Атмосферное давление
план-конспект урока по физике

Логунова Ольга Николаевна

План конспект урока по теме "Вес воздуха.. Атмосферное дваление"  физика 7 . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ves_vozduha_atmosfernoe_davlenie.zip1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Тема раздела: Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

Класс 7

Тема и место урока в теме: Вес воздуха. Атмосферное давление (седьмой из двадцати)

Цель: обеспечить усвоение знаний о понятиях «вес воздуха», «атмосферное давление»; формировать умения находить вес воздуха и анализировать причины существования воздушной оболочки Земли 

задачи:

личностные; формировать умения:                                                                                                     работать в коллективе, парах;                                                                                                          находить согласованные решения;                                                                                      самоконтроля и самостоятельного исправления ошибок;

метапредметные; 

познавательные - самостоятельно приобретать новые знания; управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей;

регулятивные - самостоятельно формулировать познавательную задачу; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

предметные: 

 вычислять массу воздуха; сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли; объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы

коммуникативные - слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность 

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Дидактические цели урока: систематизация знаний; восполнение пробелов знаниях учащихся; достижение прочности знаний; более глубокое раскрытие узловых вопросов темы;

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

  1. По источнику передачи и восприятия информации.

Словесные (беседа)

Практические (упражнения)

  1. По логике передачи и восприятия информации.

Дедуктивный

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос

Письменный самоконтроль

Средства обучения:

  • учебник
  • задачник

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная 

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно определяют учебные задачи урока;

-работают с текстами задач;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

Настраиваются на учебную деятельность.

Формировать навыки самоорганизации

II. Проверка домашнего задания

Организовывает самопроверку домашнего задания.

Решают задачи. Приложение 1.

Уметь проводить объективную самопроверку

III. Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся. Постановка учебной задачи

  • Сейчас мы попробуем разгадать загадки.

(после ответа на загадки задаются вопросы)

  • Что такое воздух?
  • Что вам известно о воздухе?
  • Как вычислить вес воздуха?

Все, чем мы живем и дышим,

То, что гор высоких выше.

На планете самой первой

Появилась (Атмосфера)

Вопрос для постановки учебной задачи:

  • Достаточно ли у вас знаний о воздухе? Что вы знаете о весе воздуха?

Два ученика загадывают загадки. Приложение 2.

Отвечают на вопросы

Формулируют учебную задачу:

Узнать, как вычислить вес воздуха

Развивать навыки целеполагания

IV. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока.

Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока.

Записывают в тетрадь тему урока.

Участвуют в формулировании целей и задач урока:

  • усвоить суть понятия «атмосферное давление»;
  • научиться находить вес воздуха и анализировать причины существования воздушной оболочки Земли

Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу

V. Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала

Организовывает обсуждение проблемных вопросов.

Обладает ли воздух весом?

Как узнать вес воздуха?

Опыт с весами и резиновыми шариками.

Объясняет учащимся: опытами установлено, что при температуре 0 °C и нормальном атмосферном давлении масса воздуха объемом 1 м3 равна 1,29 кг. Вес этого воздуха легко вычислить:

р = g • т, р = 9,8 Н/кг • 1,29 кг - 13 Н

Предлагает учащимся, исследуя понятие «атмосферное давление», выполнить рисунки, эскизы, графические наброски.

Поясняет, что, несмотря на то, что человек не ощущает атмосферного давления, оно довольно значительно. Демонстрирует простейшие опыты, доказывающие существование атмосферного давления. (Приложение 4)

Организовывает обсуждение проблемных вопросов:

  • Каким образом сохраняется воздушная оболочка Земли, ее атмосфера?
  • Почему молекулы газов, входящих в состав воздушной оболочки Земли, не упадут все на поверхность Земли?
  • Почему эти молекулы не улетают в мировое пространство?

Объясняет, что плотность воздуха быстро уменьшается с высотой.

  • На высоте 5,5 км над Землей плотность воздуха в 2 раза меньше его плотности у поверхности Земли, на высоте 11 км - в 4 раза. Чем выше, тем воздух разреженнее.

Принимают участие в обсуждении.

Задают вопросы учителю. Делают записи в рабочей тетради.

Вывод из опыта. Надутый шарик тяжелее, значит, воздух имеет массу.

Проводят изучение понятия «атмосферное давление». Заполняют таблицу. Приложение 3

Предлагают свои опыты.

Уметь проводить исследования

VI. Закрепление изученного материала

Проводит беседу.

1.     Как можно определить массу воздуха?

2.     Чему равен вес воздуха при температуре 0 градусов и объёмом 1м3?

3.     Почему молекулы газов, входящих в состав атмосферы, не падают на землю под действием силы тяжести?

4.     Какая скорость нужна была бы для молекул газов, входящих в состав атмосферы, чтобы покинуть Землю?

5.     Как изменяется плотность атмосферы с увеличением высоты?

Задание. Чтобы вдохнуть воздух, человек при помощи мышц расширяет грудную клетку. Почему воздух входит при этом в легкие? Как происходит выдох?

Принимают участие в обсуждении. Предлагают свои пояснения.

Решение. При вдохе увеличивается объем легких, давление внутри легких уменьшается, становится меньше атмосферного, и воздух под действием атмосферного давления поступает внутрь легких. При выдохе все наоборот

VII.. Подведение итогов урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Побуждает учащихся к размышлению над вопросами:

  • Что осталось мне непонятным на уроке?
  • Что лучше всего у меня сегодня получалось?
  • С какими трудностями я столкнулся на уроке?
  • Насколько интересно мне было сегодня на уроке?

Подводят итоги своей работы на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию

Отслеживать цель учебной деятельности

X. Домашнее задание

§ 42-43 учебника.

Подготовить по выбору сообщение. Атмосферное давление в живой природе. Атмосферное давление в технике. Атмосферное давление в медицине.

Выбирают задания, которые будут выполнять дома. Записывают домашнее задание

Формировать навыки самоорганизации

час выясним, имеет ли воздух массу?  

Предложите опыт, доказывающий это? 

  Проводит опыт с весами и резиновым

шариком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Презентация к уроку "Вес воздуха. Атмосферное давление"...

Урок физики в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Урок в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"...

7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия».

7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста  по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия»....

Презентация по теме-Атмосферное давление "Доказательство существования атмосферного давления"

Презентация рассказывает о строении атмосферы,даёт понятие атмосферного давления,его существоание,полностью описывает опыт Торричелли,а также описывает роль давления в жизни человека. Цель презентации...

урок физики в 7 классе "Методы измерения атмосферного давления. Атмосферное давление на различных высотах."

В феврале 2013 года проведен открытый урок физики в 7 классе по теме «Методы измерения давления. Атмосферное давление на различных высотах». Это урок изучения нового материала комбинированного типа....

Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.

Вес воздуха. Химический состав воздуха. Атмосферное давление и его измерение....

Разработка для подготовки к ОГЭ по физике. Тема "Масса. Плотность. Давление. Атмосферное давление. Гидростатика"

Материал для подготовки к ОГЭ по физике в 9 классе. Представляет собой теорию, представленную в виде таблицы и подборку задач по теме  "Масса. Плотность. Давление. Атмосферное давление....