Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности «Электричество» для детей подготовительной группы
план-конспект по физике

Бетина Любовь Николаевна

 

Цель: формирование у детей представлений об электричестве, в том числе статическом.

Задачи: познакомить детей с понятием электризация и её возникновением при помощи трения; дать понятие, что такое электроны (что они бывают положительно и отрицательно заряжены); выяснить, что является источниками электроэнергии; расширить понятия о том, откуда берется электроэнергия; дать понятие об единице измерения «вольт»; познакомить с ученым Александро Вольта и его научными достижениями;

Материалы: варежки из шерсти, полоски синтетической ткани, воздушные шары, батарейки (заряженные и разряженные, ноутбук, цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»(можно заменить мультиметром, часы, несколько батареек с разным уровнем заряда. Иллюстрации: портрет Вольта, строение батарейки, Вольтов столб, схема взаимодействия зарядов.

Ход занятия

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся к нашему другу Наураше в лабораторию, сейчас я выполню вход в лабораторию и приступим. Но ноутбук не включается (не подключен к розетке)

Педагог: Никак не получается, вы не знаете в чем может быть дело?

Ответы детей (поломался, разрядился)

Педагог: Если он разрядился, что мы можем сделать?

Дети: Подключить к электричеству.

Педагог: А что такое электричество?

Дети: Это энергия, которая поступает по проводам в наши дома и питает электроприборы.

Педагог: Да, верно. Нашу жизнь без электричества уже сложно представить…

В это время на проектор поступает видеозвонок из научной лаборатории:

«Здравствуйте, уважаемые старшие научные сотрудники дошкольной Академии естественных наук! Нам срочно требуется ваша помощь! Дело в том, что мы в своей лаборатории столкнулись с проблемой, у нас вышли из строя все часы, они просто не работают! Помогите нам выяснить, почему так произошло и можно ли это исправить? Очень надеемся, что вы разберетесь с этим. Часы вам высылаем!»

Педагог: Ну что, ребята, поможем нашим коллегам?

Дети: Да!

Педагог: Тогда предлагаю вам надеть форму научных сотрудников, но для этого вы должны доказать, что ими являетесь, я буду вам давать определение, а вы должны ответить, что это за наука. Готовы?

1. Наука, которая изучает свойства тел и явлений неживой природы (физика)

2. Наука обо всём живом (биология)

3. Наука, которая изучает вещества, их строение и свойства (химия)

4. Наука, изучающая как устроена Земля (география)

5. Наука, которая изучает взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и влияние человека на окружающую среду (экология)

6. Наука, которая изучает Вселенную, космическое пространство, небесные тела (астрономия)

Правильно ответившему ребенку на голову надевается конфедератка.

Педагог: Вы отлично справились с заданием!

Теперь я вижу, что передо мной настоящие научные сотрудники.

На столе лежат часы с разряженной батарейкой.

Педагог: Ребята, а вы знаете как работают часы?

Ответы детей.

Педагог: Действительно, часы могут работать как от батареек, так и электричества. Но чтобы выяснить, что случилось с нашими часами, мы должны разобраться как они устроены. Давайте их рассмотрим.

Рассматривают, находят батарейку.

Педагог: Кстати, по-научному батарейка называется гальванический элемент. Посмотрите, на батарейке есть загадочные символы и цифры, на ней написано 1,5 v. Где мы уже встречали такие символы в саду?

Дети: рядом с розетками.

Педагог: Буква V(на экране) – это единица измерения электрического потенциала - Вольт, а цифры рядом с ней количество этого потенциала. Единицу напряжения так назвали в честь ученого, посмотрите на экран. Это Александро Вольта, итальянский физик и химик, который знаменит тем, что в 1745 году построил прибор, в котором создавались и накапливались электрические заряды посредством трения. Прибор это называется электрофор. На первом этапе сургуч напирали шкурой животного, происходила электризация. Электризация – это когда заряженные частички переходят от одного тела к другому. Давайте с вами тоже попробуем создать электризацию. Для этого нам понадобятся два шарика.

Опыт 1. Два шарика (отталкиваются)Электризация предметов.

Оба шарика электризуются с помощью трения об варежку. Шарики подносятся друг к другу, они отталкиваются, делается вывод, что одинаково заряженные частицы отталкиваются.

Опыт 2. Два шарика. Дети электризуют шарики об варежку и подносят к кусочкам бумаги, кусочки бумаги притягиваются. Шарики мы электризовали, а кусочки бумаги нет, как думаете у них одинаково заряженные частицы (нет) Вывод: по-разному заряженные частицы притягиваются.

Педагог: существуют два типа заряженных частиц: отрицательные и положительные, посмотрите на экран (картинка с зарядами частиц – и +)Что же мы поняли, как они взаимодействую друг с другом?

Дети: Одноименные отталкиваются( ++ --, а разноименные притягиваются (на экране схема +-)

Педагог: Поиграем в игру, вам нужно поделиться на пары, вытащить каждому из мешочка карточку со знаком +- и показать, как эти заряды взаимодействуют друг с другом: обняться или разбежаться.

Педагог: Да, верно. Как я уже раньше сказала батарейка называется гальваническим элементом. А первый гальванический элемент тоже изобрел Альксандро Вольта, посмотрите на экран – это Вольтов столб. Он опустил в банку с кислотой две пластины - цинковую и медную (цинковая пластина имеет отрицательный заряд, а медная положительный) и соединил их проволокой. После этого цинковая пластина начала растворяться, а на медной стали выделяться пузырьки газа. Вольта предположил и доказал, что по проволоке протекает электрический ток.

Обратите внимание на нашу батарейку, что мы ещё на ней можем увидеть?

Дети: Знаки плюс и минус.

Как вы думаете, что это значит?

Дети: Что у неё есть положительно и отрицательно заряженные частицы.

Педагог: Верно. И помимо этих частиц в батарейке есть кислота, которая помогает им производить электричество, как в Вольтовом столбе.

А чтобы понять, что же случилось с нашей батарейкой мы отправимся в лабораторию к Наураше.

Педагог: Как понять, хорошая это батарейка или нет?

Дети: Нужно измерить есть ли в батарейке электричество или нет.

Педагог: Именно, и в этом нам и поможет Наураша (Вместо цифровой лаборатории можно использовать мультиметр). Маша, помоги мне зайти в лабораторию по изучению электричества. И у меня как раз есть новая батарейка, но вот беда, я её положила к остальным и теперь не знаю, какая из них новая, придется проверить все и выяснить. (каждой паре детей достается по 1 батарейке)

Опыт 3. Хорошая и плохая батарейка. Измерение показателей батареек.

Педагог предлагает детям разделиться на пары и выбрать батарейки(«плохую» и «хорошую»)Один ребенок из пары производит измерение, а второй следит за показателями и запоминает.

Педагог: Отлично, вы справились с измерениями, что же нам удалось выяснить?

Дети: Что в батарейке из часов совсем нет электричества, а в новой батарейке его много.

Педагог: Так почему перестали работать часы в институте?

Дети: Потому что в батарейках закончилось электричество.

Педагог: Как это исправить?

Дети: Заменить старую батарейку на новую.

Педагог: Давайте сделаем приятный сюрприз для наших коллег? Заменим плохую батарейку в их часах на новую. И отправим им часы обратно?

Дети: Да!

Педагог: Вы знаете как правильно устанавливать батарейку?

Ответы детей (расположить стороны батарейки в отсек плюс к плюсу, а минус к минусу)

Дети меняют старую батарейку на новую, часы начинают работать.

Педагог: Часы снова работают! Вот и мы справились. И часы снова заработали. Что помогает им работать?

Дети: Электричество в батарейке.

В это время поступает звонок на экране из лаборатории

Сотрудник:

-Ребята, вы справились, часы снова заработали! Что же с ними было не так?

Дети: Разрядилась батарейка!

Сотрудник: Ах, вот в чем дело. Спасибо вам большое за помощь, теперь мы заменим батарейки во всех часах! До свидания! До новых встреч!

Педагог: Ребята, вы большие молодцы. Справились со всеми заданиями и помогли разобраться в проблеме. Вам понравилось? А что понравилось больше всего?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности «Электричество» для детей подготовительной группы

Цель: формирование у детей представлений об электричестве, в том числе статическом.

Задачи: познакомить детей с понятием электризация и её возникновением при помощи трения; дать понятие, что такое электроны (что они бывают положительно и отрицательно заряжены); выяснить, что является источниками электроэнергии; расширить понятия о том, откуда берется электроэнергия; дать понятие об единице измерения «вольт»; познакомить с ученым Александро Вольта и его научными достижениями;

Материалы: варежки из шерсти, полоски синтетической ткани, воздушные шары, батарейки (заряженные и разряженные, ноутбук, цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»(можно заменить мультиметром, часы, несколько батареек с разным уровнем заряда. Иллюстрации: портрет Вольта, строение батарейки, Вольтов столб, схема взаимодействия зарядов.

Ход занятия

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся к нашему другу Наураше в лабораторию, сейчас я выполню вход в лабораторию и приступим. Но ноутбук не включается (не подключен к розетке)

Педагог: Никак не получается, вы не знаете в чем может быть дело?

Ответы детей (поломался, разрядился)

Педагог: Если он разрядился, что мы можем сделать?

Дети: Подключить к электричеству.

Педагог: А что такое электричество?

Дети: Это энергия, которая поступает по проводам в наши дома и питает электроприборы.

Педагог: Да, верно. Нашу жизнь без электричества уже сложно представить…

В это время на проектор поступает видеозвонок из научной лаборатории:

«Здравствуйте, уважаемые старшие научные сотрудники дошкольной Академии естественных наук! Нам срочно требуется ваша помощь! Дело в том, что мы в своей лаборатории столкнулись с проблемой, у нас вышли из строя все часы, они просто не работают! Помогите нам выяснить, почему так произошло и можно ли это исправить? Очень надеемся, что вы разберетесь с этим. Часы вам высылаем!»

Педагог: Ну что, ребята, поможем нашим коллегам?

Дети: Да!

Педагог: Тогда предлагаю вам надеть форму научных сотрудников, но для этого вы должны доказать, что ими являетесь, я буду вам давать определение, а вы должны ответить, что это за наука. Готовы?

1. Наука, которая изучает свойства тел и явлений неживой природы (физика)

2. Наука обо всём живом (биология)

3. Наука, которая изучает вещества, их строение и свойства (химия)

4. Наука, изучающая как устроена Земля (география)

5. Наука, которая изучает взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и влияние человека на окружающую среду (экология)

6. Наука, которая изучает Вселенную, космическое пространство, небесные тела (астрономия)

Правильно ответившему ребенку на голову надевается конфедератка.

Педагог: Вы отлично справились с заданием!

Теперь я вижу, что передо мной настоящие научные сотрудники.

На столе лежат часы с разряженной батарейкой.

Педагог: Ребята, а вы знаете как работают часы?

Ответы детей.

Педагог: Действительно, часы могут работать как от батареек, так и электричества. Но чтобы выяснить, что случилось с нашими часами, мы должны разобраться как они устроены. Давайте их рассмотрим.

Рассматривают, находят батарейку.

Педагог: Кстати, по-научному батарейка называется гальванический элемент. Посмотрите, на батарейке есть загадочные символы и цифры, на ней написано 1,5 v. Где мы уже встречали такие символы в саду?

Дети: рядом с розетками.

Педагог: Буква V(на экране) – это единица измерения электрического потенциала - Вольт, а цифры рядом с ней количество этого потенциала. Единицу напряжения так назвали в честь ученого, посмотрите на экран. Это Александро Вольта, итальянский физик и химик, который знаменит тем, что в 1745 году построил прибор, в котором создавались и накапливались электрические заряды посредством трения. Прибор это называется электрофор. На первом этапе сургуч напирали шкурой животного, происходила электризация. Электризация – это когда заряженные частички переходят от одного тела к другому. Давайте с вами тоже попробуем создать электризацию. Для этого нам понадобятся два шарика.

Опыт 1. Два шарика (отталкиваются)Электризация предметов.

Оба шарика электризуются с помощью трения об варежку. Шарики подносятся друг к другу, они отталкиваются, делается вывод, что одинаково заряженные частицы отталкиваются.

Опыт 2. Два шарика. Дети электризуют шарики об варежку и подносят к кусочкам бумаги, кусочки бумаги притягиваются. Шарики мы электризовали, а кусочки бумаги нет, как думаете у них одинаково заряженные частицы (нет) Вывод: по-разному заряженные частицы притягиваются.

Педагог: существуют два типа заряженных частиц: отрицательные и положительные, посмотрите на экран (картинка с зарядами частиц – и +)Что же мы поняли, как они взаимодействую друг с другом?

Дети: Одноименные отталкиваются( ++ --, а разноименные притягиваются (на экране схема +-)

Педагог: Поиграем в игру, вам нужно поделиться на пары, вытащить каждому из мешочка карточку со знаком +- и показать, как эти заряды взаимодействуют друг с другом: обняться или разбежаться.

Педагог: Да, верно. Как я уже раньше сказала батарейка называется гальваническим элементом. А первый гальванический элемент тоже изобрел Альксандро Вольта, посмотрите на экран – это Вольтов столб. Он опустил в банку с кислотой две пластины - цинковую и медную (цинковая пластина имеет отрицательный заряд, а медная положительный) и соединил их проволокой. После этого цинковая пластина начала растворяться, а на медной стали выделяться пузырьки газа. Вольта предположил и доказал, что по проволоке протекает электрический ток.

Обратите внимание на нашу батарейку, что мы ещё на ней можем увидеть?

Дети: Знаки плюс и минус.

Как вы думаете, что это значит?

Дети: Что у неё есть положительно и отрицательно заряженные частицы.

Педагог: Верно. И помимо этих частиц в батарейке есть кислота, которая помогает им производить электричество, как в Вольтовом столбе.

А чтобы понять, что же случилось с нашей батарейкой мы отправимся в лабораторию к Наураше.

Педагог: Как понять, хорошая это батарейка или нет?

Дети: Нужно измерить есть ли в батарейке электричество или нет.

Педагог: Именно, и в этом нам и поможет Наураша (Вместо цифровой лаборатории можно использовать мультиметр). Маша, помоги мне зайти в лабораторию по изучению электричества. И у меня как раз есть новая батарейка, но вот беда, я её положила к остальным и теперь не знаю, какая из них новая, придется проверить все и выяснить. (каждой паре детей достается по 1 батарейке)

Опыт 3. Хорошая и плохая батарейка. Измерение показателей батареек.

Педагог предлагает детям разделиться на пары и выбрать батарейки(«плохую» и «хорошую»)Один ребенок из пары производит измерение, а второй следит за показателями и запоминает.

Педагог: Отлично, вы справились с измерениями, что же нам удалось выяснить?

Дети: Что в батарейке из часов совсем нет электричества, а в новой батарейке его много.

Педагог: Так почему перестали работать часы в институте?

Дети: Потому что в батарейках закончилось электричество.

Педагог: Как это исправить?

Дети: Заменить старую батарейку на новую.

Педагог: Давайте сделаем приятный сюрприз для наших коллег? Заменим плохую батарейку в их часах на новую. И отправим им часы обратно?

Дети: Да!

Педагог: Вы знаете как правильно устанавливать батарейку?

Ответы детей (расположить стороны батарейки в отсек плюс к плюсу, а минус к минусу)

Дети меняют старую батарейку на новую, часы начинают работать.

Педагог: Часы снова работают! Вот и мы справились. И часы снова заработали. Что помогает им работать?

Дети: Электричество в батарейке.

В это время поступает звонок на экране из лаборатории

Сотрудник:

-Ребята, вы справились, часы снова заработали! Что же с ними было не так?

Дети: Разрядилась батарейка!

Сотрудник: Ах, вот в чем дело. Спасибо вам большое за помощь, теперь мы заменим батарейки во всех часах! До свидания! До новых встреч!

Педагог: Ребята, вы большие молодцы. Справились со всеми заданиями и помогли разобраться в проблеме. Вам понравилось? А что понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе (для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием) "Подарок для Осени"

Создание  игровой ситуации,  развитие связной речи.  Закрепление и обобщение  представлений  об осени и осенних изменениях в природе, характерных признаках осени. Об...

Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Вода на Земле»

Конспект  логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Вода на Земле»Цель: развитие связной речи...

Конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с нарушениями слуха и для детей с ТМНР

План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений может быть использован в работе с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста в подготовительной групп...

План-конспект организационной интегрированной образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому и речевому развитию детей подготовительной группы Тема: «Ах, картошечка-картошка, до чего ж ты хороша»

Цель: создание социальной ситуации для речевого развития детей подготовительной группы посредством познавательно-исследовательской деятельности о картофеле.Задачи: Образовательные: -Стимулировать...