Статья "Использование ИКТ в дополнительном образовании"
статья по физике (8 класс)
Методика использования ИКТ на занятиях кружка по физике
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в дополнительном образовании
Шмелева Гульджихан Равильевна, педагог дополнительного образования, лицей №384 г. Санкт-Петербург
Использование ИКТ в дополнительном образовании является актуальной проблемой современного школьного образования. При проведении занятий кружка по физике я обратила внимание, что снижается интерес к физике. Это связано с недостатком наглядного материала, отсутствием оборудования. сложностью предмета. Возникшие проблемы связаны и с бурно растущим объёмом человеческих знаний. И в то же время растёт число детей, которые активно пользуются компьютером для получения новой информации. Передо мной встал вопрос: почему бы не использовать ИКТ как средство обучения? Использование ИКТ позволяет увеличить плотность занятия в 1,5 – 2 раза; активизирует познавательный интерес; ускоряет процессы демонстрации. Наиболее эффективны занятия, на которых предусматривается смена форм деятельности детей. Качество обучения возрастает, если на занятиях используются фронтальные беседы, работа с мультимедийной обучающей системой индивидуально и в группах, демонстрации презентаций и видеофрагментов всему классу, обсуждение материала и последующее индивидуальное выполнение теоретических и практических заданий. Конструирование занятия требует соблюдения определенных дидактических принципов, сформулированных в традиционной дидактике, которые наполняются новым содержанием при использовании ИКТ.
Дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания; сформировать навыки самоконтроля; сформировать мотивацию к учению в целом и к физике в частности.
Работу детей можно организовать: фронтально (просмотр видеофрагментов, наблюдение за изменениями объектов); индивидуально (выполнение практических работ, решение задач); малыми группами (выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др.)
В структуре занятия могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения:
актуализация знаний; первичное усвоение материала;
формирование знаний, умений, навыков; применение знаний.
Занятие кружка с использованием информационных технологий, сконструированный с учётом перечисленных дидактических принципов проведён на занятии кружка в 7 классе по теме « Архимедова сила». Оборудование: презентация, интерактивная доска, демонстрационные опыты, фронтальные эксперименты, рабочие листы.
Первый компонент «Актуализация знаний»: легенда об Архимеде, обозначение проблемы: каким образом Архимед решил поставленную перед ним задачу.
Второй компонент «Первичное усвоение материала»
- формулировка закона Архимеда (презентация) ;
- опыт, подтверждающий закон Архимеда - видеофрагмент;
- вывод формулы для архимедовой силы (презентация).
Третий компонент «Формирование знаний, умений, навыков»
- анализ формулы архимедовой силы;
- обсуждение вопросов:
а) от каких факторов зависит архимедова сила;
б) как можно измерить архимедову силу? - видеофрагмент
Четвёртый компонент « Применение учебного материала »
1.Исследовательская работа. Проблемный вопрос: предположите, какие факторы будут влиять на значение выталкивающей силы. Возможные предположения: объём тела, форма тела, глубина погружения тела, плотность тела, плотность жидкости. Цель исследования: обнаружить выталкивающее действие жидкости; выяснить, от каких факторов зависит архимедова сила.
2.Работа по группам. Задание одной из групп «Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела» Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной бруски одинакового объема, нить.
3. Сведение всех результатов в таблице на интерактивной доске, заполняется с помощью электронной клавиатуры. Формулировка вывода.
4. Ответ на вопрос: как Архимед решил поставленную задачу.
Таким образом можно выстроить занятие, соблюдая все дидактические принципы и использовать ИКТ в различном виде: текст, графика и звук. ИКТ целесообразно применять на всех звеньях системы дополнительного образования Системы мультимедиа являются открытыми, в смысле организации процесса, они не содержат встроенной технологии обучения, что позволяет педагогу наиболее оптимально их использовать при решении дидактических задач.
Список литературы:
1.Газета издательского дома «Первое сентября. Физика» №10.2018г.
2. Коротков А.М. Компьютерное образование с позиций системно-деятельностного подхода- Педагогика,2004, №2
3.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для педагога. М.,Просвещение . 1983.-96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЮНОСТЬ» - Открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация к областному семинару для директоров дополнительного образования....
Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.
В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...

Приказ об итогах проведении районного семинара проблемной группы по воспитательной работе и дополнительному образованию «Внеурочная деятельность и дополнительное образование как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»
итоги проведения семинара...

Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...