Рабочая программа по физике 8 класс (2 часа) Перышкин 2022 г
рабочая программа по физике (8 класс)

Жамбалтарова Евгения Ивановна

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования, на основе авторской программы основного общего образования по физике в 7-8 классах  (автор: А. В. Пёрышкин)

  В данной рабочей программе на изучение физики в 7-8 классе отводится 2 часа в неделю, из расчёта 34 учебные недели – 68 часов в год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Потанинская средняя общеобразовательная школа »

Рассмотрено на заседании МО учителей

Протокол №        от

«_   »_        20        г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

         М.А. Кузнецова

«_        »_        20        г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «Потанинская СОШ »

         Э.В.Цыбенов

Приказ №        от «        »_   20        г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по        ФИЗИКА         

(указать учебный предмет, курс)

класс        7         

Количество часов                 70         

Учитель                 Жамбалтарова Евгения Ивановна         

Потанино 2022

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основании следующих нормативных документов:

  •         Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования и науки РФ 17 декабря 2010 г. N 1897, с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.
  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ

«Потанинская СОШ»

  • Положения «О рабочей программе учебного предмета по ФГОС НОО, ООО, СОО МБОУ «Потанинская СОШ.»
  • Учебного плана МБОУ «Потанинская СОШ» на 2022-2023 учебный год,
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на текущий учебный год (утвержден приказом Министерством просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. N 345", с изменениями от 18.05.2020 (приказ N 249)
  • Авторской программы по предмету: физика для основной школы, 7-9 классы Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник., Дрофа.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений.
  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Содержание учебного предмета

  1. Введение (5 ч)

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

  1. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

  1. Взаимодействия тел (21 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Лабораторные работы №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

№4 «Измерение   объема   тела»,   №5«Определение   плотности   твердого   тела»   №6

«Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

  1. Давление твердых тел, жидкостей и газов (22 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Лабораторные работы №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело», №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

  1. Работа и мощность. Энергия (14 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

Лабораторные       работы    №9    «Выяснение    условия    равновесия    рычага»,    №10

«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Тематическое планирование

Название раздела/урока/темы

Кол-во

часов

Дата проведения/план

(уч. неделя)

факт

Радел 1. Физика и физические методы изучения природы

5

1

Физика - наука о природе

1

1 неделя

2

Наблюдения и опыты. Физические

величины. Измерение физических величин

1

1 неделя

3

Л. р № 1 "Определение цены

деления измерительного прибора"

1

2 неделя

4

Точность и погрешность

измерений.

1

2 недели

5

Физика и мир, в котором мы

живем

1

3 неделя

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества

6

6

Строение вещества. Молекулы

1

3 неделя

7

Диффузия в газах, жидкостях и

твердых телах

1

4 неделя

8

Л.р №2 «Измерение размеров

малых тел».

1

4 неделя

9

Агрегатные состояния вещества

1

5 неделя

10

Взаимное притяжение и

отталкивание молекул

1

5 неделя

11

Контрольная работа по теме

«Первоначальные сведения о строении вещества»

1

6 неделя

Раздел 3. Взаимодействие тел

21

12

Механическое движение.

Равномерное и неравномерное движение

1

6 неделя

13

Скорость. Единицы скорости

1

7 неделя

14

Расчет пути и времени движения

1

7 неделя

15

Взаимодействие тел. Инерция

1

8 неделя

16

Масса тела

1

8 неделя

17

Л. р № 3 "Измерение массы на

рычажных

1

9 неделя

18

Плотность вещества

1

9 неделя

19

Л. р № 5 "Определение плотности

твердого тела"

1

10 неделя

20

Расчет массы и объема тела по его

плотности

1

10 неделя

21

Сила. Сила тяжести.

1

11 неделя

22

Вес тела Сила упругости. Закон

Гука.1

1

11 неделя

23

Единицы силы. Связь между массой тела и силой тяжести. Сила

тяжести на других планетах

1

12 неделя

24

Динамометр

Л. р № 6 "Градуирование пружины"

1

12 неделя

25

Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой.

Равнодействующая сила

1

13 неделя

26

Сила трения.

1

13 неделя

27

Трение покоя. Трение в природе и

технике

1

14 неделя

28

Движение и взаимодействие,

Силы вокруг нас

1

14 неделя

29

Решение задач по теме «Силы.

Равнодействующая сил»

2

15-15 неделя

30

Обобщающий урок по теме

«Взаимодействие тел»

1

16 неделя

31

Контрольная работа № 2 по теме

"Взаимодействие тел"

1

16 неделя

Раздел 4. Давление твердых тел,

жидкостей и газов

22

32

Давление

1

17 неделя

33

Способы уменьшения и

увеличения давления. Давление твердых тел

1

17 неделя

34

Давление газа

1

18 неделя

35

Давление в жидкостях и газах.

Закон Паскаля

1

18 неделя

36

Расчет давления жидкости на дно

и стенки сосуда

1

19 неделя

37

Сообщающиеся сосуды

1

19 неделя

38

Вес воздуха. Атмосферное

давление

1

20 неделя

39

Почему существует воздушная

оболочка Земли

1

20 неделя

40

Измерение атмосферного

давления.

1

21 неделя

41

Барометры. Атмосферное

давление на различных высотах

1

21 неделя

42

Манометры

1

22 неделя

43

Поршневой жидкостный насос.

Гидравлическая машина

1

22 неделя

44

Действие жидкости и газа на

погруженное в них тело

1

23 неделя

45

Архимедова сила

1

23 неделя

46

Л.р № 7 "Определение выталкивающей силы,

действующей на погруженное в

1

24 неделя

жидкость тело"

47

Плавание тел

Л.р № 8 "Выяснение условий плавания тел в жидкости"

1

24 неделя

48

Решение задач по теме

«Архимедова сила», «Условия плавания тел»»

2

25-25 неделя

49

Плавание судов. Воздухоплавание

1

26 неделя

50

Давление твердых тел, жидкостей

и газов (урок обобщение)

1

26 неделя

51

Контрольная работа№3 по теме "Давление твердых тел, жидкостей

и газов"

1

27 неделя

Раздел 5. Работа и мощность. Энергия

14

52

Механическая работа

1

27 неделя

53

Мощность

1

28 неделя

54

Простые механизмы. Рычаг.

Равновесие сил

1

28 неделя

55

Момент силы. Рычаги в технике,

быту, и природе

1

29 неделя

56

Л.р № 9 "Выяснение условия

равновесия рычага

1

29 неделя

57

Блоки. «Золотое правило"

механики

1

30 неделя

58

Центр тяжести тела. Условия

равновесия тел

1

30 неделя

59

Коэффициент полезного действия.

1

31 неделя

60

Энергия. Кинетическая и

потенциальная энергия

1

31 неделя

61

Превращения энергии

1

32 неделя

62

Решение задач по теме "Работа и

мощность. Энергия"

1

32 неделя

63

Работа и мощность. Энергия.(

урок обобщения)

1

33 неделя

64

Контрольная работа №4 по теме

"Работа и мощность. Энергия"

1

33 неделя

65

Физика и мир, в котором мы живем

(урок обобщения за курс)

2

34-34 неделя

66

Итоговая контрольная работа

1

35 неделя

67

Резервный урок

1

35 неделя



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Потанинская средняя общеобразовательная школа »

Рассмотрено на заседании МО учителей

Протокол №        от

«_   »_        20        г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

         М.А. Кузнецова

«_        »_        20        г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «Потанинская СОШ »

         Э.В.Цыбенов

Приказ №        от «        »_   20        г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по        ФИЗИКА         

(указать учебный предмет, курс)

класс        8         

Количество часов                 70         

Учитель                 Жамбалтарова Евгения Ивановна         

Потанино 2022

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основании следующих нормативных документов:

  •         Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования и науки РФ 17 декабря 2010 г. N 1897, с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.
  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ

«Потанинская СОШ»

  • Положения «О рабочей программе учебного предмета по ФГОС НОО, ООО, СОО МБОУ «Потанинская СОШ»
  • Учебного плана МБОУ «Потанинская СОШ» на 2022-2023 учебный год,
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на текущий учебный год (утвержден приказом Министерством просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. N 345", с изменениями от 18.05.2020 (приказ N 249)
  • Авторской программы по предмету: физика для основной школы, 7-9 классы Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник., Дрофа.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать

оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления.
  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для

сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);

Содержание учебного предмета

  1. Тепловые явления.

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

  1. Изменение агрегатных состояний вещества.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Лабораторная работа № 3 "Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра"

  1. Электрические явления.

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, полупроводники и диэлектрики.

Постоянный электрический ток. Источники тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.

Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на её различных участках».

Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом».

Лабораторная работа №7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

  1. Электромагнитные явления.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.

Лабораторная работа № 9 "Сборка электромагнита и испытание его действия" Лабораторная работа №10. «Изучение двигателя постоянного тока».

  1. Световые явления.

Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Фотоаппарат.

Лабораторная работа №11 «Получение изображения с помощью линзы».

Тематическое планирование

Название раздела/урока/темы

Кол-во

часов

Дата проведения/план

(уч. неделя)

факт

Радел 1. Тепловые явления

13

1

Тепловое движение. Температура

1

1 неделя

2

Внутренняя энергия. Способы

изменения внутренней энергии

1

1 неделя

3

Виды теплообмена.

Теплопроводность

1

2 неделя

4

Конвекция.

Излучение.

1

2 недели

5

Сравнение видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в

природе и технике.

1

3 неделя

6

Количество теплоты

1

3 неделя

7

Удельная теплоемкость

1

4 неделя

8

Расчет количества теплоты, не- обходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаж-

дении. Решение задач

1

4 неделя

9

Лабораторная работа №1

«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1

5 неделя

10

Лабораторная работа №2

«Определение удельной теплоемкости твердого тела».

1

5 неделя

11

Энергия топлива. Удельная

теплота сгорания

1

6 неделя

12

Закон сохранения и превращения энергии в механических и

тепловых процессах

1

6 неделя

13

Контрольная работа №1

«Тепловые явления».

1

7 неделя

Радел 2. Изменение агрегатных состояний вещества

13

14

Агрегатные состояния вещества.

Плавление и отвердевание

1

7 неделя

15

Плавление и отвердевание

кристаллических тел

1

8 неделя

16

Удельная теплота плавления

1

8 неделя

17

Решение задач. Удельная теплота

плавления.

1

9 неделя

18

Испарение насыщенный пар.

1

9 неделя

19

Поглощение энергии при испа- рении жидкости и выделение ее

при конденсации пара

1

10 неделя

20

Кипение

1

10 неделя

21

Решение задач. Удельная теплота

парообразования.

1

11 неделя

22

Относительная влажность воздуха

и ее измерение

1

11 неделя

23

Лабораторная работа № 3 "Измерение относительной влажности воздуха с помощью

психрометра"

1

12 неделя

24

Работа газа и пара при расши- рении. Двигатель внутреннего

сгорания

1

12 неделя

25

ДВС, паровая турбина, КПД

1

13 неделя

26

Контрольная работа № 2 по теме

«Изменение агрегатных состояний вещества»

1

13 неделя

Радел 3. Электрические явления

28

27

Электризация тел. Два рода

зарядов. Взаимодействие заряженных тел.

1

14 неделя

28

Электроскоп. Электрическое поле.

1

14 неделя

29

Делимость электрического заряда.

Электрон. Строение атомов.

2

15 неделя

30

Объяснение электрических явле-

ний

1

15 неделя

31

Проводники, полупроводники и

непроводники электричества.

1

16 неделя

32

Электрический ток. Источники

электрического тока.

1

16 неделя

33

Электрическая цепь и ее состав-

ные части.

1

17 неделя

34

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока.

Направление электрического тока

1

17 неделя

35

Сила тока. Единицы силы тока

1

18 неделя

36

Амперметр.

Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках»

1

18 неделя

37

Электрическое напряжение.

Единицы напряжения

1

19 неделя

38

Вольтметр. Зависимость силы тока

от напряжения

1

19 неделя

39

Электрическое сопротивление проводников. Лабораторная работа №5. Измерение напряжения на различных

участках электрической цепи.

1

20 неделя

40

Закон Ома для участка цепи.

1

20 неделя

41

Расчёт сопротивления проводника.

Удельное сопротивление.

1

21 неделя

42

Решение задач

на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения

1

21 неделя

43

Реостаты.

Лабораторная работа №6: Регулирование силы тока реостатом

1

22 неделя

44

Лабораторная работа №7: Измерение сопротивления проводника при помощи

амперметра и вольтметра.

1

22 неделя

45

Последовательное соединение

проводников.

1

23 неделя

46

Параллельное соединение

проводников

1

23 неделя

47

Решение задач

1

24 неделя

48

Работа электрического тока.

Мощность электрического тока

1

24 неделя

49

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике Лабораторная работа № 8

«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

1

25 неделя

50

Нагревание проводников элек-

трическим током. Закон Джоуля— Ленца.

1

25 неделя

51

Конденсатор

1

26 неделя

52

Лампа накаливания. Электриче- ские нагревательные приборы. Короткое замыкание.

Предохранители.

1

26 неделя

53

Обобщение на тему

«Электрические явления»

1

27 неделя

54

Контрольная работа №3

«Электрические явления»

1

27 неделя

Радел 4. Электромагнитные явления

5

55

Магнитное поле. Магнитное поле

прямого тока.

1

28 неделя

56

Электромагниты и их применение. Лабораторная работа №9. Сборка электромагнита и испытание его

действия.

1

28 неделя

57

Постоянные магниты. Магнитное

поле Земли

1

29 неделя

58

Электрический двигатель.

Лабораторная работа №10.

1

29 неделя

Изучение двигателя постоянного

тока.

59

Обобщение по теме

«Электромагнитные явления»

1

30 неделя

Радел 4. Световые явления

9

60

Источники света. Распространение

света.

1

30 неделя

61

Видимое движение светил

1

31 неделя

62

Отражение света. Плоское

зеркало.

1

31 неделя

63

Преломление света.

1

32 неделя

64

Линзы. Оптическая сила линзы.

1

32 неделя

65

Глаз и зрение

1

33 неделя

66

Изображения, даваемые линзами.

Построение изображения в линзах.

1

33 неделя

67

Лабораторная работа №11. Получение изображений с

помощью линзы

1

34 неделя

68

Контрольная работа №4 Световые

явления

1

34 неделя

69

Итоговая контрольная работа

1

35 неделя

70

Резервный урок

1

35 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...

рабочая программа 8-9 класс 4 часа по Перышкину

Программа сс углубленным изучением физики...

Рабочая программа по физике 9класс (3 часа в неделю) 1. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, Физика 9 класс, Москва: Дрофа, 2018-2019 гг.

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по физике. Примерная программа основного общего о...

Рабочая программа по Физике с элементами точки роста 2022

для 7-9 класса основного общего образования с использованием оборудования Точки роста 2022-2023 учебный год...