Урок физики в 9 классе "Шкала электромагнитных излучений"
план-конспект урока по физике (9 класс)

Данный урок может использовать учитель по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx65.37 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока физики по теме «Шкала электромагнитных волн» 9 класс

Организационная информация

Автор

Терентьева Светлана Леонидовна, учитель физики

Образовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Основная общеобразовательная школа №55»

Город

г. Оренбург

Предмет

физика

Класс

9

Методическая информация

Тема урока

Шкала электромагнитных волн

Автор учебника, по которому  ведётся  обучение

А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник Физика 9 класс. Дрофа

Классификация        урока        в системе образовательных

урок усвоения нового материала, содержание которого требует применения знаний учащихся о свойствах электромагнитных волн, умения обобщать и систематизировать информацию; имеет

большую практическую направленность; является теоретической основой для формирования

мероприятий

навыков ЗОЖ.

Краткая        характеристика класса

класс обычной наполняемости разноуровневой подготовки

Цели урока

Цели урока для учителя:

Актуализация личностного смысла учащихся к изучению темы; развитие умений самостоятельно в комплексе применять полученные знания, умения, навыки, осуществлять их перенос в новые условия; создание условий для развития навыков общения и совместной деятельности.

Цели урока для учащихся

Познакомиться видами и свойствами электромагнитных излучений.

Рассмотреть вопросы использования ЭМ излучений на практике и их влияние на организм человека.

Задачи урока

Личностные УУД:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению физики.

Формирование функциональной грамотности(читательская, математическая, естественнонаучная)

Регулятивные УУД:

• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;

• формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

• построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

• построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.

Универсальные        учебные действия,                на

формирование        которых направлен образовательный процесс.

  • моделирование;
  • использование знаково-символьной записи физического понятия;
  • выведение следствий из определения понятия;
  • совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности);
  • формирование ценностных ориентаций;
  • формирование физической компетентности;
  • овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
  • Формирование навыков ЗОЖ, функциональная грамотность.

Содержание урока.

Этапы урока.

Задачи

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Организационный этап

2 мин.

1.Приветстви е класса 2.Проверить готовность обучающихся к уроку

3. Создать условия для благоприятно го психологичес кого климата и плодотворной рабочей обстановки

Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего - поучать других, а труднее - познать самого себя.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Как мы воспринимаем окружающий мир?

Учитель: Посмотрите на эту заставку. Что вы видите?

Предполагаемый ответ: Звезды, созвездия, небо, туманность.

Учитель: Запомните ваш ответ. Зададим себе этот вопрос еще раз в конце нашего урока. А теперь скажите, как часто вы слышите от заботливых мам: «Не клади телефон под подушку, когда ложишься спать! Не сиди долго за компьютером.Не находись долго около микроволновки! Не носи телефон в кармане брюк (особенно мальчикам). А девочкам мамы что  говорят?

Предполагаемый ответ: Не носи  в нагрудном кармане.  Вопрос:

 Почему? Чтобы не заболеть раковыми заболеваниями, действуют электромагнитные волны.

Ученики слушают учителя, выполняют упражнение и настраиваются на изучение и восприятие нового материала

Актуализация ранее усвоенных знаний и действий 5 мин.

Определить важность изучаемой темы

Фронтальный опрос.

«Ответьте вашему собеседнику, если он утверждает:

  1. Электромагнитное поле не существует.
  2. Основной характеристикой электромагнитного поля является напряжённость.

Для        распространения        ЭМ        волн        необходима        вещественная среда.

  1. Основным        свойством        ЭМ        поля        является        его        действие        на незаряженные частицы.
  2. Электромагнитное поле никак нельзя представить графически.

Все тела являются источником электромагнитного поля.»

Отвечая на вопросы учителя, демонстрируют умения

пользоваться понятиями.

Инициация и мотивация учащихся

5 мин.

Создание условий для постановки познавательн ой задачи, через создание проблемной ситуации.

Высказывания        великого        русского естествоиспытателя, мыслителя        и общественного деятеля        Владимира  Ивановича Вернадского:

                                     «Кругом нас, в нас самих, всюду и везде,

                                     Вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь,

                                     Идут излучения разной длины волны…

                                     Лик земли ими меняется,

                                     ими в значительной мере лепится»

Работа с заданием.

На слайде расположены объекты (солнце, телефон, дерево, радио, айсберг, атом, монитор, колокольчик, корова, карандаш, человек и др.). Предметы могут быть реальными и располагаться на демонстрационном столе.

Задание: распределить объекты на две группы - излучающие и не излучающие электромагнитные волны.

Вероятнее всего учащиеся определят, что излучают ЭМ волны технические устройства. В случае ошибочного выбора учитель  исправлений не делает, слайд демонтируется в конце урока.

Ссылка на ролик:

https://youtu.be/MWJFTnBFlZE

А теперь вопрос.

«Какими свойствами должен обладать объект, чтобы он излучал? Одинаковы        ли        свойства        ЭМ        волн,        излучаемые        различными объектами?"

Работают с интерактивной моделью.

Высказывают предположения, отвечая на вопросы.

Целеполагание 5 мин.

Сформулиров ать цели и задачи урока.

Учитель, подводя итоги эвристической беседы, делает обобщение: для того, чтобы определить, излучает объект ЭМ волны или нет, необходимо знать их виды и свойства.
Практическая часть.

«Исследование свойств электромагнитных волн»

Сегодня исследуем способность электромагнитных волн проникать сквозь преграды из диэлектрика и металла.

Порядок выполнения задания

1. Проверим способность мобильного телефона принимать электромагнитные волны от станции мобильной связи. Для этого позвоните на первый телефон со второго телефона.

2. Положим первый телефон в пластмассовую коробку с крышкой и снова позвоним на него со второго телефона. Сделайте вывод: способны ли электромагнитные волны проникать сквозь преграды из диэлектрика?

3. Завернем первый телефон в два слоя металлической фольги и снова позвоним  на него со второго телефона. Сделайте вывод: способны ли электромагнитные волны проникать сквозь преграды из металла?

Вывод:

Электромагнитные волны проникают сквозь преграды из диэлектрика и металла.

- Обобщение.

Сейчас мы знаем, что все пространство вокруг нас буквально пронизано электромагнитными волнами различных частот. В настоящее время все электромагнитные волны разделены по длинам волн на шесть основных диапазонов и представлены в виде шкалы электромагнитных излучений. Каждый из вас внесёт вклад в общее

Определяют тему урока. Запись темы урока в тетрадь. На основании информации, данной

учителем,

дело изучения определенного вида излучения, которое характеризуется диапазоном длин волн и частот, источником излучения, свойствами и областью применения и влиянием на организм человека. Но прежде, нам необходимо немного передохнуть.

учащиеся определяют главную цель урока, составляют

план работы.

Динамическая пауза

3 мин.

Организовать физическую разрядку учащихся

Я буду называть утверждения, касающиеся здорового образа жизни каждого из вас, которые могут быть истинными или ложными. Если утверждение верно, вы встаёте со стула, а, затем, вновь садитесь. Если утверждение неверное, вы присаживаетесь, а затем снова садитесь. Итак, начнём.

  1. Домашнее задание лучше всего выполнять поздним вечером. (неверно)
  2. Совсем не важно, сколько человек спит, всё равно он будет хорошо себя чувствовать.(неверно)
  3. Выполнение        физических        упражнений        укрепляет        здоровье человека. (верно)
  4. Необходимо употреблять только полезную пищу. (верно)
  5. Нельзя умываться и чистить зубы каждый день. (неверно)
  6. Чтобы        быть        здоровым,        необходимо        отказаться        от        всех вредных привычек.(верно)
  7. Если правильно распределить своё время в течение дня, то работоспособность повысится. (верно)

Вы молодцы! А теперь притупим к исследованию.

Выполняют предложенные упражнения

Изучение новых знаний и способов деятельности

10 мин.

Организовать  работу в группах.

Работа в группах.

В зависимости от наполняемости класса формируют 6 групп из 3-5 человек. У каждой группы задание, работая с материалом учебника

§ 53, заполнить часть таблицы. Таким образом, у каждой группы одно  задание, но для разных видов излучений.

Работают с текстом учебника, выполняют задание обобщающего характера.

Сформироват ь представлени е о различных видах электромагни тных излучений,

об источниках электромагни тных волн, их        свойствах        и применении;

Таблица собирается и представляется на обсуждение класса. Учитель обобщает информацию, представленную в таблице, привлекая учащихся и делая акцент на влиянии вида излучения на организм человека.

Итак, принципиального различия между отдельными излучениями нет. Все они представляют собой электромагнитные волны, порождаемые заряженными частицами. Излучения различной длины волны отличаются друг от друга по способу их получения, методам регистрации, поглощению их веществом и влиянию на организм человека.

Составляют сводную таблицу.

Принимают участие в обсуждении. Приводят известные примеры влияния излучения на человека.

Выполнение упражнений на закрепление новых умений. 5 мин.

Проверка уровня усвоения учащимися материала . Коррекция знаний.

Оценить степень усвоения учебного материала

Работа с интерактивным заданием или реальными предметами. На слайде исправляются ошибки. Указываются конкретные виды  излучения, испускаемые объектами.

Участвуют в обсуждении. Называют виды

излучений.

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Перечислите основные свойства электромагнитных волн.
  2. Какое излучение самое длинноволновое?
  3. Какие рекомендации существуют для того, чтобы уменьшить вредное воздействие сотовой связи на организм человека?
  4. Какие модели мобильных телефонов не превышают допустимые гигиенические нормы?
  5. Если среди нас больной человек с высокой температурой, то

идущее от него инфракрасное излучение будет более интенсивным.

Отвечают на вопросы.

Чем от здорового человека?

  1. Какой цвет - фиолетовый или красный, более коротковолновый?
  2. Загорать или не загорать?
  3. Вредно ли в больших дозах рентгеновское излучение?

Подведение итогов урока. Рефлексия.

5 мин.

Подвести итоги урока.

Для рефлексии используется методика «Синквейн».

1 строка - одно существительное,

2-ая - два прилагательных,

3-я - три глагола,

4-ая – предложение, содержащие ключевое слово,

5-ая - одно существительное, которое является синонимом.

Составляют синквейн

Электромагнитная волна

Поперечная, движущаяся

Ускоряется, излучается, распространяется

Возникают ускоренно движущимися частицами

Поле

Информация о домашнем задании

2 мин.

При выполнении домашнего задания проверить степень усвоения

изученного материала

1) §52, 53 Упр. 43, 44

2)        Подготовить        сообщение        на тему        (по                выбору):

«Телевидение», «Радиосвязь»,

«Радиолокация»

3)«Проблемный вопрос»: Кто сильнее нагревается на солнце: хорошо загоревший человек или совсем не загоревший?

Обучающиеся записывают домашнее задание

Приложение 1.

Излучение

Диапазон длин волн и частот

Источники

Влияние на организм человека

Радиоволны

λ = 10-3 – 103 м.

υ=        105 – 1011 Гц.

Колебательный контур в технических устройствах и средствах связи

Влияет на головной мозг человека, может отрицательно воздействовать на некоторые органы человека, приводить к раковым заболеваниям, снижению умственных способностей, функциональным

расстройствам в организме человека

Инфракрасное

λ =2* 10-3 -8*10-7 м. υ = 3*1011- 4*1014 Гц.

Солнце, нагретые тела

В больших дозах могут вызвать тепловой удар

Видимое излучение

λ =4*10-7 -8*10-7 м

υ =4*1014-8*1014Гц

Тела, излучающие свет

Воздействуют на сетчатку глаза, вызывают восприятие цвета.

Ультрафиолетовое

λ =4*10-7 – 10-8 м.

υ =8*1014 – 3*1015 Гц.

Солнце. Кварцевая лампа. Пары ртути.

В малых дозах УФ-излучение оказывает благоприятное оздоровительное влияние на человека, активизируя синтез витамина D в организме, а также вызывая загар,

обладает бактерицидным действием, уничтожая микроорганизмы. Большая доза УФ-облучения может вызвать ожог кожи и раковые новообразования

Рентгеновское

λ =2*10-9- 6*10-12 м. υ= 1,5*1017 -5*1019 Гц.

Рентгеновская трубка.

Большая доза рентгеновского облучения приводит к ожогам и изменению структуры крови человека.

Гамма-излучение

λ        =3,3*10-11 м.

υ        =3*1020Гц и более

Атомное ядро.

Вследствие высокой проникающей и ионизирующей способности может привести к разрушению тканей организма.

                                                                                                                                                                                                                                           Тексты к приложению 1

        Радиоволны занимают диапазон частот 3·105  - 3·1011 Гц. Им соответствует длина волны 10 5  -  10 -3 м. Источником радиоволн, так же как и низкочастотного излучения является переменный ток. Также источником являются генератор радиочастот, звезды, в том числе Солнце, галактики и метагалактики. Индикаторами являются вибратор Герца, колебательный контур.

Большая частота радиоволн, по сравнению с  низкочастотным излучением приводит к заметному излучению радиоволн в пространство. Это позволяет использовать их для передачи информации на различные расстояния. Передаются речь, музыка (радиовещание), телеграфные сигналы (радиосвязь), изображения различных объектов (радиолокация).

Радиоволны используются для изучения структуры вещества и свойств той среды, в которой они распространяются. Исследование радиоизлучения космических объектов – предмет радиоастрономии. В радиометеорологии изучают процессы по характеристикам принимаемых волн.

Инфракрасное излучение занимает диапазон частот 3 · 1011 - 3,85 · 1014 Гц. Им соответствует длина волны 2·10 -3 - 7,6 ·10 -7  м.  

Инфракрасное излучение было открыто в 1800 году  астрономом Уильямом Гершелем. Изучая повышение температуры термометра, нагреваемого видимым светом, Гершель обнаружил наибольшее нагревание термометра вне области видимого света (за красной областью). Невидимое излучение, учитывая его место в спектре, было названо инфракрасным. Источником инфракрасного излучения является излучение молекул и атомов при тепловых  и электрических воздействиях. Мощный источник инфракрасного излучения – Солнце, около 50% его излучения лежит в инфракрасной области. На инфракрасное излучение приходится значительная доля (от 70 до 80 %) энергии излучения ламп накаливания с вольфрамовой нитью. Инфракрасное излучение испускает электрическая дуга и различные газоразрядные лампы. Излучения некоторых лазеров лежит в инфракрасной области спектра. Индикаторами инфракрасного  излучения являются фото и терморезисторы, специальные фотоэмульсии. Инфракрасное излучение используют для сушки древесины, пищевых продуктов и различных лакокрасочных покрытий (инфракрасный нагрев), для сигнализации при плохой видимости, дает возможность применять оптические приборы, позволяющие видеть в темноте, а также при дистанционном управлении. Инфракрасные лучи используются для наведения на цель снарядов и ракет, для обнаружения замаскированного противника. Эти лучи позволяют определить различие температур отдельных участков поверхности планет, особенности строения молекул вещества (спектральный анализ). Инфракрасная фотография применяется в биологии при изучении болезней растений, в медицине при диагностике кожных и сосудистых заболеваний, в криминалистике при обнаружении подделок. При воздействии на человека вызывает повышение температуры человеческого тела.

Видимое излучение - единственный диапазон электромагнитных волн, воспринимаемым человеческим глазом. Световые волны занимают достаточно узкий диапазон: 380 - 670 нм (ν = 3,85 •1014 - 8 • 1014 Гц). Источником видимого излучения являются валентные электроны в атомах и молекулах, изменяющие свое положение в пространстве, а также свободные заряды, движущиеся ускоренно. Эта часть спектра дает человеку максимальную информацию об окружающем мире. По своим физическим свойствам она аналогична другим диапазонам спектра, являясь лишь малой частью спектра электромагнитных волн. Излучение, имеющее разную длину волны (частоты) в диапазоне  видимого излучения, оказывает различное физиологическое воздействие на сетчатку человеческого глаза, вызывая психологическое ощущение света. Цвет - не свойство электромагнитной световой волны самой по себе, а проявление электрохимического действия физиологической системы человека: глаз, нервов, мозга. Приблизительно можно назвать семь основных цветов, различаемых человеческим глазом в видимом диапазоне (в порядке возрастания частоты излучения): красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Запоминание последовательности основных цветов спектра облегчает фраза, каждое слово которой начинается с первой буквы названия основного цвета: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Видимое излучение может влиять па протекание химических реакций в растениях (фотосинтез) и в организмах животных и человека. Видимое излучение испускают отдельные насекомые (светлячки) и некоторые глубоководные рыбы за счет химических реакций в организме. Поглощение растениями углекислого газа в результате процесса фотосинтеза и выделения кислорода способствует поддержанию биологической жизни на Земле. Также видимое излучение применяется при освещении различных объектов.

Свет -  источник жизни на Земле и одновременно источник наших представлений об окружающем мире.

Ультрафиолетовое излучение, не видимое глазом электромагнитное излучение, занимающее спектральную область между видимым и рентгеновским излучением в пределах длин волн 3,8 ∙10 -7  -  3∙10 -9 м.  (ν=8*1014 - 3*1016 Гц). Ультрафиолетовое излучение было открыто в 1801 году немецким ученым Иоганном Риттером. Изучая почернение хлористого серебра под действием видимого света, Риттер обнаружил, что серебро чернеет еще более эффективно в области, находящейся за фиолетовым краем спектра, где видимое излучение отсутствует. Невидимое излучение, вызвавшее это почернение, было названо ультрафиолетовым.

 Источник ультрафиолетового излучения — валентные электроны атомов и молекул, также ускоренно движущиеся свободные заряды.                            

Излучение накаленных до температур - 3000 К твердых тел содержит заметную долю ультрафиолетового излучения непрерывного спектра, интенсивность которого растет с увеличением температуры. Более мощный источник ультрафиолетового излучения - любая высокотемпературная плазма. Для различных применений ультрафиолетового излучения используются ртутные, ксеноновые и др. газоразрядные лампы. Естественные источники ультрафиолетового излучения - Солнце, звезды, туманности и другие космические объекты. Однако лишь длинноволновая часть их излучения > 290 нм) достигает земной поверхности. Для регистрации ультрафиолетового излучения при

λ = 230 нм используются обычные фотоматериалы, в более коротковолновой области к нему чувствительны специальные маложелатиновые фотослои. Применяются фотоэлектрические приемники, использующие способность ультрафиолетового излучения вызывать ионизацию и  фотоэффект: фотодиоды, ионизационные камеры, счетчики фотонов, фотоумножители.

В  малых дозах ультрафиолетовое  излучение  оказывает  благотворное, оздоровительное влияние на человека, активизируя синтез витамина D в организме, а также вызывая загар. Большая доза ультрафиолетового  излучения  может вызвать ожог  кожи и раковые новообразования (в 80 % излечимые). Кроме того, чрезмерное ультрафиолетовое  излучение ослабляет иммунную систему организма, способствуя развитию некоторых заболеваний. Ультрафиолетовое излучение оказывает также бактерицидное действие: под действием этого излучения гибнут болезнетворные бактерии.

Ультрафиолетовое излучение применяется в люминесцентных лампах, в криминалистике (по снимкам обнаруживают подделки документов), в искусствоведении (с помощью ультрафиолетовых лучей можно обнаружить на картинах не видимые глазом следы реставрации). Практически не пропускает ультрафиолетовое излучение оконное стекло, т.к. его поглощает оксид железа, входящий в состав стекла. По этой причине даже в жаркий солнечный день нельзя загореть в комнате при закрытом окне.

Человеческий глаз не видит ультрафиолетовое излучение, т.к. роговая оболочка глаза и глазная линза поглощают ультрафиолет. Ультрафиолетовое излучение видят некоторые животные. Например, голубь ориентируется по Солнцу даже в пасмурную погоду.

Рентгеновское излучение - это электромагнитное ионизирующее излучение, занимающее спектральную область между гамма - и ультрафиолетовым излучением в пределах длин волн от 10-12 - 10-8 м (частот 3*1016 - 3-1020 Гц). Рентгеновское излучение было открыто в 1895 году немецким физиком В. К. Рентгеном. Наиболее распространенным источником рентгеновского излучения является рентгеновская трубка, в которой ускоренные электрическим нолем электроны бомбардируют металлический анод. Рентгеновское излучение может быть получено при бомбардировке мишени ионами высокой энергии. В качестве источников рентгеновского излучения могут служить также некоторые радиоактивные изотопы, синхротроны - накопители электронов. Естественными источниками рентгеновского излучения является Солнце и другие космические объекты

Изображения предметов в рентгеновском излучении получают на специальной рентгеновской фотопленке. Рентгеновское излучение можно регистрировать с помощью ионизационной камеры, сцинтилляционного счетчика, вторично-электронных или каналовых электронных умножителей, микроканальных пластин. Благодаря высокой проникающей способности рентгеновское излучение применяется в рентгеноструктурном анализе (исследовании структуры кристаллической решетки), при изучении структуры молекул, обнаружении дефектов в образцах, в медицине (рентгеновские снимки, флюорография, лечение раковых заболеваний), в дефектоскопии (обнаружение дефектов в    отливках,    рельсах),    в искусствоведении (обнаружение старинной живописи, скрытой под слоем поздней росписи), в астрономии (при изучении рентгеновских источников), криминалистике. Большая доза рентгеновского излучения приводит к ожогам и изменению структуры крови человека. Создание приемников рентгеновского излучения и размещение их на космических станциях позволило обнаружить рентгеновское излучение сотен звезд, а также оболочек сверхновых звезд и целых галактик.

Гамма излучение - коротковолновое электромагнитное излучение, занимающее весь диапазон частот ν = 8∙1014- 10 17  Гц, что соответствует длинам волн λ = 3,8·10 -7- 3∙10-9  м. Гамма-излучение  было открыто французским ученым Полем Вилларом в 1900 году.

Изучая излучение радия в сильном магнитном поле, Виллар обнаружил коротковолновое электромагнитное излучение, не отклоняющееся, как и свет, магнитным полем. Оно было названо гамма-излучением. Гамма-излучение связано с ядерными процессами, явлениями радиоактивного распада, происходящими с некоторыми веществами, как на Земле, так и в космосе. Гамма-излучение можно регистрировать с помощью ионизационных и пузырьковых камер, а также с помощью специальных фотоэмульсий.    Используются при исследовании ядерных процессов, в дефектоскопии. Гамма-излучение отрицательно воздействует на человека.

Вывод: 

  1. Вся шкала электромагнитных волн является свидетельством того, что все излучения обладают одновременно квантовыми и волновыми свойствами.
  2. Квантовые и волновые свойства в этом случае не исключают, а дополняют друг друга.
  3. Волновые свойства ярче проявляются при малых частотах и менее ярко — при больших. И наоборот, квантовые свойства ярче проявляются при больших частотах и менее ярко — при малых.
  4. Чем меньше длина волны, тем ярче проявляются квантовые свойства, а чем больше длина волны, тем ярче проявляются волновые свойства.

        

                                                                                                                                                                                                                                 Приложение 2

Магнитобезопасность»

Электромагнитные поля окружают нас буквально всюду: дома, в поезде метро, в салоне троллейбуса или трамвая. Тронулся за стеной лифт, загудел компрессор холодильника, щёлкнуло реле обогревателя – всё это означает, что возникло электромагнитное поле. А его магнитная составляющая, как стало известно, хорошо проникает через любые преграды, в том числе и внутрь нашего тела.

Практически в каждой квартире имеются сегодня электробытовые приборы: телевизоры, холодильники, электроутюги, стиральные машины и т.п. Все они в работающем состоянии окружены соответствующим магнитным полем (см. диаграмму 1). При работе с бытовыми приборами главное значение имеет не столько величина магнитного поля прибора, сколько расстояние до него (пропорционально квадрату этого расстояния падает интенсивность магнитного поля), а также время работы с ним.

Средние уровни магнитного поля промышленной частоты бытовых электроприборов на расстоянии 0,3 м.

Человеческий организм всегда реагирует на электромагнитное поле. Однако, чтобы эта реакция переросла в патологию и привела к заболеванию, необходимо совпадение ряда условий, в том числе достаточно высокий уровень поля и продолжительность облучения.

Статистические исследования, проведённые в Швеции, США, Канаде, Франции, Дании и Финляндии, показали, что увеличение индукции магнитного поля от 0,1 мкТл до 4 мкТл в несколько раз повышает риск развития лейкемии у детей, а там, где индукция составляет 0,3 мкТл и выше, онкологические заболевания встречаются в два раза чаще. Поэтому сегодня принято считать, что магнитное поле промышленной частоты может быть опасным для здоровья человека, если происходит продолжительное облучение (регулярно, не менее 8 ч/сут. в течение нескольких лет) с уровнем выше 0,2 мкТл.

Задания на формирование читательской грамотности:

1)Выберите верные утверждения:

Магнитное поле промышленной частоты может быть опасным для здоровья человека, если

А) если происходит непродолжительное облучение  с уровнем  не выше 0,2 мкТл

В) если происходит продолжительное облучение с уровнем выше 0,2 мкТл

1) только А

2)только В

3)А и В

4) ни А   ни В

2)  Какие из представленных на диаграмме бытовых приборов могут создавать опасные для человека магнитные поля? Почему в подписи к этой диаграмме указано расстояние 0,3 м?

Естественно-научная грамотность

  1. Почему электробытовые приборы в работающем состоянии окружены магнитными полями?

Выберите верное утверждение.

А) Работающие электрические приборы усиливают магнитное поле земли

Б) Электрический ток, текущий по проводнику , порождает магнитное поле.

В) Магнитное поле существует и вокруг неработающих приборов, ток его только усиливает.

2. Прочитав, о вредном воздействии электромагнитного поля на организм, и увидев по таблице, что самым мощным источником излучения является микроволновка, Петя и Вася, решили проверить наличие электромагнитного поля вокруг работающего прибора. Что из того, что имеется в быту,  поможет им  это сделать ?

А) Секундомер телефона

Б) Рулетка

В) Компас

Г) Барометр-анероид

Д) Ничего из выше перечисленного

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ.

  1. Разность между максимальной величиной электромагнитной индукции микроволновой печи и утюга составляет :

А) 11,6 мкТл

Б) 3,6 мкТл

В) 11,8 мкТл

2) Какое утверждение является верным :

А) Статистические исследования, проведённые в Швеции, США, Канаде, Франции, Дании и Финляндии, показали, что увеличение индукции магнитного поля от 0,1 мкТл до 4 мкТл в несколько раз повышает риск развития лейкемии у детей ( т.е при увеличении в 400 раза)

Б) Статистические исследования, проведённые в Швеции, США, Канаде, Франции, Дании и Финляндии, показали, что увеличение индукции магнитного поля от 0,1 мкТл до 4 мкТл в несколько раз повышает риск развития лейкемии у детей (т.е при увеличении в 40 раз)

Почему для определения безопасного уровня магнитного поля использовались именно статистические исследования?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме «Шкала электромагнитных излучений» (11 класс)

Включает себя разработку урока и презентацию к нему с интерактивным заданием по закреплению изученного материала....

Презентация по физике 11 класс тема "Шкала электромагнитных излучений"

Презентация по физике для 11 класса по теме "Шкала электромагнитных излучений"...

"Виды электромагнитных излучений" физика 11 класс

В материале представлен урок с использованием информационно -коммуникативных технологий.Для организации самостоятельной работы  учащихся с целью повторения материала использовала один из сервисов...

Конспект урока "Человек в мире электромагнитного излучения"

Человек в процессе жизнедеятельности создал особую среду – ее называют техногенной, т.к. она обусловлена существованием и работой огромного количества разнообразной техники. Сегодня мы уже не мо...

Презентация к уроку физики на тему "Электромагнитная индукция", 9 класс

Презентация к уроку физики на тему "Электромагнитная индукция", 9 класс...

"Виды электромагнитных излучений". Сценарий урока по физике.

Материал содержит технологическую карту, подробный сценарий, приложения и презентацию к уроку по теме "Виды электромагнитных излучений"....