Урок физики в современной школе с использованием электронных образовательных ресурсов.
план-конспект урока по физике (7 класс)

Хут Сусанна Аскеровна

Дать представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях, непрерывном и хаотичном движении молекул; сформулировать представления о значении диффузии в природе, в быту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uchebnogo_zanyatiya.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» а.Вочепшия Теучежского района.

Урок физики в современной школе с использованием электронных образовательных ресурсов

«Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»

7 класс

Учитель физики

Хут Сусанна Аскеровна

Базовый учебник

Физика 7 кл., А.В. Перышкин- М.: Дрофа,2013

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока: дать представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях, непрерывном и хаотичном движении молекул; сформировать представления о значении диффузии в природе, в быту.

Методические цели урока:

Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Движение молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах».

Развивающие: развивать умения анализировать ход эксперимента, на его основе проводить сравнение, выделять главное, формулировать логические выводы; содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза; формировать логическое мышление, умение обобщать.

Воспитательныеформировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений, способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, развивать познавательный интерес учащихся, формировать умения использовать теоретические знания для понимания сущности явлений происходящих в природе, в быту.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет.

Учитель. 

Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? Прошу вас быть на уроке внимательными, активными, помогать учителю и друг другу.

Новый материал:

Слайд 1.https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1855206/pub_5d70f7078f011100aeae330c_5d70f7d55eb26800adcc09df/scale_1200 https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1855206/pub_5d70f7078f011100aeae330c_5d70f7d55eb26800adcc09df/scale_1200 https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1855206/pub_5d70f7078f011100aeae330c_5d70f7d55eb26800adcc09df/scale_1200 https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1855206/pub_5d70f7078f011100aeae330c_5d70f7d55eb26800adcc09df/scale_1200 

https://ru.all.biz/img/ru/catalog/8014092.jpeg Учитель. Вы все любите хорошо покушать, особенно бутерброды и пиццу, где много сыра? 

(Ученики отвечают).

Учитель. Хочу прочитать отрывок из произведения Джерома «Трос в одной лодке», и , послушав его, ответьте, пожалуйста, на вопрос.

- Отбирая продукты для путешествия, герои книги решили не брать с собой сыр: «… у нас будет печенье, холодное мясо, хлеб с маслом и варенье – но, ни крошки сыра. Сыр как и керосин, слишком много о себе воображает. И он,   видите ли, желает заполнить собой всю лодку. Он становится хозяином положения в корзине и придает запах сыра всему ее содержанию».

Вы не можете сказать в точности едите ли вы яблочный пирог, или сосиски с капустой. Все это кажется сыром. Сыр очень силен по части благоухания.

Благодаря какому физическому явлению запах сыра становится «хозяином положения»?  

(Ученики отвечают).

Слайд 2.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0e6d/0007fdac-716ecf6d/img14.jpg 

Учитель. Правильно. Это диффузия. Запишите сегодняшнее число и тему урока «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»

Что будет, если смешать молекулы воды и медного купороса.

(Ученики отвечают).

Учитель. Постепенно молекулы медного купороса и воды, двигаясь непрерывно и беспорядочно, распространяются по всему объему.  

Слайд 3. 

Что такое диффузия? Запишите определение диффузии.

Учитель.Какие главные слова в этом определении?

(Ученики отвечают).

Учитель. Что произойдет с водой, если добавить в нее соль?

(Ученики отвечают).

 Учитель. Что за вещество вода?

(Ученики отвечают).

Учитель. Значит, в каких веществах диффузия происходит?

(Ученики отвечают).

Учитель. Скажите, пожалуйста, кроме жидкости какие еще есть состояния у вещества?

(Ученики отвечают).

Учитель. Давайте с вами попробуем проверить действительно ли диффузия может происходить в газах. Мы пока с вами знаем только один факт. Какой?

(Ученики отвечают). 

Слайд 4

Учитель. Проверим еще раз, как диффузия происходит в жидкостях. Возьмем стакан с водой и акварельные краски. Что произойдет, если краску смешать с водой?


(Ученики отвечают).

Учитель. Вода поменяет цвет. Что мы должны наблюдать, если происходит диффузия?

(Ученики отвечают).

Учитель. Что будет, если  открыть крышку флакона с духами? 

Слайд 5

(Ученики отвечают). 

Учитель. Молекулы духов движутся. Они сталкиваются с молекулами газов, которые входят в состав воздуха. Молекулы постоянно меняют направление движения и беспорядочно движутся по комнате. Значит, диффузия может протекать?

(Ученики отвечают).

Слайд 6.

Учитель. О каких веществах мы с вами еще не говорили? О жидкостях, о газах и еще?

(Ученики отвечают).

Учитель. Как вы думаете, диффузия в твердых телах может происходить?

(Ученики отвечают).

Учитель. Люди ходят в одежде, сидят на стуле, но никакого перемешивания не происходит. Это потому, что диффузия в твердых телах происходит очень медленно. Очень гладко отшлифованные пластинки свинца и золота кладут друг на друга и ставят на них груз. При комнатной температуре за 4 – 5 лет они взаимно проникают друг на друга на расстоянии около 1 мм. Значит, диффузия может происходит в твердых телах.

Слайд 7

Учитель. Теперь скажите, как себя ведут молекулы в разных состояниях?

(Ученики отвечают).

Учитель. Представьте себе, что вы молекулы в твердом состоянии. Какие движения вы бы совершили, сидя на месте, смогли бы сделать повороты?

(Ученики отвечают).

Учитель. Повернитесь влево, вправо, улыбнитесь соседу. А теперь, представьте, что вы в жидком состоянии. Как бы вы себя вели?

(Ученики отвечают).

Учитель. Найдите соседа в классе. Улыбнитесь ему, и поменяйтесь местами, как бы это сделали молекулы жидкости.

(Ученики меняются местами).

Учитель. Теперь вы молекулы газа. Как будете двигаться?

(Ученики меняются местами).

Учитель. Вернитесь на свои места. Если вы вернулись на свое место, значит, вещество в каком состоянии стало обратно?

(Ученики отвечают).

Учитель. Скорость, по которой происходило ваше передвижение всегда было одинаковой или разной?

(Ученики отвечают).

Учитель. Как вы думаете, где диффузия происходит быстрее всего?

(Ученики отвечают).

Учитель. Газообразном. Совершенно верно. А где диффузия происходит медленнее всего?

(Ученики отвечают).

Слайд 8

Учитель. Значит, скорость протекания диффузии зависит от состояния вещества. Как вы думаете от чего еще может зависят скорость диффузии?

(Ученики отвечают).

Слайд 9

Учитель.  Правильно, от температуры. Каждый из нас делает пьет чай несколько раз  в день. Если опустить чайный пакетик в стакан с холодной водой как в первом рисунке. Что мы наблюдаем?

(Ученики отвечают).

Учитель. Мы наблюдаем, что происходит диффузия. А если опустить пакетик чая в горячую воду, как на втором рисунке?

(Ученики отвечают).

Учитель. Значит, диффузия ускоряется с повышением температуры.

Учитель. Как еще можно увеличить скорость диффузии? С помощью перемешивания можем увеличить скорость. Еще как можно увеличить скорость?

(Ученики отвечают).

Учитель. Возьмем порезанный лимон. По запаху можем даже определить, что это лимон. Насыпаем сверху сахар и оставим в сторону.

Слайд 10

Мы всегда на зиму заготавливаем овощи, чаще всего соления. Скажите, пожалуйста, почему, когда мы овощи помещаем в соленую воду,  они также становятся солеными?

(Ученики отвечают).

Учитель. Но почему же рыба, которая находится в морской воде, если выловить она не соленая?

(Ученики отвечают).

Учитель. Этот вид диффузии называется одностороннее проникновение молекул одних веществ в другие.

Когда мы солим овощи происходит диффузия, потому что оболочка может пропускать соль. Почему тогда рыба в воде не соленая?

(Ученики отвечают).

Слайд 11

Учитель. Она не пропускает соль. Это и называется осмос.

Посмотрим теперь, что произошло с лимоном. Какое новое вещество появилось?

(Ученики отвечают).

Учитель. Сок. Почему он появился?

(Ученики отвечают).

Учитель. Сахар вытянул сок из лимона. Это и есть осмос.

На практике, где можно увидеть явления осмоса?

(Ученики отвечают).

Учитель. Фильтр.

Закрепление.

Теперь  давайте посмотрим как вы поняли урок.

Какое явление мы с вами изучали?

Где может протекать диффузия, в каких веществах?

От чего зависит скорость диффузии?

Что такое осмос?

Что мы с вами делали на сегодняшнем уроке, чтобы узнать о явлении диффузии?

(Ученики отвечают).

Слайд 12

Анализируя свою деятельность, оценивают степень освоения материала,о чем свидетельствует выбор смайлика по цвету( светофор: зеленый-все понял, «пропуск» на следующий урок обеспечен; красный –все хорошо, но затрудняюсь при ответах, повторить; желтый - нужна консультация)

Домашнее

Учитель. Дома вам предстоит изучить диффузию, § 10, найти пословицы, в котором говориться о диффузии.

Учитель. Сейчас поработаем в группах. (Ученики делятся на пять групп,  каждой группе выдается текст, где нужно ответить на вопросы и найти ошибку в высказываниях ). Задача каждой группы прочитать текст  ответить на вопрос и найти ошибку в высказываниях.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект открытого урока по Основам безопасности жизнедеятельности с использованием электронных образовательных ресурсов

Тема урока: «Модели поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера».Цели урока:Образовательные:- дать характеристику и определить опасности, которые возникают при ЧС приро...

Уроки геометрии в 8 классе с использованием электронных образовательных ресурсов

    В эпоху информационных технологий способность грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к быстроизменяющимся ус...

Использование электронных образовательных ресурсов в современной школе

Одним из главных условий преобразований в связи с переходом на обновлённый ФГОС является процесс обеспечения и реализации возможностей  информационных компьютерных технологий и активное использов...

Использование электронных образовательных ресурсов в современной школе

Одним из главных условий преобразований в связи с переходом на обновлённый ФГОС является процесс обеспечения и реализации возможностей  информационных компьютерных технологий и активное использов...

Эффективное использование электронных образовательных ресурсов и онлайн-платформ на уроках русского языка в современной школе.

Эффективное использование электронных образовательных ресурсов и онлайн-платформ на уроках русского языка в современной школе....