Рабочая программа по физике 8 класс (2 часа) Перышкин 2022 г
рабочая программа по физике (8 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования, на основе авторской программы основного общего образования по физике в 7-8 классах (автор: А. В. Пёрышкин)
В данной рабочей программе на изучение физики в 7-8 классе отводится 2 часа в неделю, из расчёта 34 учебные недели – 68 часов в год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.91 КБ |
![]() | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Потанинская средняя общеобразовательная школа »
Рассмотрено на заседании МО учителей Протокол № от «_ »_ 20 г. | Согласовано Зам. директора по УВР М.А. Кузнецова «_ »_ 20 г. | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «Потанинская СОШ » Э.В.Цыбенов |
Приказ № от « »_ 20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ФИЗИКА
(указать учебный предмет, курс)
класс 7
Количество часов 70
Учитель Жамбалтарова Евгения Ивановна
Потанино 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основании следующих нормативных документов:
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования и науки РФ 17 декабря 2010 г. N 1897, с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
«Потанинская СОШ»
- Положения «О рабочей программе учебного предмета по ФГОС НОО, ООО, СОО МБОУ «Потанинская СОШ.»
- Учебного плана МБОУ «Потанинская СОШ» на 2022-2023 учебный год,
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на текущий учебный год (утвержден приказом Министерством просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. N 345", с изменениями от 18.05.2020 (приказ N 249)
- Авторской программы по предмету: физика для основной школы, 7-9 классы Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник., Дрофа.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
- понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
- ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
- понимать роль эксперимента в получении научной информации;
- проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
- проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
- проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений.
- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
- самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
- воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Содержание учебного предмета
- Введение (5 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»
Взаимодействия тел (21 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Лабораторные работы №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
№4 «Измерение объема тела», №5«Определение плотности твердого тела» №6
«Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
Давление твердых тел, жидкостей и газов (22 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
Лабораторные работы №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело», №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»
Работа и мощность. Энергия (14 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
Лабораторные работы №9 «Выяснение условия равновесия рычага», №10
«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
Тематическое планирование
№ | Название раздела/урока/темы | Кол-во часов | Дата проведения/план (уч. неделя) | факт |
Радел 1. Физика и физические методы изучения природы | 5 | |||
1 | Физика - наука о природе | 1 | 1 неделя | |
2 | Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин | 1 | 1 неделя | |
3 | Л. р № 1 "Определение цены деления измерительного прибора" | 1 | 2 неделя | |
4 | Точность и погрешность измерений. | 1 | 2 недели | |
5 | Физика и мир, в котором мы живем | 1 | 3 неделя | |
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | |||
6 | Строение вещества. Молекулы | 1 | 3 неделя | |
7 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах | 1 | 4 неделя | |
8 | Л.р №2 «Измерение размеров малых тел». | 1 | 4 неделя | |
9 | Агрегатные состояния вещества | 1 | 5 неделя | |
10 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | 1 | 5 неделя | |
11 | Контрольная работа по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | 1 | 6 неделя | |
Раздел 3. Взаимодействие тел | 21 | |||
12 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение | 1 | 6 неделя | |
13 | Скорость. Единицы скорости | 1 | 7 неделя | |
14 | Расчет пути и времени движения | 1 | 7 неделя | |
15 | Взаимодействие тел. Инерция | 1 | 8 неделя | |
16 | Масса тела | 1 | 8 неделя | |
17 | Л. р № 3 "Измерение массы на рычажных | 1 | 9 неделя | |
18 | Плотность вещества | 1 | 9 неделя | |
19 | Л. р № 5 "Определение плотности твердого тела" | 1 | 10 неделя | |
20 | Расчет массы и объема тела по его плотности | 1 | 10 неделя | |
21 | Сила. Сила тяжести. | 1 | 11 неделя | |
22 | Вес тела Сила упругости. Закон Гука.1 | 1 | 11 неделя |
23 | Единицы силы. Связь между массой тела и силой тяжести. Сила тяжести на других планетах | 1 | 12 неделя | |
24 | Динамометр Л. р № 6 "Градуирование пружины" | 1 | 12 неделя | |
25 | Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сила | 1 | 13 неделя | |
26 | Сила трения. | 1 | 13 неделя | |
27 | Трение покоя. Трение в природе и технике | 1 | 14 неделя | |
28 | Движение и взаимодействие, Силы вокруг нас | 1 | 14 неделя | |
29 | Решение задач по теме «Силы. Равнодействующая сил» | 2 | 15-15 неделя | |
30 | Обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел» | 1 | 16 неделя | |
31 | Контрольная работа № 2 по теме "Взаимодействие тел" | 1 | 16 неделя | |
Раздел 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов | 22 | |||
32 | Давление | 1 | 17 неделя | |
33 | Способы уменьшения и увеличения давления. Давление твердых тел | 1 | 17 неделя | |
34 | Давление газа | 1 | 18 неделя | |
35 | Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля | 1 | 18 неделя | |
36 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | 1 | 19 неделя | |
37 | Сообщающиеся сосуды | 1 | 19 неделя | |
38 | Вес воздуха. Атмосферное давление | 1 | 20 неделя | |
39 | Почему существует воздушная оболочка Земли | 1 | 20 неделя | |
40 | Измерение атмосферного давления. | 1 | 21 неделя | |
41 | Барометры. Атмосферное давление на различных высотах | 1 | 21 неделя | |
42 | Манометры | 1 | 22 неделя | |
43 | Поршневой жидкостный насос. Гидравлическая машина | 1 | 22 неделя | |
44 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | 1 | 23 неделя | |
45 | Архимедова сила | 1 | 23 неделя | |
46 | Л.р № 7 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в | 1 | 24 неделя |
жидкость тело" | ||||
47 | Плавание тел Л.р № 8 "Выяснение условий плавания тел в жидкости" | 1 | 24 неделя | |
48 | Решение задач по теме «Архимедова сила», «Условия плавания тел»» | 2 | 25-25 неделя | |
49 | Плавание судов. Воздухоплавание | 1 | 26 неделя | |
50 | Давление твердых тел, жидкостей и газов (урок обобщение) | 1 | 26 неделя | |
51 | Контрольная работа№3 по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" | 1 | 27 неделя | |
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия | 14 | |||
52 | Механическая работа | 1 | 27 неделя | |
53 | Мощность | 1 | 28 неделя | |
54 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил | 1 | 28 неделя | |
55 | Момент силы. Рычаги в технике, быту, и природе | 1 | 29 неделя | |
56 | Л.р № 9 "Выяснение условия равновесия рычага | 1 | 29 неделя | |
57 | Блоки. «Золотое правило" механики | 1 | 30 неделя | |
58 | Центр тяжести тела. Условия равновесия тел | 1 | 30 неделя | |
59 | Коэффициент полезного действия. | 1 | 31 неделя | |
60 | Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия | 1 | 31 неделя | |
61 | Превращения энергии | 1 | 32 неделя | |
62 | Решение задач по теме "Работа и мощность. Энергия" | 1 | 32 неделя | |
63 | Работа и мощность. Энергия.( урок обобщения) | 1 | 33 неделя | |
64 | Контрольная работа №4 по теме "Работа и мощность. Энергия" | 1 | 33 неделя | |
65 | Физика и мир, в котором мы живем (урок обобщения за курс) | 2 | 34-34 неделя | |
66 | Итоговая контрольная работа | 1 | 35 неделя | |
67 | Резервный урок | 1 | 35 неделя |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Потанинская средняя общеобразовательная школа »
Рассмотрено на заседании МО учителей Протокол № от «_ »_ 20 г. | Согласовано Зам. директора по УВР М.А. Кузнецова «_ »_ 20 г. | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «Потанинская СОШ » Э.В.Цыбенов |
Приказ № от « »_ 20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ФИЗИКА
(указать учебный предмет, курс)
класс 8
Количество часов 70
Учитель Жамбалтарова Евгения Ивановна
Потанино 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основании следующих нормативных документов:
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования и науки РФ 17 декабря 2010 г. N 1897, с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
«Потанинская СОШ»
- Положения «О рабочей программе учебного предмета по ФГОС НОО, ООО, СОО МБОУ «Потанинская СОШ»
- Учебного плана МБОУ «Потанинская СОШ» на 2022-2023 учебный год,
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на текущий учебный год (утвержден приказом Министерством просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. N 345", с изменениями от 18.05.2020 (приказ N 249)
- Авторской программы по предмету: физика для основной школы, 7-9 классы Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник., Дрофа.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
- понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
- ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
- понимать роль эксперимента в получении научной информации;
- проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать
оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
- распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления.
- описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
- распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
- составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
- использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
- описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
- самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
- воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
- использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
- использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
Содержание учебного предмета
- Тепловые явления.
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.
Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».
Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».
Изменение агрегатных состояний вещества.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Лабораторная работа № 3 "Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра"
Электрические явления.
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, полупроводники и диэлектрики.
Постоянный электрический ток. Источники тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.
Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на её различных участках».
Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».
Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом».
Лабораторная работа №7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».
Электромагнитные явления.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.
Лабораторная работа № 9 "Сборка электромагнита и испытание его действия" Лабораторная работа №10. «Изучение двигателя постоянного тока».
Световые явления.
Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Фотоаппарат.
Лабораторная работа №11 «Получение изображения с помощью линзы».
Тематическое планирование
№ | Название раздела/урока/темы | Кол-во часов | Дата проведения/план (уч. неделя) | факт |
Радел 1. Тепловые явления | 13 | |||
1 | Тепловое движение. Температура | 1 | 1 неделя | |
2 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии | 1 | 1 неделя | |
3 | Виды теплообмена. Теплопроводность | 1 | 2 неделя | |
4 | Конвекция. Излучение. | 1 | 2 недели | |
5 | Сравнение видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. | 1 | 3 неделя | |
6 | Количество теплоты | 1 | 3 неделя | |
7 | Удельная теплоемкость | 1 | 4 неделя | |
8 | Расчет количества теплоты, не- обходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаж- дении. Решение задач | 1 | 4 неделя | |
9 | Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». | 1 | 5 неделя | |
10 | Лабораторная работа №2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела». | 1 | 5 неделя | |
11 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания | 1 | 6 неделя | |
12 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах | 1 | 6 неделя | |
13 | Контрольная работа №1 «Тепловые явления». | 1 | 7 неделя | |
Радел 2. Изменение агрегатных состояний вещества | 13 | |||
14 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание | 1 | 7 неделя | |
15 | Плавление и отвердевание кристаллических тел | 1 | 8 неделя | |
16 | Удельная теплота плавления | 1 | 8 неделя | |
17 | Решение задач. Удельная теплота плавления. | 1 | 9 неделя | |
18 | Испарение насыщенный пар. | 1 | 9 неделя | |
19 | Поглощение энергии при испа- рении жидкости и выделение ее при конденсации пара | 1 | 10 неделя |
20 | Кипение | 1 | 10 неделя | |
21 | Решение задач. Удельная теплота парообразования. | 1 | 11 неделя | |
22 | Относительная влажность воздуха и ее измерение | 1 | 11 неделя | |
23 | Лабораторная работа № 3 "Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра" | 1 | 12 неделя | |
24 | Работа газа и пара при расши- рении. Двигатель внутреннего сгорания | 1 | 12 неделя | |
25 | ДВС, паровая турбина, КПД | 1 | 13 неделя | |
26 | Контрольная работа № 2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | 1 | 13 неделя | |
Радел 3. Электрические явления | 28 | |||
27 | Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. | 1 | 14 неделя | |
28 | Электроскоп. Электрическое поле. | 1 | 14 неделя | |
29 | Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. | 2 | 15 неделя | |
30 | Объяснение электрических явле- ний | 1 | 15 неделя | |
31 | Проводники, полупроводники и непроводники электричества. | 1 | 16 неделя | |
32 | Электрический ток. Источники электрического тока. | 1 | 16 неделя | |
33 | Электрическая цепь и ее состав- ные части. | 1 | 17 неделя | |
34 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока | 1 | 17 неделя | |
35 | Сила тока. Единицы силы тока | 1 | 18 неделя | |
36 | Амперметр. Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках» | 1 | 18 неделя | |
37 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения | 1 | 19 неделя | |
38 | Вольтметр. Зависимость силы тока от напряжения | 1 | 19 неделя | |
39 | Электрическое сопротивление проводников. Лабораторная работа №5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. | 1 | 20 неделя |
40 | Закон Ома для участка цепи. | 1 | 20 неделя | |
41 | Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление. | 1 | 21 неделя | |
42 | Решение задач на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения | 1 | 21 неделя | |
43 | Реостаты. Лабораторная работа №6: Регулирование силы тока реостатом | 1 | 22 неделя | |
44 | Лабораторная работа №7: Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. | 1 | 22 неделя | |
45 | Последовательное соединение проводников. | 1 | 23 неделя | |
46 | Параллельное соединение проводников | 1 | 23 неделя | |
47 | Решение задач | 1 | 24 неделя | |
48 | Работа электрического тока. Мощность электрического тока | 1 | 24 неделя | |
49 | Единицы работы электрического тока, применяемые на практике Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | 1 | 25 неделя | |
50 | Нагревание проводников элек- трическим током. Закон Джоуля— Ленца. | 1 | 25 неделя | |
51 | Конденсатор | 1 | 26 неделя | |
52 | Лампа накаливания. Электриче- ские нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. | 1 | 26 неделя | |
53 | Обобщение на тему «Электрические явления» | 1 | 27 неделя | |
54 | Контрольная работа №3 «Электрические явления» | 1 | 27 неделя | |
Радел 4. Электромагнитные явления | 5 | |||
55 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. | 1 | 28 неделя | |
56 | Электромагниты и их применение. Лабораторная работа №9. Сборка электромагнита и испытание его действия. | 1 | 28 неделя | |
57 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли | 1 | 29 неделя | |
58 | Электрический двигатель. Лабораторная работа №10. | 1 | 29 неделя |
Изучение двигателя постоянного тока. | ||||
59 | Обобщение по теме «Электромагнитные явления» | 1 | 30 неделя | |
Радел 4. Световые явления | 9 | |||
60 | Источники света. Распространение света. | 1 | 30 неделя | |
61 | Видимое движение светил | 1 | 31 неделя | |
62 | Отражение света. Плоское зеркало. | 1 | 31 неделя | |
63 | Преломление света. | 1 | 32 неделя | |
64 | Линзы. Оптическая сила линзы. | 1 | 32 неделя | |
65 | Глаз и зрение | 1 | 33 неделя | |
66 | Изображения, даваемые линзами. Построение изображения в линзах. | 1 | 33 неделя | |
67 | Лабораторная работа №11. Получение изображений с помощью линзы | 1 | 34 неделя | |
68 | Контрольная работа №4 Световые явления | 1 | 34 неделя | |
69 | Итоговая контрольная работа | 1 | 35 неделя | |
70 | Резервный урок | 1 | 35 неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/28/picture-1325006-1616949061.jpg)
Рабочая программа по физике 9класс (3 часа в неделю) 1. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, Физика 9 класс, Москва: Дрофа, 2018-2019 гг.
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по физике. Примерная программа основного общего о...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/25/picture-275906-1374730345.jpg)
Рабочая программа "Домоводство". 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
Рабочая программа "Домоводство" 7 класс. 136 часов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1015074-1541398122.jpg)
Рабочая программа по Физике с элементами точки роста 2022
для 7-9 класса основного общего образования с использованием оборудования Точки роста 2022-2023 учебный год...