетики?

- какой вид ядерной реакции, связанный с выбросом большого количества энергии, вы можете назвать?

- какие изотопы химических элементов могут участвовать в цепной реакции?

Один учащийся записывает на доске схему цепной реакции

- каковы условия протекания цепной реакции с  U235?

- какое условие требуется для того, чтобы реакция не прекратилась?

- можно ли уменьшить критическую массу?

- какое дополнительное условие требуется для того, чтобы цепная реакция с участием U235 стала управляемой?

- как технологически осуществить управляемую цепную реакцию?

Учащиеся формулируют тему урока «Ядерный реактор»

Личностные УУД: смыслообразование (смысл учебной деятельности), самооценка (когнитивный компонент);

Коммуникативные УУД: взаимодействие (коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника)

III этап:  мотивация

Выработка на личностном уровне готовности к получению нового знания

Обращается к истории, к чувству патриотизма.  Заинтересовывает научной и технической проблемой

Определяют тему урока

Регулятивные УУД: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно), планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата);

IV этап:  получение нового знания  и систематизация.

 

обеспечение  получения новой информации и ее систематизации;

 активизация мышления и стимулирование долговременной и кратковременной памяти

Создает условия для плодотворного изучения нового материала с использованием когнитивных процессов сравнения, аналогии, анализа, синнтеза; стимулирует включение интуиции

Воспитательная деятельность – рассказ о героях - подводниках

Выстраивание внутритемных связей в изученном разделе. С помощью схем учащиеся изучают строение двух типов ядерных реакторов. Объясняют связь конструктивных особенностей со схемой цепной реакции. Выясняют недостатки конструкций. При помощи таблиц теплоемкостей устанавливают необходимость повышения давления в водо-водяном реакторе. Составляют таблицу основных частей реактора и уточняют ее через таблицу Менделеева. Работают индивидуально и в группах

Регулятивные УУД: прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний)

Познавательные УУД: моделирование

Коммуникативные УУД: кооперация (согласованность усилий по достижению общей цели); интериоризация (осознание и усвоение содержания). Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация

V этап: закрепление  системы знаний с формулированием проблемы.

Включение новой информации в имеющееся знание, ее дополнение и систематизация;

 активизация мышления и стимулирование долговременной и кратковременной памяти

Углубляет когнитивные процессы сравнения, аналогии, анализа, синнтеза; стимулирует включение интуиции

Рассматривает недостаток водо-водяного реактора, приходит к необходимости замены теплоносителя, рассматривает бридер

Воспитательная деятельность – рассказ о героях - подводниках

1. выявление границ применимости системы знаний;

2. определение межтемных связей в изученном разделе.

Вопросы учащимся:

Есть в конструкции любого реактора деталь, которой нельзя выходить из строя. Что это за деталь?

Что произойдет, если питательный  насос отключится?

Откуда возьмется тепло для испарения воды, если реактор предварительно заглушают управляющими стержнями?

Рассматривается бридер

Что изменилось в схеме реактора?

Возможен ли теперь взрыв пара?

Стал ли такой реактор безопасен?

Любой реактор требуется время от времени переводить в спящий режим для ремонта или для замены топлива. А что произойдет в это время с теплоносителем?

Формулируют проблему: зачем нужен такой реактрор?

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация (умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы);

Регулятивные УУД: коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия);

Познавательные УУД: логические (анализ и описание объектов);

Коммуникативные УУД: кооперация (осуществление совместной деятельности).

1V этап: 

Домашнее задание

Активизация самостоятельной познавательной  деятельности

Демонстрирует горящую спичку и окончательно формулирует исследовательскую домашнюю задачу: можно ли второй раз зажечь продукты цепной реакции?

Уточняют основной вопрос и формулируют дополнительные вопросы, на которые не успели дать ответы на уроке

(из чего сделана нейтронная пушка, можно ли самому собрать реактор?)

Учащиеся записывают домашнее задание.

Домашнее задание: § 59-60

Познавательные УУД: логические (умение анализировать и выводить следствия из имеющихся данных);

Коммуникативные УУД: кооперация (осуществление совместной деятельности).

VI1 этап: рефлексия учебной деятельности.

самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя

Создает условия для оценки, самооценки и саморегуляции.

Формулирует основные вопросы Возвращается к вопросу, поставленному в начале урока

Сравнивает самооценку учащихся со своей оценкой

Подводит итоги урока

1. соотнесение  цели урока и результатов собственной деятельности;

2. оценка полученных результатов обучающимися и учителем, установление степени их соответствия.

Учащиеся составляют список деталей водо-водяного реактора и сами проверяют свои ответы, пользуясь ответами из презентации

Учащиеся отвечают на вопросы

Какие конструкции реакторов рассмотрели?

Каким образом происходит теплообмен в реакторной зоне?

Может ли реактор быть безопасным?

Регулятивные УУД: оценка учебной деятельности (актуальный рефлексивный контроль);

Личностные УУД: самоопределение (отношение к учению и поведение в процессе учебной деятельности);

Регулятивные УУД: оценка учебной деятельности;

Коммуникативные УУД: интериоризация (рефлексия свих действий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Конструкция головы человека"

конспект урока "Конструкция головы человека"...

Урок №80. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика" для 9 класса гуманитарного профиля

В рамках дистанционного обучения составен краткий план занятий для 9 класса гуманитарного профиля на платформе РЭШ....

Урок - практикум "Готовимся к итоговому собеседованию". Технологическая карта урока на тему"Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание фотографии. Синтаксические конструкции для создания текста-описания"

Материал для подготовки к устному собеседованию. Данный урок построен по ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания - описания фотографии...

Конструкции ядерных реакторов. Конспект урока.

Урок получения нового знания построен на анализе особенностей конструкций четырех разновидностей ядерных реакторов. В процессе исследования конструкций развивается креативное мышление, используются ко...

Конструкции ядерных реакторов. презентация

В презентации рассматриваются три конструкции реакторов, дается историческая справка о первых атомных подводных лодках...

Технологическая карта урока по физике "Термоядерные реакции. Применение ядерной энергетики. Биологическое действие радиации." для 11 класса

Тема. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергетики. Биологическое действие радиации.Класс: 11Раздел: Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра.Цель урока: создание условий по самостоятельн...

Технологическая карта урока физики по теме: «Механизм деления ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор»

Технологическая карта урока физики по теме: «Механизм деления ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор» позволит преподавателю целостно и системно увидеть материал по данной теме, отраз...