Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс)

Сампилова Туяна Нимаевна

учебник Генденштейн

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_fizika_7_klass.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Иволгинский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа Хойтобэе»

Рассмотрено на заседании методического объединения учителей ___________________

Руководитель МО:

___________ (______________)

Протокол № ____

от «___» ____________ 202__ г.

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

МОУ «СОШ Хойтобэе»:

___________ (Доржиева С.К.)

«____» _____________ 202__г.

Утверждаю:

Директор

МОУ «СОШ Хойтобэе»

____________ (Бадмаев В.М.)

Приказ № ____

от «___» ____________ 202__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Физика»

Класс:

Уровень образования – основное общее образование

Уровень изучения предмета – базовый уровень

Срок реализации программы – 2021-2022 учебный год

Количество часов по учебному предмету: 2 ч./неделю, всего – 68 ч/год

Рабочую программу составил(ли): Сампилова Т.Н., учитель физики, первая квалификационная категория

Хойтобэе, 2021


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Физика» 7 класса составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г  №273-ФЗ;
  • Закона «Об образовании в Республике Бурятия» от 13.12.2013г. № 240 –V;
  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказа МОиН РФ от 17.05.2012 за № 413, с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. № 1645, от 31.12.2015 г. № 1645, от 29.06.2017 г.№ 613);
  • Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016года)
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в ОУ при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ МОиН РФ № 345 от 28.12.2018 года с изменениями в соответствии с Приказом № 632 от 22.11.2019 г.).
  • Основной образовательной программы СОО МОУ «СОШ Хойтобэе»
  • Положения о порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов по ФГОС МОУ «СОШ Хойтобэе».
  • Примерной рабочей программы Физика 7-9кл./Генденштейн Л.Э. и др.

  1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  1.  познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  2. убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  3. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  4. готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  5. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  6. формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  2. понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  3. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  4. приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  5. развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  6. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  7. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты

Физика и физические методы изучения природы

Учащийся научится:

- понимать физические термины: тело, вещество, материя;

-  проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;

 - определять цену деления шкалы прибора с учетом погрешности измерения;

- осознать роль ученых нашей страны в развитии современной физики и  их вклад в  технический и социальный прогресс;

- приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов.

Учащийся получит возможность научиться:

- использовать знания о физических  явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования  знаний о физических  явлениях и физических законах.

Строение  вещества

Учащийся научится:

- понимать и объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

- пользоваться экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;

- понимать  причины броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

-  пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы.

Учащийся получит возможность научиться:

- использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов и ограниченность использования частных законов.

Механические явления

Учащийся научится:

- понимать и объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;

- измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;

- использовать экспериментальные методы исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от  площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к поверхности (нормального давления);

- понимать смысл основных физических законов: закон Всемирного тяготения, закон Гука;

- выполнять расчеты при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;

-  находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой  тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;

-  переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот.

Учащийся получит возможность научиться:

- понимать принципы действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

- использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды);

- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов и ограниченность использования частных законов.

Давление. Закон Архимеда и плавание тел

Учащийся научится:

- понимать и объяснять физические явления: атмосферное давление, давление газов, жидкостей и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкостей в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Земли, способы увеличения и уменьшения давления;

- измерять: атмосферное давление, давление жидкости и газа на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;

- пользоваться  экспериментальными методами исследования зависимости:  силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тел в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;

- выполнять расчеты для нахождения: давления,  давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики.

Учащийся получит возможность научиться:

- использовать знания о физических  явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования  знаний о физических  явлениях и физических законах.

Работа и энергия

Учащийся научится:

- понимать и объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида энергии в другой;

- измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;

- пользоваться экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
- понимать смысл основного физического  закона: закона сохранения энергии;

- выполнять расчеты для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии.

Учащийся получит возможность научиться:

- использовать знания о физических  явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования  знаний о физических  явлениях и физических законах.

  1.  Содержание учебного предмета

Физика и физические методы изучения природы (6 ч)

Физика — наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Материальная точка как модель физического тела.

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.

Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.

Лабораторные работы:

№1. «Измерение времени протекания физического процесса».

№2. «Изучение измерительных приборов и инструментов. Проведение измерений. Конструирование измерительного прибора».

Кратковременные фронтальные практические работы при изучении нового материала:

№1. «Измерение длины и расстояния».

№2. «Измерение температуры».

Строение вещества (4 ч)

Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

Лабораторные работы:

№3. «Измерение размеров малых тел и длины кривой».

Механические явления (54 ч)

Движение и взаимодействие тел (22 ч)

Механическое движение. Относительность механического движения. Физические величины, необходимые для описания движения, и взаимосвязь между ними (путь, скорость, время движения). Равномерное и неравномерное прямолинейное движение. Инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Лабораторные работы:

№4. «Исследование равномерного движения тела».

№5. «Измерение массы тела».

№6. «Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей».

№7. «Конструирование динамометра и измерение сил».

№8. «Исследование трения скольжения».

Кратковременные фронтальные практические работы при изучении нового материала:

№3. «Определение зависимости средней скорости движения шарика по наклонной плоскости от угла наклона плоскости».

№4. «Исследование зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы».

№5. «Определение зависимости силы трения покоя и силы трения скольжения от материалов поверхностей тел».

Давление. Закон Архимеда и плавание тел (19 ч)

Давление твёрдых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов. Воздухоплавание.

Лабораторные работы:

№9. «Изучение выталкивающей силы (силы Архимеда)».

№10. «Условия плавания тел в жидкости».

Кратковременные фронтальные практические работы

при изучении нового материала:

№6. «Изучение зависимости объёма воздуха в закрытом

сосуде от давления».

№7. «Измерение выталкивающей силы, действующей на

погружённое в жидкость тело».

№8. «Изготовление модели лодки и измерение её грузоподъёмности».

Работа и энергия (13 ч)

Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Простые механизмы. Условия равновесия твёрдого тела, имеющего закреплённую ось вращения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.

Лабораторные работы:

№11. «Правило равновесия рычага. Нахождение и сравнение моментов сил».

Кратковременные фронтальные практические работы при изучении нового материала:

№9. «Измерение работы силы трения на заданном пути».

№10. «Нахождение центра тяжести плоской фигуры».

№11. «Конструирование систем блоков и исследование условия равновесия блока».

№12. «Измерение коэффициента полезного действия системы блоков».

 

Подведение итогов учебного года (2 ч)

Резерв учебного времени (2 ч)


Тематическое планирование по физике 7класс

№/№

Наименования разделов/темы уроков

Количество часов

Дата

Домашнее задание

 

план

факт

Физика и физические методы изучения природы (6 ч)

Вводный инструктаж по охране труда. Что изучает физика.

1

06.сен

§1. №16-18";

Физика и окружающий мир

1

08.сен

§2.№7-9";

Наблюдения и опыты

1

13.сен

§3. №22-26";

Лабораторная работа №1 «Измерение времени протекания физического процесса».

1

15.сен

§1-3";

Физические величины и их измерение

1

20.сен

§4. №23-26,36";

Лабораторная работа №2 «Изучение измерительных приборов и инструментов. Проведение измерений. Конструирование измерительного прибора».

1

22.сен

§4. № 31-32";

Строение вещества (4 ч)

Атомы и молекулы

1

27.сен

§5 №10-15";

Лабораторная работа №3 «Измерение размеров малых тел и длины

кривой».

1

29.сен

§5 №27-29";

Три состояния вещества

1

04.окт

§6 №7-12";

Контрольная работа №1 «Первоначальные сведения о строении вещества».

1

06.окт

 

Движение и взаимодействие тел (22 ч)

Механическое движение.

1

11.окт

§7 №13-16

Прямолинейное равномерное движение

1

13.окт

§8 №21-25

Решение задач

1

18.окт

§8 №26-31

Графики прямолинейного равномерного движения

1

20.окт

§9 №6-10

Решение задач

1

25.окт

§9 №11-13

Лабораторная работа №4 «Исследование равномерного движения тела».

1

27.окт

§9 №18

Неравномерное движение

1

08.ноя

§10 №11-15

Решение задач

1

10.ноя

§10 Якласс

Закон инерции. Масса тела

1

15.ноя

§11 Якласс

Лабораторная работа №5 «Измерение массы тела».

1

17.ноя

§11№19-20

Плотность вещества

1

22.ноя

§12(1) №24-27,32

Измерение, сравнение и вычисление плотности твёрдых тел, жидкостей и газов

1

24.ноя

§12(2) №28-29,34

Плотность сплавов

1

29.ноя

§12(3,4,5) №30, 44

Лабораторная работа №6 «Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей».

1

01.дек

§12 №47-49

Силы в механике. Закон Гука. Измерение сил.

1

06.дек

§13 №22-25

Равнодействующая. Сложение сил

1

08.дек

§13№26,30

Лабораторная работа №7 «Конструирование динамометра и измерение сил».

1

13.дек

§13

Сила тяжести. Вес

1

15.дек

§14 №14-19

Силы  трения

1

20.дек

§15 №21-25

Лабораторная работа №8 «Исследование трения скольжения».

1

22.дек

§15 №26-28

Контрольная работа №2 «Движение и взаимодействие тел».

1

27.дек

§

Давление. Закон Архимеда и плавание тел (19 ч)

Давление твердых тел

1

10.янв

§16(1) N1-8";

Способы изменения давления

1

12.янв

§16(2) базовый уровень стр8-9";

Давление жидкостей и  газов

1

17.янв

§17(1,2) N2,11,12";

Закон Паскаля

1

19.янв

§17(3)  N13-15";

Гидравлический пресс, манометры, насосы.

1

24.янв

§17(4,5) №15-17";

Зависимость давления газа от объема и температуры

1

26.янв

§17(6,7) №18,19,22";

Зависимость давления в жидкости и газе от глубины или высоты

1

31.янв

§18 №11-13";

Сообщающие сосуды

1

02.фев

§18 №10,18";

Атмосферное давление

1

07.фев

§19 №14-18";

Измерение атмосферного давления

1

09.фев

§19 №19-22";

Барометры. Атмосферное давление на различных высотах.

1

14.фев

§19 №25-27,35";

Выталкивающая сила. Закон Архимеда

1

16.фев

§20 №8,10-13";

Решение задач по теме «Закон Архимеда»

1

21.фев

§20 №18-20";

Лабораторная работа №9 «Изучение выталкивающей силы (силы Архимеда)».

1

28.фев

С/р№11";

Плавание тел

1

02.мар

§21 №13-19";

Решение задач по теме «Плавание тел»

1

07.мар

§21 №20-25";

Лабораторная работа №10 «Условия плавания тел в жидкости».

1

09.мар

с/р №12";

Повторение по теме «Давление»

1

14.мар

подгот к к/р";

Контрольная работа №3 «Закон Архимеда и плавание тел».

1

16.мар

 

Работа и энергия (13 ч)

1 урок  "§22 №16-20";

Механическая работа.

1

28.мар

§22(1) №;

Мощность.

1

30.мар

§22(2) №23-26";

Простые механизмы. Рычаг.

1

04.апр

§23(1-3) №12-16";

Правило моментов

1

06.апр

§23(4, 5) №18-21";

Решение задач

11.апр

с/р

Лабораторная работа №11 «Правило равновесия рычага. Нахождение и сравнение моментов сил».

1

13.апр

§";  "отчет";

Блоки

1

18.апр

§24 (1,2) №13-17";

Наклонная  плоскость

1

20.апр

§24(3,4) №20-22";

«Золотое правило» механики. КПД механизмов

1

25.апр

§25 №9,11,13";

Решение задач

1

27.апр

§25 Стр. 88-89";

Энергия. Механическая энергия

1

04мая

§26 №12-16";

Закон сохранения энергии

1

11.май

§26 №21-24";

Обобщающий урок по теме «работа и энергия»

1

16.май

подгот к к/р";

Контрольная работа №4 «Работа

и энергия».

1

18.май

§

Подведение итогов учебного года (2ч)

Подведение итогов учебного года

1

23.май

§

Подведение итогов учебного года

1

25.май

§

резерв

1

30.май

§

резерв

1

30.май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...