рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс)

Аксёнова Людмила Владимировна

Рабочая программа составлена в соответствии с учебником А.В.Перышкини "Физика -7"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа 7 кл Физика67.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пригорьевская средняя школа имени Героя Советского Союза Е.Ф.Петрунина»

Рассмотрена  

Руководитель ММО Макарова

__________ Макарова Е.Н.

Протокол от 29.08.2022 г. №1                                                    

Согласована

Зам. директора по УВР

_________Полякова О.В.

30.08.2022 г.

Утверждена

приказом МБОУ

«Пригорьевская средняя школа»  

от  01.09.2022 г. № 116-о

Рабочая программа по физике

7  класс

Составитель программы

учитель  математики и физики

Аксенова Л.В.

Принята

на заседании педагогического совета

протокол от 31.08.2022 г. № 1

2022-  2023  учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по физике в 7 классе разработана на основе:

1)Федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897),

В соответствии с

2) Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

3) Примерной образовательной программой ООО;

4) ООП ООО МБОУ «Пригорьевская средняя школа»

5) Авторской программой Е. М. Гутника, А. В. Перышкина «Физика» 7-9 классы, М., Дрофа 2011.

6) Учебным планом МБОУ «Пригорьевская средняя школа» на 2022-2023 учебный год;

7) «Положением о рабочей программе педагога» МБОУ «Пригорьевская средняя школа»

Учебник: «Физика» для 7 класса / Перышкин А.В.– М.: «Дрофа», 2016 г.

Уровень рабочей программы базовый

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять  не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Изменений в программе нет

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Изучение физики по данной программе способствует формированию у учащихся личностныхметапредметных  и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностными результатами изучения физики в 7 классе являются:

Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

 Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.

 Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

 Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.

 Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода

 Формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметными результатами изучения физики в 7 классе являются:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  •  подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
  •  работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
  •  свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
  •  в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
  •  самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  •  уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
  • давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  •  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);

 строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать физические модели;
  •  составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой
  • вычитывать все уровни текстовой информации.
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
  • понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
  • Коммуникативные УУД:
  •  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
  •  учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  •  уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты изучения физики отражают:

1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

     2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений    природы (механических, тепловых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов;

5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

6) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механикис целью сбережения здоровья;

В результате изучения курса физики 7  класса:

по теме «Введение»

обучающийся научится

— представлять о методах физической науки, ее целях и задачах;

-   понимать такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины..

обучающийсяполучит возможность научиться:

—объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).

по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

обучающийся научится

— иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами.

-  понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях.

обучающийсяполучитвозможностьнаучиться:

—применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и не смачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вещества.

по теме «Взаимодействие тел»

обучающийся научится

— различать  физические явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила);

— понимать законы и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела).

—решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела); рисовать схему весов и динамометра; измерять массу тела на рычажных весах, силу — динамометром, объем тела — с помощью мензурки;

обучающийсяполучитвозможностьнаучиться:

 - определять плотность твердого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов.

по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

обучающийся научится

- понимать физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление); фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчета давления внутри жидкости, архимедовой силы).

обучающийсяполучит возможность научиться:

- применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.

по теме «Работа и мощность»

обучающийся научится

— понимать физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия);

—формулировать законы и записывать формулы (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма);

обучающийся получит возможность научиться:

—  объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости.

                                    3. Содержание учебного предмета.

I. Введение

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа

1.   Определение цены деления измерительного прибора.

II. Первоначальные сведения о строении вещества

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

1.   Измерение размеров малых тел.

III. Взаимодействие тел

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Измерение массы тела на рычажных весах.
  2. Измерение объёма тела.
  3. Измерение плотности твёрдого тела.
  4. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

IV. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод.Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы.

1.   Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

2.   Выяснение условий плавания тела в жидкости.

V. Работа и мощность.Энергия. (

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закреплённой осью вращения. Виды равновесия.

Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы

1.   Выяснение условия равновесия рычага.

2.   Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.

4.Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

уроки

лаб. работы

контр.работы

1

Введение

4

3

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

5

1

3

Взаимодействие тел

22

17

4

1

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

20

16

2

2

5

Работа и мощность. Энергия.

15

11

2

2

 Итоговое повторение

1

1

Итого:

68

53

10

5

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

План

Факт

Аргументация изменений

Введение( 4 ч)

1(1)

Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете физики.  Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

02.09

2(2)

Физические величины. Измерение физических величин.

05.09

3(3)

Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

09.09

4(4)

Л/р № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

12.09

Первоначальные сведения о строении вещества (6ч)

5(1)

Строение вещества. Молекулы.

16.09

6(2)

Л/р № 2 «Измерение размеров малых тел».

19.09

7(3)

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

23.09

8(4)

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

26.09

9(5)

Агрегатные состояния вещества.

30.09

10(6)

Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

03.10

Взаимодействие тел (22ч)

11(1)

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

07.10

12(2)

Скорость. Единицы скорости.

10.10

13(3)

Скорость. Единицы скорости.

14.10

14(4)

Расчёт пути и времени движения.

17.10

15(5)

Расчёт пути и времени движения.

21.10

16(6)

Инерция. Взаимодействие тел.

24.10

17(7)

Масса тела. Единицы массы.

28.10

18(8)

Измерение массы тела на весах. Л/р № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

31.10

19(9)

Плотность вещества.

14.11

20(10)

Л/р № 4 «Измерение объёма тела».Л/р № 5 «Определение плотности твёрдого тела».

18.11

21(11)

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

21.11

22(12)

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

25.11.

23(13)

К/р № 1 «Взаимодействие тел».

28.11

24(14)

Сила.

29.11

25(15)

Явление тяготения. Сила тяжести.

02.12

26(16)

Сила упругости. Закон Гука.

05.12

27(17)

Вес тела.

09.12

28(18)

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

12.12

29(19)

Динамометр.

16.12

30(20)

Л/р № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

19.12

31(21)

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

23.12

32(22)

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

26.12

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (20ч)

33(1)

Давление. Единицы давления.

30.12

34(2)

Способы уменьшения и увеличения давления.

13.01

35(3)

Давление газа.

16.01

36(4)

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.

20.01

37(5)

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

23.01

38(6)

Сообщающиеся сосуды.

27.01

39(7)

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

30.01

40(8)

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

03.02

41(9)

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах.

06.02

42(10)

Манометры.

10.02

43(11)

Поршневой жидкостный насос.

13.02

44(12)

Гидравлический пресс.

17.02

45(13)

К/р № 2 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

20.02

46(14)

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

24.02

47(15)

Архимедова сила.

27.02

48(16)

Л/р № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкостьтело».

03.03

49(17)

Плавание тел.

06.03

50(18)

Л/р № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

10.03

51(19)

Плавание судов. Воздухоплавание.

13.03

52(20)

К/р № 3 «Архимедова сила».

17.03

Работа и мощность. Энергия. (15ч)

53(1)

Механическая работа. Единицы работы.

20.03

54(2)

Мощность. Единицы мощности.

24.03

55(3)

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

03.04

56(4)

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

07.04

57(5)

Момент силы.Л/р № 9 «Выяснения условия равновесия рычага».

10.04

58(6)

Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку.

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

14.04

59(7)

Коэффициент полезного действия механизма.

17.04

60(8)

Л/р № 10 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

21.04

61(9)

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

24.04

62(10)

Превращение одного вида механической энергии в другой

28.04

63(11)

К/р № 4 «Работа и мощность. Энергия».

16.05

64(12)

Итоговая промежуточная аттестация. Тестовая работа.

18.05

65(13)

Работа над ошибками

05.05

66(14)

Повторениетемы « Давление твердых тел, жидкостей и газов»

08.05

67(15)

Повторениетемы «Энергия»

12.05

68(1)

Повторение

15.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...