Методическая разработка. Физика 8. "Источники тока"
методическая разработка по физике (8 класс)

Урок содержит материал, сопровождаемый презентацией по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_el._tok_istochniki_toka.docx19.6 КБ
Office presentation icon istochniki_elektricheskogo_toka.ppt2.39 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ФИЗИКЕ

ДЛЯ YIII КЛАССА.

ТЕМА: Электрический ток. Источники тока.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ:

  • предполагает у учащихся формирование нового физического понятия –  электрического тока и условий его протекания;
  • обеспечить усвоение    учащимся новых понятий;
  • рассмотреть практическое применение источников тока.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

  • формирование познавательной потребности;  
  • обратить внимание на практическую направленность курса физики.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

  • развитие аналитического синтезирующего мышления;
  •  развитие умения производить классификацию фактов;
  •  развитие   умения делать обобщённые выводы;
  •  развитие умения применять знания на   практике.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:  игровые формы, групповые формы работы с фронтальным физическим экспериментом.  

             

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  1. Лабораторное оборудование: виды источников тока (батарейки  с показом внутреннего устройства).
  2. Раздаточный дидактический материал.

ХОД УРОКА:

  1.  Организационная часть: а) отметить отсутствующих;

б) объяснить цель урока и методы его проведения.

II.        Опрос учащихся, проверка домашнего задания.

Фронтальные методы опроса:

а)   «физический волейбол» - серия вопросов по основным темам курса;

б)   «физический светофор» - закрепление знаний по физическим формулам и     физическим величинам.

III.      Объяснение новой темы.

Постановка творческой задачи: «Что понимаем под словом  «ток», «поток»?

Обсуждением подводим к схожести понятий «эл.ток» и поток воды

 Это дает возможность сформулировать и определение «эл. тока»  и выяснить условия его существования

        По презентации «Источники тока» учащиеся заполняют таблицу

Вид источника ток

Какая энергия превращается в энергию эл. поля

Применение

        

IY.       Закрепление

                         По вопросам в презентации

 Д/З:  §32-33;  Задание 6, творческое задание из             презентации (по желанию)j0299125

                                                                                                                                 

                                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Источники электрического тока 8 класс

Слайд 2

Электрический ток – упорядоченное движение заряженных частиц. Для существования электрического тока необходимы следующие условия: наличие свободных электрических зарядов в проводнике; наличие внешнего электрического поля для проводника.

Слайд 3

♦ Сравни опыты, показанные на рисунках. Что общего и чем отличаются опыты? Источник тока – это устройство, в котором происходит преобразование какого-либо вида энергии в электрическую энергию. Устройства, разделяющие заряды, т.е. создающие электрическое поле, называют источниками тока .

Слайд 4

Первая электрическая батарея появилась в 1799 году. Её изобрел итальянский физик Алессандро Вольта (1745 - 1827) — итальянский физик, химик и физиолог, изобретатель источника постоянного электрического тока. Его первый источник тока – «вольтов столб» – был построен в точном соответствии с его теорией «металлического» электричества. Вольта положил друг на друга попеременно несколько десятков небольших цинковых и серебряных кружочков, проложив меж ними бумагу, смоченную подсоленной водой.

Слайд 5

Механический источник тока - механическая энергия преобразуется в электрическую энергию. До конца XVIII века все технические источники тока были основаны на электризации трением. Наиболее эффективным из этих источников стала электрофорная машина (диски машины приводятся во вращение в противоположных направлениях; в результате трения щеток о диски на кондукторах машины накапливаются заряды противоположного знака). Электрофорная машина

Слайд 6

Тепловой источник тока – внутренняя энергия преобразуется в электрическую энергию. Термопара Если две проволоки из разных металлов спаять с одного края, а затем нагреть место спая, то в них возникает ток – заряды при нагревании спая разделяются. Термоэлементы применяются в термодатчиках и на геотермальных электростанциях в качестве датчика температуры. Термоэлемент (термопара)

Слайд 7

Энергия света c помощью солнечных батарей преобразуется в электрическую энергию. Солнечная батарея При освещении некоторых веществ светом, в них появляется ток – световая энергия превращается в электрическую энергию. В данном приборе заряды разделяются под действием света. Фотоэлементы применяются в солнечных батареях, световых датчиках, калькуляторах, видеокамерах. Фотоэлемент

Слайд 8

Электромеханический генератор. Заряды разделяются путем совершения механической работы. Применяется для производства промышленной электроэнергии. Электромеханический генератор Генератор (от лат. generator - производитель) – устройство, аппарат или машина, производящая какой-либо продукт.

Слайд 9

3 2 1 ♦ Какие источники тока вы видите на рисунках?

Слайд 10

Устройство гальванического элемента Гальванический элемент – химический источник тока, в котором электрическая энергия вырабатывается в результате прямого преобразования химической энергии окислительно-восстановительной реакцией.

Слайд 11

Источники тока прошлого века…

Слайд 12

Из нескольких гальванических элементов можно составить батарею.

Слайд 13

Батарея (элемент питания) – обиходное название источника электричества для автономного питания портативного устройства. Может представлять собой одиночный гальванический элемент, аккумулятор или их соединение в батарею для увеличения напряжения.

Слайд 14

Аккумулятор – химический источник тока многоразового действия. Если поместить в раствор соли два угольных электрода, то гальванометр не показывает наличие тока. Если же аккумулятор предварительно зарядить, то его можно использовать в качестве самостоятельного источника тока. Существуют различные типы аккумуляторов: кислотные и щелочные. Заряды в них разделяются также в результате химических реакций. Аккумулятор Электрические аккумуляторы используются для накопления энергии и автономного питания различных потребителей.

Слайд 15

Аккумулятор (от лат. accumulator - собиратель) – устройство для накопления энергии с целью ее последующего использования.

Слайд 16

Устройство аккумулятора

Слайд 17

♦ Назовите источники тока, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, 5.

Слайд 18

Источник тока Способ разделения зарядов Применение Фотоэлемент Действие света Солнечные батареи Термоэлемент Нагревание спаев Измерение температуры Электромехани-ческий генератор Совершение механической работы Производство промышленной электрической энергии Гальванический элемент Химическая реакция Фонарики, радиоприемники Аккумулятор Химическая реакция Автомобили Классификация источников тока

Слайд 19

Герметичные малогабаритные аккумуляторы (ГМА) ГМА используются для малогабаритных потребителей электрической энергии (телефонные радиотрубки, переносные радиоприемники, электронные часы, измерительные приборы, сотовые телефоны и др.).

Слайд 20

Применение источников тока ♦ Назовите приборы, изображённые на рисунках. 1 2 6 3 4 5

Слайд 21

Что называется электрическим током? (Электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц.) 2. Что может заставить заряженные частицы упорядоченно двигаться? (Электрическое поле.) 3. Как можно создать электрическое поле? (С помощью электризации.) 4. Можно ли искру, возникшую в электрофорной машине, назвать электрическим током? (Да, так как имеет место кратковременное упорядоченное движение заряженных частиц.) Вопросы

Слайд 22

5. Что является положительным и отрицательным полюсами источника тока? 6. Какие источники тока вы знаете? 7. Возникает ли электрический ток при заземлении заряженного металлического шарика? 8. Движутся ли заряженные частицы в проводнике, когда по нему идет ток? 9. Возьмите картофелину или яблоко, воткните в них медную и цинковую пластинки, а затем подсоедините к этим пластинкам лампочку 1,5 В. Что у вас получится? Вопросы

Слайд 23

Для опыта тебе понадобится: прочное бумажное полотенце, пищевая фольга, ножницы, медные монеты, поваренная соль, вода, два изолированных медных провода, маленькая лампочка (1,5 В). Инструкция Раствори в воде немного соли. Нарежь аккуратно бумажное полотенце и фольгу на квадратики чуть крупнее монет. Намочи бумажные квадратики в солёной воде. Положи друг на друга стопкой: медную монету, кусочек фольги, снова монету, и так далее несколько раз. Сверху стопки должна быть бумага, внизу – монета. Защищённый конец одного провода подсунь под стопку, второй конец присоедини к лампочке. Один конец второго провода положи на стопку сверху, второй тоже присоедини к лампочке. Что получилось? Домашний проект «Сделай батарейку»

Слайд 24

Домашнее задание § 32, стр. 73-77, вопросы 1-8 (устно). Задание 1 (по желанию). Домашний проект. Сделать батарейку по инструкции.

Слайд 25

Сегодня на уроке я узнал …. Теперь я могу … Было интересно… Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся… Рефлексия Продолжите фразу:

Слайд 26

Конец урока Автор: Серебренникова И.С. ГБОУ школа №485 с углублённым изучением французского языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....

методическая разработка физико-математической конференции на тему "Великие ученые в области физики и математики"

разработка внеклассного мероприятия по предмету для обучающихся 10-11 классов, студентов СПО...

Методическая разработка (физика, 8 класс) Внеклассное мероприятие «Теоретики» и «Экспериментаторы» Занятие физического кружка

Занятие проводится в виде игры под названием «Через тернии к звёздам» Создаются две команды – «Теоретики»  и « Экспериментаторы». Перед ними ставится задача, которую каждая решает соответств...

Методическая разработка "Витамины - как источник здоровья" Урок биологии в 8 классе

Разработка урока "Витамины - как источник здоровья" содержит информацию об истории открытии витаминов, их значения для полноценного функционирования организма. Материал содержит понятия авитаминоза, г...

Методическая разработка урока "Генератор переменного тока"

В данной методической разработке представлена технологическая карта урока, конспект урока и рабочий лист обучающегося....

Методическая разработка "Использование исторических источников для формирования читательской грамотности" 2021г.

На уроках истории мы работаем с текстами разного вида: сочинения историков или исторические источники, таблицы, исторические карты (схемы), иллюстрации. При работе с документами у учеников выраба...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Источники духовной мудрости и нравственного здоровья»

Методическая разработка воспитательного мероприятия по духовно-нравственному развитию«Источники духовной мудрости и нравственного здоровья» (1 курс, СПО)В настоящее время «Обесп...