Методическая разработка урока физики в 8 классе по теме: "Решение задач по теме Тепловые явления"
методическая разработка по физике (8 класс)

Маленкова Лариса Олеговна

Представленная методическая разработка урока физики в 8 классе по теме "Решение задач по теме "Тепловые явления" выстроена в логике системно-деятельностного подхода с использованием технологии развития критического мышления и групповой формы организации деятельности учащихся во время повторения материала по теме "Тепловые явления".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_fiziki_v_8_klasse.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики

Учитель: Маленкова Лариса Олеговна

Класс         

8 класс

Тема урока

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Цель изучения темы

Овладение основами современных научных знаний о тепловых явлениях и умениями практического использования знаний при решении задач, расширение понятийного аппарата темы, развитие логического мышления, формирование естественнонаучной картины мира

Задачи урока

Создание условий для:

Образовательная

Систематизации знаний и отработки формул, используемых в теме «Тепловые явления»  и осмысленного применения их при решении расчетных и графических задач по теме; овладения терминологией темы; опытом публичного выступления.

Развивающая

Развития логической, грамотно выстроенной устной речи,  приобретение опыта взаимообучения, взаимооценки, опыта работы в команде; умений аргументации, прогнозирования и анализа результатов деятельности.

Воспитательная

Воспитания коммуникативной культуры учащихся, чувства собственного достоинства, уважения  чужого мнения.

Ожидаемые результаты

Актуализация практических умений решения задач по теме для успешного выполнения контрольного мероприятия по теме «Тепловые явления»

Используемые технологии

Технология развития критического мышления (стратегия «обучение сообща», прием «зигзаг»)

Рефлексивная технология

Технология организации самостоятельной работы

Технология взаимооценки результатов учебной деятельности

Формы организации деятельности учащихся

Групповая (парная) форма

Индивидуализированная форма

Техническое обеспечение урока и необходимые материалы

Технические средства для демонстрации электронной презентации.

Карточки с темами и номерами задач по количеству групп (5 карточек).

Задачники для решения задач (по количеству учащихся)

Листочки с текстами задач для проведения рефлексии (25 штук)

Тип урока

Совершенствования практических умений

Ход урока

ЭПИГРАФ: Мыши плакали и кололись, но продолжали поедать кактус.

Народная мудрость

(слайд1)

Стадия, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. ВЫЗОВ

Общее время

3 минуты

1. 1 минута

2. 2 минуты

1.Сообщение учащимся темы урока (слайд2)

Учитель просит сформулировать основные результаты, которые должны быть получены к концу урока, фиксируя их на доске.

2. Актуализация знаний по теме: учитель просит назвать формулы, известные учащимся. (слайд 3)

Слайд с формулами остается перед глазами весь урок.

1. Учащиеся в свободной форме высказывают предполагаемые результаты.

2. Учащиеся называют вслух нужные формулы

2. Осмысление

Общее время

36 минут

2. 2 минуты

3. 3 минуты

4. 15 минут

5. 10 минут

1. Учитель сообщает ученикам правила работы на уроке: класс должен разбиться на 5 групп по 5 человек.

2. Каждая группа получает карточку с заданиями, в которых перечислены темы и номера задач для решения..

3. Учитель просит учащихся сформировать новые группы «экспертов» таким образом, чтобы в состав группы входили ученики, которые выбрали себе задачи по одной теме (номера задач у всех разные).

4. Учитель сообщает задание: нужно решить выбранную задачу теме. Работать можно индивидуально, или в паре, или решать всем вместе задачи по порядку. Главное, чтобы все задачи были решены и их решение записано у каждого в тетради. Проговаривается время на работу не более 10 минут.

5. Когда работа в экспертных группах закончена, учитель просит учеников вернуться в свои первоначальные группы. В тетрадях каждого члена группы должно быть представлено решение всех пяти задач.

1. Ученики делятся на группы.

2. Каждый член группы выбирает себе тему с соответствующим номером задачи для решения на свое усмотрение.

3. Учащиеся формируют группы «экспертов»

4. Решают задачи внутри группы «экспертов» с использованием любых источников информации.

5. Каждый должен объяснить решение своей задачи другим членам группы.

Рефлексия

Общее время

10 минут

Взаимооценка

1.Учитель обращает внимание учащихся на ожидаемые результаты урока, которые записаны на доске и просит высказаться о том, насколько они достигнуты.

2.В качестве подтверждения сделанных выводов учитель просит учащихся на выданных им листочках бумаги воспроизвести решение 1 задачи из 5 решенных в каждой группе задач. Каждый ученик решает доставшуюся ему случайным образом задачу. Записывать нужно только решение (для экономии времени). Задание дублируется на слайде. (слайд 4)

3. Учитель просит учеников взаимно оценить работу членов своей группы, обосновав свое мнение и указать на листочке бумаги, кому какую оценку он выставляет.

4. заполнить двухчастный дневник один на группу

Что понравилось на уроке и почему

Что не понравилось на уроке и почему

1. Высказываются о степени достижения ожидаемых результатов.

2. Решают доставшуюся им задачу.

3. Проводят взаимооценку работы товарищей.

Листы с рефлексией сдают учителю.

Домашнее задание

Общее время

2 минуты

Сообщение домашнего задания на выбор: (слайд 5)

1. Составить список рекомендаций по материалам урока для тех «учителей», объяснения которых вас не полностью удовлетворили с обоснованием своего мнения.

2. Просмотрев повторно задачи, решенные на уроке, осмыслить их и сформулировать непонятные моменты, если таковые имеются, чтобы разобрать на следующем уроке.

3. Напишите рецензию на этот урок, воспользовавшись правилами написания рецензии. Укажите положительные и отрицательны, на ваш взгляд, стороны урока, внесите свои предложения по совершенствованию этой формы.

Выбирают и записывают задание.

Литература для подготовки и проведения урока

  1. Марон А.Е. Физика. Сборник вопросов и задач.8 кл: учебное пособие/А.Е.Марон, и др. М.: Дрофа, 2014 
  2. Чтение, письмо и обсуждение для любого учебного предмета: подготовлено в рамках проекта “Чтение и письмо для Критического мышления”. Пос.Ш. ./Сост. Дженни Стал, Курт Мередит, Чарльз Темпл.

Электронные ресурсы:

  1. Полнотекстовая электронная библиотека учебных и учебно-методических материалов: http://window.edu.ru/window/library
  2. Авторская электронная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике 8 класса на тему: "Закрепление знаний по теме "Тепловые явления"

Тема: “Җылылык күренешләре” темасын кабатлау.         Максат: “Җылылык күренешләре” бүлегендә алган белемнәрне...

Методическая разработка по физике (9 класс) по теме: Решение задач по теме « Закон всемирного тяготения. ИСЗ »

Решение задач по теме« Закон всемирного тяготения. ИСЗ » Цель урока:  - актуализация знаний учащихся по закону всемирного тяготения; ускорению свободного падения на Земле и других пла...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Решение уравнений."

Этот урок знакомит учащихся с новым способом решения уравнений.Учащиеся узнают правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую....

Методическая разработка урока в 8 классе по теме: «РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ».

Цель урока: 1. Обобщить материал по теме, подвести итоги знанийучащихся по теме.                    ...

Разработка урока в 8 классе на тему «Решение задач на определение количества информации»

Разработка урока в 8 классе на тему «Решение задач на определение количества информации»...

Разработка урока для 5 класса по теме "Решение задач на проценты"

Урок разработан к учебнику под редакцией Виленкина Н.Я. Урок обобщения и систематизации знаний....

Презентация к уроку геометрии 8 класс на тему: "Решение задач по теме "Параллелограмм"

Разбор свойства биссектрисы, проведенной в параллелограммеСвойство биссектрис в араллелограмме, проведенных из вершин, прилежащих к одной стороне...