РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности "Занимательная физика"
рабочая программа по физике (9 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе календарного учебного графика на 2021-2022 учебный год, учебного плана на 2021-2022 учебный год, авторской программы под редакцией А.Е.Гуревича, Д.С.Исаева, А.С.Понтак «Введение в естествознание» – М.: Дрофа. 2016., с учётом цели и задач основной образовательной программы основного общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Занимательная физика» на 2020/2021 учебный год
Направление:
Класс 9
Количество часов в неделю 1 ч Количество часов за учебный год - 34
Программу разработал учитель физики
2021 год
Содержание:
- Пояснительная записка стр.3
- Общая характеристика курса внеурочной деятельности
- Описание места курса в учебном плане
- Планируемые результаты освоения учебного предмета стр.4
- Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности
стр.6
- Тематическое планирование стр.8
- Учебно-методическое обеспечение реализации программы стр.9
2
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год, учебного плана на 2019-2020 учебный год, авторской программы под редакцией А.Е.Гуревича, Д.С.Исаева, А.С.Понтак «Введение в естествознание» – М.: Дрофа. 2016., с учётом цели и задач основной образовательной программы основного общего образования.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная физика» для 9 классов рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю) и разработана в соответствии с нормативными документами:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010
№189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО».
Исходя из идеи непрерывности естественно-научного образования и ориентируясь на структуру содержания школьного обучения физике, данный курс выполняет роль ранней пропедевтики и позволяет реализовать принцип развивающего обучения на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет реализовать развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
У многих учащихся к началу изучения физики (7 класс) отсутствуют умения самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять явления природы, а также умения пользоваться справочной и хрестоматийной литературой. Именно поэтому большое значение имеет вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по предмету. При работе с учащимися по этой программе предполагается использование современных педагогических технологий, адекватных возрасту учащихся и направленных на развитие общеучебных и информационно-коммуникативных умений, творческого потенциала школьников и способности адаптироваться в современном им социуме.
Изложение курса внеурочной деятельности ведётся нетрадиционно – видеосюжеты, презентации, эксперимент являются основными средствами подачи материала. Много внимания уделено фронтальному эксперименту. Экспериментальная часть программы базируется на использовании исследовательского метода, что позволяет развивать мыслительную деятельность обучающихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.)
- Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане Образовательная деятельность и учебное сотрудничество в ходе изучения курса служит достижению целей личностного и социального развития обучающихся. В ходе его изучения они вовлекаются во все этапы научного познания: от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез и экспериментальной проверки теоретических выводов.
Курс знакомит учащихся с многочисленными явлениями физики через наблюдения, эксперименты, игровые ситуации. Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от простейших явлений природы к сложным физическим процессам; от микромира к макромиру. Курс содержит занимательный фактологический материал, углубляет и расширяет знания учащихся об объектах природы и явлениях, происходящих в ней.
Изучение курса позволяет подготовиться к сознательному усвоению систематического курса физики в 7-9 классах. Если в 6 классах будет заложена база, то в 7-9 классах больше
времени может быть отведено на изучение языка физики, математической интерпретации фундаментальных законов и решение задач.
Режим занятий - одно занятие в две недели, всего 17 занятий.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности по
физике
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- у учащихся будут сформированы:
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
у учащихся могут быть сформированы:
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- ценностные отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
- пониманию различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- самостоятельному поиску, анализу и отбору информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- учащиеся получат возможность научиться:
- монологической и диалогической речи, умению выражать свои мысли и способности ,выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- действиям в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
- работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
познавательные
учащиеся научатся:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- осуществлять смысловое чтение;
- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
- находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- формировать учебную и обще пользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
- интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Предметные:
учащиеся научатся:
- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, волновое движении, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света,
- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, закон Паскаля, закон
прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
- различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
- решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость еёраспространения), закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
- использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии) и ограниченность использования частных законов (закон Гука и др.);
- приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности
«Введение. Методы измерение физических величин. История метра. Международная система единиц. Меры и измерительные приборы. Измерение времени»
Введение. Обеспечение безопасности эксперимента для человека. Обеспечение безопасности эксперимента для измерительных приборов и оборудования.
Практическая работа: Измерение длины, ширины и высоты бруска, устройство рычажных весов и приемы обращения с ними
Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер.
СИ-система интернациональная.
Практическая работа: Измерение площади и объема бруска, измерение диаметра горошины, измерение диаметра проволоки, измерение толщины нитки ,определение цены деления прибора.
Урок- защита проектов
«Движение и силы»
Удивительные приключения пассажира метро. Тише едешь- скорее приедешь! Практическая работа: Относительность покоя и движения, прямолинейное и криволинейное движение.
Решение расчетных и графических задач на равномерное движение. Решение задач на равноускоренное движение.
Трение в природе и технике.
Практическая работа: Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей, способы уменьшения и увеличения силы трения.
Сколько весит тело, когда оно падает? К.Э. Циолковский
Практическая работа: Понятие о силе тяжести, понятие о силе упругости, весе тела и невесомости. Решение расчетных и графических задач
Невесомость. Выход в открытый космос. С какой силой давят ножки стола?
Урок- игра «Мир движений» по теме «Движение и силы».
«Работа и мощность. Энергия»
Простые механизмы. Загадочный рычаг. Сильнее самого себя. По примеру Мюнхгаузена. Практическая работа: Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку. Решение расчетных и графических задач
Как устраивались чудеса? Механика цветка.
Практическая работа: Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно
Как зависит работа от силы и пути? Таинственное исчезновение энергии. Обруч и горка. Вечный двигатель. ГЭС. Решение расчетных и графических задач
Практическая работа: Действие водяной турбины. Условия равновесия тел. Решение задач
Урок- защита проектов
« Звуковые явления»
Кто-то там крадется в полной тишине?
Механические колебания, Волны, Звук. Удивительное эхо. Эффект Доплера Решение расчетных и качественных задач
Урок- защита проектов
«Световые явления»
Оптические явления. Свет. Законы отражения и преломления света. Оптические приборы. Почему бывает радуга? Замечательный глаз . Почему колеса вращаются « не в ту сторону?» Каков истинный цвет?
Решение расчетных и качественных задач Проектная работа: «Радуга» Проектная работа: « Гало»
Проектная работа: «Живой свет»
Заключительные занятия
Интеллектуальная игра по физике «Что? Где? Когда?»
Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.
Основные формы организации занятий:
решение расчетных, качественных и экспериментальных задач
занимательные опыты; познавательные игры; выполнение творческих заданий;
работа с дополнительной литературой; выполнение проектов
- Тематическое планирование
№ занятия | Дата 9а | Дата 9б | Тема занятия |
1 | 3.09 | 11.09 | Введение. Обеспечение безопасности эксперимента для человека. Обеспечение безопасности эксперимента для измерительных приборов и оборудования |
2 | 18.09 | 25.09 | Практическая работа: Измерение длины спички, указательного пальца, устройство рычажных весов и приемы обращения с ними |
3 | 2.10 | 9.10 | Удивительные приключения пассажира метро. Тише едешь- скорее приедешь! |
4 | 16.10 | 23.10 | Практическая работа: Относительность покоя и движения, прямолинейное и криволинейное движение. |
5 | 6.11 | 13.10 | Практическая работа: Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей, способы уменьшения и увеличения силы трения. |
6 | 20.11 | 27.11 | Невесомость. Выход в открытый космос. С какой силой давят ножки стола? Практическая работа: Понятие о силе тяжести, понятие о силе упругости, весе тела и невесомости. Решение расчетных и графических задач |
7 | 4.12 | 11.12 | Невесомость. Выход в открытый космос |
8 | 18.12 | 25.12 | Игра «Мир движений» по теме «Движение и силы». |
9 | 15.91 | 22.01 | Простые механизмы. Загадочный рычаг. Сильнее самого себя. По примеру Мюнхгаузена. |
10 | 29.01 | 5.02 | Практическая работа: Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку. Решение расчетных и графических задач |
11 | 12.02 | 19.02 | Как устраивались чудеса? Механика цветка. |
12 | 26.02 | 4.03 | Практическая работа: Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно |
13 | 11.03 | 18.03 | Как зависит работа от силы и пути? Таинственное исчезновение энергии. Обруч и горка. |
14 | 1.04 | 8.04 | Вечный двигатель. ГЭС. Решение расчетных и графических задач |
15 | 15.04 | 22.04 | Кто-то там крадется в полной тишине? |
16 | 29.04 | 6.05 | Почему бывает радуга? Замечательный глаз . Почему колеса вращаются « не в ту сторону?» Каков истинный цвет? Решение расчетных и качественных задач |
17 | 13.05 | 20.05 | Интеллектуальная игра по физике «Что? Где? Когда?» Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, |
проявивших активность и усердие на занятиях |
Учебно-методическое обеспечение реализации программы
Программа под редакцией А.Е.Гуревича, Д.С.Исаева, А.С.Понтак «Введение в естествознание» – М.: Дрофа. 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика и здоровье 7-8 класс"
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная эк...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/06/picture-1090281-1544088169.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика в экспериментах"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Физика в экспериментах» для учащихся 7 классов составлена на основе программы по физике А.В. Перышкина, Н.В. Филоновича, Е.М. Г...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика вокруг нас"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика вокруг нас"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/29/picture-229500-1493461887.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Физика. Человек. Здоровье» 9 класс
Курс «Физика. Человек. Здоровье» является межпредметным курсом внеурочной деятельности. Он не дублирует содержание базового курса физики 9-го класса и имеет свое особое значение. Во-п...
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/06/picture-13320.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Физика и человек» направление «Прикладная физика» для обучающихся 10 класса
В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания физическим параметам, характеризующие человека и физическим процесам, протекающие в организме человека. Но даже в...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/27/picture-1367393-1638036529.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика»
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Физика» 9 класс (базовый уровень) на 2021-2022 учебный годРабо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/18/picture-204657-1361151935.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» для 7-8 класса
Главная цель данного курса: Формирование научной картины, научных взглядов и убеждений, являющихся основными элементами материалистического мировоззрения. ...